Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ НА МОТОРИКУ РУК УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ'

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ НА МОТОРИКУ РУК УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мелкая моторика / творческая деятельность / развитие мелкой мо-торики / интеллектуальное развитие / развитие интеллекта / fine manual skills / creative activity / development of fine manual skills / intel-lectual development / brain building

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нургалиева Диана Геннадьевна

Целью данной статьи является изучение влияния занятий декоративно-прикладного творчества на моторику рук младших школьников. Выбор темы обу-словлен тем, что в настоящее время многие педагоги сталкиваются с таким нежела-тельным явлением, как наличие низкого уровня развития мелкой моторики, что негативно сказывается не только на развитии мозга, но и речи, а также на физиче-ском развитии ребенка. В данной статье были приведены и рассмотрены различные виды занятий декоративно-прикладного творчества, которые помогают в развитии мелкой моторики рук, что ведет за собой развитие интеллекта и творческой и опыт-нической способности учащихся. Было выявлено, что самым эффективным спосо-бом развития мелкой моторики рук является лепка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT OF ARTS AND CRAFTS ON THE FINE MANUAL SKILLS OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

The article is aimed at studying the effect of Arts and Crafts classes on the man-ual skills of primary school children. At present many teachers are faced with such an un-desirable phenomenon as underdevelopment of fine manual skills, which negatively affects not only the brain building, but also speech, as well as physical development of the child. The article presents various types of Arts and Crafts classes contributing to the improve-ment of fine manual skills, which leads to the development of intelligence, creative and experimental activities of schoolchildren. It has been revealed that the most effective way to develop fine manual skills is modeling.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ НА МОТОРИКУ РУК УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ»

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ОБРАЗОВАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ. ОБЩЕСТВО

2022/3-4

Научная статья

УДК 159.94:373.67-053.66

Б01: 10.18101/2307-3330-2022-3-4-72-75

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ НА МОТОРИКУ РУК УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

© Нургалиева Диана Геннадьевна

студентка,

Тюменский государственный университет, Ишимский педагогический институт

им. П. П. Ершова (филиал)

Россия, 627704, г. Ишим, ул. Ленина, 1

d_nurgaliyeva@bk.ru

Аннотация. Целью данной статьи является изучение влияния занятий декоративно-прикладного творчества на моторику рук младших школьников. Выбор темы обусловлен тем, что в настоящее время многие педагоги сталкиваются с таким нежелательным явлением, как наличие низкого уровня развития мелкой моторики, что негативно сказывается не только на развитии мозга, но и речи, а также на физическом развитии ребенка. В данной статье были приведены и рассмотрены различные виды занятий декоративно-прикладного творчества, которые помогают в развитии мелкой моторики рук, что ведет за собой развитие интеллекта и творческой и опытнической способности учащихся. Было выявлено, что самым эффективным способом развития мелкой моторики рук является лепка.

Ключевые слова: мелкая моторика, творческая деятельность, развитие мелкой моторики, интеллектуальное развитие, развитие интеллекта.

Для цитирования

Нургалиева Д. Г. Влияние занятий декоративно-прикладным творчеством на моторику рук учащихся младших классов // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2022. № 3-4. С. 72-75.

В настоящее время в рамках ФГОС уделяется большое внимание развитию мелкой моторики, которую связывают с уровнем интеллектуального развития ребенка и его готовностью для поступления в школу. Также мелкая моторика находится в прямой связи с развитием речи у детей.

Анализ, который был проведен такими исследователями, как М. М. Кольцова, А. Р. Лурия, Е. М. Мастюкова, И. П. Павлов, И. М. Сеченов, Т. Б. Феличева и др., подтвердил тот факт, что от того, насколько развита способность у ребенка производить тонкие и точные движения руками и пальцами рук, зависит его интеллектуальное развитие.

В данном случае это связано с тем, что на пальцах человека находятся нервные окончания, которые выступают в качестве проводника и передают разные сигналы от кончиков пальцев в головной мозг, что определяет общее развитие. Как отмечает С. Е. Гаврина, дети, у которых наиболее развита мелкая моторика, лучше подготовлены для поступления в школу, у таких детей, как правило, хорошо развита логика, а также память и внимание, кроме того, они более грамотно и связанно изъясняются [3, с. 124].

Следует сказать, что более 70% первоклассников имеют низкий уровень развития мелкой моторики. Кисти детских рук достаточно слабы, не на должном уровне их развитие, они не могут производить мелкие тонкие движения, в связи с чем возникают сложности с почерком, а также с продолжительным письмом, так как руки быстро устают [1, с. 78].

Именно этим обусловливается актуальность выбранной нами темы. В настоящее время очень важно уделять внимание развитию мелкой моторики, исследовать способы такого развития и применять их на практике. К данным способам можно отнести технику бисерного рукоделия, пальчиковую гимнастику, игру на музыкальных инструментах, лепку из пластилина, аппликации, конструирование и многие другие занятия.

Техникой бисерного рукоделия называют соединение между собой бисера (стекляруса, бусин, рубки, прочего) некоторым способом в целях получения определенного результата. Техника плетения является различной, делится она на несколько видов, а именно ткачество, низание, вышивка, плетение [4, с. 237].

Особое значение среди перечисленных способов имеет лепка, которая представляет собой придание определенной формы используемому в данном процессе материалу. В данном случае наиболее распространенным материалом, конечно, является пластилин, также могут использоваться глина, пластик и др. Обычно лепка производится при помощи рук, однако нередко в процессе применяются различные инструменты. При этом дети могут не просто созерцать созданный ими объект, но и потрогать его, придать ему новый облик, изменить внешний вид.

В процессе лепки на ладонях стимулируются различные точки, которые благоприятно сказываются на работе мозга, что способствует развитию интеллекта.

Лепка представляет собой формирование скульптуры из определенного пластичного материала при помощи рук и различных инструментов. В качестве материалов в данном случае могут использоваться глина, тесто, пластилин, воск, а в качестве инструментов могут применяться различные стеки, хотя все же основной инструмент, используемый в процессе лепки, — это руки, и итоговый результат зависит от того, насколько скульптор владеет собственными руками.

Относительно указанного фактора лепка представляет наиболее безыскусственное занятие и является по сути самой легкодоступной и самой простой для усваивания ребенком. В процессе лепки применяются скатывание материала, его раскатывание, вытягивание и другие разнообразные приемы. При этом такие приемы оказывают определенную нагрузку на пальцы и мышцы рук, которая ведет к их развитию. Также следует сказать о том, что в процессе лепки имеет место сенсорное развитие детей, они учатся правильно ощущать формы предметов.

В процессе такой творческой деятельности с применением пластилина производится осмысленное регулирование движений пальцами рук, способность различать цвета вплоть до незначительно отличающихся друг от друга оттенков. Работа с пластичными материалами положительно воздействует на нервную систему ребенка, который в процессе лепки не испытывает сложностей, связанных с возможностью допущения ошибки, ведь благодаря тому, что он постоянно остается пластичным, всегда можно исправить допущенные ошибки и неточности. Кроме того, при осуществлении данного вида деятельности ребенок становится более усидчивым, целе-

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ОБРАЗОВАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ. ОБЩЕСТВО

2022/3-4

устремленным, ему хочется сделать свою работу так, как у него не получалось раньше, он стремится к усовершенствованию собственных навыков.

Его стремление сделать собственную работу лучше благоприятно влияет на тонкие движения руками и пальцами рук, что благоприятно сказывается на развитии речи. Стоит отметить, что при выполнении такого рода деятельности работают сразу два полушария головного мозга.

Те дети, у которых особенно хорошо развита мелкая моторика, имеют хорошее развитие памяти, внимания, логики. Деятельность, связанная с развитием мелкой моторики, способствует развитию воображения и двигательной и зрительной памяти.

Стоит отметить, что ребенок, который в самом раннем возрасте занимался лепкой, легко усваивает и другие навыки в сравнении с теми детьми, которые такой деятельностью не занимались. В данном случае учитывается тот факт, что благодаря лепке активно развивались творческие способности ребенка и его интеллект. По мнению Е. В. Соколова, «частые занятия лепкой делают движения рук ребенка более уверенными» [5, с. 324].

Благодаря свойствам пластилина, таким как пластичность и объемность, ребенок проще обучается различным техническим приемам именно в процессе лепки, нежели, например, в процессе рисования.

Е. П. Ильин отмечает, что благодаря лепке ребенок может передать движение объектов, их пространственное соотношение и другие детали, которые крайне сложно передать в процессе других видов деятельности [3, с. 67].

Лепка может быть и декоративной, когда ребенок создает вазу или панно, лепит различные орнаменты. Такие объекты лепки имеют непосредственную связь с реальностью, следовательно, в них ребенок вкладывает больше смысла.

Стоит сказать, что лепка может быть и индивидуальной, когда в процессе участвует один ребенок, и коллективной или комплексной.

Способы лепки бывают разными. Конструктивный способ представляет собой формирование конечного объекта из отдельных частей и используется детьми самого младшего возраста, примерно с двух лет, при этом они используют этот способ самостоятельно. Обычно объект состоит их двух-трех частей, а в процессе развития воображения и моторики количество деталей увеличивается, появляются мелкие детали, четкие линии.

Кроме конструктивного существует еще и скульптурный способ, который предполагает осуществление лепки из целого куска материала. При этом из куска формируется форма, которая после этого дополняется определенными деталями. Скульптурный способ является, по сути, более трудоемким и сложным в плане техники исполнения, потому что для ребенка проще сложить конечный объект из нескольких деталей.

Для детей младшего школьного возраста лепка кажется наиболее интересным занятием, в ее процессе ребенок может включить воображение, применить свою наблюдательность1. Целью таких занятий является возможность научить ребенка создавать объект, наиболее похожий на его оригинал.

По итогам данной статьи можно отметить, что лепка может осуществляться не только на уроках в школе, ею можно и нужно заниматься на внеклассных за-

1 Внимание, память, мышление, мелкая моторика. Для детей 6 лет: в 2 частях. Ч. 2. Солнечные ступеньки. Москва: Дакотай, 2013. 132 с. [Развитие моего ребенка].

74

нятиях и дома в свободное время. При проведении занятий в школе, посвященных лепке, они должны брать за основу более глубокое ознакомление школьников с окружающими предметами, а также с искусством.

Литература

1. Возрастная и педагогическая психология / под редакцией И. В. Дубровиной. Москва: Академия, 2010. 368 с. Текст: непосредственный.

2. Гаврина С. Е. Большая книга подготовки к школе для детей 5-6 лет. Обучение грамоте, счет, логика, речь, мелкая моторика руки. Москва: АСТ, 2020. 964 c. Текст: непосредственный.

3. Ильин Е. П. Психомоторика. Москва: Владос, 2010. 326 с. Текст: непосредственный.

4. Ключникова Л. А., Козуб Л. В. Технология изготовления изделий с использованием бисера в технике бисероплетения на занятиях со слабовидящими детьми // Современный учитель дисциплин естественнонаучного цикла: материалы международной научно-практической конференции (Ишим, 16 февр. 2018 г. / отв. ред. Т. С. Мамонтова. Ишим: Изд-во ИПИ им. П. П. Ершова (филиал) ТюмГУ, 2018. С. 236-241. Текст: непосредственный.

5. Соколова Е. В., Нянковская Н. Н. Готовимся к школе. Развиваем моторику руки. 5-7 лет. Москва: Академия развития, 2019. 32 c. Текст: непосредственный.

Статья поступила в редакцию 07.09.2022; одобрена после рецензирования 15.10.2022; принята к публикации 01.11.2022.

EFFECT OF ARTS AND CRAFTS ON THE FINE MANUAL SKILLS OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

Diana G. Nurgalieva Student,

Tyumen State University, Ershov Ishim Pedagogical Institute (branch) 1 Lenina St., Ishim 627704, Russia d_nurgaliyeva@bk. ru

Abstract. The article is aimed at studying the effect of Arts and Crafts classes on the manual skills of primary school children. At present many teachers are faced with such an undesirable phenomenon as underdevelopment of fine manual skills, which negatively affects not only the brain building, but also speech, as well as physical development of the child. The article presents various types of Arts and Crafts classes contributing to the improvement of fine manual skills, which leads to the development of intelligence, creative and experimental activities of schoolchildren. It has been revealed that the most effective way to develop fine manual skills is modeling.

Keywords: fine manual skills, creative activity, development of fine manual skills, intellectual development, brain building.

For citation

Nurgalieva D. G. Effect of Arts and Crafts on the Fine Manual Skills of Primary School Children. Bulletin of Buryat State University. Education. Person. Society. 2022; 3-4: 72-75 (In Russ.).

The article was submitted 07.09.2022; approved after reviewing 15.10.2022; accepted for publication 01.11.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.