Научная статья на тему 'РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
442
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕБЕНОК / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / ИГРЫ / ПОТЕШКИ / ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ / ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА / ВЗРОСЛЫЙ / МОТОРИКА РУК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данильченко Елена Владимировна, Котова Александра Игоревна

Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Педагогика

социологии до географии и этики [2]. Экологическое образование имеет универсальный, междисциплинарный характер, поэтому оно должно стать неотъемлемой частью содержания всех уровней образования.

УДК 37

РС! 10.21661/Г-555504 Данильченко Е.В., Котова А.И.

Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Аннотация

Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

I Ключевые слова: ребенок, развитие речи, игры, потешки, пальчиковые игры, Пальчиковая гимнастика, взрослый, моторика рук.

Литература

1. Об охране окружающей среды: Федеральный закон РФ от 10.01.2002 г. №7-ФЗ // Статья 74. Экологическое просвещение.

2. Бакланова С.Л. Методика обучения экологии: учебное пособие / С.Л. Бакланова; Алтайская гос.академия обр-я им. В. М. Шукшина. - Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2015. -180 с.

3. Головских Д.С. Формирование экологической грамотности на ступени высшего образования // Современные научные исследования и инновации. 2016. №3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/ issues/2016/03/64928 (дата обращения: 23.04.2021).

4. Иванова Е.О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культурологическим. // Интернет-журнал «Эйдос». - 2007. - 30 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-23.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: list@eidos.ru.

5. Коурова С.И. Гуманитарный подход к изучению экологической составляющей в современном школьном образовании // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://scienceforum.ru/2020/article/2018021647 (дата обращения: 01.05.2021).

6. Нестерова И.А. Экологическая грамотность // Энциклопедия Нестеровых [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://odiplom.ru/lab/ekologicheskaya-gramotnost.html.

7. Савенкова Л.Г. Гуманитаризация современного образования в условиях социокультурного пространства региона / EDUSTRONG, 2020. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edustrong.ru - 13. 01. 2020.

8. Стрекаловская М.М. Педагогические подходы в экологическом образовании детей дошкольного возраста / М.М. Стрекаловская, Т.М. Дарханова // Педагогический журнал. - 2016. - №2. - С. 64-72.

Пальчиковой гимнастике уделяют внимание во всех возрастных группах детского сада, но особенное значение придают ей в работе с детьми младшего возраста (до трёх лет). Это обусловлено психологией детей третьего года жизни. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

Пальчиковые игры - это упражнения для улучшения подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, улучшение почерка; снижение физической усталости и морального напряжения во время занятий; массаж «активных точек» на пальцах и ладонях.

Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими

Педагогика

словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов. идущих от рук.

Занятия пальчиковой гимнастикой помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.

Таким образом, в процессе игры дети разминают пальцы и кисти рук, проводят пальчиковые игры. Пальчиковые игры включает упражнения: удержание пальчиками определенной позы, развитие подвижности пальцев, нормализующие мышечный тонус. Смена упражнений помогут напрягать, тонизировать, расслаблять еще неокрепшие ручки ребенка, постепенно формируя его моторику.

В начале года в нашу группу пришли дети, большинство которых не владели тонкими движениями рук. У них наблюдалась мышечная напряженность, нарушение общей моторики. Этих деток отличала общая скованность и медлительность в выполнении движений. Для них оказываются трудными многие упражнения: пальчики непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых легких упражнений замедленный. Спустя некоторое время у этих детей стала наблюдаться положительная динамика, так как в своей работе мы уделяем большое внимание пальчиковой гимнастике.

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук мы проводим во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна - по 2-3 минуты. Таким образом, пальчиковой гимнастикой каждый ребенок занимается по 7-10 минут в день. В нашей работе мы широко используем пальчиковые игры, в которых слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные

действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Дети учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, будет контроль над выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Для развития речи детей мы большое внимание в своей работе уделяем пальчиковым играм. Пальчиковые игры мы подбираем для каждого праздника, какая тематическая у нас неделя, по времени года. Каждый раз мы учим с детьми все новые и новые пальчиковые игры. В нашей группе дети очень много знают пальчиковых игр. Что благоприятно влияет на развитие речи ребенка, моторику рук, запоминание стихов.

Эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни наших воспитанников. Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. У нас есть пальчиковый театр и с помощью него наши воспитанники проводят пальчиковые игры друг для друга. Они увлекают детей и приносят им радость. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

Литература

1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. - М.: Мозаика-синтез, 2015.

2. Бардышева Т.Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. - 2007.

3. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения / Большакова С.Е. - ТЦ Сфера, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.