Научная статья на тему 'К вопросу исследования самосознания у подростков с девиантным стереотипом поведения'

К вопросу исследования самосознания у подростков с девиантным стереотипом поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
641
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / DEVIANT BEHAVIOR / САМОСОЗНАНИЕ / SELF-CONSCIOUSNESS / РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ADOLESCENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ахвердова Ольга Альбертовна, Польшакова Ирина Николаевна

В статье рассматриваются актуальные проблемы психологических исследований подростков с девиантным стереотипом поведения. Особое внимание уделяется проблемам изучения эмоционально-ценностного компонента самосознания подростков с девиантным поведением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The actual problems dealing with psychological investigation of adolescents with deviant behavior stereotype are considered in the article. The main attention is paid to the problems of studying the emotional-value component of self-consciousness of adolescents with deviant behavior stereotype.

Текст научной работы на тему «К вопросу исследования самосознания у подростков с девиантным стереотипом поведения»

К ВОПРОСУ ИССЛЕДОВАНИЯ САМОСОЗНАНИЯ У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ СТЕРЕОТИПОМ ПОВЕДЕНИЯ

О. А. Ахвердова, И. Н. Польшакова

ON THE INVESTIGATION OF SELF-CONSCIOUSNESS OF ADOLESCENTS WITH THE DEVIANT STEREOTYPE OF BEHAVIOR

Akhverdova O. A., Polschakowa I. N.

The actual problems dealing with psychological investigation of adolescents with deviant behavior stereotype are considered in the article. The main attention is paid to the problems of studying the emotional-value component of self-consciousness of adolescents with deviant behavior stereotype.

Key words: personality, deviant behavior, self-consciousness, reflection, consciousness, adolescence.

В статье рассматриваются актуальные проблемы психологических исследований подростков с девиантным стереотипом поведения. Особое внимание уделяется проблемам изучения эмоционально-ценностного компонента самосознания подростков с девиантным поведением.

Ключевые слова: личность, девиантное поведение, самосознание, рефлексия, сознание, подростковый возраст.

УДК 159.922.76/.923.2

Одной из актуальных проблем психологии является изучение самосознания детей и подростков, так как период взросления, содержанием которого является переход от детства к взрослости, сопровождается сложными психологическими преобразованиями, связанными с развитием самосознания. Исследование этой проблемы у подростков с девиантными формами поведения дает обширный материал для понимания их личности, что необходимо для последующего интегрирования в общество.

Подростковый возраст является не только самым трудным и сложным из всех детских возрастов, но и самым ответственным периодом становления личности, поскольку именно в этом возрасте закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, ценности, убеждения, отношение к себе, к людям, к обществу (Л. И. Божович, 1970; Л. С. Выготский, 1985; А. И. Донцов, 1992; И. С. Кон, 1991; А. Г. Ковалев, 1998; А. И. Кочетов, Д. В. Колесов, 1997; И. Ф. Мягков, Д. Б. Эльконин, 1989).

Подросток оказывается крайне чувствительным к факторам, влияющим на глубинные пласты его личности, затрагивающим структурные компоненты самосознания. Единство когнитивной, эмоционально-ценностной и поведенческой сторон психической деятельности является одним из главных элементов в учении о самосознании личности. Это позволяет рассматривать самосознание как регулятор поведения личности.

Самосознание - это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считает В. С. Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного «я» как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

А. Г. Спиркин дает следующее определение: «самосознание - это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни» (4, с. 149).

Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя. Основное значение самосознания, по мнению А. Г. Спиркина, следует считать «просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего «я» (3, с. 78).

Однако А. Н. Леонтьев, характеризовавший проблему самосознания как проблему «высокого жизненного значения, венчающую психологию личности», расценивал в целом как «нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа». Самосознание представляет собой неразрывное единство трех его сторон - когнитивной (самопознание), эмоциональной (отношение к себе) и регуляторной (самоконтроль). Самосознание - рефлексия - процесс познания человеком самого себя, своего внутреннего мира, анализ собственных мыслей и переживаний, размышление о самом себе; осознание того, как воспринимают и оценивают

человека его окружающие. Самонаблюдение, соотнесение, самоанализ - все вместе ведут к развитию рефлексии (2, с. 97).

В общей структуре личности самосознание выступает как сложное интегративное свойство ее психической деятельности, центральное ее «образующее». С одной стороны, оно как бы фиксирует для личности результат ее психического развития на определенном этапе, с другой стороны, являясь регулятором поведения, влияет на дальнейшее развитие личности (6, с. 139). В развитии самосознания особенно важным представляется процесс формирования такого компонента Я-концепции, как эмоционально-ценностное отношение к себе. Анализируя различные взгляды на строение такого отношения, можно встретить большое разнообразие вводимых понятий: самоуважение, самооценка, самопринятие, любовь к себе, самоуверенность, самоунижение, самообвинение и т. д.

Исследование проблемы самосознания личности в нашей стране имеет большой опыт. Особый вклад в изучение данной проблемы был внесен Б. Г. Ананьевым, 1985; И. С. Коном, 1988; А. Н. Леонтьевым, 1979; В. С. Мерлиным, В. С. Мухиной, 1987; В. В. Столиным, 1990; С. Л. Рубинштейном, И. И. Чесноковой, 1989; Е. В. Шороховой и др. При этом вне поля зрения исследователей осталась проблема влияния эмоционально-ценностного компонента самосознания на поведение личности.

Значительный вклад в исследование проблемы девиантного поведения внесли

A. И. Захаров, Л. М. Зюбин, И. С. Кон, 1987; Б. А. Крутецкий, А. Г. Ковалев, 1985; К. Ле-онгард, А. Е. Личко, 1988; И. Ф.Мягков,

B. Н. Мясищев, И. Л. Невский, Э. Ш. Натан-зон, М. Ратгер, В. С. Степанов, 1998; Д. И. Фельдштейн, Э. Г. Эйдемиллер, 1995; В. В. Юстицкий 1993 и др. Следует признать справедливым утверждение Д. И. Фельд-штейна о том, что самоутверждение подростка может иметь социально-полярные основания - от подвига до правонарушения (7, с. 78). И. С. Кон утверждает, что стремление к лидерству и престижности как поиск самоутверждения может нанести серьезный

урон самосознанию, порождать честолюбие, неадекватность самооценки личностных свойств, противоречивость во взаимоотношениях с окружающими (Кон, 1987). На поведение подростка оказывают влияние и складывающаяся «система отношений» (Мясищев, 1960), особенности взаимоотношений с учителями, их положение в классе, психологическая атмосфера в школе, отношение учащихся к обучению, классу, самой школе, своим сверстникам, своему будущему, жизненным целям (Личко, 1983).

Несмотря на то, что предметом их исследований явились различные аспекты де-виантного поведения, можно заметить наличие единства мнения по вопросу о сущности девиантного поведения, о его релятивной природе, о детерминированности оценки девиантного поведения нормативными требованиями, о неоднозначности его критериев. Основные причины девиантного поведения для всех групп «риска»:

а) социальное неравенство. Это находит выражение в низком, под нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; безработица, инфляция, коррупция и т. д.;

б) морально-этический фактор девиант-ного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и все покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, «продажной любви», взрыве насилия и правонарушениях;

в) окружающая среда, которая нейтрально-благосклонно относится к девиант-ному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей.

На основе исследований вышеперечисленных ученых можно выделить три категории «девиантных» детей: учащиеся со срав-

нительно небольшими отклонениями в нравственном развитии (недисциплинированные, упрямые, капризные, конфликтные, ленивые, грубые и т. д.), подростки с акцентуациями характера (педантичные, демонстративные, возбудимые и пр.) и дети с асоциальным поведением. Именно дети первой категории составили контингент нашего экспериментального исследования.

Целью нашего исследования явилось изучение особенностей развития самосознания у подростков с девиантным поведением.

Объектом нашего исследования является самосознание личности подростка с деви-антным стереотипом поведения.

Предмет исследования - особенности эмоционально-ценностного компонента самосознания подростков с девиантным поведением.

Гипотеза исследования: специфика содержания эмоционально-ценностного компонента самосознания подростков с девиант-ным поведением имеет определенные психологические особенности, являющиеся одной из значимых детерминант их поведения.

Результаты исследования основаны на экспериментально-психологическом обследовании 78 подростков в возрасте от 13 до 16 лет - учащихся г. Ставрополя. Из них 54 человека - это учащиеся коррекционных классов. Основные жалобы, в связи с которыми подростки направлены в данные классы: повышенная агрессивность, конфликтность в отношениях со сверстниками и взрослыми, недисциплинированность, неоднократные побеги из дома или из интерната, воровство, в некоторых случаях злоупотребление табаком и алкоголем, наркотическими веществами, раннее начало половой жизни. Из них 36 представители мужского пола, 18 - женского.

Контрольную группу в количестве 24 человек составили учащиеся, у которых за время обучения не было установлено вышеперечисленных форм поведения. Это учащиеся 8-10 классов, из них 14 мальчиков и 10 девочек.

Методы психологической диагностики включали: наблюдение, беседу и личностные и клинические опросники: методика

исследования самоотношения (МИС), созданная С. Р. Пантелеевым; шкала самооценки (Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина); уровень субъективного контроля (Дж. Роттера); исследование самооценки по методике Т. Дембо - С. Рубинштейн (в модификации А. М. Прихожан).

Эмоционально-ценностная сторона самосознания представляет собой своего рода сплав общего эмоционального отношения к себе (самоотношения) и отношения собственно оценочного (самооценки). Самоотношение - система эмоционально-ценностных установок в адрес собственного «Я». Оно проявляется в виде глобального чувства «за» или «против» самого себя. Эти чувства выражаются в специфических внутренних оценках, таких, как самоодобрение, самопохвала, самообвинение, самопорицание. Самоотношение отражает переживаемое отношение к себе. Самооценка, как правило, носит субъективный характер, потому что качества, которые мы приписываем себе, не всегда соответствуют действительности (5, с. 570).

Данные, полученные в ходе исследования, свидетельствуют о том, что самосознание подростков с девиантным стереотипом поведения имеет существенные отличия от самосознания подростков с нормативным поведением.

Самосознание девиантных подростков отличается меньшей когнитивной сложностью и дифференцированностью, меньшей субъективной значимостью представленных в нем качеств, у них менее развиты способности к рефлексии, чем у нормативной группы. При этом они склонны приписывать себе отрицательные, социально-неодоб-ряемые черты характера.

Содержание структурных компонентов самосознания подростков с девиантным поведением отличается определенной спецификой, а именно: а) негативным «Я» - образом; б) неадекватной самооценкой; в) неудовлетворенностью особенностями своей личности; г) недостаточным самоконтролем; д) экстрапунитивными поведенческими реакциями.

Таким образом, в целом группа деви-антных подростков характеризуется более низким уровнем развития самосознания.

Уровень самоценности личности связан с общим переживанием удовлетворенности или неудовлетворенности, осмысленности или бессмысленности, результативности или нерезультативности своей жизни, возможности ею управлять, ставить перед собой цели и смотреть в будущее с разной степенью оптимизма. Так как большинство девиантов испытывали в детском и подростковом возрасте эмоциональную депривацию и влияние неблагоприятного психологического климата семьи. Потребность в уважении для большинства таких подростков становится дефицитной потребностью.

Известно, что девиантных подростков постоянно и во все большей мере оттеняют и изолируют. Они постепенно начинают смотреть на себя и на свое будущее, как на нечто мрачное и безотрадное, и, в конце концов, возможность адаптации к девиант-ному стереотипу в этих условиях очевидна. В итоге хотелось бы отметить, что наибольший интерес вызывает изучение особенностей самосознания у подростков. В этом возрасте изменяется взгляд на себя, на субъективную, динамическую позицию изнутри. Подросток перестраивает все отношения с окружающим миром и самоопределяется в жизни. В подростковом возрасте дети встают на последнюю ступень формирования, помогаю им в этом родители, сверстники и окружающая действительность.

Подводя итог проделанной работе, следует сказать, что она имеет практическую значимость и важность.

Результаты проведённого исследования позволили сделать следующие выводы:

1. Проблема девиантного (отклоняющегося) поведения в подростковом возрасте существовала всегда, но в настоящее время усиливается в связи с нестабильной атмосферой в обществе, тяжелым экономическим положением, крушением прежнего мировоззрения и несформированностью нового, незнание и неумение жить в условиях конкурентного производства. У девиантных подростков не происходит в полной степени

формирование нравственного ценностного отношения к себе и окружающим, среди них больший процент людей, способных на саморазрушающее и агрессивное по отношению к социуму поведение.

2. Данные исследования подростков с девиантным поведением выявляют четкие закономерности, свидетельствующие о том, что их социальная дезадаптация непосредственно связана с отклонениями в формировании процессов самосознания, особенно эмоционально - ценностного его компонента.

3. Девиантных подростков характеризует неустойчивое, незрелое самоотношение, которое проявляется в преобладании

отрицательных высказываний о себе над положительными, в низком уровне самопринятия. Самооценка отличается конкретностью и ситуативностью, она обнаруживает тенденцию к переоценке достигнутых результатов и возможностей, что свидетельствует о противоречивости самоотношения.

4. Полученные результаты можно использовать для разработки основных направлений коррекционной и воспитательной работы. Рассмотрение особенностей самосознания девиантных подростков является важным для профилактики дезадаптивных форм поведения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Змановская Е. В. Девиантология. - М., 2008.

2. Личность в психологии / под ред. А. В. Петровского. - М., 1993.

3. Орлов Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера. - М., 1987.

4. Роджерс К. Клиент - центрированная психотерапия / пер. с англ. Т. Рожковой, Ю. Овчинниковой, Г. Пимочкиной. - М., 2002.

5. Филонов Л. Б. Психология формирования и развития личности. - М., 1981.

6. Шельштейн Е. С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 2000. - № 2. - С. 67-90.

7. Wylie R. С. The present status of self theory // Borgatta E. F., Lambert W. W. (eds.) Handbook of personality theory and research. - Chicago: McNally, 2000. P. 728-787.

Об авторах

Ахвердова Ольга Альбертовна, ГОУ ВПО

«Ставропольский государственный университет», доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой клинической психологии, декан факультета психологии. Сфера научных интересов - личность, личностная и поведенческая изменчивость, проблемы конституционально-биологических, психологических и социальных основ личности. Автор психологической модели дифференциальной диагностики деви-антного поведения. Автор более 100 научных и учебно-методических работ, в том числе монографий.

klinpsych@mail.ru

Польшакова Ирина Николаевна, ГОУ ВПО

«Ставропольский государственный университет», кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии. Сфера научных интересов - специальная психология, патология познавательных процессов. klinpsych@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.