УДК 373
Н.В. Уланова
МЕЛКАЯ МОТОРИКА, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ
РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматриваются направления, способствующие развитию мелкой моторики пальцев рук у дошкольников. Представлен комплекс упражнений на развитие мелкой моторики.
Ключевые слова: мелкая моторика, дошкольники, развитие речи, речевое развитие, пальчиковые упражнения.
В настоящее время все более актуальной становится проблема полноценного развития детей дошкольного возраста. Важную роль в успешности речевого развития ребенка играет сформированность мелкой моторики.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики очень важно еще и потому, что вся жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы при одевании, рисовании, а также выполнении разнообразных бытовых и учебных действий.
Мелкая моторика пальцев рук - «совокупность двигательных возможностей выполнения дифференцированных пальцевых движений, определяющих успешность формирования навыков самообслуживания, различных учебных, трудовых и других операций» [1].
Исследованием мелкой моторики рук дошкольников занимались такие ученые как, М.М. Кольцова, Т.А. Ткаченко, Н.С. Жукова и др.
М.М. Кольцова говорит о том, что хорошо развитая мелкая моторика рук оказывает положительное влияние на развитие речи ребенка. Проведя несколько исследований и наблюдений, она пришла к выводу, что если движений пальцев рук соответствует возрасту, то и развитие речи в пределах нормы, а если же развитие пальцев рук отстает, то и соответственно отстает речевое развитие, хотя общая моторика при этом, может быть в норме.
Также, М.М. Кольцова подчеркивала то, что связь функции кисти рук и речи настолько тесна и значительна, что тренировку пальцев рук, возможно, рассматривать, как мощный физиологический стимул развития речи детей [2].
Рассмотрим различные направления, способствующие развитию мелкой моторики пальцев рук:
Первое направление - пальчиковые игры и упражнения. Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает не только благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает руку ребенка к рисованию и письму (кисти рук становятся подвижными, гибкими, исчезает скованность движений) [4]. Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей. Для младшего дошкольного возраста рекомендуется проведение игр до 3-5 минут, для среднего и старшего дошкольного возраста до 10 минут в день. В ходе пальчиковых игр вырабатывается ловкость, координированность, концентрация внимания.
Второе направление - игры с прищепками
Вариантом развития мелкой моторики рук, закрепления сенсорных навыков и пространственных представлений являются и игры с прищепками.
© Уланова Н.В., 2014.
ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2014. №4(31). Том II
Главная цель использования прищепок - это развитие тонких движений пальцев рук [3]. За основу, в практическом использовании данного направления мы взяли книгу Ю.А. Фадеевой, Г.А. Пичугиной, И.И. Жилиной «Игры с прищепками: Творим и говорим», в которой предложена система упражнений, основанная на принципе постепенного усложнения действий и речевого материала.
Третье направление - музыкально-ритмические упражнения.
Эти упражнения используются у детей с большой любовью, вызывают веселое настроение, так как строятся на разнообразных движениях, имеют интересные игровые задачи, элемент занимательности, соревнования.
Четвертое направление - изобразительная деятельность.
Изобразительная деятельность, по мнению И.А. Грошенкова требует от ребенка проявления разносторонних качеств и умений. Для того чтобы нарисовать какой-либо предмет, необходимо не только определить его форму, строение, характерные детали, цвет, положение в пространстве, но и сконцентрировать свое внимание на руке [1].
В практике мы используем: лепку из пластилина и глины, рисование карандашами, обведение контуров, штриховку, раскрашивание картинок,
В целом, понимается особое значение включение заданий на развитие мелкой моторики, но интерес представляет то, что в деятельности педагога важную роль играет его творчество.
Вашему вниманию предлагаем комплекс упражнений на развитие мелкой моторики по направлениям, представленными нами:
1. Пальчиковое упражнение «Птичка» Пальчики - головка,
Крылышки - ладошка.
Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены; большие пальцы - головка, остальные сомкнутые пальцы - крылья. Помахать ими [4].
2. Взрослый читает стихотворение, а ребенок в соответствии с его ритмическим рисунком «открывает» и «закрывает» прищепки.
«Птичка»
Локоть на столе. Водить прищепкой вправо-влево. Открытая прищепка наклоняется к поверхности стола и закрывается (повторить несколько раз). Рука возвращается в исходное положение [3].
Птичка клювом повела, Птичка зернышки нашла. Птичка зернышки склевала, Птичка вновь защебетала.
3. Потешка «Паучок»
Взрослый напевает потешку, а дети соединяют пальчики правой и левой руки по показу, которые соответствуют коротким звукам. (1-4 строчка). Затем дети выполняют хлопок на длинные звуки по показу взрослого(5-8 строчка). Пау - пау - паучок, Паутиновый жучок, Семь ночей не спал, Сон про лето ткал, Сон про солнышко - колоколнышко, Сон про солнышко - колоколнышко, И про дождь грибной, И про нас с тобой.
4. Контурное изображение ласточки.
Обводим по контуру изображение ласточки и заштриховываем его: хвост линиями по вертикали, все остальное - линиями по горизонтали.
Развитие мелкой моторики является одним из показателей речевого развития ребенка. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики - интеллектуально и эмоционально развит, логически рассуждает, у него достаточно сформированы все стороны речи.
Библиографический список
1. Грошенков И.А. О преподавании рисования во вспомогательной школе. / Методические рекомендации и планирование. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. 48 с.
2. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг / М.М. Кольцова, М.С. Ру-зина. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 224 с.
3. Фадеева Ю.А. Игры с прищепками: творим и говорим. / Ю.А. Фадеева, Г.А. Пичугина, И.И. Жилина. М.: ТЦ Сфера, 2011. 64 с.
4. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература». СПб.: Лань, 1999. 32 с.
УЛАНОВА Наталья Вячеславовна - студент, Уральский государственный педагогический университет.