Научная статья на тему 'Девиантное поведение в подростковом возрасте: социально-психологический аспект'

Девиантное поведение в подростковом возрасте: социально-психологический аспект Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1985
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Городецкая И. М., Конюхова С. Т.

The results of socio-psychological study of adolescents with deviant behavior as representatives of a big social group are presented in the article. System analysis of value priorities and interrelations of deviant teenagers within their group and with out-group of adults was carried out was made. Peculiarities of values and communication sphere revealed in the research will help to improve correction work with this problem group.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Deviant behavior of adolescents: social-psychological aspect

The results of socio-psychological study of adolescents with deviant behavior as representatives of a big social group are presented in the article. System analysis of value priorities and interrelations of deviant teenagers within their group and with out-group of adults was carried out was made. Peculiarities of values and communication sphere revealed in the research will help to improve correction work with this problem group.

Текст научной работы на тему «Девиантное поведение в подростковом возрасте: социально-психологический аспект»



Казанский педагогический журнал

7'2006

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

И.М. Городецкая, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики высшего профессионального образования КГТУ, С.Г. Конюхова, старший преподаватель кафедры1 общей и профессиональной психологии Нижнекамского филиала ИЭУП, аспирант кафедры1 психологии труда и предпринимательства ИЭУП

В настоящее время проблема деви-антного поведения подростков приобрела особую значимость в связи с общесистемным кризисом нашего общества. Размытость норм, ослабление социальной регуляции искажает культурные и духовные устои. Негативные тенденции общества особенно отразились на подростках. Подростковый возраст представляет собой период кризиса: с одной стороны, подросток связан с миром детства, с другой - со взрослой жизнью. В этот период идет осознание жизненных ценностей, на основе которых строятся дальнейшие отношения с окружающим миром. Высокий уровень подростковой преступности, рост неформальных молодежных объединений, высокая агрессивность делают проблему отклоняющегося поведения особо актуальной на сегодняшний день.

Исследование девиантного или отклоняющегося поведения носит междисциплинарный характер. Выступая предметом психологии, педагогики, психиатрии, оно трактуется с позиций поступков, действий человека, не соответствующих сложившимся в обществе нормам, выступая предметом социальной психологии, социологии, юриспруденции, рассматривается как социальное явление, выражающееся в относительно мас-

совых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным нормам и ожиданиям.

В нашем исследовании девиантных подростков мы исходим из понимания объекта как большой социальной группы, которой свойственны определенный образ жизни, цели и ценности. Мы полагаем, что специфический статус этой группы в обществе, характерные для нее особенности менталитета, психических состояний формируют во многом единую для ее членов систему ценностей и отношений. Поэтому ценностно-коммуникативные проявления подростков с деви-антным поведением можно рассматривать в социально-психологическом аспекте, то есть с точки зрения характеристики группы и ее влияния на личность, групповых ценностей. В этом заключается специфическая особенность нашего подхода в отличие от социологических, педагогических и общепсихологических исследований подростков с девиантным поведением, в большинстве из которых в центре внимания ученых находятся педагогические, социальные и психолого-педагогические факторы, влияющие на отдельно взятую личность.

Системный подход к анализу ценностей и отношений девиантных под-

62

ростков предполагает исследование не только иерархической структуры, но и взаимосвязанности элементов.

Межличностные взаимоотношения подростков с отклоняющимся поведением детерминированы их ценностями. Групповые ценности обусловливают отношения как внутри группы, так и с аутгруппами, проявляются через отношения и в большой степени определяют их. Логично предположить, что при сходстве ценностных картин мира уровень толерантности в отношениях будет выше. Это касается не только содержания ценностной сферы, но и ее иерархической организованности. При этом отношения, в которые включена личность, также оказывают существенное влияние на его ценностный мир, то есть при

анализе ценностей и отношений речь идет о взаимосвязи и взаимозависимости.

В качестве основного эмпирического инструментария применялась комплексная анкета исследования ценностей и системы отношений, разработанная М.Г. Роговым (2002) и адаптированная нами для конкретных целей исследования.

Исследованием было охвачено 175 подростков с девиантным поведением от 13 до 15 лет. Исследование проводилось в 2005-2007 годах в г. Нижнекамск, Набережные Челны, Мамадыш.

В структуре ценностей девиантных подростков наиболее значимыми блоками оказались «здоровье», «общение», «свобода и независимость» (см. таблицу 1).

Таблица 1

Выраженность блоков ценностей подростков с девиантным поведением

Блоки ценностей Средний балл (по пятибалльной шкале) Ранг

Здоровье 4,52 1

Общение 4,5 2

Свобода, независимость 4,45 3

Отношение к людям 4,35 4

Качества личности 4,35 4

Развитие, обучение 4,32 6

Удовольствия, увлечение 4,23 7

Активная, интересная жизнь 4,27 8

Труд 4,17 9

Общечеловеческие ценности 4,18 10

Социально-статусные ценности 4,08 11

Материальные ценности 3,96 12

Казанский педагогический журнал

7'2006

Что касается ценности «здоровье», то, как показало интервью с подростками, а также интеркореляционный анализ, эта ценность является скорее декларируемой, поскольку большинство ребят на вопрос «Что такое здоровье?» отвечают, что это самое главное в жизни. Однако на вопрос «Если ты заботишься о своем здоровье, то для чего?» 49 % ответили, чтобы всегда чувствовать себя бодрым и энергичным и 36 % - чтобы уверенно чувствовать себя среди ровесников. Поэтому ценность «здоровье» выступает в виде средства для достижения успеха. Здоровье является не столько индивидуально-психологической глубинной ценностью личности, сколько социально-атрибутивной особенностью образа жизни девиантных подростков как общности. Это подтверждается результатами исследований других авторов. Так А. В. Басов и В.А. Урываев выделяют две группы подростков. Первая группа - имеющая устойчивый интерес к здоровью и характеризующаяся более низкой склонностью к отклоняющемуся поведению; вторая группа - имеющая ситуационный интерес к здоровью и характеризующаяся более высокими показателями склонности к девиант-ному поведению [1]. По всей видимости, девиантные подростки высоко ценят здоровье еще и потому, что именно здоровье позволяет человеку чувствовать себя сильным и соответственно уверенным в том сообществе, где правит «закон силы». Высокая значимость блока ценностей «общение» говорит о том, что потребность в общении очень высокая. Дети с поведенческими отклонениями обычно

отвергаются ровесниками и остаются в последующем изолированными, что является причиной для включения таких подростков в асоциальные группы сверстников, что в свою очередь еще больше способствует их отчуждению от просоциальных ровесников.

Наиболее значимыми в блоке общения для девиантных подростков является такая ценность, как «большое количество друзей», что может говорить о стремлении подростков данной группы к особому чувству принадлежности к себе подобным, и, с другой стороны, может быть проявлением боязни одиночества, ненужности своим сверстникам. Напряженная потребность в большом количестве друзей может превращаться в непобедимое чувство, когда подростки не могут и дня пробыть вне компании, иногда это может быть не своя, а любая другая компания.

Однако не всякое общение высоко оценивается подростками с отклоняющимся поведением. Так, ценности «близкие и верные друзья среди взрослых» и «общение с интересными людьми» имеют достаточно низкую значимость. Это можно объяснить тем, что подавляющее большинство девиантов из трудных семей, где они постоянно сталкиваются с грубостью, где личность ребенка постоянно ущемляется. Кроме того, и со стороны педагогов существует скорее стремление пресечь плохое поведение, чем желание понять и устранить порождающие его причины; это приводит к конфликтным отношениям не только между трудными детьми и педагогами, но и среди сверст-

64

ников в классе. Подростки с девиант-ным поведением больше всех испытывают на себе стереотип восприятия трудного подростка. Проблемные дети чаще всего вызывают отрицательные чувства, они чаще подвергаются наказаниям и оскорблениям. Р.Х. Шакуров [6] отмечает, что если неприступность барьера сохраняется длительное время, человек теряет интерес к такой ценности. Непреодолимое препятствие ведет к ослаблению ценности, гасит прежде всего ее эмоциональное составляющее. Так и подросток с трудностями в поведении, сталкиваясь с постоянной отрицательной оценкой со стороны взрослых, перестает надеяться на понимание и близость с их стороны. И это обстоятельство нужно учитывать при кор-рекционно-восстановительных мероприятиях, когда взрослому придется преодолеть этот ценностный барьер, чтобы заслужить доверие подростка.

Следовательно, ценность «общение» для девиантных подростков представлена, прежде всего, через общение с референтной группой ровесников, которая играет решающую роль в усвоении ими определенного социального опыта и формировании внутренних поведенческих регуляторов внутреннего плана сознания. Данный вывод подтверждается исследованиями С.А. Беличевой, которая пишет, что «современная безнадзорность детей и подростков, приводящая к асоциальным отклонениям и правонарушениям, обусловливается деформацией социальных связей несовершеннолетних, когда на первое место по сравнению с семьей и школой по степени влияния выходят нефор-

мальные асоциальные группы сверстников» [2; с. 47].

Следующим по значимости для подростков с девиантным поведением является блок ценностей «свобода и независимость». В данном блоке наиболее значима для подростков-девиантов ценность «самостоятельность». Современная система воспитания подростков и принятые к ним требования не учитывают их личностного становления, приводя к конфликту, что ведет к выработке иммунитета на воспитательные воздействия и возрастающей потребности в самостоятельности, избавления от опеки. Это ведет к стремлению быть самостоятельным, что наиболее ярко проявляется у подростков с девиант-ным поведением. Реакции таких подростков в виде различных девиаций на сложившуюся неблагоприятную ситуацию разнообразны. Это может быть стремление снизить ценность ожидаемого, фрустрации или формы негативного отношения, такие, как демонстративные действия, неподчинение требованиям, стремление избежать контактов или социальное дистанцирование от взрослых, которое они понимают как проявление самостоятельности. Также значима ценность «свобода», которую девиантные подростки понимают как «вести себя без комплексов, делать все, что хочется, независимая спокойная жизнь». Здесь, по-видимому, отражается их стремление к самоутверждению, браваде, желанию проводить свободное время в бессодержательном общении с друзьями, бесцельном гулянии по улицам, «всеядном» просмотре телевизора.

Казанский педагогический журнал

7'2006

Психологам, педагогам и воспитателям при работе с девиантными подростками нужно учитывать также, что мир взрослых для подростков не однороден, и если к близким людям они могут быть вполне толерантными, то педагоги и воспитатели, согласно полученным результатам, напротив, являются враждебно воспринимаемой группой. Поэтому успех работы с девиантными подростками будет зависеть от того, насколько успешно педагогический коллектив сможет преодолеть противостояние «Я» и «ОНИ».

Более полную картину целостной структуры ценностных ориентаций подростков с девиантным поведением дает корреляционный анализ ценностей, который показывает, что все ценности включены в общую систему взаимосвязей (с уровнем значимости от р < 0,01 до р < 0,001), это свидетельствует о высокой степени их инте-грированности. Будучи включены в тесную систему положительных взаимосвязей, ценности не распадаются на отдельные замкнутые плеяды, они группируются вокруг двух больших взаимосвязанных плеяд. Ядром первой плеяды является ценность «взаимопонимание с родителями». Интерпретируя полученные связи, можно заключить, что взаимоотношения подростков с родителями определяют общение подростка, качества его личности и присвоение общечеловеческих ценностей.

Ядром второй плеяды является ценность «помощь другим в решении проблем». Чем больше возможности у девиантного подростка оказывать помощь другим, тем больше девиант-

ные подростки чувствуют свою значимость для общества.

Проведенный анализ позволяет нам говорить об эмоциональной зависимости подростков с девиантным поведением от значимых лиц. Слабое развитие рефлексии приводит к тому, что при определении жизненных ценностей для девиантного подростка определяющим является отношение к нему социального окружения.

Особенности поведения девиант-ных подростков обусловлены не только правилами данной группы, которые строятся на ведущих групповых ценностях, но и отношениями подростков как внутри своей специфической социальной группы, так и со взрослым окружением. В связи с этим мы посчитали целесообразным проанализировать взаимосвязь ценностей и отношений подростков с девиантным поведением. Такой анализ позволяет более глубоко проанализировать ценностно-коммуникативные проявления личности подростков с девиантным поведением. В системе ценностей отношений нет жесткости, ее внутреннее строение подвержено ситуативным влияниям. Вместе с тем, как и всякая другая система, она должна обладать определенной устойчивостью. Говоря о ценностно-коммуникативной сфере, мы, с позиций системного подхода, понимаем под ней некоторую иерархически организованную взаимосвязанную систему отношений и ценностей, проявляющуюся в конкретной группе, а именно в группе подростков с девиантным поведением. С целью изучения взаимовлияния ценностей и отношений был проведен интеркорреляционный анализ цен-

66

ностей подростков с девиантным поведением и факторов механизмов отношений данной группы подростков как со сверстниками, так и со взрослым окружением.

Анализ взаимосвязей ценностей и отношений показал, что их «ядро» составляют триада ценностей: «хорошие отношения с другими людьми», «смелость», «власть над людьми» и такие факторы отношений, как «являемся союзниками и единомышленниками», «всегда готовы прийти на помощь». Эти данные подчеркивают особую значимость для девиантных подростков доброжелательных, но поверхностных отношений с девиант-ными сверстниками и отражают кон-солидированность группы, которая и формирует ценность групповой силы. По сути, три вышеперечисленные ценности, составляющие ядро взаимосвязей с отношениями с другими де-виантными подростками, являются одним из оснований для вступления в эти отношения. Эти ценности формируются в данной группе и реализуются в ней. Так, «хорошие отношения с другими людьми» - это ценность, реализация которой часто невозможна вне своей группы в связи с негативным отношением общества к этим молодым людям. Такая ценность, как «смелость» необходима для существования и выживания в данной среде. Что касается «власти над людьми», то здесь, по-видимому, также проявляется специфика внутри-групповых отношений в данном сообществе, его авторитарное устройство и жесткая иерархия. Тот факт, что эта ценность не является значимой и системообразующей в структуре цен-

ностей, по нашему мнению, лишь подтверждает эту мысль. То есть власть над людьми играет большую роль именно в контексте внутригрупповых отношений.

В интеркорреляционной плеяде ценностей и отношений подростков с девиантным поведением внутри своей социальной группы большое количество отрицательных взаимосвязей. Этот факт заслуживает особого внимания. Получается, что группа формирует ценностный мир подростка особым специфическим образом. Те ценности, которые есть в системе ценностей молодого человека, вступают в противоречие с системой норм, принятых в их среде. Отсюда серьезный внутриличностный конфликт и противоречивость в словах, действиях и поступках. Мир ценностей и отношений еще не сформирован полностью, и на противоречивость подросткового возраста накладывается специфика антисоциальной среды, что приводит к ценностному кризису. Подросток оказывается в очень сложной ценностной ситуации, когда мир, в котором он существует, вступает в противоречие с макросредой и общечеловеческими ценностями. В этой связи мы считаем абсолютно точным определение Ю.А. Клейберга, что «девиантное поведение - это специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личностью ценностного отношения к ним»[4;17]. Такое явное противопоставление ценностей и отношений показывает, что девиантные подростки считают себя другими, дистанцируются от окружающего мира с его си-

^[ГШ , E^^^HZEQ

Казанский педагогический журнал

7 200Ô

стемой ценностей, вступают в оппозицию к обществу. Такое мнение позволяет им нарушать некоторые нормы поведения и тем самым подчеркивать свою самобытность, что позволяет сохранить чувство собственного достоинства. Это ведет к нарушению норм и ориентиров по отношению к себе и социальной среде. Объединение подростков в девиантную группу влечет за собой отрицание общих ценностей. Другими словами, деви-антная группа живет как бы вне ценностного мира, описанного нами выше на основании результатов опроса самих же подростков. Представления о ценностях у подростков есть, однако при вступлении в отношения с представителями своего сообщества они эти ценности отрицают. Поэтому они могут представить себе, каким образом должны складываться отношения, но неспособны их устанавливать вне своей группы, так как в реальности привыкли жить по другим законам.

Проведенный анализ ценностно-коммуникативной сферы отношений со сверстниками позволяет также сделать вывод о том, что для девиантных подростков характерно отсутствие саморефлексии. Это снижает ответственность за свои поступки, что дополняется ощущением групповой сплоченности, которая в свою очередь ведет к разделению ответственности и рождает ложную смелость. «Я не такой как все, я принадлежу к особой группе, которую вам не понять» -наверное, именно так можно сформулировать основной постулат построения отношений девиантных подростков со своими сверстниками.

Чтобы понять взаимосвязь ценностных ориентаций и отношений подростков ко взрослым, то есть к аут-группе, мы проанализировали корреляционные связи отношений ко взрослым и ценностей и обнаружили большое количество значимых взаимосвязей как отрицательных, так и пол ожительных.

Ядерным образованием положительной плеяды является фактор отношений «искренен во взаимоотношениях со взрослыми», а также фактор удовлетворенности «удовлетворен сложившимися отношениями со взрослыми». Значит, для подростков с девиантным поведением очень важны сложившиеся между ними и взрослыми открытые взаимоотношения. Подростки данной группы демонстрируют свои ценности и хотят, чтобы их понимали и принимали, то есть предполагают положительное ответное отношение. Но чаще, по мнению самих подростков, они сталкиваются с враждебностью и несправедливостью. Видимо, факт наличия большого количества связей ценностей с удовлетворенностью отношениями со взрослыми, подтверждает то, что подростки считают ценности, продемонстрированные при опросе, характерными для мира взрослых, и понимают тот факт, что следование этим ценностям улучшит их отношения. Они заявляют об этом, однако не хотят или не могут следовать этим ориентирам. Здесь опять же проявляется особенность группы и противопоставление «мы» - «они».

Согласно теориям (Epstein, 1973; Marris, 1975; Markus, 1977; Janoff-

Би1шап, 1989), в процессе накопления субъективного опыта у человека постепенно формируется внутренний мир его представлений об окружающей действительности, о себе и других людях. Враждебность может быть одной из базовых характеристик объектов субъективного мира. Представления об окружающем мире как о враждебном формируются под влиянием целого ряда факторов. Одним из таких факторов является социальный. Взаимодействие характеристик субъективного мира представлений, таких, как справедливость, контролируемость, предсказуемость и др., дает весь спектр поведенческих проявлений так называемой «враждебной картины мира», моделями которой могут служить высокая агрессивность, заболевания психосоматического круга, избегание социальных контактов, депрессия, негативизм и др.

Враждебная картина мира девиант-ного подростка формируется в результате его социального опыта, когда у него есть ощущение расщепленности мира на два враждебных лагеря и нет удовлетворенности от отношений ни со взрослыми, ни в своей группе (удовлетворенность отношениями низкая в обоих случаях). Учитывая низкий уровень рефлексии, появляется возможность формирования самых различных целей и ценностей. И если общество не готово оказать помощь таким детям, то определенное влияние на подростковые группы начинает оказывать уголовный мир, способствующий формированию отклонений социального, нравственного и правового характера. Сущность социально-пси-

хологической деформации личности подростка заключается в усвоении чуждых, враждебных обществу взглядов и убеждений, в выработке особого мировоззрения, в создании своей, отличающейся от общепринятой системы иерархии ценностей, которая нарушает адаптацию индивида в группах с пра-воправным поведением вследствие различий в системе взглядов.

С позиций системного подхода ценностно-коммуникативные проявления в личности составляют сложную многоуровневую систему, это может быть единое целостное пространство или несколько различных пространств, оказывающих влияние на поведение подростка [5]. Поэтому в структуре ценностей и отношений появляются факторы и ценности, не связанные между собой, но оказывающие влияние на всю структуру в целом.

Такие ценности, как «здоровье», «деньги», «взаимопонимание с родителями», «развитие и самосовершенствование» не вошли в единую мозаику корреляционных взаимосвязей.

Ценность «здоровье» получает высокую оценку в ранжируемом ряду ценностей у подростков с девиантным поведением, но ни в корреляционной матрице ценностей, ни в матрице ценностей и отношений она не имеет большого количества связей. Это еще раз подтверждает нашу мысль о декларативном характере ценности «здоровье». Подростки видят отношение самих взрослых к здоровью, особенно подростки с девиантным поведением, большинство родителей которых пьющие, многие спортивные секции для этих детей недоступны.

Казанский педагогический журнал

7 2006

Среди ценностей, расположившихся обособленно, на периферии ценностно-коммуникативной системы, следует отметить «деньги» и «развитие и самосовершенствование». За этим статистическим фактом скорее всего стоит убеждение в том, что своим трудом нельзя добиться достойного положения и материального благополучия. Отсутствие установки на успех в достижении целей связано с общим отношением взрослых к девиантным подросткам. В целом учителя, взрослые и вся система воспитания подростков с отклонением в поведении акцентируют свое внимание на неудачах и полном игнорировании успешных ситуаций. Это обстоятельство способствует вытеснению ценностей успеха и развития как наиболее дефицитарных или недостижимых.

Что касается ценности «взаимопонимание с родителями», то ее несвязанность с отношениями раскрывает сложности общения девиантных подростков с родителями. Потребность ребенка в эмоциональном контакте со взрослыми не является врожденной, а формируется социальным путем в процессе общения со взрослыми. Удовлетворение этой потребности возможно лишь в случае взаимной заинтересованности, взаимного контакта взрослого и ребенка. Характерной чертой семей, где воспитываются девиантные подростки, является разрыв взаимоотношений родителей и детей, общение носит деструктивный характер, его направленность, ценностные ориентации сильно смещены. А.И. Захаров, Б.Д. Карвасарский, Н.Г. Найденова [3] дают определение

типа семейной дезадаптации и неправильного воспитания, устанавливают причинно-следственную связь между психологическими нарушениями в семье и нарушениями поведения, аномалиями в формировании личности подростка. Нарушение структуры и функции семьи ведет к психологической напряженности и конфликтности внутрисемейных отношений, родители не в состоянии управлять воспитанием детей, привить им положительные качества, необходимые для становления полноценного члена общества. Это ведет к формированию негативной социализации ребенка.

Таким образом, на основе анализа взаимосвязи ценностных ориентаций и межличностных отношений подростков с девиантным поведением мы можем сделать следующие выводы: для подростков с девиантным поведением характерна в целом общая размытость ценностно-коммуникативной сферы, а в отношениях со взрослыми - деформированность ценностно-коммуникативных проявлений.

Сложность разработки коррекци-онных программ состоит в потере доверия и невысокой восприимчивости к воспитательным воздействиям со стороны подростков с девиант-ным поведением. Но с другой стороны, оптимизм внушает тот факт, что ценностная сфера девиантных подростков находится в процессе становления. Еще нет ригидности и жесткости структуры, то есть, коррекци-онное воздействие может быть достаточно эффективным при условии учета выявленных особенностей сферы ценностей в данной социальной группе.

90

Литература:

1. Басов A.B., Урываев В.А. Отношение к здоровью среди старших подростков и проблемы отклоняющегося поведения / A.B. Басов, В.А. Урываев // Материалы научно-практической конференции «Социальная помощь подросткам в личностном развитии: теория, технология, эксперимент».- Курск, 2001.- 266 с.

2. Беличева С. А. Основы превентивной психологии / С. А. Беличева.- М., 1993.- 198 с.

3. Захаров А.И. Причина - в скрытой или явной семейной патологии: О наиболее распространенных мотивах обращения подростков к наркотикам и роли в этом выборе стиля отношений в семье /

А.И. Захаров // Воспитание школьников.- 2000.- № 5.- С. 32-37.

4. Клейберг Ю.А. Психология деви-антного поведения / Ю.А. Клейберг.-2-е изд., доп.- М., 2001.- 160 с.

5. Рогов М. Г. Системно-деятельност-ный подход к исследованию ценност-но-мотивационной сферы личности в процессе ее профессионализации / М. Г. Рогов // Системные исследования в общей и прикладной психологии: Сб. трудов / Под ред. В. А. Барабанщикова, М.Г. Рогова.- Набережные Челны: Институт управления, 2000.- С. 19-30.

6. Шакуров Р.Х. Мотивация профессиональной деятельности: новые подходы. // Среднее профессиональное образование: проблемы, поиски, решения.- М., 1994.- С.45-67.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕОДОЛЕНИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Д.А. Сафиуллина, аспирантка УлГПУ, педагог дополнительного образования ГУДО ДПО «Подросток», г. Набережные Челны

Профилактическая работа с социально-неблагополучными детьми, социально-педагогическая защита и поддержка подростков с девиантным поведением осуществляется в рамках федеральной программы «Дети России» и находится под постоянным контролем Правительства Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, международными правовыми актами и законодательством Российской Федерации.

Взросление российского подростка проходит в период социально-экономических преобразований, затрагивающих все сферы современного общества и семьи, что обусловливает рассогласованность воспитательных воздействий различных институтов социализации.

Эти факторы отражены в динамике девиантной направленности несовершеннолетних, что делает актуальной проблему поиска наиболее эффективных моделей и методов преодоления отклоняющегося поведения, основой которых является субъект-субъектная парадигма взаимодействия взрослого и ребенка. Особую эффективность подобная модель взаимодействия приобретает в воспитании подростков. В связи с этим в вопросах преодоления и профилактики девиантного поведения подростков одной из наиболее актуальных остается проблема индивидуального подхода в воспитании подрастающего поколения.

Учитывая специфику возрастной восприимчивости, наиболее остро стоит

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.