УДК 376-056.26 ББК 53.54
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Алексеева С. И., Модонова Д. А.
Московский городской педагогический университет, г. Москва, Россия
Аннотация. Целью исследования была разработка и апробация программы комплексного использования арт-терапии как самостоятельного метода физической реабилитации в целях развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом. Исследование проведено на базе детского научно-практического центра физической реабилитации и спорта «Гросско», г. Москва. Программа включала такие средства арт-терапии, как рисование с помощью разных предметов и техник, пластилинография, лепка, аппликация, вырезание, обведение по контуру и др., каждое из которых оказывает свое специфическое воздействие на состояние моторики. Для оценки динамики состояния мелкой моторики рук были использованы диагностические тесты, хорошо известные в литературе. Установлено, что под воздействием предложенной программы произошло более существенное и статистически значимое (p < 0,05) улучшение измеренных показателей в экспериментальной группе по сравнению с группой сравнения. Показано, что применение арт-терапии как средства физической реабилитации для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом позволяет достичь более высокого результата по сравнению с существующими и известными из доступной литературы методами.
Ключевые слова: детский церебральный паралич, мелкая моторика рук, арт-терапия, дети дошкольного возраста
Контакт: Алексеева Светлана Ивановна: [email protected]
DEVELOPMENT OF FINE MOTOR SKILLS OF HANDS BY MEANS OF ART THERAPY IN PRESCHOOL CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY
Alekseeva S. I., Modonova D. A. Moscow City University, Moscow, Russia
Abstracts. This study aims to developing and testing a program for the complex use of art-therapy, as an independent method of rehabilitation, for improving of fine motor skills of hands in preschoolers with cerebral paralysis. The study was carried out in the Children's Rehabilitation Center "Grossko", Moscow. The program includes drawing with different objects and techniques, painting, plasticineography, modeling, appliqué, cutting, tracing, etc. Each of them has its own specific effect on the fine motor skills state. To assess the dynamics offine motor skills, special diagnostic tests were used. It was found that there was a more significant and statistically reliable (p<0.05) improvement of the measured parameters in the experimental group compared with the control group under the influence of the proposed program. It has been shown that the use of art-therapy for the development offine motor skills of hands in preschoolers with cerebral paralysis allows to achieve a higher result in comparison with existing methods that are well known in literature.
Keywords: cerebral paralysis, fine motor skills of hands, arts-therapy, preschoolers
Contact: Alekseeva Svetlana: [email protected]
Сведения об авторах
Алексеева Светлана Ивановна, канд. физ.-мат. наук, доцент, ГАОУ ВО МГПУ, Российская Федерация, 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, корп. 1
ORCID: 0000-0002-1262-6997
Модонова Дарья Анатольевна, студентка, 4-й курс, ГАОУ ВО МГПУ, Российская Федерация, 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, корп. 1
Information about authors
Svetlana I. Alekseeva, candidate of physical and mathematical sciences, associate professor, MCU, bldg. 1, 4, Vtoroy Selskohoziajstvenny proezd, Moscow, 129226, Russia ORCID: 0000-0002-1262-6997
Darya A. Modonova, 4th year of study, MCU, bldg. 1, 4, Vtoroy Selskohoziajstvenny proezd, Moscow, 129226, Russia
Для цитирования: Алексеева С. И., Модонова Д. А. Развитие мелкой моторики рук средствами арт-терапии у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом. Педиатрический вестник Южного Урала 2021;(2):68-76. doi: 10.34710/Chel.2021.45.37.006
For citation: Alekseeva S. I., Modonova D. A. Development of fine motor skills of hands by means of art therapy in preschool children with cerebral palsy. Pediatric Bulletin of the South Ural 2021;(2):68-76. (In Russ.) doi: 10.34710/Chel.2021.45.37.006
Актуальность. Детский церебральный паралич (ДЦП) — это «группа стабильных нарушений развития моторики и поддержания позы, которые приводят к ограничению функциональной активности и двигательным нарушениям, обусловленным непрогрессирующим повреждением и/или аномалией развивающегося головного мозга у плода или новорожденного ребенка» [1, 2].
ДЦП — относительно частое заболевание с тенденцией к росту, что связано, в частности, с появлением высокотехнологичного оборудования и повышением качества медицины, так как сегодня вполне успешно выхаживают недоношенных детей, у которых риск возникновения ДЦП очень высок. По данным ВОЗ, распространенность заболевания в мире составляет 2-3 на 1000 новорожденных, а среди глубоко недоношенных детей достигает 40-100 на 1000 новорожденных.
В структуре хронических болезней детского возраста ДЦП занимает одно из ведущих мест. По данным Центра ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, уровень инвалидности вследствие ДЦП возрос в РФ за три последних года с 26,3 (на 01.01.2018) до 29,7 (на 01.12.2020) в расчете на 10 тыс. детского населения и составляет 55 % детской неврологической инвалидности [3]. В результате серьезных изменений в структурах головного мозга почти у половины детей с ДЦП наблюдаются нарушения интеллекта, и во всех случаях это заболевание сопровождается расстройством двигательной функции [2, 4, 5].
Важнейшей функцией двигательного аппарата, определяющей качество жизни, является развитие тонких движений кисти рук. Расстройство этой функции приводит к потере самостоятельности человека в быту, повседневности, доставляет совокупность проблем даже при сохранных функциях крупной моторики и интеллекта. В наше время, в условиях развития инклюзивного образования, многие дети с ДЦП с самого начала обучения испытывают трудности в процессе учебы из-за нарушений мелкой моторики рук, так как не способны выполнять письменные задания в одном темпе и с одинаковой аккуратностью со здоровыми учащимися. Это снижает мотивацию к учебе, успеваемость, авторитет такого ученика в классе и усугубляет снижение качества жизни.
Мелкая моторика рук физиологически неразрывно связана с речью ребенка и поэтому часто используется для развития речи. В педагогике основными методами развития мелкой моторики при ДЦП признаются пальчиковые игры в сочетании с логопедическими упражнениями, задействующие одновременно пальцы рук и речевой аппарат. Непосредственно моторике как объекту развития уделяется недостаточно внимания.
Учитывая широкую и растущую распространенность заболевания ДЦП, все перечисленное можно отнести к социально значимым проблемам. Поиск новых форм и методов развития мелкой моторики рук у детей с ДЦП является актуальным.
Арт-терапия широко используется в современной педагогике как элемент обще-развивающих программ для здоровых детей при подготовке к школе, а также включается в коррекционные логопедические и психологические программы, преимущественно для детей с задержкой психического развития и расстройствами аутистического спектра. При этом, на наш взгляд, остается недооцененным потенциал арт-терапии как самостоятельного полноценного инструмента физической реабилитации при нарушениях мелкой моторики рук у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Лечебный эффект арт-терапии в реабилитации при разных патологиях отмечается многими авторами [6]. Эффективность применения арт-терапии как средства физической реабилитации для развития мелкой моторики объясняется ее разнообразием и инструментарием. Совокупность различных техник, требующих точных мелких движений с различной степенью нажима кисти и пальцев, позволяет повысить степень владения кистью руки и пальцами и при этом подобрать и адаптировать реабилитационную программу к особенностям не только физического состояния ребенка, но и личностным предпочтениям и интересам. Особую ценность методу придает проектный характер работы — в итоге занятия ребенок получает созданный им продукт, который демонстрирует его достижения, что повышает мотивацию к занятиям и формирует положительное эмоциональное отношение, способствуя повышению самооценки.
Цель исследования. Разработка и апробация программы комплексного использования арт-терапии как самостоятельного метода физической реабилитации в целях развития мелкой моторики рук у детей до-
Таблица 1. Описание занятий, проводимых в
школьного возраста с детским церебральным параличом.
Материалы и методы. Исследование проводилось на базе детского научно-практического центра физической реабилитации и спорта «Гросско», г. Москва.
В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте от 5 до 7 лет с диагнозом «спастическая диплегия ^80.1)» и «спастический односторонний ДЦП ^80.2)».
Методом слепой рандомизации все испытуемые были разделены на две группы: экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ), по 10 человек в каждой. Контрольная группа занималась в течение трех месяцев 2 раза в неделю по 30 минут по базовой программе, разработанной в центре «Гросско». Экспериментальная группа занималась в течение трех месяцев 2 раза в неделю по 30 минут по разработанной нами экспериментальной программе. Содержание программы было реализовано в объеме 24 занятий, каждое из которых состояло из подготовительной, основной и заключительной части. В содержание занятий экспериментальной группы были включены средства арт-терапии для развития мелкой моторики рук, перечисленные в таблице 1, каждое из которых оказывает свое специфическое воздействие на состояние моторики.
Эксперимент состоял из трех последовательных этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. На констатирующем и контрольном этапах проводилась диагностика исходного (до эксперимента) и конечного (после эксперимента) состояния мелкой моторики рук испытуемых с помощью набора специально подобранных тестов. На формирующем этапе с испытуемыми проводились занятия по разработанной программе (табл. 1).
контрольной и экспериментальной группах
Показатель Контрольная группа (КГ) Экспериментальная группа (ЭГ)
Периодичность 2 раза в неделю по 30 мин в течение трех месяцев Цикл из 24 занятий 2 раза в неделю по 30 мин в течение трех месяцев
Программа КГ занималась по базовой программе, разработанной в центре «Гросско» (программа комплексной реабилитации детей с ДЦП) ЭГ занималась по разработанной экспериментальной программе развития мелкой моторики рук. На занятиях с ЭГ использовались методы и средства арт-терапии
Окончание таблицы 1
Показатель Контрольная группа (КГ) Экспериментальная группа (ЭГ)
Структура занятия Подготовительная часть, 5 мин Подготовительная часть, 3 мин (разминка): - массаж кистей рук; - пальчиковая гимнастика; - пальчиковые игры со стихами, скороговорками; - пальчиковые бассейны с различными наполнителями (фасоль, макароны, мелкие крупы, песок)
Основная часть, 20 мин Основная часть, 25 мин [выполнение работы (композиции) средствами арт-терапии]. Средства арт-терапии, вариативно использованные на разных занятиях: - рисование пластилином (пластилинография); - лепка предметов из пластилина, глины; - аппликация; - вырезание предметов; - обведение по контуру; - штриховка; - рисование по точкам; - рисование клубками; - выкладывание изображений предметами (пуговицами, бусинами); - бумагомарание: - рисование красками; - рисование карандашами (цветными, простыми разной мягкости); - рисование мелом на доске; - рисование пастелью и мелками на бумаге
Заключительная часть, 5 мин Заключительная часть, 2 мин: - рефлексия эмоционального состояния в игровой форме («Смайлики», «Цветные карточки»); - обсуждение занятия с испытуемым
Занятия строились на принципах доступности, «от простого к сложному», индивидуального подхода с учетом психофизических и возрастных особенностей детей, доброжелательного общения.
Занятия проводились в индивидуальной или групповой (группа не более 3 человек) форме в зависимости от степени поражения ЦНС и индивидуально-психологических особенностей детей.
Для оценки динамики состояния мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста были отобраны следующие диагностические тесты, хорошо известные в литературе:
• методика «Обследование произвольной моторики пальцев рук» Н. М. Трубниковой [7] (исследование статической и динамической координации);
• методика «Дорожки» по Л. А. Венгеру [8];
• функциональный тест с катушкой (из методики Х. Зиннхубер) [9];
• проба на пальцевый гнозис и праксис А. Л. Сиротюк [10];
• проба «Манипуляции с предметами» по Н. В. Нищевой [11].
Во всех тестах использовалась балльная система оценки.
На протяжении всего эксперимента за испытуемыми экспериментальной группы проводилось скрытое включенное наблюдение, в ходе которого отслеживались: эмоциональное состояние ребенка, заинтересованность, вовлеченность (отвлекается или нет), выполняет ли просьбы педагога, положение тела и головы, осанка, фокусирование глаз. Каждая из перечисленных позиций оценива-
лась в баллах. Фиксация результатов наблюдения осуществлялась в дневнике наблюдений с периодичностью раз в 2 недели.
Статистическая обработка результатов измерений проводилась с помощью программы «Описательная статистика» пакета «Анализ данных», встроенного в Excel. Для всех измеренных показателей была определена стандартная ошибка (ошибка среднего), ширина доверительного интервала с доверительной вероятностью 95 %. Достоверность различия сравниваемых показателей устанавливалась с помощью t-критерия Стью-дента на уровне значимости р < 0,05.
Результаты исследования и обсуждение.
Как видно из таблицы 1, исходные показатели тестирования в контрольной и экспериментальной группах были близкими, что отвечает условию статистической однородности выборок.
На рисунке 1 представлены результаты
Для оценки эффективности предложенной экспериментальной программы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом необходимо сопоставление результатов диагностического тестирования исследуемых групп детей на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.
Диагностика исходного (до эксперимента) и конечного (после эксперимента) состояния мелкой моторики рук испытуемых обеих групп была проведена с помощью набора описанных выше тестов. В сводной таблице 2 представлены обобщенные результаты тестирования испытуемых двух групп.
тестирования контрольной группы до и после эксперимента, выраженные в баллах. На диаграмме виден прирост показателей по всем видам тестов. Однако он не является статистически значимым, а имеет лишь характер тенденции к росту.
Таблица 2. Результаты тестирования контрольной и экспериментальной групп на констатирующем (до эксперимента) и контрольном (после эксперимента) этапах
№ Диагностический тест Контрольная группа (M ± m) (n = 10) Экспериментальная группа (M ± m) (n = 10)
До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента
1 Обследование произвольной моторики пальцев рук (статическая координация). Максимальный балл — 45 30,2 ± 3,97 32,2 ± 3,76 30,1 ± 4,22 33,6 ± 5,39
Обследование произвольной моторики пальцев рук (динамическая координация). Максимальный балл — 30 14,2 ± 4,62 17,3 ± 3,49 14,1 ± 2,86 19,4 ± 3,01 *
2 Дорожки. Максимальный балл — 9 4,1 ± 1,17 5,2 ± 1,17 4,0 ± 1,10 5,8 ± 0,80
3 Функциональный тест с катушкой. Максимальный балл — 3 2,2 ± 0,75 2,7 ± 0,46 2,2 ± 0,75 2,9 ± 0,40
4 Проба на пальцевый гнозис и праксис. Максимальный балл — 12 6,4 ± 2,04 8,0 ± 1,41 6,3 ± 2,04 9,0 ± 2,28 *
5 Манипуляции с предметами. Максимальный балл — 18 12,0 ± 2,32 14,2 ± 2,40 12,0 ± 3,74 15,6 ± 3,93 *
Примечание: * — разница достоверна относительно исходной величины с уровнем значимости р < 0,05.
35 30 25
а 20
м 15 10 5 0
До эксперимента
После эксперимента
30,2
32,2
14,2
17,3
14,2
12,0
6,4
4,1 5,2
2,2 2,7
8,0
Статическая Динамическая Проба Методика Функциональный Проба на
координация координация «Манипуляции с «Дорожки» тест с катушкой пальцевый гнозис
предметами» и праксис
Тесты
Рис. 1. Результаты тестирования контрольной группы на констатирующем и контроль ном этапах эксперимента
На рисунке 2 представлены результаты тестирования экспериментальной группы до и после эксперимента, выраженные в баллах. Как видно из диаграммы, улучшение состояния мелкой моторики также наблюдается
по всем видам тестов. Звездочками отмечены показатели, имеющие статистически значимое отличие от исходных с уровнем значимости р < 0,05.
■ До эксперимента ■ После эксперимента
40
Статическая Динамическая Проба Методика Функциональный Проба на
координация координация «Манипуляции с «Дорожки» тест с катушкой пальцевый гнозис и
предметами» праксис
Тесты
Примечание: * — разница достоверна относительно исходной величины с уровнем значимости р < 0,05.
Рис. 2. Результаты тестирования экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
При сравнительном анализе конечных ре- риментальной групп проводилось сопостав-зультатов тестирования контрольной и экспе- ление относительного прироста измеряемых
показателей в контрольной и эксперимен- ждой группе. Результаты анализа отражены тальной группах, выраженного в процентах на рисунке 3. по отношению к исходным показателям в ка-
Контрольная группа
45 40 35
£ 30
о р
к
р
с
25 20 15 10 5 0
11,6 *
37,5
Исследование Исследование статической динамической координации координации
35,0 *
Экспериментальная группа 42,8
27,3 *
Методика Функциональный Проба на
30,0 *
30,7
Проба Средние значения
«Дорожки» тест с катушкой пальцевый гнозис «Манипуляции с
и праксис предметами»
Тесты
Примечание: * — разница показателей экспериментальной группы относительно контрольной достоверна с уровнем значимости р < 0,05.
Рис. 3. Относительный прирост измеряемых показателей в контрольной и экспериментальной группах, выраженный в процентах по отношению к исходным показателям
Как видно из рисунка 3, улучшение состояния мелкой моторики наблюдается в обеих группах по всем видам тестов. Однако прирост всех показателей в экспериментальной группе превышает аналогичные показатели в контрольной группе. Звездочками отмечены показатели экспериментальной группы, имеющие статистически значимое отличие относительно контрольной группы с уровнем значимости р < 0,05.
Таким образом, полученные результаты являются свидетельством эффективности разработанной экспериментальной программы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
Анализ результатов скрытого включенного наблюдения позволяет сделать следующие выводы:
- программа соответствует возрастным и психологическим особенностям детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом (что видно по динамике эмоционального состояния и заинтересованности испытуемых);
- программа способствует развитию внимания и концентрации детей во время заня-
тий (наблюдается положительная динамика по показателям «выполняет ли просьбы педагога» и «фокусировка»);
- программа соответствует требованиям здоровьесбережения и способствует сохранению здоровья у детей дошкольного возраста с ДЦП (результаты наблюдения позволяют предположить формирование привычки самоконтроля осанки и положения тела во время занятий).
Заключение. Анализ специальной научно-методической литературы дает основание полагать, что совокупность различных техник, требующих точных мелких движений с различной степенью нажима кисти и пальцев, позволяет повысить степень владения кистью руки и пальцами. И при этом подобрать и адаптировать реабилитационную программу на основе средств арт-терапии к особенностям не только физического состояния ребенка, но и личностным предпочтениям и интересам.
Предложенная в работе экспериментальная программа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ДЦП предполагает использование арт-терапии как самостоятельного метода физической
реабилитации. Работа по данной программе предусмотрена в форме творческих индивидуальных занятий с игровыми элементами. Во время занятия максимально реализуется ситуация успеха, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей. Комплексное использование различных средств арт-терапии при регулярных занятиях позволяет развивать мелкую моторику рук, повышает точность, координацию и контролируемость движений рук у детей с ДЦП
По результатам контрольного этапа эксперимента было выявлено, что произошло более существенное и статистически достоверное (р < 0,05) улучшение измеренных показателей в экспериментальной группе
по сравнению с контрольной, что свидетельствует об эффективности разработанной экспериментальной программы.
В результате апробации показано, что применение арт-терапии как средства физической реабилитации для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом позволяет достичь более высокого уровня развития мелкой моторики рук по сравнению с существующими и известными из доступной литературы методами.
Разработанная программа может быть рекомендована для использования при проведении занятий в специализированных реабилитационных центрах с детьми, страдающими ДЦП, и в дошкольных учреждениях на занятиях по развитию мелкой моторики рук.
Источник финансирования. Авторы заявляют об отсутствии финансирования при проведении исследования.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.
Список литературы [Bibliography]
1. Семенова К. А. Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах. М.: Медицина, 1976. 185 с.
[Semenova K. A. Treatment of movement disorders in children with cerebral palsy. Moscow: Medicine, 1976. 185 p. (In Russ.)]
2. Федеральные клинические рекомендации по оказанию медицинской помощи детям с детским церебральным параличом. М.: Минздрав РФ, 2015. 20 с.
[Federal clinical guidelines for the provision of medical care to children with cerebral palsy. Moscow: Ministry of Health of the Russian Federation, 2015. 20 p. (In Russ.)]
3. Состояние и динамика инвалидности детского населения Российской Федерации: доклад ФБМСЭ Министерства труда и социальной защиты РФ [Интернет]. Режим доступа: https:// mintrud.gov.ru/uploads/magic/ru-RU/Ministry-0-1 198-src-1561646332.413.doc (дата обращения: 12.08.2021).
[The state and dynamics of disability of the child population of the Russian Federation: report of the FBMSE of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation [Internet]. URL: https://mintrud.gov.ru/uploads/magic/ru-RU/
Ministry-0-1198-src-1561646332.413.doc (дата обращения: 12.08.2021). (In Russ.)]
4. Зайцева М. Л., Узунова А. Н Особенности изменения основных антропометрических данных у детей, родившихся недоношенными. Педиатрический вестник Южного Урала 2015;(1):59-66.
[Zaitseva M. L., Uzunova A. N. Features of major changes anthropometric data in children born preterm. Pediatric Bulletin of the South Ural 2015;(1):59-66. (In Russ.)]
5. Кафидов И. Н., Алексеева С. И. Адаптивная физическая культура в реабилитации детей с церебральным параличом: учебное пособие. М.: МГПУ, 2017. 88 с.
[Kafidov I. N., Alekseeva S. I. Adaptive physical culture in the rehabilitation of children with cerebral palsy: a tutorial. Moscow: MGPU, 2017. 88 p. (In Russ.)]
6. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002. 366 с.
[Kopytin A. I. Theory and practice of art therapy. SPb.: Peter, 2002. 366 p. (In Russ.)]
7. Трубникова Н. М. Структура и содержание речевой карты: учебно-методическое пособие. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 1998. 51 с.
[Trubnikova N. M. The structure and content
of the speech map: teaching aid. Yekaterinburg: Ural State Pedagogical University, 1998. 51 p. (In Russ.)]
8. Бобат Б., Бобат К. Моторное развитие при детском церебральном параличе / пер. с нем. Э. Штэле-Хирземанн. Штутгарт, Нью-Йорк: Георг-Тиме — Ферлаг, 2005. 42 с.
[Bobat B., Bobat K. Motor development in infantile cerebral palsy / translation from German E. Shtele-Hirsemann. Stuttgart, New York: Ed. GeorgTime — Ferlag, 2005. 42 p. (In Russ.)]
9. Зиннхубер Х. Как развивается ваш ребенок? Таблицы сенсомоторного развития, игры и упражнения: от 4 до 7,5 лет. М.: Теревинф, 2018. 160 с.
[Zinnhuber H. How is your child developing? Sensorimotor development charts, games and exer-
cises: 4 to 7.5 years. Moscow: Terevinf, 2018. 160 p. (In Russ.)]
10. Сиротюк А. Л., Ипполитова М. В., Мастю-кова Е. М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. М.: АРКТИ, 1993. 496 с.
[Sirotyuk A. L., Ippolitova M. V., Mastyukova E. M. Raising children with cerebral palsy in the family. Moscow: ARKTI, 1993. 496 p. (In Russ.)]
11. Нищева Н. В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет). СПб.: Детство-пресс, 2015. 48 с.
[Nishcheva N. V. Speech map of a child with general speech underdevelopment (from 4 to 7 years old). St. Petersburg: Childhood-press, 2015. 48 p. (In Russ.)]
УДК 616-006.446.2 ББК 55.694
РИСКИ МАНИФЕСТАЦИИ МЕТАБОЛИЧЕСКОГО СИНДРОМА У ДЕТЕЙ-РЕКОНВАЛЕСЦЕНТОВ ОСТРОГО ЛИМФОБЛАСТНОГО ЛЕЙКОЗА
Белова В. Ю. \ Спичак И. И. 2
1 Челябинская областная детская клиническая больница, г. Челябинск, Россия
2 Южно-Уральский государственный медицинский университет, г. Челябинск, Россия
Аннотация. Изучение метаболического синдрома берет свое начало с середины XXв., когда впервые обратили внимание на взаимосвязь ожирения, заболеваемости сердечно-сосудистой системы и смертности. На сегодняшний день термин «метаболический синдром», помимо ожирения, включает в себя артериальную гипертензию и нарушение толерантности к глюкозе. Среди онкологических пациентов интерес к данному синдрому вызван возрастающей когортой пациентов-реконвалесцентов острого лимфобластного лейкоза, которые после проведенного лечения имеют риск проявления ранних и поздних побочных эффектов, одним из которых является развитие метаболического синдрома.
Ключевые слова: метаболический синдром, острый лимфобластный лейкоз, дети
Контакт: Белова Виктория Юрьевна: [email protected]
RISKS OF MANIFESTATION OF METABOLIC SYNDROME IN CHILDREN-RECONVALESCENTS OF ACUTE LYMPHOBLASTIC LEUKEMIA
Belova V. Yu. \ Spichak I. I. 12
1 Chelyabinsk Regional Children's Clinical Hospital, Chelyabinsk, Russia
2 South-Urals State Medical University, Chelyabinsk, Russia
Abstracts. The study of metabolic syndrome dates back to the middle of the 20th century. During this period, for the first time, attention was paid to the relationship between obesity, morbidity of the cardiovascular system and mortality. Today, the term "metabolic syndrome", in addition to obesity, includes arterial hypertension and impaired glucose tolerance. Among cancer patients, interest in this syndrome is caused by an increasing cohort of convalescent patients with acute lymphoblastic leukemia.