- обучающиеся будут включены в социальную практику с целью совершенствования освоенных ими в рамках теории знаний, умений и навыков гражданских действий;
- будут адаптированы методики по развитию у обучающихся следующих социокультурных компетенций: способность строить конструктивный диалог с окружающими в решении общественно-признанных проблем, проявлять гражданско-патриотические действия, готовность принятия на себя ответственности за судьбу своей Родины, неравнодушие к ее будущему;
- будет разработана и внедрена в воспитательный процесс вуза модель развития гражданской активности обучающихся.
Отметим исследованиями В.А.Грибановой, которая описывает модель развития гражданской активности молодежи, в рамках которой процесс воспитательной работы прослеживается в соответствии с особенностями «прохождения» поступательных этапов (теоретико-процессуальный, этап интериоризации и экстериоризации), ориентированных на приобретение теоретической, практической и личностной готовности студентов к выражению созидательной гражданской активности. В рамках каждого этапа преследуются определенные цели, психолого-педагогические условия, педагогические средства и формы работы. В рамках указанного подхода представляется возможным структурировать гражданскую активность как трехчаст-ное единство, объединяющее познавательный, потребностно-мотивационный и личностно-рефлексивный компоненты. Автор характеризует уровни сформированности гражданской активности студентов как поисково-познавательный, субъектно-оценочный, социально-личностный. Среди критериев их определения используются: наличие теоретических гражданско-мировоззренческих знаний, потребностно-мотивационной составляющей, интереса и желания в проявлении гражданской активности, личного мнения по гражданско-мировоззренческим вопросам жизни общества, готовности и умения проявлять гражданскую деятельность, опыта выполнения гражданских обязанностей и поручений [2, с 135-136].
Таким образом, отметим, что высшее образование сегодня не может быть сконцентрировано только на образовательных услугах и научно-исследовательской деятельности. В условиях современности оно должно стать «катализатором» социокультурного развития общества, формирования мировоззренческого восприятия окружающихся, воспитания «человека XXI века» (социально и личностно ответственного, конструктивно мыслящего, культурного, способного к созидательным преобразованиям).
Формирование гражданской активности обучающихся в условиях вуза становится решающим фактором прогрессивного социально-культурного развития общества, потому как качество подготовки выпускника влияет на факторы экономического, политического прогрессов, состояние культуры и духовности социума. Считаем, что проведенное исследование обуславливает осознание воспитательной проблематики, а также способствует выявлению условий развития созидательной гражданской активности студентов высшего учебного заведения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Социальная активность молодёжи как условие развития современного общества: сборник научных трудов по итогам Всероссийских социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица, 2 - 3 февраля 2010 г. / Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург. -в 2-х ч. : Ч. 2. - 307 с.
2. Грибанова В.А. Формирование гражданской активности студенческой молодежи в вузе// Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 3 (30). - С. 133-143.
3. Современные подходы к развитию гражданской активности молодежи в общественно-активной школе [электронный ресурс http://pandia.ru/text/78/646/1115.php! (дата обращения 30.04.2019г.)
В.С. Анохина, И.С. Левкович
ЗНАЧИМОСТЬ РАЗВИТИЯ ТОНКИХ ДВИЖЕНИЙ КИСТИ И ПАЛЬЦЕВ РУК У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация. Данная статья посвящена проблеме развития тонких движений кисти и пальцев рук. Проанализированы основные этапы становления мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Выявлена и обоснована необходимость разработки и апробации программы дополнительной образовательной деятельности по совершенствованию ручной умелости. На основе первичной диагностики автором составлена программа дополнительной образовательной деятельности «Умелые пальчики».
Ключевые слова: мелкая моторика, ручная умелость, специфика мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи, этапы становления мелкой моторики, уровни развития ручной умелости, диагностика уровня развития мелкой моторики, программа дополнительной образовательной деятельности.
V.S. Anokhina, I.S. Levkovich
THE IMPORTANCE OF DEVELOPMENT OF FINE MOVEMENTS OF THE HAND AND FINGERS OF THE HANDS OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE WITH GENERAL SPEECH
UNDERDEVELOPMENT
Annotation. This article is devoted to the development of fine movements of the hand and fingers. The main stages of formation of fine motor skills in preschool children are analyzed. The necessity of development and approbation of the program of additional educational activity on improvement of manual skill is revealed and proved. On the basis of primary diagnosis, the author compiled a programme of additional educational activities "Skilled fingers".
Key words: fine motor skills, manual skills, specificity of fine motor skills in children with General underdevelopment of speech, stages of formation of fine motor skills, levels of development of manual skills, diagnosis of the level of development of fine motor skills, the program of additional educationa.
Образовательный процесс групп компенсирующей направленности нацелен на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности. Проанализировав специфику нарушений у детей данных групп, были сделаны выводы, что наряду с общим недоразвитием речи заметно недоразвитие мелкой моторики, что отрицательно сказывается на развитии речи, центральной нервной системы и всех психических процессов Подтверждение данного положения можно найти в работах В.А. Сухомлинского, И.И. Павлова, Л.В. Антаковой-Фоминой, М.М. Кольцовой, Б.И. Пинских и других. Из этого следует, что проблема развития тонких движений кисти и пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи является достаточно актуальной.
Цель исследования: изучение роли развития тонких движений кисти и пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи, разработка и апробация программы дополнительной образовательной деятельности для повышения уровня ручной умелости.
Гипотеза исследования: у детей с общим недоразвитием речи наблюдается недоразвитие мелкой моторики, что отрицательно сказывается на речевом развитии, поэтому необходима дополнительная работа по повышению ручной умелости
Что же такое мелкая моторика? «Моторика [от лат. motor - приводящий в движение] - двигательная активность организма, отдельных его органов или их частей; совокупность двигательных возможностей (реакций, умений и навыков, сложных двигательных актов) человека, проявляющихся в общей моторике, в мелкой моторике кистей и пальцев рук, в артикуляционной моторике и т.д.; включает в себя произвольные движения и непроизвольные движения» [2, с. 188].
Многие авторы используют разные термины мелкой моторики. Так, например, Грэйс Крайг и Дон Бо-кум в своей книге «Психология развития» используют термин тонкие моторные навыки и пишут, что «тонкие моторные навыки включают в себя выверенные движения кистей рук и пальцев» [3, с. 329].
В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость». «Ловкость - способность координировать движения, преобразовывать их и переключаться от одних точно координированных действий к другим в соответствии с требованиями меняющейся обстановки» [2, с. 172].
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что мелкая моторика - это совокупность скоординированных движений кистей рук, пальцев и способность преображения, переключения от одних движений к другим в соответствии с требованиями настоящей или будущей деятельности. В процессе выполнения мелких и точных движений кистями и пальцами рук ребенок задействует различные системы организма: нервную, мышечную, костную и зрительную. Именно поэтому процесс овладения мелкой моторикой не проходит легко и требует систематической работы.
Становление мелкой моторики у детей от рождения до трёх лет подробно описано в работе Т.Г. Ви-зель [1].
0-1,5 мес. В данный период времени основное положение ребенка - лёжа на спине. Так же он проявляет врожденную способность - беспорядочное движение руками и ногами.
2 мес. Зарождается ориентировочная деятельность ребенка, а также происходит включение в работу элементарных уровней коры мозга. На данном этапе ребенок начинает наблюдать за движением своих рук, схватывать коснувшиеся его руки предметы, подносить руки ко рту.
3-4,5 мес. Этот период характерен включением в работу различных двигательных систем мозга: пирамидных, стволовых, подкорковых. Ребенок проявляет всё больший интерес к своим рукам. Лёжа на животе и опираясь на предплечья, он начинает играть с вытянутыми перед собой руками, осматривать их. Сфера охвата окружающего пространства расширяется.
4,5-5 мес. Продолжается совершенствование функционирования всех двигательных систем. У ребенка появляется способность удерживать небольшие предметы в руке и осуществлять простые манипуляции с
ними, например, извлечение звуков из погремушки. Из чего следует, что начинает развиваться предметная деятельность.
5-5,5 мес. Действия ребенка становятся более дифференцированными. Появляется способность трогать руками колени, тактильно изучая их. Таким образом ребенок начинает изучать своё тело. Предметная деятельность продолжает своё развитие, т.е. предпринимаются попытки взять увиденный предмет обеими руками, одной рукой (лежа на спине), провести пальцем по поверхности игрушки.
5,5-6,5 мес. Кисти рук у ребенка часто раскрыты, поза руки бывает предуготована соответственно предмету, который он берет. Это следует рассматривать как подготовку к более сложной, чем схватывание, предметной деятельности.
6,5-7,5 мес. Период интенсивного освоения схемы тела. Лежа на спине, ребенок поднимает ноги вверх и трогает ступни руками. Совершенствуется навык перекладывания предмета из руки в руку. Появляется способность производить вращательные движения кистью, в которой находится игрушка.
7,5-8,5 мес. Двигательные координации продолжают усложняться, и на данном этапе ребенок может поднимать предмет двумя руками. Предмет делается объектом спонтанного внимания ребенка: сам занимается игрушкой.
8,5-9,5 мес. Действия ребенка становятся более произвольными, и появляется заметное владение телом. Появляются первые непредметные действия, а именно хлопки в ладоши. Это первые проявления жес-товой коммуникации, которой позже ребенок будет активно пользоваться.
9,5-11 мес. Совершенствуется пальцевый праксис. Предметная деятельность усложняется. Ребенок берет предмет двумя пальцами («пинцетный захват»).
11-12 мес. В предметной деятельности идет совершенствование кистевого и пальцевого праксиса. Ребенок осваивает навык бросания, может бросать предметы в игре, и иногда кидает все подряд, что доставляет ему большую радость.
1-1,5 года. Манипуляции с предметами продолжаются, но уже подкрепляются со стороны зрительной системы (разъединяет кольца, разнимает кольцо и палочку и т.д.). Большие успехи отмечаются в координации движений. Появляются попытки рисовать, водя карандашом «как попало» (каракули). Становится доступной элементарная конструктивная деятельность: ребенок ставит на кубик еще 1 -2 кубика. Разворачивает завернутый предмет.
1,5-2 года. На данном этапе идет активное развитие мелких моторных движений рукой: ребенок опускает предмет в маленькое отверстие.
2-3 года. Характерны достаточно сложные двигательные координации. Ребенок пробует поймать мяч, который катится к нему. Строит башенку из 4 кубиков. Переливает жидкость из одного сосуда в другой.
3 года. Вырабатываются первые двигательные автоматизмы, что свидетельствует о значительной степени зрелости двигательной сферы в целом. Раскатывает пластилин, делая неровную «колбаску». Пытается резать бумагу ножницами.
Инна Евгеньевна Светлова - высококвалифицированный педагог и опытный методист, автор ряда методических пособий, выделяет и содержательно характеризует 3 уровня развития мелкой моторики: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень: хорошая скоординированность движений рук, точность, ловкость, плавность движений без напряжения, равномерный темп движений рук, правильное удержание позы.
Средний уровень недостаточная скоординированность движений, быстрота и неточность движений, колебания темпа движений рук, нарушение позы на фоне утомления.
Низкий уровень напряженность и нескоординированность движений, нарушение темпа движений рук, ручная неловкость, нарушение позы рук, резкость движений [4].
У детей с общим недоразвитием речи заметны трудности в регуляции и контроле произвольных движений. Несформированность крупной (грубой) моторики (движения рук, ног, туловища) проявляется в виде плохой координации частей тела при осуществлении сложных двигательных действий, их недостаточной точности и четкости, в выраженных затруднениях при выполнении физических (гимнастических) упражнений и трудовых операций, как по показу, так и по словесной инструкции. Несовершенство тонкой (мелкой) ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук - отсутствие или плохая сформирован-ность навыков самообслуживания, например: когда дети надевают и снимают одежду, застегивают и расстегивают пуговицы, крючки, застежки, зашнуровывают и расшнуровывают обувь, завязывают и развязывают ленты, шнурки, пользуются столовыми приборами и т.д. Более выражено недоразвитие пальцевой моторики выступает при выполнении детьми специальных проб. Недостаточность лицевой и артикуляционной моторики проявляется в бедности, невыразительности мимических движений, в нечетком или неправильном зву-копроизношении, в общей смазанности, невнятности речи.
На основании изученного теоретического материала была проведена диагностика уровня развития мелкой моторики у старших дошкольников, посещающих группу компенсирующей направленности. База исследования - МБДОУ д/с № 2 «Жемчужинка» г. Таганрога. Это детский сад комбинированного вида. В нем сочетаются общеразвивающие группы и группы компенсирующей направленности.
В исследовании приняли участие двадцать воспитанников, из которых пять девочек и пятнадцать мальчиков в возрасте 5-6 лет.
Диагностика уровня развития мелкой моторики рук у старших дошкольников проходила по нескольким блокам:
1) упражнения на координацию движений (ладонь-кулак-ребро, посолим капусту, катание шарика);
2) повторение фигур из пальцев (заяц, коза, вилка, игра на рояле);
3) работа с бумагой (вырезание ножницами, сгибание листа пополам);
4) графические упражнения (методика «Дорожки», «Мячики», «Лес»).
Каждому ребенку предлагалось выполнить ряд заданий из предложенных блоков, за которые выставляется соответствующий балл:
1 балл - ребёнок справляется с заданием только при помощи взрослого или не справляется совсем;
2 балла - ребёнок выполняет задание самостоятельно, но после дополнительного объяснения, иногда не полностью или неточно;
3 балла - ребёнок с заданием справляется полностью с первого раза без подсказки или с небольшой подсказкой взрослого.
По окончании обследования высчитывается средний балл на каждого ребенка. По среднему баллу определяется уровень развития мелкой моторики рук.
По окончании обследования высчитывается средний балл на каждого ребенка, т.е. суммируются баллы по всем заданиям и делятся на общее количество заданий (12). По среднему баллу определяется уровень развития мелкой моторики рук.
Высокий уровень (средний балл равен 2, 6- 3) - у детей мелкая моторика сформирована хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.
Средний уровень (средний балл равен 2-2,5) - у детей мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают небольшие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги, графических упражнениях.
Низкий уровень (средний балл равен 1-1,9) - у таких детей мелкая моторика отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.
По результатам диагностики развития мелкой моторики можно сделать вывод о том, что количество детей с высоким уровнем развития составляет 25%, средним - 45%, низким - 30%. Схематично результаты исследования можно представить на диаграмме.
Высокий Средний Низкий уровень уровень уровень
Диаграмма 1. Уровень развития мелкой моторики у старших дошкольников с нарушениями речи
В связи с тем, что результаты диагностики показали преобладание среднего уровня развития мелкой моторики хотелось бы отметить, что недоразвитие мелкой моторики в старшем и подготовительном дошкольном возрасте влияет на последующую успеваемость детей в школе, а именно на скорость выполнения ими письменных работ, на качество ручной деятельности на уроках труда, а также на правильность выполнения упражнений, связанных с мелкой моторикой на уроках физической культуры.
Для того чтобы довести ручную умелость до высокого уровня у детей старшего дошкольного возраста, необходимо проведение правильно спланированной, а самое главное адаптированной работы.
В качестве способа организации коррекционной деятельности по развитию мелкой моторики нами предложена программа дополнительной образовательной деятельности - кружок «Умелые пальчики».
План работы кружка согласован с планом непосредственной образовательной деятельности группы компенсирующей направленности. Согласно перспективному плану дополнительной образовательной деятельности с детьми будут проводиться занятия на протяжении всего года один раз в неделю. Данные занятия будут включать пальчиковые игры и упражнения, самомассаж и тренировку кистей и пальцев рук, ручную деятельность и работу в тетрадях. При подборе заданий и упражнений учитывались как общедидактические (принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли учителя; принцип систематичности и последовательности; принцип наглядности; принцип доступности и посильности; принцип учета возрастных особенностей обучаемых) так и специфические (этиопатогенетический принцип; принцип комплексного подхода к диагностике и коррекции нарушений; принцип опоры на закономерности онтогенетического развития; принцип реализации деятельностного подхода в обучении и воспитании) принципы обучения, а материал подбирался согласно лексическим темам непосредственной образовательной деятельности.
Таблица 1
Фрагмент программы дополнительной образовательной деятельности по развитию мелкой моторики «Умелые пальчики» для детей группы компенсирующей направленности с ОНР III уровня
Месяц/ неделя Лексическая тема Программное содержание занятий
Игры/ упражнения Самомассаж Тренировка пальцев рук Ручная деятельность Работа в тетрадях
1 период обучения
Сентябрь/ 2 неделя «Игрушки» Отработка навыка изображения фигур пальцами: шарик, колокольчик, флажок, зайчик и барабан. Самомассаж ладоней и пальцев рук «Переложи игрушки» «Мастер -ломастер» (конструирование) Дорисуй картинки по пунктиру «Игрушки»
Сентябрь/ 3 неделя «Огород. Овощи» Кинезиологиче-ское упражнение «Симметрические рисунки» (рисуем овощи) Самомассаж природными материалами «Забей мяч в ворота» Мозаика на пластилиновой основе «Стручки гороха» Штриховка в заданном направлении «Овощи»
Сентябрь/ 4 неделя «Сад. Фрукты-ягоды» Отработка навыка изображения фигур пальцами: взбирание на дерево. Самомассаж массажором Су-Джок Повторение упражнений. «Мозаика» (собирание узора любимого фрукта) Штриховка в заданном направлении «Фрукты»
Октябрь/ 1 неделя «Деревья. Кустарники» Отработка навыка изображения фигур пальцами: ёлка Самомассаж граненым бру- ском/каранда шом «Разорви лист по линиям» Аппликация из природных материалов «Могучий дуб» (коллективная работа) Раскрашивание изображений пальчиковыми красками.
Октябрь/ 2 неделя «Осень в лесу. Грибы» Игровое упражнение «Мы идём грибы искать» Щеточный массаж Повторение упражнений. Лепка из солёного теста «Грибок» Обведи и раскрась (с прописями) «Съедобные грибы»
Октябрь/ 3 неделя «Осень в городе» Пальчиковая игра «Ветер северный подул» Самомассаж ладоней и пальцев рук Повторение упражнений. Аппликация из сухих листьев «Листопад» Рисование дорожек разноцветными кардашами
Октябрь/ 4 неделя «Злаки. Хлеб» Пальчиковая игра «Коси, коса!» Самомассаж природными материалами «Перебираем крупу» Рисование крупой Силуэтная штриховка «Злаки и хлеб»
Мелкая моторика в жизни и деятельности дошкольников выполняет различные функции. Способствует развитию речи детей, является отличным средством привлечения внимания или включения в работу, а сформированные и хорошо развитые тонкие движения кистей и пальцев рук значительно облегчают самообслуживание ребенка.
Изучением мелкой моторики занимались такие ученые как М. Монтессори, В.М. Бехтерев, В.А. Су-хомлинский, З.П. Васильцова, А.В. Запорожец, Ф. Энгельс, И.П. Павлов, Л.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Т.П. Хризман, М.И. Звонарева, И.М. Сеченов, М.М. Кольцова и т.д.
По данным ученых у детей с общим недоразвитием речи наряду с нарушением всех компонентов р е-чевой системы заметно недоразвитие тонких движений, а это влечет за собой недостаточную сформирован-ность центральной нервной системы и всех психических процессов.
Специально разработанная программа по совершенствованию мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи способствует приобретению детьми тех навыков, которые раннее не были усвоены по каким-либо причинам.
В заключении хотелось бы сказать, что развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте, несомненно, важно, ведь развивая тонкие движения пальцев рук мы способствуем развитию речи. Но кроме этого вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, скоординированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы рисовать, писать, одеваться, а также выполнять множество различных бытовых и учебных действий. Из чего следует, что целенаправленная работа по развитию ручной умелости благотворно отразится на дальнейшей жизни ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Визель, Т.Е. Основы нейропсихологии: учеб. для студ. Вузов [Текст] / Т.Е. Визель. - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. - 384с.
2. Дудьев, В.П. Психомоторика: слов.-справ. [Текст] / В.П. Дудьев. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 366 с.
3. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Крайг Г., Бокум Д. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 940 с.
4. Светлова, И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук [Текст] / И. Светлова. - М.: АСТ, 2010. - 56 с.
А.В. Бодрова
АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ РЕШЕНИИ ПРИКЛАДНЫХ ЗАДАЧ С ХИМИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ
Аннотация. В статье рассмотрено математическое моделирование при решении прикладных задач с химическим содержанием в школьном курсе математики, как средство для установления межпредметных связей, раскрытия естественнонаучной картины мира, развития мышления обучающихся.
Ключевые слова: математическое моделирование, математические модели, прикладные задачи, растворы, сплавы, химические реакции.
A.V. Bodrova
THE RELEVANCE OF APPLICATION OF MATHEMATICAL MODELS WHEN SOLVING APPLIED
TASKS WITH THE CHEMICAL CONTENT IN THE SCHOOL MATHEMATICS COURSE
Annotation. The article deals with mathematical modeling in solving applied problems with chemical content in the school course of mathematics, as a means to establish interdisciplinary connections, the disclosure of the natural science picture of the world, the development of students ' thinking.
Key words: mathematical modeling, mathematical models, applied problems, solutions, alloys, chemical reactions.
Математика должна давать возможность обучающимся приобретать «умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах», «умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин, согласно ФГОС (п.11.5)» [8].
Ни одна область научного знания, а, сегодня и ни одна учебная дисциплина не может существовать по отдельности. Только на стыке двух и более наук совершаются великие открытия. Только преподавая обучающимся все учебные дисциплины вместе, можно раскрыть естественнонаучную картину мира и тем самым внести вклад в формирование научного мировоззрения обучающегося.
Один из предметов школьной программы, раскрывающий естественнонаучную картину мира - химия. На этом предмете формируется представление о строении атомов, молекул, веществ, о превращении одних веществ в другие.