УДК 371.01:796.07 ББК 74.200.44:75.1
Н.Г. Новичкова, Е.Б. Малетина
повышение уровня нравственной
ВОСПИТАННОСТИ ПОДРОСТКОВ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОй КУЛьТУРы
В статье представлено исследование по проблеме педагогической коррекции девиантного поведения подростков средствами физической культуры. С подростками, находящимися в условиях детских домов, проводились дополнительные занятия по спортивным играм, в рамках секционной работы, с включением воспитательных мероприятий. По результатам проведения опытно-экспериментальной работы была прослежена положительная динамика уровня нравственной воспитанности подростков. Итоги исследования положены в основу методических рекомендаций для руководителей и педагогов, работающих с данной категорией подростков.
Ключевые слова: девиантное поведение, подростки, нравственная воспитанность, физическая культура.
N.G. Novichkova, E.B. Maletina
IMPROVING THE LEVEL OF MORAL UPBRINGING IN TEENAGERS wITH DEVIANT BEHAVIOR BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE
The article presents the problem of pedagogical correction of teenagers' deviant behavior by means of physical culture. The authors deal with teenagers placed in orphanage and give them classes in sports as part of extracurricular program with some educational elements included. The results of experimental work has shown positive dynamics in the level of the teenagers' moral education. The study has been takes as a basis for methodical recommendations for teachers and administrators working with this category of teenagers.
Key words: deviant behavior, teenagers, moral upbringing, physical culture.
На современном этапе развития общества педагоги и психологи особое внимание уделяют работе с подростками, которые имеют какие-либо отклонения от поведения, принятого в обществе. В настоящее время от образовательных учреждений требуются новые подходы к воспитанию подростков, использования инновационных технологий воспитательной работы. На это нацеливают Закон Российской Федерации «Об образовании», основы законодательства Российской Федерации «О физической культуре и спорте».
В решении проблемы воспитания подростков с девиантным поведением необходимо уточнить определение понятия «девиантное поведение». В.С. Мухина определяет девиантное поведение
как «поведение, не соответствующее нормам, взглядам, принятым в обществе, отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другие наказания нарушителя» [2, с. 59].
Л.Б. Шнейдер определил отклоняющееся поведение как «популярный феномен, экспортирующий процесс взросления подростков, который протекает на протяжении данного возрастного периода». Необходимо отметить, что де-виантное поведение чаще всего не осознается подростком. «В современных условиях, когда возрастает роль личности и анализа факторов ее становления, большое значение приобретает изучение проблемы девиантного поведения» [5, с. 137].
о
X
н
X
го
S
са ф
Ч ш
о ^
н
о
о ^
4 о с
5
н
о
о _
X .0 X О.
li и &
C0,s >S О
|s ф g
И m
S-&
И
пк со X I-
са о
2 ^ Q. ф
ф ° s к
X S
Ф X 3 £
3 $
са
са
о
из и]
(О ей О ¡£
т ^
ей
0
1
Указанная проблема, интерес к которой обусловлен как теоретическими, так и практическими потребностями, рассматривается многими учеными, причем каждый период развития общества требует дополнительного изучения обстоятельств формирования личности подростка, создания объективного отношения ко времени, переоценка установок на осознанное отношение к своей жизни детьми подросткового возраста.
Важное значение в решении анализируемой проблемы имеет профилактика отклоняющегося поведения, которая выстраивается на рациональном, целенаправленном процессе организации свободного времяпрепровождения.
Такие науки, как психология и педагогика с включением коррекционной практики, на современном этапе, обладают достаточно большим набором путей, средств и методов влияния на ребенка с противоправным поведением, на устранение отклонений его в поведении.
«Взаимодействуя друг с другом, создавая организованную реконструкцию сознания и поведения, вызывая положительные и перебарывая отрицательные качества, педагогические методы регулируют различные естественные и созданные влияния на личность подростка, координируют отношения подростка к себе и к другим» [3, с. 120].
Решение определенных проблем работы с подростками девиантного поведения требует комплексного подхода, который предполагает использование специальных средств, педагогических приемов, определенных воспитательных мероприятий, которые бы органично вводили в общую систему обучения и воспитания. К «специальным средствам коррекции девиантного поведения подростков можно отнести и физическую культуру, средства которой направлены не только на физическое совершенствование, они являются важным фактором нравственного воспитания».
Для подростков «физические упражнения ценны тем, что они совершенствуют физическую кондицию. Это - видимая сторона, и она должна быть использована педагогом как основа для формирования
сознательного выбора подростком предпочтений к занятиям физической культурой. Физические упражнения являются наиболее эффективным средством стимулирования интереса к систематическим занятиям физической культурой подростков девиантного поведения» [4, с. 83].
На сегодняшний день актуальными остаются вопросы заинтересованности подрастающего поколения с отклоняющимся поведением социально-значимой деятельностью. Вовлечение детей в секционную спортивную работу является сложной задачей. В процессе своего исследования мы решали проблему занятости подростков, находящихся в условиях детского дома. Наряду с показателями физической подготовленности нами изучались показатели нравственной составляющей детей, а именно: социальная предрасположенность, отношение подрастающего поколения к общественной деятельности, организованность, доброжелательность, добросовестность, воспитанность, взаимовыручка, аккуратность. Определены и доказаны показатели нравственности, которые позволили решить продуктивность коррекционной направленности на отклоняющееся поведение подростков.
С использованием методики А.И. Ко-четова была спроектирована схема определения нравственности подрастающего поколения. Каждый из восьми показателей оценивали «по пятибалльной системе (высокий уровень имел оценку -5 баллов, средний уровень имел оценку -3 балла и низкий уровень имел оценку -1 балл)» [1, с. 31].
Оценку осуществляла группа экспертов, в которую входили представители администрации и педагогического коллектива детского дома.
По результатам исследования было определено, что в испытуемых группах уровень нравственности повысился и оказал положительное влияние на поведенческий компонент. Однако следует отметить, что, несмотря на положительную динамику, уровень и показатели нравственной воспитанности в опытных группах различны. Результаты исследования представлены в табл. 1.
Показатели нравственной воспитанности 3 1 1 ^ ЭГ1 (п = 32) ЭГ2 (п = 33)
W W W
1. Социальная предрасположенность Х, 1,62 61 1,72 71,6 1,54 72,8
Х2 2,5 3,83 3,62
2. Отношение подрастающего поколения к общественной деятельности X 1,8 64 1,94 70,7 1,9 66,7
Х2 3,6 3,92 3,9
3. Организованность X 1,42 20 1,7 83,4 1,2 81
Х2 1,93 4,41 3,82
4. Доброжелательность Хч 1,91 10 1,9 70 1,87 67
Х2 2,23 3,8 4,08
5. Добросовестность Х1 1,52 2 1,52 81,5 1,52 76,2
Х2 1,61 3,9 3,9
6. Воспитанность Х1 1,86 42 1,9 53,7 1,9 51,3
Х2 2,74 3,2 3,05
7. Взаимовыручка Х1 1,72 53 1,34 67,8 1,6 63
Х2 3,17 3,72 3,3
8. Аккуратность Х1 2,01 40 2,08 65,3 2,07 62,1
Х2 3,25 4,1 4,23
Хр Х2 - среднее значение до и после эксперимента (в баллах); W - темпы прироста
Из таблицы видно, что значительные улучшения показателей нравственной воспитанности наблюдаются в экспериментальных группах, по сравнению с контрольной. Наиболее высокие темпы прироста наблюдаются в показателе «Организованность», в КГ данный показатель составляет 20%, что на 63,4% меньше, чем в ЭГ1, и на 21% меньше, чем в ЭГ2. В четвертом показателе «Доброжелательность» темпы прироста улучшились на 60% в ЭГ1 и на 57% в ЭГ2, чем в КГ. В пятом показателе «Добросовестность» улучшения в ЭГ1 на 79,5%, в ЭГ2 на 74,2% больше по сравнению с показателями КГ.
В первом показателе «Социальная предрасположенность» прирост результатов в КГ составил 61%, что на 10,6% меньше, чем в ЭГ1 и на 11,8% меньше в ЭГ2. Темпы прироста в показателе «Отношение подрастающего поколения к общественной деятельности» в КГ составляет 64%, что на 6,7 % меньше показателя в ЭГ1 и на 0,7% меньше, чем в ЭГ2. В шестом показателе «Воспитанность» результат в КГ равен 42%, что на 11,7% меньше, чем в ЭГ1 и на 9,3%
меньше, чем в ЭГ2. В седьмом показателе «Взаимовыручка» в ЭГ1 выше на 14,8% и на 10% выше в ЭГ2, чем в КГ; «Аккуратность», данный показатель в КГ составил 40%, что на 15,3% выше, чем в ЭГ1 и на 12,1% выше, чем в ЭГ2.
После проведения экспериментальной работы разработаны методические рекомендации по коррекции отклоняющегося поведения подростков в процессе физического воспитания для педагогов по физической культуре, социальных педагогов, работников дополнительного образования.
В процессе работы с детьми группы-риска была создана дружеская атмосфера, которая позволила установить прочный контакт между педагогом и воспитанниками. Программа внеклассной работы по физической культуре, в которую входили занятия, основанные на спортивных играх, соответствовала возрастным показателям и возможностям занимающихся. По окончанию эксперимента наблюдаются положительные изменения в экспериментальных группах по сравнению с контрольной группой.
0
1 IX
го
Таким образом, включение мероприятий воспитательного характера в процесс тренировочных занятий, основанных на спортивных играх, позволило решить проблему занятости подростков, уменьшить количество свободного времени, повысить интерес детей к физической
культуре. Весь этот комплекс мероприятий коррекционной направленности благоприятным образом сказывается на психологическом состоянии занимающихся, которое занимает одно из ведущих мест в подростковом возрасте, тем самым решая проблему отклоняющегося поведения.
Библиографический список
1. Кочетов, А.И. Работа с трудными детьми [Текст]: книга для учителя / А.И. Кочетов, Н.Н. Вер-цинская. - М.: Просвещение, 1986. - 160 с.
2. Мухина, В.С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: учеб. для студ. вузов / В.С. Мухина. - 4-е изд. - М.: Академия, 1999. - 456 с.
3. Новичкова, Н.Г. Педагогическая коррекция девиантного поведения подростков средствами физической культуры [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Н.Г. Новичкова. - Челябинск: УралГУФК, 2009. - 184 с.
4. Пигалова, Л.В. Теория и методика профессионально-педагогической подготовки студентов вуза физической культуры к воспитательной работе с подростками девиантного поведения [Текст]: монография / Л.В. Пигалова. - Челябинск: Уральская Академия, 2012. - 260 с.
5. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков [Текст] / Л.Б. Шнейдер. - М.: Академический Проект; Трикста, 2005. - 336 с.
References
1. Kochetov A.I., Vercinskaja N.N. Working with difficult children: teacher's book. M. : Prosveshhenie, 1986. P. 160. [in Russian].
2. Muhina V.S. Age psychology: the phenomenology of development, childhood, adolescence. M. : Akademija, 1999. P. 456. [in Russian].
3. Novichkova N.G. Pedagogical correction of teenagers' deviant behavior by means of physical culture. Dis. ... cand. of sciences (Education). Chelyabinsk: UralGUFK., 2009. P. 184. [in Russian].
4. Pigalova L.V. Theory and methods of professional and pedagogical training of students in a higher educational establishment of physical culture for educational work with teenagers with deviant behavior: monograph. Chelyabinsk: Ural'skaya Alademiya, 2012. P. 260. [in Russian].
5. Shnejder L.B. Deviant behavior of children and adolescents. M.: Akademicheskij Proekt; Triksta, 2005. P. 336. [in Russian].
Сведения об авторах: Новичкова Наталья Геннадьевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физического воспитания, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, Российская Федерация. КтаИ: [email protected]
Information about the authors: Novichkova Natalya Gennadjevna,
Candidate of Sciences (Education),
Associate Professor,
Department of Theory
and Methodology
of Physical Culture,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
Малетина Елена Борисовна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики легкой атлетики, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, Российская Федерация. КтаИ: [email protected]
Maletina Elena Borisovna,
Candidate of Sciences (Education),
Associate Professor,
Department of Theory
and Methodology
of Athletics,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]