Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ'

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1229
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / МОТОРИКА / MOTOR SKILLS / ДЕТИ / KIDS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ташлова Л.А.

В статье поднимается проблема, по развитию мелкой моторики руки у детей 4-5 лет в образовательном процессе в дошкольной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ»

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

Ташлова Л.А.®

Магистрант, Гуманитарно-педагогический институт, кафедра «Дошкольная педагогика и психология», Тольяттинский государственный университет

Аннотация

В статье поднимается проблема, по развитию мелкой моторики руки у детей 4-5-лет в образовательном процессе в дошкольной организации.

Ключевые слова: развитие, моторика, дети. Keywords: development, motor skills, kids.

Дошкольный возраст играет большую роль в развитии ребенка. В это период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Сформированность навыков мелкой моторики руки имеет важное значение физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развитие первоначальных навыков письма и другое.

В чем же сущность развития мелкой моторики руки и почему так важно ее развивать? Слово «моторика [от лат. motor приводящий в движение] - двигательная активность организма, отдельных его органов или их частей». [1,93] Мелкая моторика -совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. [3,56]

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению.

Ранний возраст является наиболее сензитивным, когда ребенок впитывает впечатления от окружающего мира и формирует свое восприятие, свой «отклик» на мир, как эмоциональный, так и умственный, что выражается в постепенном освоении движений, речи. Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами: брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией (ложкой, вилкой, совочком и др.), открывать и закрывать коробки, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать и т.д.

Правильное развитие мелкой моторики определяет формирование у ребенка сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается

® Ташлова Л.А., 2018

больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. [6,65]

Ребенок, у которого этот уровень достаточно высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развита память и внимание, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма.

Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития; слабо развитым вниманием, памятью, мышлением можно считать проблему развития мелкой моторики рук актуальной.

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики(пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д.

Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М. М. Кольцова, Н.А. Бехтерев, М.В. Антропова, Н.А. Рокотова, Е.К. Бережная). Мелкая моторика развивается, естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребенок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т.д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. [4,144]

Существует много различных способов добиться ускорения развития мелкой моторики рук. Это такие как, массаж кистей и пальцев рук, игры с мелкими предметами (мозаики, пазлы и всевозможные конструкторы), игры с песком и водой, аппликация (как вырывная, так и при помощи ножниц), оригами, всевозможные плетения, лепка, рисование, штриховки и графические упражнения. Так же, можно предложить детям завязывание ленточек, шнурков, узелков на веревочке. Собирать разрезные картинки, застегивать и расстегивать пуговицы, разбирать крупы (горох, гречка, рис) и.т.д.

Игр, заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, как для детей, так и для взрослых. Самое интересное и доступное занятие для развития моторики руки и пальцев - это пальчиковые игры. Именно они помогут ребенку научиться хорошо, овладевать своими ладошками и пальчиками. [6,65] Эти игры очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

С точки зрения М.И. Лисиной, взрослому необходимо в различных игровых ситуациях создавать условия сотрудничества с ребенком, что будет способствовать появлению инициативности ребенка в познании мира, в игре [5,320]. С точки зрения Л.С. Выготского, именно в игровой деятельности, которая характеризуется наличием свободы,

новизны, интереса, дети учатся воспринимать мир, формировать представление о времени и пространстве, регулировать свои эмоции и поведение [2,533].

В соответствии с ФГОС ДО образовательная область «Физическое развитие» включает решение задачи по развитию крупной и мелкой моторики обеих рук, поскольку, когда у детей развивают мелкую моторику пальцев, то осуществляется разнообразие тактильных впечатлений ребенка, оказывается большое влияние на развитие его речи, снижается проявление различных недостатков и даже снятие психического напряжения.

Сущностное назначение методического обеспечения - в анализе, поиске передовых, наиболее эффективных методик, их апробировании, моделировании, а также внедрении новых, наиболее оптимальных в конкретных условиях вариантов дошкольном образовании, в корректировании и регулировании образовательного процесса.

Новое комплексное методическое обеспечение, должно наиболее полно обеспечивать организацию и сопровождение деятельности педагогов по развитию мелкой моторики руки детей 4-5 лет, давая им «инструменты» для планирования и осуществления учебной деятельности.

Учитывая исследования ученых, становится понятно, что в процессе индивидуального развития, речь тесно связана с движениями, и первую очередь, с пальцами рук. Это наглядно выявляется и при наблюдении за детьми одного и того же возраста, но с различной степенью развития речи. Дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других, развитие движений пальцев рук подготавливает почву для развития речи.

Литература:

1. С. М. Вайнерман - Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству //С. М. Вайнерман. - М., Владос, 2006г. - С. 93.

2. Л.С. Выготский - Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 1986. - С. 533.

3. Г. Н. Година, Е.Г. Пилюгина - Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста: книга для воспитателей детского сада.// Г.Н. Година, Е.Г. Пилюгина - М.: Просвещение , 1987. - С. 56.

4. М.М. Кольцова - Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка // М.М. Кольцова. - М.: Педагогика, 1973. - С.144.

5. М.И. Лисина - Формирование личности ребенка в общении // М.И. Лисина . - СПб.: Питер, 2011. - С. 320.

6. К.А. Стребелевой - Специальная дошкольная педагогика // К.А. Стребелевой - М., -2001. - С. 65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.