РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР ДЛЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ Волковская Е.А.
Волковская Екатерина Александровна - учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 5, станица Крыловская, Краснодарский край
Аннотация: пальчиковая гимнастика - это игры с пальчиками, которые очень важны для ребенка с самого его рождения. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи. С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, автоматизация звуков, формируется интонация, выразительность голоса, а также мимика, пластика, точность и координация как общей, так и мелкой моторики. Ключевые слова: дети, родители, речь, мелкая моторика.
Каково же значение пальчиковых игр?
Пальчиковые игры - это показ, инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев рук. Пальчиковые игры очень помогают подготовить руку ребёнка к письму и развивают координацию. Чтобы еще и развивалась речь, очень важно применять во время игры небольшие стишки, считалки, песенки. Ни одному взрослому не доставит труда самостоятельно наложить любой стишок на пальцы, а это значит придумать сопровождающую речь на движения для пальчиков. Начинать необходимо сначала с простых упражнений, а потом усложнять. Именно благодаря пальчиковым играм ребенок получает сенсорные впечатления и при этом у него развивается способность сосредоточиться. Любые игры с пальчиками стимулируют речь ребенка, при этом развивают творческие способности и фантазию. Чем лучше развита мелкая моторика, тем лучше ребёнок говорит.
Почему же это так?
Речь ребенка улучшается именно тогда, когда движения его пальцев достигают точности. Это происходит потому, что рука - это самое большое «представительство» в коре головного мозга. Используя пальчиковые игры необходимо придерживаться двух принципов обучения - это «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям». Этот союз позволит разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
- пальчиковые игры могут дать пищу для ума; они всегда создают условия, опережающие развитие способностей; выполняя самостоятельно, ребенок развивается наиболее успешно; они могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества; играя в эти игры со своими детишками, папы и мамы, бабушки и дедушки, а также все специалисты, работающие с детьми, незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать, ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.
Ежедневно вводя в развитие детей пальчиковые игры, практика показала, что темп умственного развития детей может возрасти. Естественно, что только пальчиковыми играми нельзя достичь желаемых результатов. Это только одно из средств развития мелкой моторики и речи, и оно будет тем действеннее и полезнее, чем меньше будет противоречий между принципами, которые легли в основу этих игр, и принципами, на которых строится вся система обращения с детьми в семье или в том месте, где дети воспитываются.
Этапы разучивания игр
1. Взрослый сначала показывает игру ребёнку сам.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.
3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
Рекомендации к проведению пальчиковых игр
1. Упражнение важно выполнять взрослому вместе с ребенком, при этом обязательно показывать увлеченность взрослого игрой.
2. Текст необходимо разучивать наизусть постепенно.
3. Уже выученные упражнения важно постепенно заменять новыми.
4. Если ребенку понравилась игра, ее можно использовать постоянно и возвращаться к ней по желанию самого ребенка.
5. Не ставьте несколько задач сразу перед ребенком, так как у детей ограниченный объем внимания и если он не справиться с поставленной задачей, это отобьет у него интерес к игре.
6. Не заставляйте ребенка играть в игру, если он не хочет. Попробуйте узнать причину отказа или замените игру на новую.
7. Перед игрой очень важно обсудить ее содержание, отрабатывая при этом нужные движения и жесты. Это поможет подготовить ребенка к правильному выполнению и создаст эмоциональный настрой.
8. Перед самым началом игры разогрейте с детьми ладошки, используя поглаживание.
9. Упражнения нужно выполнять в медленном темпе, сначала одной рукой, потом другой, а затем уже двумя руками вместе.
10. Выполняя упражнение, обязательно вовлекайте все пальцы рук.
11. Следите за правильным выполнением упражнения и постановкой кисти руки.
12. Упражнения должны выполняться ребенком с легкостью, без напряжения.
13. Используйте доброжелательный и спокойный тон, если ребенок не справляется, обязательно окажите ему помощь.
14. Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
Список литературы
1. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи // Дошкольное воспитание, 2010. № 8. С. 62-65.
2. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М.: Астрель, 2009. 143 с.
3. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. М. Просвещение, 2009. 192 с.
4. Борисенко М.Г. Наши пальчики играют. Екатеринбург: Паритет, 2005. 204 с.
5. Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль: Академия развития, 2012. 165 с.
6. Гслянт И. Пальчиковые игры // Дошкольное воспитание, 2011. № 1. С. 50-53.