УДК 796-053.7
ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕКРЕАТИВНАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ
© В.Н. Ирхин, B.C. Попов, И.А. Руцкой
Irhin V.N., Popov V.S., Rutskoy I. A. Sports and recreative work at school as the preventive measures of teenagers deviant behavior. This article considers sports and recreative work with the deviant teenagers as a specially organized system. The activity of physical perfection club aimed at a prophylaxis of the teenagers deviant behavior by sports and recreative work organization for constructive interaction, personal development and healthy life-style among teenagers. The structural levels of sports and recreative work are social, administrative, pedagogical and pupil level. The certain pedagogical conditions of raising the effectiveness of sports and recreative work with the deviant teenagers were elaborated.
Социокультурная ситуация в России, сложные и неоднозначные изменения, происходящие в нашем обществе, актуализируют задачу усиления внимания к той категории детей, которая в силу обстоятельств выпала из сферы активной жизнедеятельности школьных коллективов и оказалась в состоянии социальной изоляции. Эти учащиеся, отнесенные к категории девиантных подростков, требуют целенаправленной воспитательной работы с ними на основе принятия их личного достоинства, В настоящее время наметился социально-деструктивный подъем активности школьников. Многие подростки и юноши потеряли веру в школу, стремятся меньше в ней находиться, организуются в асоциальные группы. Увеличивается количество бросивших учебу и нигде не устроившихся подростков. В то же время для девиантных подростков характерно саморазрушающееся поведение (курение, токсикомания, алкоголизм, агрессия). Не случайно уровень заболеваемости среди подростков 15-17 лет возрос на 64 % (1992 г. - 61220,2, 2002 г. - 100469,1 на 100000 несовершеннолетних соответствующего возраста). Вызывает тревогу также и то, что в последнее пятилетие среди подростков старшего возраста наметилось заметное увеличение рйспрострйненности хронических болезней (у детей до 14 лет этот рост составил 23 %, в 15-17 лет -26 %). Одной из причин такой тенденции является то обстоятельство, что у 70 % подростков отмечается недостаточная двигательная активность. Более половины учащихся вообще не занимаются физической культурой. Гипокинезия во многом связана с отсутствием мотивации к физической активности, сокращением сети спортивно-оздоровительных учреждений, высокой стоимостью индивидуального использования спортивных площадок и тренажеров. До последнего времени не соблюдаются требования по увеличению обязательных уроков по физической культуре до 3-х часов в неделю в общеобразовательной школе и до 4-х - в системе начального профессионального образования. В связи с этим физическая подготовленность современных школьников достигает не более 60 % от соответствующих показателей 60-х гг. Снижение физической активности негативно влияет на состояние здоровья подростков, способствует росту болезней органов дыхания
на 18 %, кровообращения - на 35 %, костно-мышечной системы - на 45 %, а также травм, в т. ч. переломов -на 15 %. В ходе Всероссийской диспансеризации выявлены дети с отклонениями в физическом развитии. Так, в старшем подростковом возрасте, в 16-17 лет, удельный вес несовершеннолетних с дефицитом массы тела значительно больше: среди юношей он составляет 12,1 %, среди девушек - 7,1 %. Причины сложившегося неблагополучия со здоровьем подростков самые различные. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет и образовательный процесс в школе, характеризующийся обездвиженностью учащихся, сенсорной закрепощенностью, авторитарным стилем обучения, перегруженностью, что является мощным фактором снижения здоровья школьников.
Таким образом, в современных условиях повышается роль профилактической и коррекционной деятельности школы, что определяет необходимость создания в образовательном учреждении физкультурнорекреативной среды, стимулирующей формирование у подростков данной группы направленности на здоровый образ жизни.
Девиантное поведение можно рассматривать как
IJPnADf»-
ка, которое включает в себя такие свойства личности, как социальная активность, способность к самоопределению жизненного пути, осуществлению социальной функции, сформированность системы ценностных отношений к здоровью и здоровому образу жизни. Поэтому в нашем исследовании мы отдаем предпочтение пониманию физкультурно-рекреативной работы как специально организованной системы урочных и внеурочных форм занятий, основанных на широком использовании средств физической культуры, которые обеспечивают разностороннее воздействие не только на физическое, но и духовное развитие личности.
Одно из ведущих мест в данной системе, как показал опыт экспериментальной деятельности в школах Белгорода, занимает клуб физического совершенствования школьников. Полноценное использование факторов физической культуры в воспитании подростков «группы риска» дает возможность оптимально реализовать их физическое развитие, совершенствовать фи-
зические качества и связанные с ними способности в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств. Развитие клубной деятельности в настоящее время является актуальным вследствие того, что внеучебная деятельность подростков в значительной мере закрыта для воспитательного влияния со стороны взрослых. Однако клубная деятельность, как феномен социальной активности учащихся, обладает потенциальными возможностями для включения девиантных подростков в контекст социального воспитания за счет предоставления им возможности сменить виды деятельности с асоциальных на социально приемлемые, определить свой жизненный путь в соответствии с меняющейся социокультурной средой, получить позитивный опыт отвечать за себя, своих друзей и близких. Клубная деятельность удовлетворяет растущим культурно-образовательным, информационным, досуговым потребностям школьников. является важной сферой реализации их интересов и индивидуально-творческой активности.
Деятельность клуба физического совершенствования школьников направлена на профилактику девиантного поведения среди несовершеннолетних, посредством организации физкультурно-рекреативной работы для усвоения подростками навыков конструктивного взаимодействия, личностного развития и здорового образа жизни.
Задачами деятельности клуба являются:
1. Внедрение новых воспитательных технологий в процесс организации физкультурно-оздоровительной работы с девиантными подростками, вовлечение их в физкультурно-оздоровительные занятия.
2. Системное формирование у подростков необходимого в жизни индивидуального фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний (физическое образование).
3. Постановка у занимающихся правильного дыхания, осанки, походки, обучение правилам передвижения во время спортивных игр, как средства развития координации движения.
4. Расширение кругозора подростков через изучение многообразия видов деятельности, в т. ч. и спортивной, формирование у них чувства уверенности, желания учиться.
Одним из эффективных методов профилактики и коррекции отклоняющегося поведения является использование методики стресс-закаливания, что связано с учетом биологического фактора девиантности, обусловленного рецидуально-органической церебральной недостаточностью. В частности, у девиантных подростков, занимающихся в клубе, имеет место вегетативная дисфункция. Это приводит к отсутствию реакции на медикаментозную терапию и малой эффективности одних психокоррекционных воздействий. Как отмечают медики, сложность и многоплановость патогенеза нарушений у данного контингента подростков определяет различные подходы к их терапии и необходимость комплексного воздействия, включающего медикаментозные, психотерапевтические, лечебно-педагогические, коррекционно-воспитательные, реабилитационно-трудовые мероприятия. Наиболее целесообразным следует считать дифференцированный подход к данной проблеме. Клиническое обоснование его базируется, с одной стороны, на своеобразии психического состояния подростков, индивидуальных особенностях их
личности, психической и вегетативной активности, сомато-неврологического статуса, степени и структуры познавательной деятельности, с другой, - имеет значение многообразие психотропных, мнемотропных свойств психофармокологических средств, а также методов психотерапии и лечебной педагогики. Огромное значение имеет также фитотерапия и физические методы воздействия. Использование одномоментного обливания холодной водой на улице круглогодично дает наиболее выраженный эффект. С помощью сочетания методики стресс-закаливания и основной медикаментозной и психологической коррекции устраняется аффективное напряжение личности и сопутствующие этому вегетативные расстройства. Очень эффективна указанная выше методика для укрепления и повышения тонуса серотонинреактивных структур.
В процессе физкультурно-рекреативной деятельности целесообразна организация отдельных групп девиантных подростков; привитие и формирование у подростков чувства ответственности за все происходящее с ними средствами и методами тренировок, походов, физкультурных занятий; организаций спортивных праздников, мероприятий с целью сплочения подростков и привития навыков общения в коллективе. Достаточно эффективны индивидуальные беседы, консультации специалистов с целью выявления личностных проблем и нахождения путей их разрешения.
Показателями эффективности деятельности клуба являются:
1. Повышение активности и успеваемости подростков в школе по отдельным предметам.
2. Участие в спортивных соревнованиях и других общественных мероприятиях.
3. Улучшение самочувствия подростков.
4. Снижение уровня правонарушений среди подростков, занимающихся в клубе.
5. Улучшение дисциплины подростков в школе и за ее пределами.
Помимо деятельности данного клуба, необходимо выстроить в школе целостную систему физкультурнорекреативной работы, что предполагает повышение качества уроков физической культуры, внеурочных воспитательно-оздоровительных мероприятий, увеличение числа спортивных секций и качества проведения занятий в них.
Создание четкой структуры и механизма управления является обязательным условием эффективности физкультурно-рекреативной работы с девиантными подростками в школе. В структуре управления физ-культурно-рекреативной работой с подростками в школе можно выделить следующие уровни: общественный (родительский комитет, попечительский совет, совет здоровья, общественные организации); административный (заместитель директора по физкультурнорекреативной работе, руководители служб и клубов); профессионально-педагогический (объединения учителей и специалистов школьных служб); ученический (ученический совет, совет клуба, творческие объединения детей, ученическое самоуправление).
Условиями эффективной физкультурно-рекреативной работы с девиантными подростками в школе являются:
- создание модели управления физкультурнорекреативной работой с подростками «группы писка» в школе;
- разработка организационного механизма управ- - организация мониторинга эффективности
ления развитием физкультурно-рекреативной работы с управления физкультурно-рекреативной работой с де-
девиантными подростками в школе; виантными подростками в школе.
- определение содержания личностно-ориентиро-
ванных программ для девиантных подростков; Поступила в редакцию 10 июля 2006 г.