РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
© Бердникова О.В.*
Детский сад комбинированного вида № 45 «Улыбка», г. Норильск
Еще В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев.
Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, так как речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов от пальцев рук.
Работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста и систематически, уделяя ей по 3-5 минут ежедневно.
Для проведения эффективной работы необходимо создать предметно-развивающую среду и использовать различные методы и средства, соблюдая определенные условия и требования.
У детей активизируются психические процессы: внимание, память, мышление, фантазия, расширится словарный запас, а также развиваются важнейшие качества человеческой личности: способность сотрудничать в коллективе, быть коммуникабельным, сочувствовать другим, сопереживать и развивать творческие способности ребят, что очень важно в школьной жизни детей.
Ключевые слова развитие речи детей, мелкая моторика, подготовка к школе.
Согласно статистическим данным, за последние 5-10 лет показатель уровня развития речи у детей снизился. Причин для такой тенденции много. Родители не уделяют детям достаточного внимания, сейчас ребенок чуть ли не с первых своих дней окунается в мир теле- и аудио-коммуникаций, да и современные игрушки не все способствуют развитию речи, в частности, мелкой моторики, очень важной для ее становления.
Еще В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Учитывая исследования ученых, становится понятно, что в процессе индивидуального развития, речь тесно связана с движениями, и первую очередь, с пальцами рук. Это наглядно выявляется и при наблюдении за детьми од-
* Воспитатель.
ного и того же возраста, но с различной степенью развития речи. Дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других, развитие движений пальцев рук подготавливает почву для развития речи.
Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить. Так как речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов от пальцев рук, то такая тренировка может ускорять созревание речевых областей коры на 2-2,5 месяца, что для маленького ребенка достаточно много.
Поэтому, крайне необходимо серьезно подойти к предупреждению и коррекции слабых мышц мелкой моторики. При работе с детьми старшего дошкольного возраста актуальность данной проблемы на современном этапе, при подготовке дошкольников к письму имеет большую значимость. Выяснилось, что дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью зрительно-двигательной координации.
При работе в данном направлении была поставлена определенная цель: подобрать максимально эффективные методы и средства для развития мелкой моторики. В процессе развития мелкой моторики решаются следующие задачи: развивается словарный запас, совершенствуется зрительно-двигательная координация, ориентировка в микропространстве, укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки.
Изучив опыт работы по данной проблеме, пришли к выводу, что работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе - сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений.
Конечно, начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Однако на практике бывает так, что не всегда удается «взять» и работать с маленькими детьми.
Основные принципы работы по развитию мелкой моторики соответствуют основным педагогическим принципам: развивающий характер обучения, систематичность и последовательность, сознательности и активности в усвоении, наглядность и учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Для проведения эффективной работы необходимо создать предметно-развивающую среду. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками. Это помогает воспитанию таких качеств, как любознательность, инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению. В группе создан центр, в котором дети самостоятельно могут манипулировать с предметами: баночки с различными крупами и семенами, мелкими игрушками, палочками, пуговицами, бусинками, волчками, веревочками, прищепками и др.
Работу по развитию мелкой моторики у детей желательно проводить систематически, уделяя ей по 3-5 минут ежедневно.
В работе с детьми используются различные методы и средства:
- игры;
- моделирование и конструирование;
- упражнения, физминутки;
- использование малых фольклорных форм (загадки, скороговорки, чистоговорки), образных выражений, сравнений, стихотворений и пр.
Моделирование - процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов.
Эффективность их использования зависит от следующих условий:
- Модель должна отражать основные свойства объекта и быть по структуре аналогичной ему;
- Быть доступной для восприятия ребенком данного возраста;
- Должна облегчать процесс овладения навыками, умениями и знаниями.
Использование игровых упражнений (например, имитация действий: вышивают, вяжут, солят, режут, движение животных или природных явлений) вызывает эмоционально-положительный настрой детей, снимает у них напряжение. Выполнение любых упражнений способствует формированию практических умений и навыков лишь в том случае, когда соблюдаются следующие условия:
- осознание ребенком цели, это зависит от четкости постановки задачи, использования правильного показа способов выполнения, расчлененности показа сложных упражнений с учетом возрастных и психических особенностей ребенка;
- систематичность, которая реализуется в многократном повторении;
- постепенное усложнение условий с учетом этапа коррекции возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка;
- осознанное выполнение практических и речевых действий;
- самостоятельное выполнение;
- дифференцированный анализ и оценка выполнения.
Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть успешно использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов-потешек. Эти игры создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи. Кроме того, народные потешки являются прекрасным материалом для обучения разговорной речи, так как большинство из них построено на диалогах. Наряду с описанными играми для тренировки тонких движений пальцев рук могут быть использованы различные упражнения без речевого сопровождения.
Разнообразие используемых материалов позволяет варьировать виды деятельности детей от складывания оригами до тестопластики, от шнуровки до бисероплетения.
В работе с детьми нашли свое применение и наиболее интересные для детей упражнения:
1. Работа с нитками. Начинать можно с рисования картинок по силуэту.
2. Еще один способ создания картин из ниток - мелкое их нарезание и приклеивание к трафарету. Дети с удовольствием работают в парах.
3. Шнуровка - дело знакомое еще с младшей группы. Можно предложить детям на любой твердой основе изобразить методом шнуровки печатные цифры, буквы, знаки. Плетение разноцветными шнурками помогает ребенку развить чувство ритмичности, координировать работу обеих рук.
4. С помощью семян, круп и плодов создаются узоры и пейзажи, развивается творческое воображение.
5. Счетные палочки - первые помощники в любой деятельности. Из них можно выложить буквы, цифры, ответы на загадки, решить головоломки.
6. Камушки, ракушки помогают не только развить координацию движений и глазомер, но и закрепить зрительные образы букв и цифр.
7. Какая модница откажется от украшений, созданных детскими руками. Дети с удовольствием создают украшения из бусин разного размера и материала.
8. Театрализованная деятельность - использование теневого театра, пальчикового театра способствует развитию диалогической и монологической речи.
9. Графические диктанты или задания типа «Продолжи узор»
10. Игры с мозаикой, конструктором, разрезными картинками или пазлами.
Содержание работы отражает интеграцию многих образовательных областей:
1. Области «Здоровье» и «Физическая культура» - утренняя гимнастика, физкультминутки, физические упражнения.
2. Область «Художественное творчество» - детские поделки, рисунки.
3. Область «Чтение художественной литературы» - стихи, загадки, скороговорки, мирилки, дразнилки, и т.д.
4. Область «Познание» - использование счетного материала, ознакомление с окружающим, экспериментальная деятельность и т.д.
5. Область «Музыка» - пальчиковые игры.
6. Область «Коммуникация» - общение детей во время игровой деятельности.
Таким образом, работая над развитием мелкой моторики рук, соблюдая определенные условия и требования, работая в системе, можно добиться определённых результатов.
Выполняя пальчиками различные упражнения, дети могут достичь хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только окажет благоприятное влияние на развитие речи, но и подготовит их к рисованию и письму. Кисти рук приобретут хорошую подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений.
У детей активизируются психические процессы: внимание, память, мышление, фантазия, расширится словарный запас, а также будут развиваться важнейшие качества человеческой личности: способность сотрудничать в коллективе, быть коммуникабельным, сочувствовать другим, сопереживать и развивать творческие способности ребят, что очень важно в школьной жизни детей.
Список литературы:
1. Аленькина Т.Н., Никитина О.В. Гармонизация движений, эмоций и общения детей с нарушениями речи средствами психогимнастики // Логопед. - 2006. - № 5. - С. 24-33.
2. Анохин П.К. Очерки физиологии функциональных систем. -М., 1975. - 289 с.
3. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. - М., 1990. -182 с.
4. Выготский Л.С. Психология. - М., 2000. - 1008 с.
5. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам. - М., 2001. -144 с.
6. Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. - М., 1930. - Т. 1. -342 с.
7. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М., 1985. - 187 с.
8. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Под ред. М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной. - М., 1999. - С. 12-22.
9. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - СПб., 2001. - 191 с.
10. Любина Г., Желонкин О. Рука развивает мозг // Ребенок в детском саду. - 2003. - № 5. - С. 31-34.
11. Плутаева Е., Лосев П. Развитие мелкой моторики у детей 5-7-лет // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5. - С. 43-45.
12. Потапчук А.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. - СПб., 2003. - 176 с.
13. Прищепа С., Попкова Н., Коняхина Т. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 1. -С. 60-63.
14. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М., 1994. - 344 с.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД РАННЕГО ДЕТСТВА В КОНТЕКСТЕ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА
© Мотовилова Ю.Е.*, Новаковская В.С.*
Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова,
г. Нерюнгри
В данной статье нами были рассмотрены особенности содействия психическому развитию детей раннего возраста через психолого-педагогическую работу с семьей ребенка посредством таких методов, как дидактические игры, игры на развитие мелкой моторики рук, изобразительная деятельность, подвижные игры. Результаты проведенной работы: развитие когнитивной и эмоционально-личностной сферы психики детей в период раннего детства.
Ключевые слова: предметная деятельность; психическое развитие; сенсорные эталоны; общение ребенка раннего возраста с близкими взрослыми.
Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок в первые годы жизни, столь значительны, что некоторые психологи (Р. Заззо, например), размышляя о том, где же середина пути психического развития человека от момента рождения до зрелого возраста, относят ее к трем годам [3, с. 118].
В современной психологической науке считается доказанным тот факт, что на психическое развитие ребенка в период раннего детства оказывают определяющее влияние в первую очередь социально-психологические факторы, такие как эмоциональный контакт с близким взрослым, качество взаимоотношений с членами семьи, социально-психологический климат семьи и др.
Ларечина Е.В. указывает, что в целях создания оптимальных условий для интеллектуального и эмоционально-личностного развития ребенка ран-
* Студент кафедры Педагогики и методики начального образования. научный руководитель: Новаковская В.С., старший преподаватель кафедры Педагогики и методики начального образования.
* Старший преподаватель кафедры Педагогики и методики начального образования.