Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение психического развития детей в период раннего детства в контексте работы с семьей ребенка'

Психолого-педагогическое сопровождение психического развития детей в период раннего детства в контексте работы с семьей ребенка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
527
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СЕНСОРНЫЕ ЭТАЛОНЫ / ОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА С БЛИЗКИМИ ВЗРОСЛЫМИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мотовилова Ю. Е., Новаковская В. С.

В данной статье нами были рассмотрены особенности содействия психическому развитию детей раннего возраста через психолого-педагогическую работу с семьей ребенка посредством таких методов, как дидактические игры, игры на развитие мелкой моторики рук, изобразительная деятельность, подвижные игры. Результаты проведенной работы: развитие когнитивной и эмоционально-личностной сферы психики детей в период раннего детства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение психического развития детей в период раннего детства в контексте работы с семьей ребенка»

13. Прищепа С., Попкова Н., Коняхина Т. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 1. -С. 60-63.

14. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М., 1994. - 344 с.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД РАННЕГО ДЕТСТВА В КОНТЕКСТЕ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА

© Мотовилова Ю.Е.*, Новаковская В.С.*

Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова,

г. Нерюнгри

В данной статье нами были рассмотрены особенности содействия психическому развитию детей раннего возраста через психолого-педагогическую работу с семьей ребенка посредством таких методов, как дидактические игры, игры на развитие мелкой моторики рук, изобразительная деятельность, подвижные игры. Результаты проведенной работы: развитие когнитивной и эмоционально-личностной сферы психики детей в период раннего детства.

Ключевые слова: предметная деятельность; психическое развитие; сенсорные эталоны; общение ребенка раннего возраста с близкими взрослыми.

Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок в первые годы жизни, столь значительны, что некоторые психологи (Р. Заззо, например), размышляя о том, где же середина пути психического развития человека от момента рождения до зрелого возраста, относят ее к трем годам [3, с. 118].

В современной психологической науке считается доказанным тот факт, что на психическое развитие ребенка в период раннего детства оказывают определяющее влияние в первую очередь социально-психологические факторы, такие как эмоциональный контакт с близким взрослым, качество взаимоотношений с членами семьи, социально-психологический климат семьи и др.

Ларечина Е.В. указывает, что в целях создания оптимальных условий для интеллектуального и эмоционально-личностного развития ребенка ран-

* Студент кафедры Педагогики и методики начального образования. научный руководитель: Новаковская В.С., старший преподаватель кафедры Педагогики и методики начального образования.

* Старший преподаватель кафедры Педагогики и методики начального образования.

него возраста психолого-педагогическая работа должна строиться по принципу взаимодействия ребенка с родителями при участии специалиста (педагога, психолога) [2, с. 18].

Проблема данного исследования нашла свое отражение и в нормативно-правовых документах. Так, в статье 18 «дошкольное образование» федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. указывается, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте» [4].

Таким образом, становится очевидной актуальность исследования специфики психолого-педагогического сопровождения развития ребенка раннего возраста в семье.

В результате проведенных исследований установлено, что основными особенностями развития познавательных процессов у детей в раннем возрасте являются следующие: развитие восприятия приводит к формированию у ребенка системы сенсорных эталонов, мышление развивается непосредственно в предметной деятельности, развитие речи приводит к количественному увеличению понимаемых и произносимых слов. Также следует отметить, что общение с членами семьи можно назвать своеобразной движущей силой психического развития ребенка в период раннего детства, так как эмоциональный контакт с близкими взрослыми, стремление подражать им, способствует появлению готовности к присвоению материальной и духовной культуры, в свою очередь, в результате накопления знаний об окружающем мире у детей развивается самосознание, формируется первичная самооценка. Другими словами, такое общение стимулирует развитие как познавательных процессов, так и эмоционально-личностной сферы психики ребенка.

Нами была набрана экспериментальная группа, состоящая из десяти детей в возрасте от одного года до двух лет. Экспериментальная группа была разделена на две подгруппы по пять детей в каждой, что обусловлено спецификой психолого-педагогической работы с детьми данной возрастной категории. На занятиях каждого ребенка сопровождал один из его родителей (чаще мама).

Для проведения экспериментальной работы нами составлена программа психологической диагностики психического развития детей раннего возраста, целью которой является определение соответствия возрастной норме уровня развития тех или иных психических процессов, уровня развития предметной деятельности и развития общения со взрослым и изучение особенностей эмоционально-личностной сферы ребенка.

На основе анализа психолого-диагностической литературы и в соответствии с поставленной целью мы отобрали следующие методы и методики для программы психологической диагностики:

1. методика определения коэффициента психического развития детей от одного года до трех лет (С.Н. Костромина);

2. методика диагностики развития предметной деятельности и развития общения со взрослым детей второго года жизни (Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова);

3. методика изучения развития образа «Я» у младенцев и детей раннего возраста (А.А. Реан).

Интерпретация результатов исследования по методике определения коэффициента психического развития детей показала, что среди диагностируемых детей 60 % имеют высокий уровень психического развития, остальные 40 % - нормальный уровень психического развития, что составляет 60 % и 40 % соответственно. Особенно важным, на наш взгляд, является то, что у 90 % испытуемых, было выявлено слабое развитие активной речи.

Исследование по методике диагностики развития предметной деятельности и развития общения со взрослым детей второго года жизни, показало, что у 60 % детей высокий уровень развития предметной деятельности, у остальных 40 % - средний уровень. Ситуативно-деловое общение со взрослым у 40 % детей отмечено на высоком уровне развития, у 60 % - на среднем. Таким образом, результаты исследования по данной методике свидетельствуют о том, что актуальными направлениями психолого-педагогической работы с детьми раннего возраста для нас являются следующие: развитие предметной деятельности через научение детей различным манипулятивным и культурно фиксированным действиям с предметами; развитие коммуникативных навыков, активизация вербальных и невербальных средств общения.

Диагностика самосознания по методике изучения развития образа «Я» у младенцев и детей раннего возраста показала, что у всех детей образ себя находится в процессе формирования и уровень сформированное™ соответствует возрастной норме. Однако поведение детей в диагностических ситуациях свидетельствует о необходимости развития коммуникативных навыков и активной речи детей.

Итак, интерпретация результатов исследования по перечисленным методикам свидетельствует о необходимости психолого-педагогической работы с детьми, направленной на развитие речи, формирование навыков рисования, коммуникативных и культурно-гигиенических навыков, расширение репертуара соотносящих и орудийных действий с предметами.

Таким образом, результаты первичной диагностики позволяют определить цель психолого-педагогического сопровождения психического развития детей раннего возраста в семье как создание условий для развития когнитивной и эмоционально-личностной сферы психики детей в процессе их общения с взрослыми и сверстниками.

В связи с поставленной целью, основные задачи психолого-педагогической работы можно обозначить следующим образом:

1. формирование у детей представлений об окружающем мире, включающее в себя развитие сенсорных эталонов (цвет, размер, форма), развитие представлений о животных, растениях, явлениях природы и т.д.;

2. развитие эмоциональных отношений между матерью (отцом) и ребенком раннего возраста;

3. информирование и оказание помощи родителям по вопросам воспитания и развития ребенка.

В результате прохождения программного материала ребенок должен овладеть знаниями об основных цветах и геометрических формах, о животных, растениях и о некоторых явлениях природы (ветер, дождь, снег и др.), уметь различать предметы по признаку большой-маленький, один-много, применять различные способы сравнения объектов между собой по форме, цвету, размеру, уметь использовать по назначению карандаши, краски, кисти, пластилин, соленое тесто для лепки, клей и цветную бумагу.

Программа предполагает использование следующих методов и приемов психолого-педагогической работы, направленной на содействие психическому развитию детей в совместной деятельности с близкими взрослыми и сверстниками:

1. артикуляционная и дыхательная гимнастика;

2. игровой массаж;

3. игры, направленные на развитие мелкой моторики рук, такие как пальчиковые игры, игры с прищепками, пуговицами и счетными палочками, игры-шнуровки и т.д.;

4. изобразительная деятельность, рисование карандашами, акварелью, пальчиковыми красками, аппликации из бумаги и других материалов, лепка из пластилина и соленого теста, конструирование.

5. обучающие игры: сюжетные игры, кукольный театр, игры с дидактическими игрушками, игры, обучающие разделять те или иные предметы, рисунки по размеру, цвету и форме, игры, направленные на развитие представлений о животных;

6. подвижные игры, включающие в себя игры с мячами, воздушными шарами и др., ходьба по ориентиру, ползание и ходьба по наклонной плоскости, подвижные игры, сопровождаемые проговариванием попевок, потешек и др.

Реализуемые в данной программе методы и приемы психолого-педагогической работы подобраны в соответствии с поставленными задачами, а также с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста.

При такой организации развивающей работы с детьми каждое занятие позволяет решить комплекс психолого-педагогических задач развития детей раннего возраста, а именно: развитие представлений об окружающем мире, развитие представлений о размере, развитие коммуникативных навыков,

развитие пассивного и активного словаря, развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развитие мышления, памяти, внимания.

По окончании формирующего эксперимента нами была проведена итоговая диагностика психического развития детей раннего возраста, контингент детей и набор диагностических методик остался прежним.

Данные итогового исследования по методике С.Н. Костроминой показали, что 90 % диагностируемых детей имеют высокий уровень психического развития, что на 30 % больше, чем при первичной диагностике. Сравнительный анализ результатов первичного и итогового исследования по методике Е.О. Смирновой с соавторами указывает на расширение репертуара действий с предметами, развитие ситуативно-делового общения ребенка со взрослым, а также развитие активной речи. Сравнение исходных и итоговых данных по методике А.А. Реана (изучение образа «Я») свидетельствует о развитии коммуникативных навыков и самостоятельной речи.

Итак, данные итогового исследования свидетельствуют о положительной динамике уровня психического развития детей раннего возраста под влиянием методов психолого-педагогического сопровождения психического развития детей раннего возраста в семье, что свидетельствует об эффективности данной программы.

Таким образом, эффект от использования разработанной нами программы психолого-педагогического сопровождения психического развития детей в период раннего детства в контексте работы с семьей ребенка заключается в создании благоприятных условий для психического развития детей раннего возраста в процессе их общения с близкими взрослыми и сверстниками.

На основании изложенного, представляется целесообразным использовать данную программу в практической деятельности педагогов и психологов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях, в учреждениях дополнительного образования и в центрах развития ребенка.

Список литературы:

1. Костромина С.Н., Реан А.А. Психология детства. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2003. - 224 с.

2. Ларечина Е.В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка: методическое пособие. - СПб.: Речь, 2004. - 160 с.

3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. - 4-е изд. - М., 1999. - 456 с.

4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы:р://тата-masi.ru/index.php?id=27#st18.

5. Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет. - М.: МГППУ, 2003. - 241 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.