ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ваторопина С. В., Смородина Е. Н., Ракова С. В. Комплексное воздействие на речевое развитие детей раннего возраста // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15133. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15133.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 15133
УДК 373.24:159.946.3
Ваторопина Светлана Витальевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого», г. Великий Новгород [email protected]
Смородина Елена Николаевна,
старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 62», г. Великий Новгород [email protected]
Ракова Светлана Васильевна,
воспитатель МАДОУ «Детский сад № 62», г. Великий Новгород
Комплексное воздействие на речевое развитие детей раннего возраста
Аннотация. Статья посвящена проблеме предупреждения речевых затруднений у детей раннего возраста. Представлены различные формы комплексного воздействия, позволяющие добиться наибольшей эффективности развития у детей раннего возраста структурных компонентов речевой системы.
Ключевые слова: речевое развитие, дети раннего возраста, речевое дыхание, фонематический слух, восприятие, мелкая моторика.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Ранний возраст, являясь «стартовой площадкой» для гармоничного развития личности ребенка, требует более серьезного подхода к созданию благоприятной социальной ситуации развития в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Одно из условий гармоничного развития личности ребенка - его правильное речевое развитие.
Наблюдения и исследования ученых последних лет (Т. А. Датешидзе, Н. С. Жукова, Ю. А. Разенкова, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др.) показывают увеличение количества детей, имеющих речевые затруднения.
Своевременное и личностно ориентированное воздействие на различные звенья речевой функции позволяет удержать ребенка на онтогенетическом пути развития (Н. М. Аксарина, Л. С. Выготский, А. Л. Леонтьев, Н. М. Щелованов, Г. Л. Розенгард-Пупко и др.). Успешное протекание освоения ребенком родного языка во многом зависит от специфики социального окружения ребенка, условий его воспитания, личностных особенностей взрослых людей, окружающих ребенка [1-2].
Общение со взрослым является для ребенка важным фактором в ранние периоды развития речи. Необходимо встать на позицию ребенка, быть эмоциональным, непосредственным и доброжелательным в общении с ним. Кроме этого важно поощрять любое проявление ребенком активности, хвалить, побуждать к новым попыткам говорить (Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.). Это поможет избежать сопутствующих нарушению речи психологических проблем - нежелания говорить, боязни речи.
Но при этом к речи взрослого предъявляются особые требования. Речь педагога, близкого взрослого должна быть образцовой во всех отношениях: грамматически правильной, интонационно выразительной, негромкой, небыстрой, четкой и немногословной.
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ваторопина С. В., Смородина Е. Н., Ракова С. В. Комплексное воздействие на речевое развитие детей раннего возраста // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15133. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15133.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
В настоящее время имеется необходимость направленного пропедевтического педагогического воздействия на языковые и когнитивные компоненты, позволяющие своевременно оказывать содействие становлению речи, минимизировать отклонения речевого развития в раннем возрасте и предупреждать нарушения речи в дошкольном возрасте.
Чем раньше начать заниматься с ребенком, тем больших успехов можно добиться. Продуктивность занятий будет напрямую зависеть от уровня сформированно-сти творческой индивидуальности педагога, проявления его активности, учета индивидуальных возможностей ребенка и того, насколько ребенку интересно взаимодействовать с педагогом.
Активно воздействуя на ребенка в процессе речевого развития, педагоги должны строить свою работу на основе следующих общих педагогических принципов.
1. Принцип доступности - соблюдение правила «от простого к сложному». Вначале идет отработка неречевого выдоха, затем речевого выдоха: пропевание гласных звуков, звукоподражания (в т. ч. слоги), затем - проговаривание слов (состоящих из одного слога, двух слогов и т. д.), произнесение фраз различной длины на одном выдохе, чтение стихотворений, пение песенок, выразительный рассказ, пересказ текстов.
Материал для игр с маленькими детьми необходимо подбирать таким образом, чтобы его содержание соответствовало детскому опыту.
2. Принцип учета зоны ближайшего развития (по Л. С. Выготскому) -предоставление ребенку заданий такого уровня, выполнение которых возможно в сотрудничестве с взрослым.
3. Принцип системности - использование всех компонентов речевого развития детей в совместной деятельности с педагогом в различные режимные моменты.
4. Принцип повторяемости. Повторение является одним из важных механизмов, позволяющих формировать у маленького ребенка умения, навыки. Количество повторений напрямую зависит от сложности информации, формируемого навыка.
5. Принцип учета ведущей деятельности. Весь процесс взаимодействия с детьми строится педагогом в опоре на ведущую деятельность - игровую (предметную).
6. Принцип развития структурных компонентов речевой системы в соответствии с возрастными нормами. Проводятся игры и упражнения по развитию речевого дыхания; фонематического слуха, восприятия, внимания; артикуляционного аппарата; мелкой моторики рук.
Рассмотрим подробнее, с помощью каких игр, упражнений, приемов можно добиться наибольшей эффективности развития у детей раннего возраста структурных компонентов речевой системы: речевого дыхания; фонематического слуха, восприятия, внимания; артикуляционного аппарата; мелкой моторики рук.
Развитие речевого дыхания
Правильное звукообразование, паузация, достаточная громкость голоса, плавность речи, интонационная выразительность возможны только при правильном речевом дыхании. Речевой выдох должен быть центральным, сильным, длительным.
При несформированном речевом дыхании ребенок может запинаться во время разговора, задыхаться. Поэтому необходимо сделать выдох сильным, уверенным, научить говорить на выдохе 4-6 слов.
Важно помнить, что игры, направленные на развитие речевого дыхания, могут привести к быстрому утомлению ребенка, спровоцировать головокружение. Поэтому необходимы четкий контроль за временной протяженностью игры, не более 2-4 минут, чередование с другими упражнениями.
Игры и упражнения на развитие глубокого вдоха: «Понюхай цветочки», «Ароматные коробочки», «Узнай фрукт, овощ» и т. д.
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ваторопина С. В., Смородина Е. Н., Ракова С. В. Комплексное воздействие на речевое развитие детей раннего возраста // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15133. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15133.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
При выполнении этих упражнений необходимо контролировать правильность вдоха: не спеша набираем воздух через нос, контроль за плечами - они не должны подниматься.
Игры и упражнения на развитие длительного плавного неречевого выдоха: «Ветерок», «Вертушка», «Подуй на веточку с листочкам», «Сдуй с ладошки перышко», «Чей кораблик плывет быстрее?», «Бульки» и т. д.
При выполнении этих упражнений необходимо контролировать правильность выдоха. Во время выдоха воздух выходит только через рот, плавно, длительно, а не толчками. Губы не сжимать, щеки не надувать. Не допускать выхода воздуха через нос (при выдохе через нос аккуратно зажмите ноздри ребенка или поднесите к носу небольшую полоску из папиросной бумаги).
Игры и упражнения на развитие длительного плавного речевого выдоха:
1. Игры и упражнения на пропевание гласных (одного, двух, трех): «Воет ветер - УУУ», «Девочка плачет - ААА», «Зубки болят - ООО», «Плачет малыш - УА», «Заблудились в лесу - АУ», «Эхо», «Далеко-близко», «Громко-тихо» и т. д.
2. Игры и упражнения на пропевание согласных: «Сдулся шарик - Ф-Ф-Ф», «Бежит водичка из крана - С-С-С», «Звенит комарик - З-З-З» и т. д.
3. Игры и упражнения на пропевание слогов (по два и довести до трех). Подражание «Мычит корова - МУ-МУ», «Лает собачка - ГАВ-ГАВ», «Веселое путешествие: сигналит машинка - БИ-БИ; сигналит паровоз - ТУ-ТУ», «Птицы разговаривают: КО-КО-КО, КУ-КУ, КРЯ-КРЯ-КРЯ, КУ-КА-РЕ-КУ, ЧИК-ЧИРИК» и т. д.
При выполнении этих упражнений необходимо побуждать ребенка к повторению за взрослым, контролировать модуляцию, силу голоса, пропевание звуков и сочетание слогов на одном выдохе.
Развитие фонематического слуха, восприятия, внимания
Если ребенок не выделяет и не дифференцирует звуки, то речь без специально организованной деятельности по развитию фонематического слуха, восприятия, внимания развиваться не будет. Это может привести к тому, что у ребенка будет затруднено понимание обращенной к нему речи.
Большинство детей с недостаточностью фонематических процессов вторично имеют нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слова, что препятствует развитию познавательных процессов и приводит к трудности освоения программы.
Формирование фонематического восприятия надо начинать с узнавания неречевых звуков. Для этого можно использовать звуки, которые издают природа, животные и птицы, предметы и материалы, транспорт, звучащие игрушки, музыкальные инструменты.
С целью развития фонематического слуха, восприятия, внимания можно проводить следующие игры и упражнения:
1. «Коробочки со звуками». Формировать умения различать звучащие предметы. В одинаковые коробочки кладем разные предметы: крупу, песок, камушки.
2. «Слышим звон и знаем, где он». Учить определять направление звука, обозначать звучащую игрушку, показывать направление.
3. «Хорист». Пропеваем заданный звук с разными интонациями.
4. Игра «Кто молчал?». Развитие умения различать и запоминать цепочку звукоподражаний (у-у-у, а-а-а, о-о-о, и-и-и). Ребенок «здоровается» с той игрушкой, голоса которой он не услышал.
5. «Сломанный телевизор». Формирование речедвигательного образа звука. По беззвучной артикуляции гласного звука ребенок должен угадать, какой звук произносит педагог.
3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ваторопина С. В., Смородина Е. Н., Ракова С. В. Комплексное воздействие на речевое развитие детей раннего возраста // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15133. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15133.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
6. «Отгадай, что звучит». Знакомство с характером звучащих предметов; развитие устойчивости слухового внимания; умение различать предметы на слух и по звучанию. Ребенку демонстрируют, как звучат различные предметы, сначала с показом этих предметов, а затем так, чтобы ребенок не видел предмет.
7. «Разговор шепотом». На расстоянии 2-3 метров педагог шепотом просит ребенка что-либо сделать (например, принести игрушку) и т. д. [3-4]
Развитие артикуляционной моторики
Использование игр и упражнений для развития артикуляционной моторики способствует подготовке артикуляционного аппарата к правильному произнесению звуков, формированию четкой красивой, понятной речи.
С целью развития артикуляционного аппарата необходимо выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, например:
- Развитие подвижности нижней челюсти - максимальное открывание и закрывание рта («Рыбки», «Птенчики», «Окошечко» и др.).
- Развитие подвижности губ - растягивание губ в улыбку, вытягивание в трубочку («Я радуюсь», «Паровозик», «Волк», «Слоник», «Дудочка» и др.).
- Статические упражнения для языка («Язычок в домике», «Лопаточка», «Блинчик» и др.).
- Динамические упражнения для языка («Киска лакает молочко», «Слижи с верхней губы варенье», «Лошадка» и др.).
- Упражнения для губ и щек («Сытыйхомячок», «Голодныйхомячок» и др.).
Развитие мелкой моторики рук
Формирование речи напрямую связано со степенью сформированности тонких движений пальцев рук. Следовательно, активное развитие и тренировка движений пальцев и всей кисти руки являются важнейшими факторами, стимулирующими речевое развитие ребенка. Двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.
Использование пальчиковых игр, упражнений, гимнастики способствует тому, что у детей:
- формируются и совершенствуются двигательные умения, навыки;
- улучшается координация движений;
- совершенствуется моторика артикуляционного аппарата;
- пальцы становятся более ловкими, кисти рук - подвижными, гибкими;
- исчезает скованность движений;
- происходит быстрое овладение словесными упражнениями;
- речь развивается интенсивнее.
Существует множество игр, позволяющих развивать мелкую моторику рук. В процессе игры, используя самые разнообразные предметы, а также специальные игрушки: бусы и шнуровки, кукольную одежду на липучках, пуговицах, молниях и кнопках и т. д., можно активизировать процесс совершенствования и развития движений кистей и пальцев рук. Вызывает достаточный эмоциональный подъем и интерес к совместной деятельности со взрослым использование различных материалов, развивающих моторику рук: пластичные (тесто, пластилин, глина), сыпучие (крупы и бобовые, песок) и др.
Усиливают процесс развития мелкой моторики и разнообразные варианты действий с предметами, игрушками и материалами: нажимать на резиновую грушу, полу-
4
о
Huem
научно-методический электронный журнал
ISSN 2304-120Х
Ваторопина С. В., Смородина Е. Н., Ракова С. В. Комплексное воздействие на речевое развитие детей раннего возраста // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15133. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15133.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
чая струю воздуха; разминать тесто, пластилин, глину; вдавливать детали в пластилин; мять, рвать бумагу; нанизывать кольца (шарики, кубики и т. п.) на стержень; сортировать мелкие предметы; пересыпать сыпучие материалы; опускать мелкие предметы в сосуд с узким горлышком; заводить ключиком игрушки; собирать пазлы, мозаику; открывать и закрывать, раскручивать и закручивать крышки коробок, банок, бутылок; расстегивать и застегивать липучки, пуговицы и кнопки, крючки, молнии; шнуровать и многое другое [5-6].
Игры с пальчиками. Игры, развивающие мелкую моторику пальцев рук, бывают как без речевого сопровождения, так и с речевым. Используется сочетание речи и движений рук, договаривание слов и строк. Пальчиковые игры в сопровождении стихов развивают не только мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок учится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. В современной методической литературе пальчиковые игры и гимнастики представлены в достаточной мере.
Важно отметить, что использование этнопедагогических техник (потешки, пестушки, фольклорные тексты специфически детского репертуара, колыбельные) имеет большой педагогический и практический смысл в связи с глубокими корнями «семейного» использования и включает в себя традиционные народные, отшлифованные поколениями приемы семейного взаимодействия с маленькими детьми. Применение этнопедагогических техник в профилактических целях помогает активно включать семью как «малый социум» в активное взаимодействие с педагогом и ребенком, в овладение культурной и языковой средой.
Представленные выше формы педагогического взаимодействия были нами апробированы в течение двух лет с детьми раннего возраста. Целью взаимодействия было своевременно оказывать содействие становлению речи у детей раннего возраста, развитию структурных компонентов речевой системы. Перед началом работы была проведена диагностика речевого развития детей раннего возраста.
Диагностические исследования, проведенные в сентябре 2012 г., позволили выявить уровень речевого развития детей, готовность их к авансированному взаимодействию в процессе превентивной помощи, а также прогнозировать индивидуальные маршруты педагогического взаимодействия и помощь детям в течение всего процесса работы. Педагогическим консилиумом, участниками которого были специалисты МА-ДОУ и кафедры КЛО НовГУ, были проанализированы анамнестические сведения медицинского и социального характера, с помощью непосредственно исследования определен уровень речевого развития каждого ребенка.
Диагностика показала, что высокий уровень речевого развития наблюдается только у 30,4% детей (14 детей), средний уровень речевого развития - у 49,9% (23 ребенка), низкий уровень речевого развития - у 19,5% (9 детей) (из 46).
В течение года нами проводилась работа по реализации «Модели дифференцированной пропедевтико-коррекционной логопедической помощи детям раннего возраста, воспитывающихся в условиях детского дома», теоретически разработанной Л. Ю. Александровой и адаптированной нами для работы с детьми ДОУ от одного до трех лет, включающей в себя следующие компоненты: диагностика, авансированное взаимодействие, превентивно-техническая помощь, педагогическая рефлексия.
Контролирующая функция диагностики (рубежные диагностики) позволила оценить достижения детей и эффективность процесса гармонизации речевого развития, комплексности воздействия, а также наиболее эффективно организовать, реализовать и изменить процесс педагогического взаимодействия.
Диагностические исследования, проведенные в мае 2013 г., показали, что уровень речевого развития у детей значительно улучшился: высокий уровень речевого
5
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ваторопина С. В., Смородина Е. Н., Ракова С. В. Комплексное воздействие на речевое развитие детей раннего возраста // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15133. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15133.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
развития наблюдается у 49,9% (23 ребенка), средний уровень речевого развития - у 41,2% (19 детей), низкий уровень речевого развития - у 8,6% (4 ребенка).
Таким образом, правильно организованная педагогическая деятельность, при использовании комплексного подхода к развитию речи детей раннего возраста, с учетом особенностей индивидуального развития детей, оказывает бережное и стимулирующее воздействие на процесс становления речи и психофизиологического развития ребенка раннего возраста в целом.
Ссылки на источники
1. Александрова Л. Ю. Стратегия предупреждения нарушений речи детей раннего возраста «педагогического риска» // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - 2012. - № 70. - С. 4-6.
2. Ваторопина С. В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста // Учёные записки ИНПО: сб. ст. Вып. 15. - В. Новгород, 2013. - С. 150-152.
3. Козак О. Н. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. - СПб.: Союз, 1998.
4. Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. - М.: Теревинф, 2007.
5. Разенкова Ю. А., Одинокова Г. Ю. Эй, ладошка! Игры с пальчиками. - М.: Карапуз, 2004.
6. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб.: Хардфорд, 1996.
Svetlana Vatoropina,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Education, Novgorod State University, Novgorod the Great [email protected] Elena Smorodina,
Senior educator, Kindergarten № 62, Novgorod the Great
Svetlava Rakova
Educator, Kindergarten № 62, Novgorod the Great Complex effect on speech development of young children
Abstract. The paper is devoted to the problem of prevention of voice problems of early age children. The authors present various forms of integrated effects, allowing to achieve the greatest efficiency in development of structural components of speech system.
Key words: language development, early childhood, speech breathing, phonemic hearing, perception, fine motor skills.
References
1. Aleksandrova, L. Ju. (2012) “Strategija preduprezhdenija narushenij rechi detej rannego vozrasta ‘pedagogicheskogo riska’”, Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. Jaroslava Mud-rogo, № 70, pp. 4-6 (in Russian).
2. Vatoropina, S. V. (2013) “Preduprezhdenie otklonenij rechevogo razvitija u detej rannego vozrasta”, Uchjonye zapiski INPO: sb. st. Vyp. 15, V. Novgorod, pp. 150-152 (in Russian).
3. Kozak, O. N. (1998) Igry i zanjatija s det'mi ot rozhdenija do treh let, Sojuz, St. Petersburg (in Russian).
4. Janushko, E. (2007) Pomogite malyshu zagovorit! Razvitie rechi detej 1,5-3 let, Terevinf, Moscow (in Russian).
5. Razenkova, Ju. A. & Odinokova G. Ju. (2004) Jej, ladoshka! Igry s pal'chikami, Karapuz, Moscow (in Russian).
6. Cvyntarnyj, V. V. (1996) Igraempal'chikamiirazvivaemrech', Hardford, St. Petersburg (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 11.03.15 Получена положительная рецензия Received a positive review 14.03.15
Принята к публикации Accepted for publication 14.03.15 Опубликована Published 30.05.15
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Ваторопина С. В., Смородина Е. Н., Ракова С. В., 2015
www.e-koncept.ru
6