Научная статья на тему 'ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1120
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ / МОТОРИКА / МЕЛКАЯ МОТОРИКА / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уразова Кристина Александровна, Галкина Наталия Александровна

В статье рассмотрена пластилинография в структуре общей системы развития мелкой моторики детей до школьного возраста, дано определение мелкой моторики. На основе проведенного анализа подходов к развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста, выявлены наиболее популярные методы развития мелкой моторики. Статья посвящена исследованию пластилинографии, как средству развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.Проведён анализ нетрадиционных техник рисования, на основании которого определена актуальность пластилинографии при развитии мелкой моторики, выявлены основные этапы работы в технике пластилинографии, сделан вывод о преимуществах использования пластилинографии и значимости развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Рассмотрено влияние мелкой моторики на формирование мышления, памяти, воображения, восприятия, речи у детей дошкольного возраста. Выявлено влияние пластилинографии на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уразова Кристина Александровна, Галкина Наталия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLASTILINOGRAPHY AS A MEANS OF DEVELOPING FINE MOTOR SKILLS OF PRESCHOOL CHILDREN

The article considers plasticineography in the structure of the general system for the development of fine motor skills in children up to school age, and defines fine motor skills. Based on the analysis of approaches to the development of fine motor skills in preschool children, the most popular methods for the development of fine motor skills have been identified. The article is devoted to the study of plasticineography as a means of developing fine motor skills in preschool children.An analysis of non-traditional drawing techniques was carried out, on the basis of which the relevance of plasticineography in the development of fine motor skills was determined, the main stages of work in the technique of plasticineography were identified, a conclusion was made about the advantages of using plasticineography and the importance of developing fine motor skills in preschool children. The influence of fine motor skills on the formation of thinking, memory, imagination, perception, speech in children of pre-school age is considered. The influence of plasticineography on the aesthetic education of preschool children was revealed.

Текст научной работы на тему «ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Пластилинография, как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста

Уразова Кристина Александровна,

старший преподаватель, кафедра теории и методики педагогического и дефектологического образования, Тихоокеанский государственный университет E-mail: 010555@pnu.edu.ru

Галкина Наталия Александровна,

ассистент кафедра Теории и методики педагогического и дефектологического образования, Тихоокеанский государственный университет E-mail: 010368@pnu.edu.ru

В статье рассмотрена пластилинография в структуре общей системы развития мелкой моторики детей до школьного возраста, дано определение мелкой моторики. На основе проведенного анализа подходов к развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста, выявлены наиболее популярные методы развития мелкой моторики. Статья посвящена исследованию пластилинографии, как средству развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Проведён анализ нетрадиционных техник рисования, на основании которого определена актуальность пластилинографии при развитии мелкой моторики, выявлены основные этапы работы в технике пластилинографии, сделан вывод о преимуществах использования пластилинографии и значимости развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Рассмотрено влияние мелкой моторики на формирование мышления, памяти, воображения, восприятия, речи у детей дошкольного возраста. Выявлено влияние пластилинографии на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: пластилинография, моторика, мелкая моторика, эстетическое воспитание, нетрадиционные техники рисования.

о с

U

со см о см со

Актуальность проблемы развития мелкой моторики детей дошкольного возраста обосновано ролью дошкольного учреждения в подготовке детей к обучению в школе. Необходимо развивать умение правильно говорить, используя все части речи, обучить владению основами навыков письма. Для этого важно развивать психические процессы, волю. Важная роль в решении данного вопроса отводится формированию мелкой моторике рук.

Мелкая моторика выполняет множество функций в жизни детей дошкольного возраста. Она развивает необходимые психические процессы мышления, воображения, внимания, восприятия, организует целенаправленный отбор информации.

Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, М.М. Кольцова доказали роль моторики в умственном развитии дошкольников. Основой развития мышления является рука человека. Первый этап мышления называют наглядно или предметно действенным. Наглядно-действенное мышление преобладает у детей раннего возраста, так как ему нужно все потрогать своими руками. Руки дают много информации о предмете, его весе, твердости или мягкости, шероховатости или гладкости, холоде или теплоте и так далее. В результате накопления данной информации дети способны перейти к наглядно-образному мышлению, направленному на оперирование не предметами, а образами. Высшей ступенью развития мышления является словесно-логическое мышление, при котором поставленные задачи решаются в уме.

Большое внимание в настоящее время обращается к различным нетрадиционным техникам рисования. Одна из них, пластилинография, заключается в выражении рисунка через пластилин в выпуклых, объемных, барельефных изображе-нях, выполненных на бумаге, картоне специальной художественной техникой. Данная техника используется в дошкольных образовательных учреждениях.

Рисование пластилином в изобразительном искусстве привлекает к работе пальцы, ладони, руки, опирается на зрительное восприятие, развивает мышление, внимание, память, речь детей дошкольного возраста. Использование нетрадиционной техники пластилинографии в развитии мелкой моторики интересует многих педагогов. Через нее возможно развитие специальных умений и навыков, подготавливающих руку, пальцы детей к письму. Следовательно, необходимо тщательно изучить методику организации и проведения за-

нятии с использованием нетрадиционном техники пластилинографии с целью развития мелкоИ моторики детеИ дошкольного возраста.

Проблема развития мелкоИ моторики детеИ дошкольного возраста весьма актуальна в настоящее время. Она изучается многими психологами и педагогами в области дошкольного и начального образования.

Под моторикоИ понимается не только движение, но и последовательность движениИ, в целом нужных для выполнения конкретноИ задачи. Существует крупная и мелкая моторика.

Каждое деИствие или движение - это результат умственноИ и физическоИ деятельности. Для осуществления осознанного, произвольного движения человек задеИствует кости, мышцы, нервы, мозг и органы чувств. Поэтому для нормального функционирования, необходимо хорошо функционирующую работу двигательноИ и костно-мышечноИ системы, нервноИ системы (головноИ мозг, нервы и спинноИ мозг) и сенсорноИ системы (глаз, уши, обонятельные и вкусовых рецепторы, тактильныИ).

Мелкая моторика дает возможность человеку манипулировать небольшими предметами с использованием мелких мышц тела. Человек имеет возможность перекладывать предмет из одноИ руки в другую, выполнять координированные одновременные задачи для глаз и рук.

Моторные навыки по Ю.В. РузановоИ - это сочетание скоординированных деИствиИ нервноИ, мышеч-ноИ и костноИ систем человека со зрительноИ систе-моИ, что важно при выполнении небольших и точных движениИ пальцами рук и кистеИ рук [7, с. 58].

Умение мелкоИ моторики необходимо для выполнения точных деИствиИ, например, «пинцетныИ захват» указательным и большим пальцами, при манипулировании маленькими предметами, завязывании узла, рисовании, письме, вязании, вырезании, застёгивании пуговиц, игре на музыкальном инструменте.

Дети дошкольного возраста совершенствуют навыки работы руками, используя для этого всевозможные материалы: ткани, бумагу, фольгу, проволоку, подсобные и природные. Также дети учатся таким способам, как сгибание, склеивание, резание, пересыпание, наматывание, складывание, применяют всевозможные инструменты и орудия труда: ручки, карандаши, фломастеры, ножницы, кисточки, леИки, грабли, молоток, лопаты, щётки и так далее.

В.А. СухомлинскиИ рассматривает кончики пальцев как начальные нити возникновения твор-ческоИ мысли, как источники способностеИ и таланта для детеИ. При более высоком уровне уверенного и изобретательного движения руки отмечается более тонкое взаимодеИствие с предметом труда, труднее двигаться, ярче творческая линия, уровень навыков выше, ребенок умнее [8, с.32].

Таким образом, мелкая моторика характеризуется сочетанием согласованных деИствиИ мы-шечноИ, нервноИ и скелетноИ систем человека

в сочетании с зрительноИ системоИ, способству-ющеИ осуществлению небольших и точных движениИ пальцев рук и ног. Дошкольники чувствительны к развитию мелкоИ моторики. Мелкая моторика играет очень важную роль в формировании мышления, памяти, воображения, восприятия, речи.

Эстетическое воспитание детеИ дошкольного возраста направлено на понимание и видение прекрасного в окружающем мире, искусстве, формирует эстетическиИ вкус. При воспроизведении того или иного предмета по памяти, рисунку, с натуры, дети дошкольного возраста развивают мелкую моторику рук, фантазию, наблюдательность, познают формы, формируют целостное восприятие окружающего мира и его составляющих.

Пластилин является одним из самых любимых инструментов в дошкольном возрасте, так как он позволяет воплотить детские фантазии в ре-альныИ объект, оригинальным и неподражаемыИ. Вместе с этим, пластилином можно рисовать удивительные картины.

Понятие «пластилинография» включает в себя два слова: «пластилин» - это художественным материал, реализующиИ замысел, создающиИ полу-обьемные изображения и «графия» - изображать, создавать. Данная нетрадиционная техника рисования не требует развития специальных способностеИ детеИ дошкольного возраста, проста и интересна в реализации. Материал для выполнения творческоИ работы не требует больших затрат, а принцип работы основан на создании лепноИ картины, имеющеИ выпуклое, полуобъемное изображение объектов на ровноИ поверхности.

Пластилинография знакомит детеИ дошкольного возраста с понятием «форма», своИствами окружающих предметов, развивает мелкую моторику пальцев и рук, развивает речь. В процессе данных занятиИ дошкольники учатся внимательному рассматриванию предметов, развивая наблюдательность. Данная работа раскрывает бес-краИние просторы фантазии детеИ, их творческие способности. Лепка из пластичного материала активно развивает воображение. Важно, что дети дошкольного возраста способны осязать предмет своего творчества.

Работать с пластилином способны дети, начиная с младшего дошкольного возраста. Пластилин играет важную роль в развитии детеИ дошкольного возраста. В раннем возрасте они впервые знакомятся с мягким и податливым пластичным материалом и открывают для себя возможности лепить. Однако, не всегда дошкольники понимают, что пластилином можно рисовать картины. Рисование пластилином направлено на развитие мел-коИ моторики детеИ дошкольного возраста, готовят руки к письму и рисованию в школе. Хорошая подвижность кистеИ, гибкость и отсутствие скованности облегчает обучение навыкам письма. Лепка пластилином очень любима детьми дошкольного возраста за возможности стать на время «волшебником» и придумать своИ собственным мир.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

По мнению Г.Н. Давыдовой, пластилиногра-фию - это нетрадиционная художественная техника выполнения работы, заключающаяся в рисовании пластилином на любой плотной основе (дерево, картон, диски, стекло и так далее) [2, с. 65].

Пластилинография - это разновидность нетрадиционного рисования, направление детского творчества, лишь недавно стала активно развиваться и включаться в методику обучения детей дошкольного возраста. Данная техника рисования доступна как дома, так и в дошкольном образовательном учреждении. Пластилиновые рисунки сочетают лепку и аппликацию, получаются полуобъемными, выразительными, передающими детское настроение. В данном виде искусства не важны специальные навыки. Можно лишь использовать большие возможности собственного воображения, фантазии, реализовав их на картоне. Для расширения возможностей используются в работе всевозможные стеки: металлические, деревянные, пластмассовые, заострённые или закруглённые, в виде лопаточки или стека-петли. Также при работе в технике пластилинографии в дошкольном учреждении с детьми дошкольного возраста используются бусинки, бисер, ракушки, камешки, кора, семена растений, крупа, ветки, шишки, желуди, ореховая или яичная скорлупа так далее.

Пластилинография является декоративно-прикладным искусством, развивающим координацию, тонкие дифференцированные движения, тактильные ощущения, важные в развитии дошкольников. Большая часть коры головного мозга связана с суставами пальцев и кистей рук, которые имеют рецепторы в мелких мышцах, тонких концах чувствительных нервов. Эти рецепторы позволяют дошкольникам воспринимать, трогать и чувствовать окружающий их мир. Детские руки способны творить, исследовать, строить. На занятиях рисованием с детьми дошкольного возраста активно используются артикуляционные и пальчиковые гимнастики, подвижные игры, массаж, упражнения для рук с предметами.

Рисование пластилином для детей дошкольного возраста является интересным времяпровождением, совместным творческим занятием, объединяющим родителей с ребенком, воспитателя с детским коллективом.

Пластилинография развивает мелкую моторику рук детей дошкольного возраста, учит мыслить творчески, формирует знания о приемах смешивания цветов, получения оттенков, текстуре пластилина [3, с. 78].

Изобразительное искусство в дошкольном учреждении играет важную роль во всестороннем развитии детей дошкольного возраста. В процессе работы средствами пластилинографии у них 5 развивается образная и зрительная память, соз-§ даются образы предметов окружающего и фанта-Я зийного мира.

° Т.Г. Казакова выделяет следующие задачи за-SB нятий пластилинографией:

- развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности рук, речи, зрительного восприятия;

- формирование сенсорных эталонов величины, цвета, формы;

- знакомство со свойствами пластичного материала, приемами работы с ним;

- развитие умений лепки базовых форм (круг, квадрат, треугольник);

- становление чувства прекрасного, эстетического вкуса, умения видеть и наслаждаться окружающим миром;

- воспитание аккуратности при лепке;

- развитие умений выполнять работу до конца [4, с. 106].

Пластилинорафия разнообразная, интересная техника рисования, позволяющая осуществлять замысел без обладания специальными способностями, умений и навыков. Заниматься данной работой можно в любое удобное время, как на занятиях, так и в свободной деятельности детей дошкольного возраста.

Преимущества нетрадиционной техники «пластилинография»:

- развитие мелкой моторики пальцев и рук;

- простота работы;

- облегчение нервного и мышечного напряжения;

- легкая корректировка, способность переделать картину по новому замыслу.

Таким образом, занятия пластилинографией способствуют развитию мелкой моторики, реализации широких возможностей в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста, способны активировать развитие внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации, самостоятельности. Благодаря этой нетрадиционной методике расширяются возможности рисования детей в дошкольных образовательных учреждениях, раскрываются новые приемы и методы обучения правилам композиции.

Начинать изучение техники пластилинографии необходимо с простых мазков на картоне, например, предложить детям сделать разноцветные полоски из пластилина на листе картона. Они могут быть прямые, волнистые, прерывистые, сделанные из отдельных шариков, либо просто растягивая пластилин по поверхности картона.

Сюжетом рисования в технике пластилинографии может быть рисунок из понравившейся книги или журнала. Его можно перевести на ровную поверхность с использованием копировальной бумаги либо срисовать воспитателем или ребенком под присмотром и взрослой помощи. Дети дошкольного возраста данный этап осуществить самостоятельно пока не могут в силу возрастных своих возможностей. Сначала понравившийся рисунок переносится на лист картона карандашом или маркером, затем каждая область рисунка заполняется пластилином определенного цвета. Можно заполнить пространство изображением

с помощью маленьких пластилиновых шариков, жгутиков или даже целых частеИ, придавая края при помощи стека или другого подручного средства нужную форму.

Плавные переходы между цветами можно получить в результате смешивания в руках определенных цветов пластилина. Важно понимать, что более двух цветов одновременно не смешивают. При создании более сложных пластилиновых картин необходимо участие воспитателя. КрасивыИ и оригинальныИ рисунок из пластилина получается на стекле. Важно, чтобы края стекла были ровные, толстые,обработанные и безопасные для детеИ дошкольного возраста. Сюжет на основу можно перекопировать с использованием цветного геля или краски из тюбика. Фон рисунка закрашивается постепенно, длинными мазками, отщипывая предварительно хорошо размятыИ пластилин небольшими кусочками. Размазывать его по поверхности можно попеременно большим и указательным пальцами. Мелкая моторика в данноИ работе развивается очень активно. После выполнения работы руки вытираются сухоИ салфеткоИ и промываются теплоИ водоИ с мылом [3, с. 29].

При выполнении изображения пластилиновыми шариками используются заготовленные заранее маленькие шарики определенного цвета, из которых выкладывается контур определенноИ детали рисунка или сюжета. Шарики можно лепить отдельно большим, указательным и средним пальчиками левоИ и правоИ руки, а можно целиком ладошками. В данноИ работе активно развивается мелкая моторика рук детеИ дошкольного возраста, а рисунок получается необычным и объемным. Обучать данноИ технике рекомендуется с простого образа предметов, не требующих большого количества элементов, например, цветок ромашки.

Интересными получаются картины со смешением различных приемов лепки. Например, сочетание объемноИ аппликации и размазывания. На пластилиновоИ картинке можно использовать всевозможные отпечатки. Это могут быть штрихи зубочисткоИ, точки колпачком фломастера, насечки стеком округлоИ или заостренноИ формы. При такоИ работе также происходит активное развитие мелкоИ моторики рук детеИ дошкольного возраста. Прием рисования спиральками придает пла-стилиновоИ картине красивыИ объем. Для этого дошкольники сначала раскатывают тонкие жгутики пластилина между ладошками, а затем аккуратно накручивают их на карандаш или палочку. В зависимости от толщины предмета получаются крупные и мелкие спирали. Их необходимо располагать близко друг к другу. Оригинальными в данноИ технике выглядят кроны деревьев, розы, кудряшки девочки и так далее. Пластилина в данном случае используется больше, чем при обычном рисовании пластилином.

Рисование мазками является очень красивоИ техникоИ, не сложноИ для реализации детьми дошкольного возраста. Картина в данноИ технике

может быть даже абстрактноИ, без определенного сюжета. Для этого можно взять несколько цветов пластилина, скатать в один жгут и наносить им яркие мазки, отрывая понемногу и размазывая по плотноИ поверхности подобно рыбьеИ чешуи. Такие картины напоминают произведения изобразительного искусства, написанные маслом профессиональными художниками.

Также интересноИ является техника объемного исполнения картины пластилином. Для этого сначала скручивается большое количество жгутиков, колбасок определенных цветов и создается задуманная картина путем выкладывания колбасок по контуру деталеИ от внешнего к внутреннему.

Дети дошкольного возраста должны знать правила смешивания цветов пластилина для получения новых тонов. СиниИ с желтым дают зеленыИ, желтыИ с красным - оранжевыИ, красныИ с синим - фиолетовыИ. ФлуоресцентныИ и матовыИ пластилин дает цвета иных оттенков. Для того, чтобы картина была с глянцевым эффектом, пальцы при работе с пластилином смачивают водоИ.

Для более эффективного усвоения навыков лепки в технике пластилинографии, Л.Н. Малахова акцентирует внимание на этапном принципе обучения: сначала учить детеИ дошкольного возраста надавливать на кусочки пластилина, затем размазывать от центра к краю, и далее учиться сочетанию нескольких приемов работы в одном сюжете. Уровень сложности работы повышается по мере обучения навыкам работы с пластилином от простых в младшем дошкольном возрасте к более сложным в старшем дошкольном возрасте [6, с.92].

При работе в технике пластилинографии с детьми дошкольного возраста используют аппликацию на стекле. Предварительно для выполнения данноИ работы необходимо кусок стекла тщательно промыть теплоИ водоИ с мылом и протереть бу-мажноИ салфеткоИ, высушить. Для предотвращения травм во время работы полезно заклеить края стекла скотчем или скотчем. Изображение можно перенести на стекло с помощью цветного маркера. Затем элементы изображения заполняются пластилином, выбирая размер и цвет в соответствии с фактуроИ, растягивая его руками и распределяя по стеклу. Вы можете размазать пластилин своими пальцами или стеком, аккуратно сжимая ее на стеклянноИ поверхности, чтобы сформировать тонкиИ слоИ. СледующиИ цвет пластилина наносится отдельно и последовательно, не выходя за рамки конкретноИ части изображения. После окончания работы над стеклом с краев снимается маскирующая лента, а на поверхность пластилина наносится цветноИ бумажныИ фон. Фон накладывается на стекло тех же размеров, что и основание, поэтому с толстым картоном. По краю проделанную работу можно приклеить полосками цветноИ бумаги для получения чистоИ рамки. Это изображение пластилина можно сделать на толстом листе картона, но в этом случае будут наблюдаться основания жирных пятен, образованных пластилином.

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

т О

от

З

и о со

Пластилиновое изображение также может быть выполнено с использованием различных техник: формирование отдельных элементов с помощью кучи, лепка отдельных деталей руками, разрезание ножницами и подъемные секции, протирание пластилина через сито или выдавливание через чесночный пресс. Работа над изображением пластилином начинается с верхнего края, исключая касание руками участков, покрытых пластилином. Овальные и округлые элементы изготавливаются из свернутых пластилиновых шариков, закрепленных в технике сплющивания.

Таким образом, рассмотрены теоретические основы развития мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством пластилинографии. Мелкая моторика характеризуется совокупностью координированных действий мышечной, нервной и костной систем человека, в сочетании со зрительной системой способствующая выполнению точных и мелких движений пальцами рук и ног, кистями. Дети дошкольного возраста сензитивны в развитии мелкой моторики. Мелкая моторика играет очень важную роль в формировании мышления, памяти, воображения, восприятия, речи.

Занятия пластилинографией способствуют развитию мелкой моторики, реализации широких возможностей в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста, активизируют развитие внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации, самостоятельности. Благодаря данной нетрадиционной технике расширяются возможности рисования детей в дошкольном образовательном учреждении, раскрываются новые приемы и методы обучения правилам композиции.

Литература

1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения / С.Е. Большакова - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 129 с.

2. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей / Г.Н. Давыдова. - М.: Скрипторий 2003, 2018. - 218 с.

3. Изотова Ю. Рисование пластилином (пласти-линография): основные приемы [Электронный ресурс] / Ю. Изотова. - Режим доступа: https:// www.syl.ru/article/330717/risovanie-plastilinom-plastilinografiya-osnovnyie-priemyi. (дата обращения 01.03.2023)

4. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова. - М.: Сфера, 2015. - 218 с.

5. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем / И.А. Лыкова. - М.: Просвещение, 2014. - 128 с.

6. Малахова Л.Н. Использование техники пластилинографии в работе с детьми / Л.Н. Малахова, И.И. Фрезе, Т.Н. Копнина // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - № 4. - С. 4144.

7. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности / Ю.В. Рузанова. - М.: Наука, 2019. - 235 с.

8. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика / В.А. Сухомлинский. - М.: Академия, 2018. -312 с.

PLASTILINOGRAPHY AS A MEANS OF DEVELOPING FINE MOTOR SKILLS OF PRESCHOOL CHILDREN

Urazova K.A., Galkina N.A.

Pacific National University

The article considers plasticineography in the structure of the general system for the development of fine motor skills in children up to school age, and defines fine motor skills. Based on the analysis of approaches to the development of fine motor skills in preschool children, the most popular methods for the development of fine motor skills have been identified. The article is devoted to the study of plasticineography as a means of developing fine motor skills in preschool children.

An analysis of non-traditional drawing techniques was carried out, on the basis of which the relevance of plasticineography in the development of fine motor skills was determined, the main stages of work in the technique of plasticineography were identified, a conclusion was made about the advantages of using plasticineography and the importance of developing fine motor skills in preschool children. The influence of fine motor skills on the formation of thinking, memory, imagination, perception, speech in children of pre-school age is considered. The influence of plasticineography on the aesthetic education of preschool children was revealed.

Keywords: plasticineography, motor skills, fine motor skills, aesthetic education, non-traditional drawing techniques.

References

1. Olshakova S.E. Formation of fine motor skills of hands: Games and exercises / S.E. Bolshakova - M.: TC Sphere, 2016. - 129 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Davydova G.N. Plasticineography for kids / G.N. Davydov. - M.: Scriptorium 2003, 2018. - 218 p.

3. Izotova Yu. Drawing with plasticine (plasticineography): basic techniques [Electronic resource] / Yu. Izotova. - Access mode: https://www.syl.ru/article/330717/risovanie-plastilinom-plastilinografiya-osnovnyie-priemyi. (date of access: 01.03.2023)

4. Kazakova R.G. Drawing with preschool children: non-traditional techniques, planning, lesson notes / R.G. Kazakova, T.I. Sai-ganova, E.M. Sedov. - M.: Sphere, 2015. - 218 p.

5. Lykova I.A. Sculpt, fantasize, play /I.A. Lykov. - M.: Education, 2014. - 128 p.

6. Malakhova L. N. Use of plasticineography technique in work with children / L.N. Malakhov, I.I. Frese, T.N. Kopnina // Issues of preschool pedagogy. - 2017. - No. 4. - S. 41-44.

7. Ruzanova Yu.V. Development of motor skills of hands in non-traditional visual activity / Yu.V. Ruzanov. - M.: Nauka, 2019. - 235 p.

8. Sukhomlinsky V.A. Parental Pedagogy / V.A. Sukhomlinsky. -M.: Academy, 2018. - 312 p.

о с

u

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.