Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ЛЕПКИ'

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ЛЕПКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЛКАЯ МОТОРИКА / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА / ЛЕПКА / ПЛАСТИЧНЫЙ МАТЕРИАЛ / FINE MOTOR SKILLS / PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION / PRESCHOOL CHILD DEVELOPMENT / MODELING / PLASTIC MATERIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Анастасия Андреевна

В статье рассматривается проблема того, что очень мало уделяется внимания развитию мелкой моторики рук именно в процессе лепки. Лепить дети начинают с ранних лет. Если родители и педагоги будут помогать детям правильно работать пальцами, они тем самым добьются больших результатов в развитии мелкой моторики рук. 4-5 лет - это тот возраст, когда ребенок повторяет действия взрослого, может фантазировать и проявлять творческий интерес к пластичному материалу. Федеральный государственный образовательный стандарт позволил считать образование в ДОУ не предварительным этапом перед обучением в школе, а самостоятельным важным периодом в жизни ребёнка. Вопрос развития мелкой моторики рук у детей 4-5 лет отражен в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Развитая мелкая моторика рук закреплена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования. Развитие ручной умелости и мелкой моторики рук благотворно влияют на личностное развитие ребенка. Владея рукой, дошкольник более самостоятельный, автономный и независимый от взрослых, это позволяет быть инициативным в различных видах детской деятельности. В новых образовательных программах для ДОУ делается упор на всестороннее развитие дошкольника за счет особых, специфичных видов деятельности. Приветствуется максимальное использование инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, индивидуализированных и нацеленных на раскрытие собственного потенциала каждого ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF FINE MOTOR SKILLS IN 4-5 YEARS OLD CHILDREN DURING MODELING

The article deals with the problem that very little attention is paid to the development of fine motor skills during modeling. Children start to sculpt from an early age. If parents and teachers help children to work with their fingers correctly, they will achieve great results in the development of fine motor skills. 4-5 years is the age when a child repeats the actions of an adult, can fantasize and show creative interest in plastic material. Learning Standard considers education in preschool not as a preliminary stage before school but as an independent important period in a child's life. The issue of developing fine motor skills in 4-5 years old children is reflected in Learning Standard of preschool education. Developed fine motor skills are fixed in the targets at the stage of completion of preschool education. The development of manual skills and fine motor skills have a beneficial effect on the personal development of the child. Having a hand, the preschooler is more independent, autonomous and independent from adults, this fact allows them to be proactive in various types of children's activities. The new educational programs for preschool institutions focus on the comprehensive development of preschool children through special and specific activities. We welcome the maximum use of innovative and active methods of pedagogical interaction, individualized and aimed at unlocking each child's own potential.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ЛЕПКИ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 373.2

Анастасия Андреевна Романова

г. Киров

Развитие мелкой моторики рук у детей 4-5 лет в процессе лепки

В статье рассматривается проблема того, что очень мало уделяется внимания развитию мелкой моторики рук именно в процессе лепки. Лепить дети начинают с ранних лет. Если родители и педагоги будут помогать детям правильно работать пальцами, они тем самым добьются больших результатов в развитии мелкой моторики рук. 4-5 лет - это тот возраст, когда ребенок повторяет действия взрослого, может фантазировать и проявлять творческий интерес к пластичному материалу.

Федеральный государственный образовательный стандарт позволил считать образование в ДОУ не предварительным этапом перед обучением в школе, а самостоятельным важным периодом в жизни ребёнка.

Вопрос развития мелкой моторики рук у детей 4-5 лет отражен в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Развитая мелкая моторика рук закреплена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования. Развитие ручной умелости и мелкой моторики рук благотворно влияют на личностное развитие ребенка. Владея рукой, дошкольник более самостоятельный, автономный и независимый от взрослых, это позволяет быть инициативным в различных видах детской деятельности.

В новых образовательных программах для ДОУ делается упор на всестороннее развитие дошкольника за счет особых, специфичных видов деятельности. Приветствуется максимальное использование инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, индивидуализированных и нацеленных на раскрытие собственного потенциала каждого ребенка.

Ключевые слова: мелкая моторика, дошкольное образовательное учреждение, развитие дошкольника, лепка, пластичный материал.

Anastasia Andreevna Romanova

Kirov

Development of fine motor skills in 4-5 years old children during modeling

The article deals with the problem that very little attention is paid to the development of fine motor skills during modeling. Children start to sculpt from an early age. If parents and teachers help children to work with their fingers correctly, they will achieve great results in the development of fine motor skills. 4-5 years is the age when a child repeats the actions of an adult, can fantasize and show creative interest in plastic material.

Learning Standard considers education in preschool not as a preliminary stage before school but as an independent important period in a child's life.

The issue of developing fine motor skills in 4-5 years old children is reflected in Learning Standard of preschool education. Developed fine motor skills are fixed in the targets at the stage of completion of preschool education. The development of manual skills and fine motor skills have a beneficial effect on the personal development of the child. Having a hand, the preschooler is more independent, autonomous and independent from adults, this fact allows them to be proactive in various types of children's activities.

The new educational programs for preschool institutions focus on the comprehensive development of preschool children through special and specific activities. We welcome the maximum use of innovative and active methods of pedagogical interaction, individualized and aimed at unlocking each child's own potential.

Keywords: fine motor skills, preschool educational institution, preschool child development, modeling, plastic material.

В жизни и деятельности дошкольников 4-5 лет много мелкой моторики. Она задействована в разнообразны развивающих процессах. Именно благодаря мелкой моторике активизируются нужные и затормаживаются ненужные в определенный момент психологические процессы. Посредством мелкой моторики происходит организованный и целенаправленный отбор поступающей в организм информации [3, С.61].

Н.М. Аксариной, Л.А. Венгер, Л.С. Выготским, М.М. Кольцовым, Э.Р. Пилюгино доказано, что мелкая моторика благотворно влияет на умственное развитие ребенка. Ученые уверены, что именно развитие движений рук является началом развития мышления. Существует три этапа мышления. Первый этап - предметно действенный. Данным видом мышления ребенок наделен в раннем детстве. Все, что видит младенец возле себя, пытается потрогать

руками. Прикосновения к предметам дают ребенку достаточное количество информации: сколько весит предмет, мягкий ли он, твердый ли, и многое другое. После накопления ребенком достаточного количества действий и проб, наступает второй этап мышления, который носит название наглядно-образный. Данный этап характерен тем, что ребенок действует не с самими предметами, а с их образами. Заключительный этап -словесно-логическое мышление. На данном этапе практические задачи решаются не руками, а в уме [4, С. 16].

Огромную роль в процессе развития мелкой моторики рук у детей 4-5 лет играет лепка. Дошкольники пользуются всевозможными техническими способами и приёмами работы с пластичным материалом. Лепка помогает детям стать более организованными, целеустремленными, настойчивыми и дисциплинированными.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (48) 2020

Новые образовательные программы для дошкольников уделяют особое внимание всестороннему развитию детей особыми, специфичными видами деятельности. Родителям детей 4-5 лет необходимо обратить особое внимание на развитие мелкой моторики рук дошкольников. К первому классу, моторные навыки должны быть достаточно развиты, в противном случае обучение будет даваться ребенку с трудом.

Проанализировав мелкую моторику рук детей 4-5 лет, мы сделали вывод, что развитые согласно возрасту пальцы рук связаны с нормальной речью дошкольников. Задержка речевого развития практически всегда сопровождается отставанием движений пальцев.

Экспериментальная работа по влиянию лепки на развитие мелкой моторики рук у дошкольников проводилась в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Великооктябрь-ском детском саду "Белочка". Образовательное учреждение расположено в п.Великооктябрьский Фировского района Тверской области.

Для чистоты эксперимента коллектив детей был разделен на две группы: контрольную и экспериментальную.

Диагностика проводится с использованием методики Г.А. Волковой, Н.В. Нищевой.

Обследование мелкой моторики было разделено на три блока. В первом блоке мы диагностировали произвольную моторику пальцев рук, во втором блоке были подвержены диагностике навыки работы с карандашом, и в заключительном блоке рассмотрены манипуляции с предметами.

Первым заданием для детей было сжать пальцы в кулак и разжать обратно. С данным заданием справились все дошкольники. Второе же задание вызвало затруднение у части детей. Некоторые не справились с синхронностью выполнения упражнения обеими руками. Далее детям было предложено сложить пальцы в кольцо. Также как и второе задание, данное упражнение смогла выполнить меньшая часть группы. С четвертым заданием справились единицы. Не многие сразу поняли задание, часть детей затруднялась выполнить движения синхронно обеими руками.

Второй блок диагностики вызвал большее затруднение для детей, нежели первый. Малая часть дошкольников в возрасте 4-5 лет могут безошибочно нарисовать замкнутую и ломаную линии. Работа с трафаретом далась легко одной третьей части группы, нарисовать человека смогли все дети, однако, рисунки отличались сложностью и качеством выполнения работы.

Застегнуть и расстегнуть пуговицы на одежде могут все дети группы, лишь с разницей по продолжительности во времени. Данное задание для дошкольников было легким. Собирать мозаику дети, участвующие в эксперименте любят, поэтому, с поставленной задачей - собрать пазлы тоже

справились все. Выполнение подобных заданий приносит дошколятам не только пользу, но и положительные эмоции. Нанизать на веревку бусы было уже сложнее, смогли это сделать не все. Некоторые дети справились с заданием быстро и начали помогать другим дошкольникам, а, часть детей не смогла надеть больше пары бусинок, что говорит о нерегулярном выполнении подобного рода упражнений в повседневной жизни [5, С. 101].

Первичная диагностика показала, что испытуемые группы детей имеет, в основном, средний уровень развития мелкой моторики рук. 10 человек, а это 62,5% справились с заданиями с небольшими недочетами. 2 человека имеют высокий уровень развития мелкой моторики рук, 12,5% - единицы детей выполнили задания с должной четкостью и скоростью. Четыре человека с низким уровнем развития мелкой моторики рук составляют 25%. Мы можем сделать вывод, что работа по развитию мелкой моторики пальцев рук и кисти в целом проводится нерегулярно, без должной согласно возрасту нагрузки, следовательно, является малоэффективной.

Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что дошкольники не достаточно наблюдательны, не умеют использовать разные способы лепки, не проявляют фантазию и творческую активность в процессе работы. Также, мы выяснили, что дети 4-5 лет не достаточно часто прибегают к упражнениям по развитию мелкой моторики рук, как в процессе непосредственно-образовательной деятельности, так и в свободное время.

Далее следовал формирующий этап эксперимента.

Целью формирующего этапа эксперимента мы обозначили проверку выдвинутой в начале работы гипотезы.

Мы предложили и апробировали методику развития мелкой моторики рук у детей 4-5 лет с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Методика включает в себя цели, задачи, методы, средства и интегрированное содержание, которое активизирует процесс обучения. Главной особенностью нашей методики является совокупность занятий и упражнений, которые направлены на интенсивное развитие мелкой моторики рук у дошкольников.

Первый шаг для реализации методики - мониторинг развития мелкой моторики рук детей 4-5 лет представлен выше. Следующий шаг вытекает из результата мониторинга. Осуществление непосредственно образовательной деятельности в области развития мелкой моторики рук у детей 4-5 лет на базе дошкольного образовательного учреждения возможно при соблюдении ряда условий. Мы дали рекомендации по основным направлениям и приемам, способствующим развитию мелкой моторики рук. Был сделан упор на представленные требования в процессе планирования работы. Первое, что мы сделали - обогатили предметно-

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 4 (48) 2020

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

пространственную среду в группе дошкольного образовательного учреждения. Мы разбавили среду для развития мелкой моторики рук у детей материалами для лепки. Дети во время самостоятельной деятельности теперь могут пользоваться не только пластилином, но и тестом для лепки мягкой текстуры со всевозможными наполнителями различных цветов. Также, большую популярность моментально приобрели компактные игровые центры, с помощью которых обычный пластилин трансформируется в игрушечные продукты питания. Инструменты, необходимые для работы с пластичным материалом дополнили творческую зону. Весь материал был размещен на открытых полках на уровне глаз детей. Нами была проведена беседа с детьми, как соблюдать технику безопасности во время игр в данном уголке, как нужно играть, чтобы на полке всегда был порядок [1, С.84].

Был разработан цикл занятий по лепке из пластилина, соленого теста и массы для лепки, способствующий развитию мелкой моторики рук у детей 4-5 лет. [4, С.15].

На занятиях лепки мы развивали мелкую моторику рук дошкольников посредством знакомства с разнообразными техниками лепки, сочетали разные способы и приемы. Дети разминали тесто пальцами рук, ладонями, кулачками, сплющивали, оттягивали края, использовали приемы раскатывания, выполняли круговые движения для того, чтобы слепить объемные фигуры, нажимали пальцами с четырех сторон для выполнения кубика и пирамиды, повторяли горизонтальные движения руками, чтобы получился жгут, делили стекой материал на небольшие кусочки [2, С.26].

Первое интегрированное занятие с детьми называется «Сказка Колобок». Дети любят когда им читают, мы решили начать нашу работу с чтения сказки, для ознакомления дошкольником с темой занятия. Дети внимательно слушали произведение. Кто-то слышал сказку в первый раз, а кто-то улавливал уже давно знакомые слова и имена героев.

После того, как дети прослушали сказку, они с легкостью ответили на вопрос - кто же главный герой и кого мы сегодня будем лепить. Мы приступили к работе.

Дети взяли пластилин в руки. Помяли его, разогрели, чтобы оно больше поддавалось лепке. Разделили его пополам, важно было объяснить детям, что пополам значит на две равные части. Отложили одну часть в сторону. И вспомнили с детьми изученные приемы лепки. Часть пластилина лежит на ладошке. Вторая рука сверху. Круговыми движениями дети начали катать шарик. Когда все дошкольники скатали круглый достаточно ровный шарик, мы с ними посмотрели, какой настоящий колобок получился! Чтобы он не укатился, как в сказке, немного расплющили его.

В процессе диалога с детьми, мы пришли к выводу, что колобок - живое существо. Он может

видеть, слышать и даже петь. Дети вспомнили, что он и от бабушки ушел и от дедушки ушел, значит у Колобка есть ручки и ножки. Слепили их Колобку. На этот мир Колобок смотрит широко открытыми глазами. Отщипнули от пластилина кусочек размером с горошину. Разделили его пополам. Тремя пальцами - большим, указательным и средним, левой и теми же пальцами правой руки, вращая по кругу, слепили маленькие шарики. Работали одновременно обеими руки.

Рассмотрели с дошкольниками получившегося персонажа. Как у нас красиво получилось! Мы задали детям вопрос: А как можно сделать нос? Ответы детей были разные, среди них были и правильные. Нос можно сделать так же, как и глаза - в виде шарика.

По аналогии были вылеплены и остальные герои сказки, чтобы колобку было веселее.

В заключении занятия мы с детьми провели рефлексию и подвели итоги. Все дети справились с заданием. Некоторым дались с трудом одинаковые, пропорциональные конечности героев сказки, но с помощью педагога все дети слепили фигурки. Дошкольники остались довольны проделанной работой. Во время самостоятельной деятельности после тихого часа чаще стали подходить к творческому уголку и занимать себя лепкой - это нас очень порадовало. Большим плюсом в работе по развитию мелкой моторики рук является самостоятельное закрепление навыков и умений.

На протяжении трех недель, по одному занятию в неделю мы лепили с детьми. Занятия с каждым разом становились сложнее, требовали более тщательной работы пальчиками рук. Постепенное усложнение заданий способствовало развитию интереса дошкольников к новым способам и приемам в лепке.

Завершающий этап нашей экспериментальной работы включал в себя контрольный анализ, целью которого было выявление динамики развития мелкой моторики рук у детей 4-5 лет. Далее, необходимо было сравнить результаты констатирующего и контрольного экспериментов. Нами проанализирован уровень развития мелкой моторики рук у дошкольников. Мы проследили динамику развития мелкой моторики руку детей в обеих группах: контрольной - в ней не проводились дополнительные занятия, дети занимались согласна плану непосредственно образовательной деятельности; экспериментальной - дети данной группы занимались дополнительно. Использовались те же блоки заданий, что и на констатирующем этапе.

Высокий уровень формирования мелкой моторики при выполнении диагностического задания выявлен у детей экспериментальной группы: Сони С., Насти Н., Олеси В., они набрали 10-11 баллов. Средний уровень: 11 дошкольников выполняли движения правильно, но в несколько замедленном темпе. Низкий уровень: т2 детей движения выполняли не точно и неспешно.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (48) 2020_2542-0291

Дети контрольной группы к концу эксперимента имели те же показатели, что и в начале работы. Это говорит о том, что либо работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников во время непосредственно образовательной деятельности не хватает, либо для ее эффективности требуется гораздо больше времени, нежели мы выделили на эксперимент.

Контрольный эксперимент показал, что во время занятий лепкой у детей 4-5 лет развивается мелкая моторика рук. Замыслы стали более само-

стоятельными, дети стремятся к наиболее полному раскрытию темы, используют различные способы и приемы лепки, дополняют работы вспомогательными материалами, тем самым проявляют в самостоятельной деятельности свое творчество.

Результаты контрольного анализа говорят об эффективности проведенного нами эксперимента. Развитие мелкой моторики рук у детей 4-5 лет в процессе лепки будет эффективным благодаря регулярным занятиям.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - Москва : Педагогика, 1978. - 301 с. - Текст : непосредственный.

2. Давыдов, В.В. Педагогические взгляды и деятельность Н. К. Крупской / В.В. Давыдов. - Москва : Просвещение, 2008. - 306 с. - Текст : непосредственный.

3. Пинкевич, А.П. Педагогика. Опыт марксистской педагогики. Т. 1. Общая часть. Дошкольный возраст / А.П. Пинкевич. - Изд. 6-е. - Москва : Работник просвещения, 1930. - 256 с. - Текст : непосредственный.

4. Макаренко, А.С. Педагогические сочинения. В 8 т. Т. 1 / А.С. Макаренко ; сост. Л.Ю. Гордин, А.А. Фролов. -Москва : Педагогика. 1983. - 368 с., ил. - Текст : непосредственный.

5. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей : сб. ст. / А.П. Усова ; под ред. А.В. Запорожца ; сост. Н. Я. Михай-ленко. - Москва : Просвещение, 1976. - 96 с. - Текст : непосредственный.

REFERENCES

1. Jel'konin D.B. Psihologija igry [Psychology of a game]. Moscow: Pedagogika, 1978. 301 p.

2. Davydov V.V. Pedagogicheskie vzgljady i dejatel'nost' N.K. Krupskoj [Psychological views and activity of N.K. Krupskaya]. Moscow: Prosveshhenie, 2008. 306 p.

3. Pinkevich A.P. Pedagogika. Opyt marksistskoj pedagogiki. T.1. Obshhaja chast'. Doshkol'nyj vozrast [Pedagogics. The experience of Marxist pedagogy. Vol. 1. The general part. Preschool age]. Moscow: Rabotnik prosveshhenija, 1930. 256 p.

4. Makarenko A.S. Pedagogicheskie sochinenija: v 8 t. T. 1 [Pedagogical compositions: in 8 vol. Vol. 1]. In Gordin L.Ju. (ed.). Moscow: Pedagogika. 1983. 368 p.

5. Usova A.P. Rol' igry v vospitanii detej: sb. st. [The role of a game in children's up-bringing]. In Zaporozhca A.V. (eds.) Moscow: Prosveshhenie, 1976. 96 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

А.А. Романова, студентка 4 курса педагогического института, направления подготовки «Педагогическое образование (Профиль: Дошкольное образование)», ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: anastasia19921002@mail.ru, ORCID: 0000-0003-3062-1951.

СВЕДЕНИЯ О НАУЧНОМ РУКОВОДИТЕЛЕ:

Л.Н. Вахрушева, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и методики дошкольного и начального образования (ПМДНО), ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: usr11524@vyatsu.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

A.A. Romanova, 4th year student of the Pedagogical Institute, the direction of training "Pedagogical education (Profile: Pre-school education)", Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: anastasia19921002@mail.ru, ORCID: 0000-0003-3062-1951.

INFORMATION ABOUT THE SCIENTIFIC LEADER:

L.N. Vakhrusheva, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Pedagogy and Methodology of Preschool and Primary Education, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: usr11524@vyatsu.ru.

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 4 (48) 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.