Научная статья на тему 'Содействие психическому развитию детей раннего возраста посредством психологического сопровождения семьи ребенка'

Содействие психическому развитию детей раннего возраста посредством психологического сопровождения семьи ребенка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
267
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНАЯ РЕЧЬ / ACTIVE SPEECH / ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PSYCHIC DEVELOPMENT / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / ОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА С БЛИЗКИМИ ВЗРОСЛЫМИ / COMMUNICATION OF A CHILD WITH NATIVE ADULTS / SUBSTANTIVE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мотовилова Ю.Е., Новаковская В.С.

В данной статье нами были рассмотрены особенности содействия психическому развитию детей раннего возраста через организацию психологического сопровождения семьи ребенка, основанного на принципах личностного, этнопедагогического и деятельностного подхода, принципе системности, принципе взаимодействия ребенка с родителями при участии специалиста. Результаты проведенной работы в экспериментальной группе указывают на положительную динамику развития когнитивной и эмоционально-личностной сферы психики детей раннего возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мотовилова Ю.Е., Новаковская В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROMOTING THE PSYCHIC DEVELOPMENT OF CHILDREN OF EARLY AGE THROUGH PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL WORK WITH THE FAMILY OF THE CHILD

In this article, we have examined the features of promoting the psychic development of children of early age through the organization of psychological support of family, based on the principles of personal, ethnopedagogic and activity approach, consistency principle, the principle of the child's interaction with parents, with the participation of a specialist. The results of this work in the experimental group indicate positive dynamics of development of cognitive and emotional-personal sphere of psyche of children of early age.

Текст научной работы на тему «Содействие психическому развитию детей раннего возраста посредством психологического сопровождения семьи ребенка»

УДК 1; 37:37.04

Ю.Е. Мотовилова

студент, кафедра педагогики и методики начального образования,

Технический институт (филиал) ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»

E-mail: mot. evgen@yandex.ru

В.С. Новаковская

старший преподаватель, кафедра педагогики и методики начального образования,

Технический институт (филиал) ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»

СОДЕЙСТВИЕ ПСИХИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ РЕБЕНКА

Аннотация. В данной статье нами были рассмотрены особенности содействия психическому развитию детей раннего возраста через организацию психологического сопровождения семьи ребенка, основанного на принципах личностного, этнопедагогического и деятельностного подхода, принципе системности, принципе взаимодействия ребенка с родителями при участии специалиста. Результаты проведенной работы в экспериментальной группе указывают на положительную динамику развития когнитивной и эмоционально-личностной сферы психики детей раннего возраста.

Ключевые слова: активная речь, предметная деятельность, психическое развитие, психологическое сопровождение, общение ребенка с близкими взрослыми.

J.E. Motovilova, Technical Institute (branch) of the North-Eastern Federal University named after M.K.Ammosov

V.S. Novacovskaya, Technical Institute (branch) of the North-Eastern Federal University named after M.K.Ammosov

PROMOTING THE PSYCHIC DEVELOPMENT OF CHILDREN OF EARLY AGE THROUGH

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL WORK WITH THE FAMILY OF THE CHILD

Abstract. In this article, we have examined the features of promoting the psychic development of children of early age through the organization of psychological support of family, based on the principles of personal, ethnopedagogic and activity approach, consistency principle, the principle of the child's interaction with parents, with the participation of a specialist. The results of this work in the experimental group indicate positive dynamics of development of cognitive and emotional-personal sphere of psyche of children of early age.

Keywords: active speech, substantive activities, psychic development, psychological support, communication of a child with native adults.

В последнее время в психолого-педагогической и методической литературе большое внимание уделяется вопросам воспитания и обучения детей в период раннего детства. В большинстве случаев авторы предлагают различные методы и приемы развития детей на данном этапе онтогенеза. Однако, на наш взгляд, на данный момент практически не существует программ сопровождения психического развития детей в возрасте от одного года до трех лет в семье, адресованных педагогам и психологам и включающих в себя систематизированный комплекс методов и приемов развития ребенка в контексте работы с его семьей, а также набор диагностических методик для контроля проводимой работы.

В статье 18 «Дошкольное образование» федерального закона № 273-ФЗ «Об об-

разовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. указывается, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте» [4].

Таким образом, становится очевидной актуальность исследования специфики психолого-педагогического сопровождения развития ребенка раннего возраста в семье.

В результате анализа психологических исследований Л.С. Выготского, О.О. Ко-сяковой, А.Г. Маклакова, В.С. Мухиной, Л.Ф. Обуховой, А.А. Реана и др. установлено, что основными особенностями развития познавательных процессов у детей в раннем возрасте являются следующие: развитие восприятия приводит к формированию у ребенка системы сенсорных эталонов, наглядно-действенное мышление развивается непосредственно в предметной деятельности, развитие речи приводит к количественному увеличению понимаемых и произносимых слов. Также следует отметить, что общение с членами семьи можно назвать своеобразной движущей силой психического развития ребенка в период раннего детства, так как эмоциональный контакт с близкими взрослыми, стремление подражать им, способствует появлению готовности к присвоению материальной и духовной культуры, а в результате накопления знаний об окружающем мире у детей развивается самосознание. Такое общение стимулирует развитие познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы психики ребенка.

Исследование проводилось на базе центра раннего развития ребенка при кафедре педагогики и методики начального образования Технического института (филиала) Северо-Восточного федерального университета в г. Нерюнгри, в исследовании принимало участие 10 детей. На занятиях каждого ребенка сопровождал один из его родителей (чаще мама).

Для проведения экспериментальной работы нами составлена программа психологической диагностики психического развития детей раннего возраста, целью которой является определение соответствия возрастной норме уровня развития тех или иных психических процессов, уровня развития предметной деятельности и общения со взрослым, изучение особенностей эмоционально-личностной сферы ребенка.

В программу психологической диагностики включены следующие методики: методика определения коэффициента психического развития детей от одного года до трех лет (С.Н. Костромина), методика диагностики развития предметной деятельности и развития общения со взрослым детей второго года жизни (Е.О. Смирнова, Л.Н. Гали-гузова, Т. В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова), методика изучения развития образа «Я» у младенцев и детей раннего возраста (А.А. Реан).

Исследование по методике диагностики развития предметной деятельности и развития общения со взрослым показало, что у 60% детей высокий уровень развития предметной деятельности, у 40% - средний. Ситуативно-деловое общение со взрослым у 40% детей отмечено на высоком уровне развития, у 60% - на среднем (рис. 1).

Интерпретация результатов исследования по всем трем диагностическим методикам свидетельствует о необходимости психолого-педагогической работы с детьми, направленной на развитие речи, формирование навыков рисования, коммуникативных и культурно-гигиенических навыков, расширение репертуара соотносящих и орудийных действий с предметами.

100%

0%

Уровень развития предметной деятельности

Уровень развития общения со взрослым

1 Высокий уровень | Средний уровень

Рисунок 1 - Результаты исследования по методике диагностики развития предметной

деятельности и развития общения со взрослым детей второго года жизни (Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова), январь 2013 года

Таким образом, результаты первичной диагностики позволяют определить цель содействия психическому развитию детей раннего возраста через программу психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка как создание условий для развития когнитивной и эмоционально-личностной сферы психики детей в процессе их общения с взрослыми и сверстниками.

При составлении программы мы опирались на принципы, выделенные Е.В. Ла-речиной: принцип системности, принципы личностного, этнопедагогического и дея-тельностного подхода, принцип взаимодействия ребенка с родителями при участии специалиста [2, с. 18].

В результате прохождения программного материала ребенок должен овладеть знаниями об основных цветах и геометрических формах, о животных, растениях и о некоторых явлениях природы (ветер, дождь, снег и др.), уметь различать предметы по признаку большой-маленький, один-много, применять различные способы сравнения объектов между собой по форме, цвету, размеру, уметь использовать по назначению карандаши, краски, кисти, пластилин, соленое тесто для лепки, клей и цветную бумагу.

Разработанная нами программа предполагает использование следующих методов и приемов психолого-педагогической работы, направленной на содействие психическому развитию детей: артикуляционная и дыхательная гимнастика; игровой массаж; игры, направленные на развитие мелкой моторики рук, например игры с прищепками, игры-шнуровки и т.д.; изобразительная деятельность (рисование, аппликации, лепка и конструирование); обучающие игры (сюжетные игры, кукольный театр, игры с дидактическими игрушками и др.); подвижные игры, в том числе игры с мячами и игры, сопровождаемые проговариванием попевок, потешек и др.

Занятия организуются таким образом, чтобы обеспечить максимально эффективную совместную деятельность детей и родителей, поощряются также и взаимодействия между детьми.

По окончании формирующего эксперимента нами была проведена итоговая диагностика психического развития детей раннего возраста, контингент детей и набор диагностических методик остался прежним.

Данные итогового исследования по методике С.Н. Костроминой показали, что 90% диагностируемых детей имеют высокий уровень психического развития, что на 30% больше, чем при первичной диагностике. В результате математической обработки психологических данных по методике Т-критерия Вилкоксона нами был определен по-

казатель Тэмп=6. Таким образом, p>0,01, что говорит о достаточной степени достоверности данных.

Сравнительный анализ результатов первичного и итогового исследования по методике Е.О. Смирновой с соавторами указывает на расширение репертуара действий с предметами, развитие ситуативно-делового общения ребенка со взрослым, а также развитие активной речи. Результаты исследования по данной методике прошли математическую обработку психологических данных с использованием статистического критерия x2. Вероятность допустимой ошибки применительно к показателю развития предметной деятельности и применительно к показателю развития общения ребенка раннего возраста со взрослым в итоге составила 0,001(значение x2=66,7), что свидетельствует о высокой степени достоверности диагностических данных.

Сравнение исходных и итоговых данных по методике А.А. Реана свидетельствует о развитии коммуникативных навыков детей. Результаты данного исследования были проанализированы способом математической обработки психологических данных по методике Т-критерий Вилкоксона. Показатель Тэмп=3, что соответствует р<0,001, это подтверждает достоверность результатов исследования.

Таким образом, эффект от использования разработанной нами программы содействия психическому развитию детей раннего возраста через психолого-педагогическую работу с семьей заключается в создании благоприятных условий для психического развития детей раннего возраста в процессе их общения с близкими взрослыми и сверстниками.

Список литературы:

1. Костромина С.Н., Реан А.А. Психология детства. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. - 224 с.

2. Ларечина Е.В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка: методическое пособие - СПб.: Речь, 2004. - 160 с.

3. Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет - М.: МГППУ, 2003. - 241 с.

4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс] - URL: http://mamamasi.ru/index.php?id=27#st18 (дата обращения: 30.11.2012).

List of references:

1. Kostromina S.N., Rean A.A. Psychology of childhood. Workshop. Tests, methods for psychologists, teachers, and parents. SPb: Prime-Evroznak, 2003. 224 p.

2. Larechina E.V. The development of the emotional relations of mother and child : methodical book. SPb: Rech, 2004. 160 p.

3. Smirnova E.O. Diagnostics of the psychic development of children from birth to 3 years. М: МGPPU, 2003. 241 p.

4. Federal law by 29.12.2012 № 273-FZ «About education in the Russian Federation». [Electronic resource] - URL: http://mamamasi.ru/index.php?id=27#st18 (reference date: 30.11.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.