Научная статья на тему 'РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР ДЛЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ'

РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР ДЛЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
685
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / РОДИТЕЛИ / РЕЧЬ / МЕЛКАЯ МОТОРИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волковская Е.А.

пальчиковая гимнастика - это игры с пальчиками, которые очень важны для ребенка с самого его рождения. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи. С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, автоматизация звуков, формируется интонация, выразительность голоса, а также мимика, пластика, точность и координация как общей, так и мелкой моторики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волковская Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР ДЛЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»

РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР ДЛЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ Волковская Е.А.

Волковская Екатерина Александровна - учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 5, станица Крыловская, Краснодарский край

Аннотация: пальчиковая гимнастика - это игры с пальчиками, которые очень важны для ребенка с самого его рождения. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи. С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, автоматизация звуков, формируется интонация, выразительность голоса, а также мимика, пластика, точность и координация как общей, так и мелкой моторики. Ключевые слова: дети, родители, речь, мелкая моторика.

Каково же значение пальчиковых игр?

Пальчиковые игры - это показ, инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев рук. Пальчиковые игры очень помогают подготовить руку ребёнка к письму и развивают координацию. Чтобы еще и развивалась речь, очень важно применять во время игры небольшие стишки, считалки, песенки. Ни одному взрослому не доставит труда самостоятельно наложить любой стишок на пальцы, а это значит придумать сопровождающую речь на движения для пальчиков. Начинать необходимо сначала с простых упражнений, а потом усложнять. Именно благодаря пальчиковым играм ребенок получает сенсорные впечатления и при этом у него развивается способность сосредоточиться. Любые игры с пальчиками стимулируют речь ребенка, при этом развивают творческие способности и фантазию. Чем лучше развита мелкая моторика, тем лучше ребёнок говорит.

Почему же это так?

Речь ребенка улучшается именно тогда, когда движения его пальцев достигают точности. Это происходит потому, что рука - это самое большое «представительство» в коре головного мозга. Используя пальчиковые игры необходимо придерживаться двух принципов обучения - это «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям». Этот союз позволит разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

- пальчиковые игры могут дать пищу для ума; они всегда создают условия, опережающие развитие способностей; выполняя самостоятельно, ребенок развивается наиболее успешно; они могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества; играя в эти игры со своими детишками, папы и мамы, бабушки и дедушки, а также все специалисты, работающие с детьми, незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать, ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Ежедневно вводя в развитие детей пальчиковые игры, практика показала, что темп умственного развития детей может возрасти. Естественно, что только пальчиковыми играми нельзя достичь желаемых результатов. Это только одно из средств развития мелкой моторики и речи, и оно будет тем действеннее и полезнее, чем меньше будет противоречий между принципами, которые легли в основу этих игр, и принципами, на которых строится вся система обращения с детьми в семье или в том месте, где дети воспитываются.

Этапы разучивания игр

1. Взрослый сначала показывает игру ребёнку сам.

2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.

3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

Рекомендации к проведению пальчиковых игр

1. Упражнение важно выполнять взрослому вместе с ребенком, при этом обязательно показывать увлеченность взрослого игрой.

2. Текст необходимо разучивать наизусть постепенно.

3. Уже выученные упражнения важно постепенно заменять новыми.

4. Если ребенку понравилась игра, ее можно использовать постоянно и возвращаться к ней по желанию самого ребенка.

5. Не ставьте несколько задач сразу перед ребенком, так как у детей ограниченный объем внимания и если он не справиться с поставленной задачей, это отобьет у него интерес к игре.

6. Не заставляйте ребенка играть в игру, если он не хочет. Попробуйте узнать причину отказа или замените игру на новую.

7. Перед игрой очень важно обсудить ее содержание, отрабатывая при этом нужные движения и жесты. Это поможет подготовить ребенка к правильному выполнению и создаст эмоциональный настрой.

8. Перед самым началом игры разогрейте с детьми ладошки, используя поглаживание.

9. Упражнения нужно выполнять в медленном темпе, сначала одной рукой, потом другой, а затем уже двумя руками вместе.

10. Выполняя упражнение, обязательно вовлекайте все пальцы рук.

11. Следите за правильным выполнением упражнения и постановкой кисти руки.

12. Упражнения должны выполняться ребенком с легкостью, без напряжения.

13. Используйте доброжелательный и спокойный тон, если ребенок не справляется, обязательно окажите ему помощь.

14. Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Список литературы

1. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи // Дошкольное воспитание, 2010. № 8. С. 62-65.

2. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М.: Астрель, 2009. 143 с.

3. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. М. Просвещение, 2009. 192 с.

4. Борисенко М.Г. Наши пальчики играют. Екатеринбург: Паритет, 2005. 204 с.

5. Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль: Академия развития, 2012. 165 с.

6. Гслянт И. Пальчиковые игры // Дошкольное воспитание, 2011. № 1. С. 50-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.