Научная статья на тему 'Особенности физического состояния подростков с девиантным поведением'

Особенности физического состояния подростков с девиантным поведением Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
486
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ПОДРОСТКИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ / PHYSICAL DEVELOPMENT / PHYSICAL FITNESS / FUNCTIONAL CONDITION / TEENAGERS WITH DEVIANT BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дзержинская Людмила Борисовна

В статье представлен экспериментальный материал, доказывающий наличие особенностей в показателях физического состояния подростков с девиантным поведением, которые выражаются в дисгармоничном или резко дисгармоничном физическом развитии, достоверном снижении физической подготовленности и ухудшении функционального состояния сердечнососудистой и дыхательной систем организма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дзержинская Людмила Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of teenagers' physical condition with deviant behavior

The article presents the experimental material proving the availability of features in parameters of physical condition of teenagers with deviant behavior which are expressed in disharmonious or sharply disharmonious physical development, authentic decrease in physical fitness and deterioration of functional condition of cardiovascular and respiratory systems of an organism.

Текст научной работы на тему «Особенности физического состояния подростков с девиантным поведением»

УДК 371-044.3 ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Людмила Борисовна Дзержинская, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)

Аннотация

В статье представлен экспериментальный материал, доказывающий наличие особенностей в показателях физического состояния подростков с девиантным поведением, которые выражаются в дисгармоничном или резко дисгармоничном физическом развитии, достоверном снижении физической подготовленности и ухудшении функционального состояния сердечнососудистой и дыхательной систем организма.

Ключевые слова: физическое развитие, физическая подготовленность, функциональное состояние, подростки с девиантным поведением.

FEATURES OF TEENAGERS’ PHYSICAL CONDITION WITH DEVIANT

BEHAVIOR

Lyudmila Borisovna Dzerzhinskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd State Academy of Physical Education

Annotation

The article presents the experimental material proving the availability of features in parameters of physical condition of teenagers with deviant behavior which are expressed in disharmonious or sharply disharmonious physical development, authentic decrease in physical fitness and deterioration of functional condition of cardiovascular and respiratory systems of an organism.

Keywords: physical development, physical fitness, functional condition, teenagers with deviant behavior.

ВВЕДЕНИЕ

В любом обществе существует категория подростков, которые по разным причинам не смогли принять и использовать общепринятые социальные нормы и правила. Таких подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правовых или нравственных норм, называют девиантными [9].

Анализ современной научно-методической литературы, посвященной проблемам социализации подростков, позволяет заключить, что в настоящее время девиантное поведение становится социальной нормой [1,5]. Хорошо известно значение для формирования личности подростка и укрепления его здоровья систематических занятий физической культурой и спортом. Положительное влияние занятий физической культурой в профилактике, коррекции и реабилитации трудных подростков экспериментально доказано в целом ряде диссертационных работ [3,6,8]. Однако, в большинстве работ отсутствует комплексная оценка физического состояния данной категории подростков в течение обучения в общеобразовательной школе. Вместе с тем, построение процесса физического воспитания должно основываться на методических принципах, основным из которых является принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий определение стимулирующей меры трудности педагогического задания, учитывая особенности возраста, пола, состояния здоровья и уровня подготовленности [7]. Данный принцип предусматривает учет возможностей занимающихся, что подчеркивает актуальность нашего исследования.

МЕТОДИКА

Физическое состояние изучалось по трем взаимосвязанным признакам: физическое развитие, физическая подготовленность, функциональное состояние основных си-

стем организма. Оценка физического развития проводилась стандартным инструментарием по общепринятым методикам и предполагала измерения роста, веса тела и окружности грудной клетки. Центильным методом определялась гармоничность физического развития [2]. Для изучения физической подготовленности были выбраны следующие тесты: бег 30 м, челночный бег 3^10 м, бег 1000 м, прыжок в длину с места, подтягивание, подъем туловища из и.п. лежа в положение сед за 30 с [4].

Функциональное состояние сердечнососудистой и дыхательной системы организма подростков оценивалось при помощи: пульсометрии, пробы Штанге, жизненной емкости легких, определения индекса функционального состояния на основе расчета отношения ЧСС в покое сидя к длительности задержки дыхания на вдохе и индекса Руфье, характеризующего уровень адаптационных резервов кардио-респираторной системы.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Исследования проводились в течение 2010-2011 учебного года. В эксперименте приняло участие 2176 школьников (юноши) в возрасте от 9 до 17 лет, обучающихся в общеобразовательных школах № 3, 12 и 86 Тракторозаводского района г. Волгограда, из которых были созданы контрольные и экспериментальные группы в каждой возрастной категории. В экспериментальные группы вошли дети и подростки, имеющие, по заключению школьного психолога, признаки отклоняющего поведения, в контрольную группу - их сверстники, не имеющие отклонений.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Статистический анализ количества детей и подростков, имеющих признаки девиантного поведения, свидетельствует о росте числа детей данной категории в течение получения основного общего образования. Так, в начальной школе количество детей с отклоняющимся поведением, составляет 2,1%, в 10-11-летнем возрасте - 5,4%, в 13-14летнем возрасте - 11,7%, что, по нашему мнению, связано с возрастными кризисами развития личности. В старшей школе количество подростков данной категории снижается до 7,9%, что объясняется дальнейшим получением образования в других учебных заведениях (вечерние школы, профессионально-технические училища, колледжи).

Учитывая выявленную динамику, профилактическую и коррекционную работу, по нашему мнению, целесообразно начинать с младшего подросткового возраста, что, в свою очередь, требует знания особенностей физического состояния подростков.

Сравнительный анализ средних значений роста, веса, окружности грудной клетки подростков с девиантным поведением и их благополучных сверстников не выявил статистически достоверных различий (р>0,05). Динамика полученных результатов свидетельствует о том, что юноши обеих групп всех возрастов развиваются по общим закономерностям.

Однако, результаты обработки антропометрических данных центильным методом свидетельствуют о том, большинство благополучных подростков имеют гармоничное физическое развитие (53,3%). Юноши, имеющие дисгармоничное физическое развитие, составляют 29,7%, резко дисгармоничное - 17%. В группе подростков с девиантным поведением большинство имеют дисгармоничное физическое развитие (57,8%), 24,6% -резко дисгармоничное и только 17,6% - гармоничное.

Уровень физической подготовленности изучался посредством использования контрольных тестов, рекомендованных комплексной программой физического воспитания учащихся 1-11 классов [4] и программой Президентских состязаний.

Анализ эмпирических данных физической подготовленности благополучных и девиантных подростков 10-12 лет свидетельствует о достоверных различиях по большинству изучаемых показателей (исключение составили результаты челночного бега 3 х 10 м и бега на 30 м). У младших подростков с девиантным поведением хуже развиты общая

выносливость (на 10,8% при р<0,01), силовые способности (на 15,3% при р<0,05) и скоростно-силовые способности (в прыжках в длину с места - на 7,4% при р<0,05; в подъеме туловища из и.п. лежа в положение сед за 30 с - на 14,8%, р<0,01).

Следует отметить, что начиная с 13-летнего возраста, нами выявлены статистически достоверные различия по всем двигательным тестам. Наибольшие различия отмечены беге на 1000 м (на 27,1% при р<0,001), в подтягивании на высокой перекладине (на 18,3% при р<0,01), подъеме туловища из и.п. лежа в положение сед за 30 с (на 16,51% при р<0,001).

Анализ уровня физической подготовленности юношей позволил нам заключить, что показатели физической подготовленности благополучных юношей находятся в диапазоне выше среднего - ниже среднего уровня развития, тогда как результаты двигательных тестов подростков с девиантным поведением соответствуют среднему, ниже среднего и низкому уровню развития.

Аналогичная картина выявлена нами при изучении функционального состояния организма подростков. Единственным показателем, где отсутствуют межгрупповые различия, является ЧСС в покое. Полученные нами значения во всех возрастных группах соответствуют возрастным нормам.

Вместе с тем, у девиантных подростков всех возрастных групп достоверно хуже показатели индекса функционального состояния (на 19,3%), индекса Руфье (на 15,5%), пробы Штанге (на 17,2%) (р<0,01). Несколько меньшее, но достоверное отставание наблюдалось в результатах измерений жизненной емкости легких (11,8%, при р<0,05). Кроме того, к старшему школьному возрасту выявленные различия имеют тенденцию к увеличению (до р<0,01).

Полученные нами значения свидетельствуют о том, что подростки с девиантным поведением имеют низкий уровень адаптационных резервов кардио-респираторной системы, низкие функциональные возможности дыхательной системы и слабую психологическую устойчивость) по сравнению со своими благополучными сверстниками.

Таким образом, полученные нами результаты свидетельствуют, что девиации в психоэмоциональной сфере отражаются на физическом состоянии подростков.

ВЫВОДЫ

1. Физическое состояние девиантных подростков характеризуется рядом особенностей: в среднем 57,8% юношей имеют дисгармоничное физическое развитие, 24,6% -резко дисгармоничное; уровень физической подготовленности по большинству двигательных тестов соответствует низкому и ниже среднему уровням развития; у них достоверно ниже показатели функционального состояния сердечнососудистой и дыхательной систем, а также адаптационных резервов организма.

2. Наибольшее количество различий в показателях физической подготовленности и функционального состояния подростков с девиантным поведением отмечается в 1314-летнем возрасте, что следует учитывать при построении процесса физического воспитания с данной категорией подростков.

3. За время обучения в школе количество девиантных подростков растет, а их физическое состояние ухудшается.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонова, Л.Н. Дети группы риска как социально-педагогический феномен // Педагогика. - 2010. - № 9. - С. 28-33.

2. Инструкция по комплексной оценке состояния здоровья детей : утв. приказом

Минздрава РФ от 30.12.2003 г. № 621 [Электронный ресурс] //

http://www.webapteka.ru/phdocs/doc7144.1Пт1 - Дата обращения 30.12.2011.

3. Дидарова, И.К. Методика занятий физической культурой с трудными подрост-

ками в условиях социально-реабилитационного центра : автореф. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Дидарова И.К. - Волгоград, 2010. - 24 с.

4. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / авт. : В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М. : Просвещение, 2004. - 127 с. - (Программы общеобразовательных учреждений).

5. Курбатов, А.В. Социализация подростков в обществе // Педагогика. - 2009. -№ 3. - С. 62-65.

6. Новичкова, Н.Г. Педагогическая коррекция девиантного поведения подростков средствами физической культуры : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.04 / Новичкова Н.Г. ; Уральский гос. ун-т физ. культуры. - Челябинск, 2009. - 20 с.

7. Теория и методика физической культуры : учебник / под ред. Ю.Ф. Курамши-на. - М. : Советский спорт, 2004. - 464 с.

8. Тюлькевич, В.Г. Физкультурно-спортивная деятельность прикладной направленности в решении задач социальной адаптации подростков с девиантным поведением : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Тюлькевич В.Г. ; Дальневосточ. гос. акад. физ. культуры. - Хабаровск, 2004. - 25 с.

9. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнайдер. - М. : Академический проект, Гаудеамус, 2007. - 336 с.

Контактная информация: dzer-family@yandex.ru

УДК 796

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Константин Николаевич Ефременков, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Анатольевна Ефременкова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель,

Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Максим Михайлович Ковылин, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,

Москва

Аннотация

В статье рассматривается модель олимпийского образования в условиях профессиональной подготовки студентов высших учебных заведений физической культуры

Ключевые слова: компетентность, модель, олимпийское образование.

EFFICIENCY OF EXPERIMENTAL MODEL OF THE OLYMPIC EDUCATION IN THE CONDITIONS OF VOCATIONAL TRAINING OF PHYSICAL CULTURE

UNIVERSITY STUDENTS Konstantin Nikolaevich Efremenkov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irina Anatolievna Efremenkova, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher,

The Smolensk State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism,

Maksim Michaylovich Kovylin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State University of Physical Culture, Sport and Tourism, Moscow

Annotation

The model of the Olympic education in higher educational establishments of Russia has been researched in the article.

Keywords: competence, model, Olympic education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.