Научная статья на тему 'Физическая культура и спорт в системе социальных антинаркотических воздействий на подростков девиантного поведения'

Физическая культура и спорт в системе социальных антинаркотических воздействий на подростков девиантного поведения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
622
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ПОДРОСТКИ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / НАРКОТИКИ / THE PHYSICAL CULTURE / THE SPORT / THE TEENAGERS / THE DEVIANT BEHAVIOR / THE DRUGS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Судакова Юлия Евгеньевна

В работе рассматриваются основные направления использования средств физической культуры и спорта в системе социальных антинаркотических воздействий на подростков девиантного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Судакова Юлия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The work considers the basic directions in using the means of physical culture and sports in system of social antidrug influencing on the teenager's deviant behavior.

Текст научной работы на тему «Физическая культура и спорт в системе социальных антинаркотических воздействий на подростков девиантного поведения»

стов в период с 12 до 13 лет со стабильно опережающими темпами прироста большинства рассматриваемых показателей не ведущей ноги.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богданец, В.В. Методика начального обучения технике владения мячом на основе асимметрии развития двигательной функции у юных футболистов 7-10 лет : дис. ... канд. пед. наук / Богданец В.В. - Смоленск, 2005. - 149 с.

2. Горбунова, Е.И. Программа физического воспитания детей-левшей старшего школьного возраста «Левшонок» : учебно-методическое пособие / Е.И. Горбунова, Ю.К. Чернышенко, Е.М. Бердическая ; Кубанский гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - Краснодар : [б.и.], 2009. - 98 с.

3. Золотарев, А.П. Структура и содержание многолетней подготовки спортивного резерва в футболе : дис. ... д-ра пед. наук / Золотарев А.П. - Краснодар, 1997. -444 с.

4. Золотарев, А.П. Футбол : методологические основы многолетней подготовки спортивного резерва : учебное пособие / А.П. Золотарев ; Кубанский гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - Краснодар : [б.и.], 2009. - 169 с.

5. Золотарев, А.П. Методика совершенствования и контроля координационных способностей юных футболистов в условиях скоростных передвижений : метод. пособие / А.П. Золотарев, А.И. Шамардин. - Волгоград : Универсал, 1991. - 33 с.

6. Искусство подготовки высококлассных футболистов : научно-методическое пособие / под ред. проф. Н.М. Люкшинова. - 2-е изд., испр., доп. - М. : Советский спорт, ТВТ Дивизион, 2006. - 432 с.

7. Медников, Р.Н. Асимметричность технических действий в футболе : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук / Медников Р.Н. - Л., 1975. - 24 с.

8. Солодков, А.С. Физиология (общая, спортивная, возрастная) : учебник для высших учебных заведений физической культуры / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - М.

: Терра-спорт, 2001. - 519 с.

9. Bangsbo, Jens. Fitness Training in Football. A Scientific Approach / Jens Bangsbo ; August Krogh Institute, University of Copengagen. - Copengagen, Denmark, 1994. - 336 p.

Контактная информация: [email protected] ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ АНТИНАРКОТИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ НА ПОДРОСТКОВ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Юлия Евгеньевна Судакова, ассистент,

Ульяновский государственный университет, филиал в городе Димитровграде

Аннотация

В работе рассматриваются основные направления использования средств физической культуры и спорта в системе социальных антинаркотических воздействий на подростков девиантного поведения.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, подростки, девиантное поведение, наркотики.

THE PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN SYSTEM OF SOCIAL ANTIDRUG INFLUENCING ON THE TEENAGER WITH DEVIANT BEHAVIOR Julia Evgenjevna Sudakova,the assistant,

The Uljanovsk State Universit, Dimitrovgrad Branch

Annotation

The work considers the basic directions in using the means of physical culture and sports in system of social antidrug influencing on the teenager’s deviant behavior.

Key words: the physical culture, the sport, the teenagers, the deviant behavior, the drugs.

ВВЕДЕНИЕ

Распространение наркомании в Российской Федерации приняло катастрофические размеры и приобрело черты социального бедствия, угрожающего национальной безопасности страны. Это явление оказывает возрастающее крайне негативное влияние на социально-психологическую атмосферу общества, экономику, политику, правопорядок, здоровье нации и затрагивает практически все сферы жизнедеятельности личности и государства [1, З].

Огромный социальный потенциал физической культуры и спорта необходимо в полной мере использовать в работе с подростками девиантного поведения, поскольку это - наименее затратный и наиболее результативный рычаг морального и физического оздоровления подрастающего поколения [2, З]. К сожалению, физическая культура и социальная работа с данным контингентом сосуществуют практически независимо друг от друга, достаточно редко соприкасаясь.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Разработанная нами программа по физической культуре и спорту антинаркоти-ческой направленности предусматривала проведение мероприятий, направленных на формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у подростков социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни; развитие личной позиции и активности в достижении в сфере своего здоровья и спортивных показателей; разработку эффективных форм и способов организации и проведения физкультурно-спортивных мероприятий.

Основное внимание в этой работе было сосредоточено на поиске необходимых и понятных подросткам категорий, учитывающих их потребности и интересы, возрастные, биологические и психологические особенности, реальную аксиологическую концепцию их жизни. Формирование адекватного отношения молодых людей к своему здоровью предполагало обращение не столько к непосредственным мотивам сохранения здоровья, сколько к механизмам внутреннего мира личности, прежде всего, к комплексу мотивационных подструктур, определяющих её общую направленностьі перспективы роста, стремление к творчеству, расширение круга общения, повышение самооценки и социального статуса, мотивы материального благополучия.

Программа по физической культуре и спорту антинаркотической направленности реализовывалась по трем уровням. На первом уровне применялись средства, методы и организационные формы занятий физическими упражнениями с целью отвлечения подростков от вредных привычек за счет целесообразной организации их досуга; формирования социально одобряемой активности и установок, повышения стрессо-устойчивости, формирования оптимистического взгляда на жизнь. Второй уровень направлен на оздоровление, приобщение к здоровому образу жизни, третий уровень предусматривал формирование и коррекцию основных свойств личности подростка девиантного поведения.

Инновационная программа по физической культуре и спорту имеет следующие специфические аспекты і педагогический, социальный, экономический, моральный, медицинский и психологический. Она состоит из трех взаимосвязанных блокові информационно-пропагандистская деятельность; формирование интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями; средства и методы сопряженного формирования и коррекции физического, нравственного и психоэмоционального состояния подростков.

Данная программа предусматриваеті

- обследование подростков с целью выявления групп социального риска;

- использование средств и методов коррекции физического, нравственного и психоэмоционального состояния;

— применение специфических средств и методов формирования интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями;

— организацию учебно-воспитательного процесса с подростками девиантного поведения;

— определение критериев и оценки их физической подготовленности; учет особенностей физкультурно-спортивной работы с различным контингентом занимающихся.

Основные средства физической культуры и спорта, которые нашли применение среди подростков девиантного поведения:

— упражнения преимущественно аэробной и силовой направленности;

— физические упражнения, ориентированные на сопряженное развитие физических и психических качеств;

— физические упражнения творческого характера, в которых создаются новые сочетания элементов двигательной активности;

— позы (асаны системы «хатха-йоги» и статические позы из системы «цигун»);

— дыхательные упражнения; упражнения на напряжение и расслабление

мышц;

— ритмические упражнения и танцы; игры (творческие, спортивные).

Экспериментальные исследования, проводимые на базе средней общеобразовательной школы №23, показали, что у подростков экспериментальной группы существенно улучшились характеристики активности (19,4%, р<0,05) и настроения (14,1%, р<0,05). По показателям эмоционального состояния положительная динамика очевидна только у учащихся данной группы. Школьники экспериментальной группы в большей мере доверяют педагогу (58,2%), видят в учителе пример для подражания (49,1%).

За период исследования только в экспериментальной группе увеличилось количество учеников, указавших в ответах анкеты, что для них занятия физической культурой и спортом - предпочтительный вид проведения свободного времени. Данный контингент стал более рационально использовать свое свободное время: ученики экспериментальной группы меньше времени проводили у экранов телевизоров, реже встречались с приятелями, чаще занимались туризмом и рыбной ловлей, помогали родителям по дому. За период исследования в контрольной группе анализируемые характеристики также изменялись, но в целом наблюдалась в основном негативная тенденция изменения данных показателей.

Анализ распространенности вредных привычек показывает также различную направленность изменения анализируемых показателей. В контрольной группе увеличивается (с 13,5 до 23,1%) доля учащихся, употребляющих наркотики и вдыхающих токсические вещества, растет уровень пристрастия к табакокурению (с 51,9 до 57,7%) и алкоголю (с 46,2 до 61,5%). В экспериментальной группе, наоборот, заметно уменьшается число учащихся с вредными привычками, особенно пристрастных к табакокурению.

По нашим данным, у подростков экспериментальной группы при пятипроцентном уровне значимости повысилось желание заниматься физической культурой и спортом (15,3%), улучшились характеристики дисциплинированности (10,1%), способности к преодолению трудностей (7,8%). В контрольной группе анализируемые показатели изменились несущественно, а отдельные характеристики (отношение к занятиям физической культурой и спортом) даже ухудшились.

В ходе исследования отмечено значительное увеличение доли (с 21,8 до 34,5%) учащихся экспериментальной группы с положительным отношением к воспитательным мероприятиям. У учеников различных групп в конечном обследовании выявлены разные тенденции изменения показателей отношения к воспитательным мероприятиям: отмечается увеличение количества школьников экспериментальной группы с по-

зитивным отношением к данной работе и уменьшение такого контингента в контрольной. Аналогичная закономерность прослеживается и в процессе анализа показателей отношения школьников к учебной деятельности: занимающиеся экспериментальной группы имеют заметное преимущество перед обследуемыми контрольной группы.

У учащихся экспериментальной группы снижается доля контингента с высоким (с 38,2 до 21,8%) и повышенным (с 32,7 до 29,1%) уровнями тревожности и увеличивается (с 29,1 до 49,1%) - с низким уровнем данной характеристики. В контрольной группе не выявлено существенных изменений в структуре данных показателей.

Результаты исследования показывают, что реальная альтернатива увлечению наркотиками - это духовность, осознанное отношение к собственному здоровью, активные занятия физической культурой и спортом.

ВЫВОДЫ

1. Занятия физической культурой и спортом антинаркотической направленности способствовали формированию интереса и удовлетворению двигательных потребностей подростков девиантного поведения; воспитанию морально-волевых и нравственных качеств; формированию позитивного отношения к различным видам физкультурно-спортивной деятельности; коррекции психических отклонений у данного контингента подростков; развитию у них физических способностей и повышению уровня функциональных возможностей.

2. Наращивание информационного воздействия на подростков девиантного поведения для формирования антинаркотического убеждения; культивирование здорового образа жизни, «создание моды» на него; активное привлечение учащихся к занятиям физической культурой и спортом; формирование здорового образа жизни и противодействия наркотизации общества; внедрение в образовательную практику инновационных физкультурно-спортивных технологий, обеспечивающих развитие ценностей физической культуры и формирование антинаркотической мотивации; оказание помощи семье в физическом воспитании детей - важные направления использования средств физической культуры и спорта в системе антинаркотических воздействий на подростков девиантного поведения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белогуров, С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях / С.Б. Белогуров. -СПб., М. : Невский Диалект - Бином, 1998. - 128 с.

2. Мочёнова, А.В. Проблемы профилактики девиантного поведения подростков и молодежи // Спорт против наркотиков : материалы Межрегиональной научнопрактической конференции. - М. : Советский спорт, 2002. - С. 107-110.

3. Физкультурно-спортивная деятельность в организации профилактики наркомании среди детей, подростков и молодежи : методическое пособие для общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования спортивной направленности / А.Т. Паршиков, П. А. Виноградов, Н.В. Паршикова, В.П. Моченов, С.И. Изаак. - М. : Монтэс Инвест, 2002. - 112 с.

Контактная информация: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.