ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В РАННЕМ
ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Гашимова Р.С.
ЧОУ ВО «Социально-педагогический институт», Дербент
Аннатоция. Существует множество различных способов, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук дошкольников.
Пальчиковые игры - один из наиболее популярных и доступных способов развития мелкой моторики у детей. Для занятий не нужно никакой особенной подготовки (дидактического материала, условий для игры и прочего). Заниматься можно где угодно и когда угодно: в поликлинике в очереди к врачу, по дороге в детский сад или на кружки и секции, на прогулке, в транспорте и так далее. Причем любые действия пальчиками интереснее подкреплять каким-нибудь занятным стихотворением, песенкой или коротенькой сказкой.
Ключевые слова: мелкая моторика, сенсорика, координация движений.
FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF FINE MOTOR SKILLS IN EARLY
PRESCHOOL AGE
Gashimova R.S., Ph.D.
ChOU VO "Socio-PedagogicalInstitute", Derbent
Abstract. There are many different ways that can be used to develop fine motor skills of the fingers of preschoolers. Finger games are one of the most popular and affordable ways to develop fine motor skills in children. For classes you do not need any special preparation (didactic material, conditions for the game, etc.). You can do anywhere and anytime: in the clinic in the queue to the doctor, on the way to kindergarten or on mugs and sections, on a walk, in transport and so on. And any actions with fingers are more interesting to support with some interesting poem, song or short fairy tale.
Keywords: fine motor skills, sensory, coordination of movements.
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки.
Что такое мелкая моторика и для чего она нужна? Под выражением «мелкая моторика» понимается подвижность и ловкость мелких мышц на кистях рук, совершаемая под зрительным контролем человека. Чем лучше развита эта моторика, тем лучше будет у малыша память, логика, речь и мышление. Дело в том, что в коре головного мозга зоны, отвечающие за движение пальцев рук и развитие речевого аппарата, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, в коре головного мозга активизируются и те процессы, которые связаны с развитием интеллектуальных и речевых способностей.
Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников, единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда ребёнок вырастет, ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.
Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка [1].
Таким образом, развивая мелкую моторику у ребенка, и тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающие за движения пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу, педагог активизирует и соседние отделы, отвечающие за речь.
О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока - белобока» и другие пальчиковые игры.
Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга. Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори. По ее мнению, в раннем дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие. Познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов - ощущения, восприятия, представления. Развитие их у ребёнка создаёт необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Формирование многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений, восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание - одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире. Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга [7].
Когда малыш еще совсем маленький, мама берет его ладошки и осторожно разминает его пальчики по несколько минут в день. Постепенно добавляются массажные движение, не сложные пальчиковые упражнения, игры и прочее. Когда малыш немного подрастет, ему следует давать трогать на ощупь различные поверхности, отличимые по своей текстуре. Можно играть с ним в песочнице, предлагать в качестве игры пришитые к ткани пуговицы. Чем больше поверхностей освоит кроха в этот период, тем лучше будет для его развития. Когда ребенок взрослей, с ним можно играть в различные полезные игры. В дошкольном возрасте дети
продолжают развивать мелкую моторику с помощью специальных игр и занятий (рисование, лепка, мозаика, аппликации и прочие) [2].
Развитие мелкой моторики очень важно в раннем возрасте.
1) Мелкая моторика тесно связана с нервной системой, имеет прямое отношение к памяти ребенка, к его вниманию и зрению, к восприятию. Развивая мелкую моторику, развивается не только пальцы.
2) Стимуляция мелкой моторики активизирует речевой и моторный центры, которые расположены весьма близко. Формируя навыки мелкой моторики, мы влияем на почерк ребенка, его речь, скорость реакции.
3) По уровню развития мелкой моторики можно говорить о психическом развитии ребенка, о его готовности к обучению в школе.
4) Развитие мелкой моторики способствует интенсивному развитию ребенка в творческом плане.
5) Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка.
Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.
Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Чем старше становится ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное. Он строит дома, башни и мосты, рисует животных и людей, буквы и числа, и в конечном итоге учится писать. При выполнении всех этих действий газа помогают рукам [4].
По мнению Монтессори с помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика рук связана еще и с формированием самостоятельности ребенка, а следовательно развитие мелкомоторных функций, координации движений, концентрации внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного очень важно для и для формирования личности человека в целом.
Существует множество различных способов, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук дошкольников.
Пальчиковые игры - один из наиболее популярных и доступных способов развития мелкой моторики у детей. Для занятий не нужно никакой особенной подготовки (дидактического материала, условий для игры и прочего). Заниматься можно где угодно и когда угодно: в поликлинике в очереди к врачу, по дороге в
детский сад или на кружки и секции, на прогулке, в транспорте и так далее. Причем любые действия пальчиками интереснее подкреплять каким-нибудь занятным стихотворением, песенкой или коротенькой сказкой [3].
Сколько играть в пальчиковые игры зависит от возраста малыша. Помните, что для дошкольников разница в возрасте всего лишь в один год имеет колоссальное значение. Если 4-х летний малыш может концентрировать внимание на каком-то одном виде деятельности около 10-15 минут, то для 5-ти летнего этот интервал увеличивается, чуть ли не в 2 раза и составляет 20-25 минут. На продолжительность игровых занятий влияет и заинтересованность детей. Если какая-то игра не нравится ребенку, то вряд ли вы сможете удерживать внимание малыша на ней долгое время. Поэтому следите и за тем, какие предпочтения у вашего чада, выбирая для него пальчиковые игры для развития мелкой моторики [8].
Игр и упражнений для тренировки мелкой моторики можно придумать огромное множество - причем, из подручных средств:
Например:
- Игра в куклы: девочка одевает-раздевает «дочку», совершает много мелких движений пальчиками.
- Занимаемся лепкой. Какой материал использовать - не имеет значения. Важен именно процесс! Глина, пластика и пластилин, даже обычное тесто - все подойдет.
- Домашняя песочница. Да, уборки прибавится. Но восторг ребенка, а также эффект, который обеспечивается подобной игрой, перевешивает все мелкие неприятности.
- Изготовление коллажей и поделок. Естественно, с вырезанием деталей, составлением узоров и аппликаций.
- Создание поделок из природных материалов. Собираем на улице желуди, веточки, ягоды и шишки, а дома создает настоящие лесные шедевры.
- Прививаем нужные навыки и развиваем пальчики: расстегиваем и застегиваем пуговки, расстегиваем молнии, развязываем шнуровку, цепляем крючки, щелкаем кнопочки и проч. Можно сделать панель на плотной основе с подобными развлечениями и заниматься вместе с ребенком. Не забудьте добавить яркости и любимых героев малыша на основу, чтобы было веселеею играть.
- Рвем бумажки. Игра для карапузов с 6-7 месяцев. Выдаем малышу несколько цветных бумажных листов на растерзание и демонстрируем, как именно нужно рвать бумагу на мелкие кусочки. Не давайте ребенку газеты - там используются вредные краски [6].
Основные правила для родителей:
1. Начинайте занятия как можно раньше и придерживайтесь регулярности тренировок.
2. Старайтесь начинать упражнения с массажа кистей рук и пальцев.
3. Чтобы увлечь ребенка, совмещайте упражнения с игрой.
4. В комплексе упражнений важно использовать схему, предполагающую сжатие/напряжение кистей, их расслабление и растяжение.
5. Упражнения должны соответствовать возрасту крохи и уровню его физического развития.
6. Пока малыш не научится совершать те или иные движения самостоятельно, маме придется помогать ему фиксировать необходимое положение пальчиков, выполнять сами движение, правильно их совершать.
7. Начинайте с самых простых упражнений, переход к сложным должен быть постепенным.
8. Способствуйте творческому развитию малыша - поощряйте его желание самостоятельно придумать новые упражнения.
9. Прекращайте упражнения, если малыш устал или капризничает. И не забывайте хвалить свое чадо за успехи.
10. Позволяйте ребенку делать самостоятельно все, что он может сделать самостоятельно - от самообслуживания до хозяйственных дел. Даже, если придется ждать и потом убирать за ребенком.
Литература:
1. Андрианова, Д. В. Развитие речи детей дошкольного возраста через лего-конструирование / Д. В. Андрианова // Дошкольная педагогика. - 2017. - № 9. - С. 9-10. - ISSN 1726-0973.
2. Бачина, О. В. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: практ. пособие для педагогов и родителей / О. В. Бачина, Н. Ф. Коробова. - М.: АРКТИ, 2006. - 88 с.: ил. - (Развитие и воспитание). - ISBN 5-89415-524-Х.
3. Борисова, М. М. Пальчиковые игры: играем с детьми дома / М. М. Борисова // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. - 2012. - № 8. - С. 3638. - ISSN 2223-7003.
4. Жукова, О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно / О. Жукова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 11. - С. 14-16.
5. Кинаш, Е. А. Формирование графических умений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья / Е. А. Кинаш // Дошкольное воспитание. -2015. - № 9. - С. 89-99. - ISSN 0012-561X.
6. Кошлева, Г. А. 100 игр для развития дошкольника. Игры на каждый день про все на свете. Игровая деятельность с нетрадиционным оборудованием / Г. А. Кошлева. - Волгоград: Учитель. 2018. - 81 с. - (Игровая деятельность в ДОУ).-ISBN 978-5-7057-5298-0.
7. Левушкина, С. Игры и упражнения в сенсорном развитии / С. Левушкина // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 11. - С. 85-87. - ISSN 0012-561X.
8. Ляменкова, Е. М. Современные технологии развития мелкой моторики в ДОО / Е. М. Ляменкова // Воспитатель ДОУ. - 2018. - № 9. - С. 116-121. - ISSN 2220-1459