Научная статья на тему 'Развитие мелкой моторики младших школьников с задержкой психического развития при обучении их письму'

Развитие мелкой моторики младших школьников с задержкой психического развития при обучении их письму Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1402
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЛКАЯ МОТОРИКА РУКИ / A PRIMARY SCHOOLCHILD WITH MENTAL RETARDATION / INCLUSIVE EDUCATION / FINE MOTOR SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамарина Е.В.

В статье приведены теоретические направления работ К.Д. Ушинского, отражающие значение обучения детей младшего школьного возраста с опорой на их индивидуальные возможности развития; представлены психолого-педагогические рекомендации, связанные с развитием мелкой моторики младших школьников с временными задержками психического развития при обучении их письму. Показаны возможности инклюзивного образования младших школьников рассматриваемой категории в контексте образовательной программы начального общего образования (коррекционный аспект).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шамарина Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF FINE MOTOR SKILLS OF YOUNGER SCHOOLCHOLDREN WITH MENTAL RETARDATION WHILE TEACHING WRITING

The article gives the theoretical directions of K. D. Ushinsky's works, which reflect the meaning of teaching primary school-aged children with reliance on their individual development opportunities; it also presents psychological and pedagogical recommendations related to the development of fine motor skills of younger schoolchildren with temporary mental retardation while teaching writing. The article shows the possibilities of inclusive education of younger schoolchildren in this category in the context of the educational program of primary general education (correctional aspect).

Текст научной работы на тему «Развитие мелкой моторики младших школьников с задержкой психического развития при обучении их письму»

УДК 373.3.042:003-028.31 ШАМАРИНА Е.В.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра начального, общего и среднего образования, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: SAXA9999@mail.ru

UDC 373.3.042:003-028.31 SHAMARINA E.V.

Candidate of Pedagogical science, assistant professor of pedagogy and psychology of primary, general and secondary

education, Orel State University E-mail: SAXA9999@mail.ru

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ПРИ ОБУЧЕНИИ ИХ ПИСЬМУ

THE DEVELOPMENT OF FINE MOTOR SKILLS OF YOUNGER SCHOOLCHOLDREN WITH MENTAL RETARDATION WHILE TEACHING WRITING

В статье приведены теоретические направления работ К.Д. Ушинского, отражающие значение обучения детей младшего школьного возраста с опорой на их индивидуальные возможности развития; представлены психолого-педагогические рекомендации, связанные с развитием мелкой моторики младших школьников с временными задержками психического развития при обучении их письму. Показаны возможности инклюзивного образования младших школьников рассматриваемой категории в контексте образовательной программы начального общего образования (коррекционный аспект).

Ключевые слова: младший школьник с задержкой психического развития (ЗПР), инклюзивное образование, мелкая моторика руки.

The article gives the theoretical directions of K. D. Ushinsky's works, which reflect the meaning of teaching primary school-aged children with reliance on their individual development opportunities; it also presents psychological and pedagogical recommendations related to the development of fine motor skills of younger schoolchildren with temporary mental retardation while teaching writing. The article shows the possibilities of inclusive education of younger schoolchildren in this category in the context of the educational program of primary general education (correctional aspect).

Keywords: a primary schoolchild with mental retardation, inclusive education, fine motor skills.

Во все исторические периоды, когда совершались реформы в образовании, общество настороженно относилось ко многим преобразованиям. Поиск наиболее эффективных путей преодоления трудностей, возникающих в образовании (утрата престижа учительской профессии, введение инклюзивного образования для детей, имеющих ограниченные возможности развити-яи другие) растягивается на десятилетия, а множество противоречивых позиций относительно организации учебно-воспитательного процесса в школе приводит к дискуссиям специалистов разной профессиональной направленности. Важно указать, что в настоящее время педагогам могут показаться неактуальными педагогические идеи К. Д. Ушинского о том, что «начинать изучение иностранного языка надо не ранее семи или восьми лет, а иногда и десяти, и двенадцати лет. С учениками, обладающими крайне слабой восприимчивостью, лучше не изучать иностранный язык, потому что он подавит и без того их слабые способности» [4]. Отметим, что уделяя большое внимание разработке содержания начального образования, К. Д. Ушинский ставил во главу обучения младших школьников изучение родного языка, а также использование его богатейших возможностей для развития ребенка, его творческого потенциала. Например,

подбирая материал для детского чтения, педагог останавливался на предметах естественной истории, так как они сопровождаются наглядностью. Он справедливо указывал, что главная задача педагога - научить детей учиться. С целью обоснования возможных подходов для решения поставленной образовательной задачи педагог охарактеризовал систему упражнений и представил основные методические требования к ним. В частности, К. Д. Ушинский считал, что предъявляемые детям упражнения и задания должны быть систематическими, как устными, так и письменными. На наш взгляд, важно учитывать мнение отечественного педагога по поводу места и роли домашних заданий. Он полагал, что «детям до девяти лет вредно задавать домашние задания» [4].

Подчеркнем, что в настоящее время педагогам полезно было бы вновь перечитать работы К. Д. Ушинского, глубоко вникнуть в его советы и рекомендации, связанные с обучением и развитием личности ребенка младшего школьного возраста, чтобы принять педагогику ученого.

Подчеркнем факт того, что многие зарубежные исследования подтверждают значимость развития психомоторики детей. В связи с этим представим те

© Шамарина Е.В. © Shamarina E.V

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

педагогические системы XIX века, в которых уделялось большое внимание развитию психомоторных качеств в детском возрасте (М. Монтессори, Р. Штайнер). Психологической наукой достигнуты значительные результаты в диагностике психомоторных качеств ребенка, начиная с раннего возраста, признана важность их развития на дальнейших возрастных этапах. Однако остается ряд нерешенных проблем, которые нуждаются в дальнейшем научном осмыслении. Например, необходимы специальные исследования, связанные с применением комплексных программ по формированию мелкой моторики детей младшего школьного возраста с учетом требований образовательной программы начального общего образования.

Подчеркнем, что в 1990-х гг. XX века во многих странах Европы выходит ряд публикаций, способствовавших популяризации идей инклюзивного образования, которое представляет собой процесс развития общего образования и предполагает его доступность для всех обучающихся, независимо от способностей и возможностей учащихся. Это дает возможность получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеющих выраженные образовательные потребности. Инициированная родительским сообществом детей с ограниченными возмож-ностямиздоровья инклюзия в современном обществе является одной из предложенных системных инноваций в образовании, в том числе и российском.

Таким образом, возможность совершенствования школьного образования с особой остротой ставит задачу диагностики возможных причин стойкой неуспеваемости младших школьников, а также осуществлять поиск путей ее преодоления. Изучая новые образовательные стандарты, включающие обучение младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, следует сказать об актуальности разработки программы коррекционной работы с детьми, являющейся частью основной образовательной программы начальной школы. Такая программа должна быть направлена на коррекцию недостатков физического и психического развития детей, а также оказание им своевременной помощи в овладении знаниями, умениями и навыками (С.И. Сабельникова). Подтверждается это анализом психолого-педагогических исследований, посвященных проблеме школьной неуспеваемости, которые свидетельствуют о том, что около половины неуспевающих школьников составляют дети с временной задержкой психического развития.

Задержка психического развития (ЗПР) - это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных игровых интересов. Рассматриваемое понятие подчеркивает временный характер отставания, который преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются психолого-педагогические условия, соответствующие особенностям развития детей этой категории. В структуре содержания начального образования систе-

мы коррекционно-развивающего обучения особое значение уделяется общенаучным и общепознавательным способам деятельности, как важнейшим компонентам учебного процесса: умению наблюдать, анализировать, классифицировать, доказывать и обобщать. Эти умения формируются средствами всех учебных дисциплин (УВ. Ульенкова, С.Г. Шевченко, Н.В. Бабкина).

Рассматривая особенности познавательной деятельности, эмоциональной сферы и поведения, укажем, что младшие школьники с задержкой психического развития существенно отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют специальных кор-рекционных воздействий. Результаты исследований физиологов и психологов позволяют выделитьобщую закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится, как правило, в пределах возрастной нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается развитие речи ребенка, хотя общая моторика при этом может превышать норму для данного возраста (Л.В. Фомина).

Недостатки развития моторики младших школьников рассматриваемой категории проявляются в моторной неловкости движений пальцев и кистей рук. При этом их движения в основном нечеткие и плохо скоординированные. Это особенно заметно при использовании таких видов деятельности, как рисование, лепка, работа с мелкими деталями (например, конструктором), а также при выполнении многих манипуляторных действий с предметами: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывания бантов, шнурков и т.п. Выполнение указанных педагогом двигательных заданий и воспроизведение простых ритмов оказываются невозможны-ми.Многие дети испытывают трудности в правильном удерживании карандаша и кисточки при рисовании, часто не регулируют силу нажима карандаша, затрудняются пользоваться ножницами при выполнении аппликации. Обучающиеся с задержкой психического развития самостоятельно не могут установить симметричность частей конструируемых ими фигур, верно расположить элементы конструкций, выполняя поделку. Важно учитывать, что хотя грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, уровень моторного развития у них ниже, чем у нормально развивающихся младших школьников.Таким образом, начальная школа строится на новых эффективных психолого-педагогических технологиях, использует различный спектр образовательных программ, направленных на быстрое развитие детей, максимальную активизацию их мыслительной деятельности; предполагает индивидуальные и групповые коррекционные занятия, способствующие преодолению имеющихся недостатков развития младших школьников с временной задержкой психического развития.

Известно, что развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук и основывается на степени сформированности их тонких движений. При подготовке детей к школе всегда учитывают уровень развития мелкой моторики. Так, умение производить

точные движения кистью и пальцами рук необходимо для овладения письмом. Для младших школьников с ЗПР, имеющих грубые недостатки мелкой моторики, характерны частые остановки в процессе письма под диктовку, отсутствие навыков самоконтроля, безразличие к результатам своей работы.

Отметим, что при задержке психического развития отмечается нарушение онтогенеза значимых моторных функций, поэтому у этих детей наблюдается и недоразвитие моторных предпосылок, способствующих продуктивному обучению их графическим навыкам (Н.Г. Любушкина). Младшие школьники с ЗПР самостоятельно не могут обозначить на письме границы предложения, пишут многие слова слитно, что может быть связано с неполноценностью анализа языковых единиц. Овладение письмом младшими школьниками всегда является длительным процессом. Так, по мнению И. А. Грошенкова, при обучении детей с нарушениями развития навыкам изобразительной деятельности должен быть предусмотрен специальный этап урока, на котором проводится работа по формированию мелких движений пальцев рук, а также их двигательной координации. На индивидуальных занятиях основное внимание уделяется работе с разными материалами и выработке изобразительных навыков. Здесь учащиеся знакомятся с разными графическими техниками, закрепляют полученные умения в создании творческих работ. В связи с эти модной из главных задач подготовки дошкольников к дальнейшему обучению является снятие у них мышечного напряжения, создание возможной ситуации успеха в значимой для детей деятельности (Л.М. Чаусова).

Существует много игр и упражнений, направленные на развитие моторики детей, которые учитель должен рекомендовать родителям на этапе посещения ребенком «Школы будущего первоклассника» (Е.М. Гурова). Представим некоторые из них.

Рисование, раскрашивание картинок - одно из самых любимых занятий для старших дошкольников. Здесь основное внимание обращают на рисунки, выполненные детьми, разнообразны ли они? Родителям же следует разнообразить тематику рисунков, обращать внимание на основные их детали, без которых рисунок становится не выразительным. Лепка из глины и пластилина является продуктивным видом деятельности для развития моторики детей. С целью подготовки руки ребенка к письму хорошо зарекомендовала себя работа с мелкими камешками.

Все виды ручного творчества: вышивание, выжигание, а также игры в мяч, с кубиками и мозаикой; элементы конструирования способствуют формированию мелкой моторики детей, начиная с дошкольного возраста.

Особенно отметим «показ» стихотворения. Желательно, чтобы ребенок показывал руками все, о чем говорится в стихотворении. С одной стороны, это занимательное занятие для него, и основной смысл запомнится лучше. С другой стороны, «маленький спек-

такль» поможет ребенку лучше ориентироваться в пространстве.

Ряд приемов, способствующих развитию мелкой моторики, следует использовать как при соблюдении режимных моментов, так и на занятиях с дошкольниками. Это застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание и развязывание лент, узелков на веревочке; завинчивание и развинчивание крышек пузырьков многие другие. Все указанные упражнения являются объективно значимыми, так как развивают руку ребенка, подготавливая ее к письму, формируют у него художественный вкус. Укажем, что согласно мнению детских физиологов, хорошо развитая кисть руки тесно взаимосвязана с развитием интеллекта и речи младшего школьника.

Обучая младших школьников с ЗПР письму, нужно использовать задания на несловесном материале. Они способствуют формированию основных компонентов учебной деятельности, связанных с восприятием самого задания в соответствии с полученной инструкцией; развитию таких мыслительных операций как анализ, синтез, обобщение; развитию многих психофизиологических функций, особенно пространственному восприятию младших школьников. При обучении детей рассматриваемой категории письму, следует учитывать многофункциональность учебных заданий, в каждом из которых следует выделить доминирующую цель. Приведем примеры заданий [6].

Задание. Дополни слово до предложения по образцу.

Образец: Детеныш овцы - ягненок.

Детеныш лошади - ... .

Детеныш коровы - ... .

Детеныш свиньи - . .

Детеныш собаки - . .

Другое задание.

Задание. Какое слово не подходит?

Поганка, сыроежка, шишка, мухомор.

Подосиновик, мухомор, груздь, масленок.

Клюква, болото, брусника, голубика.

Солить, варить, подметать, мариновать.

Осень, зима, холод, весна.

Подчеркнем, что использование отдельных заданий учителем не представляет собой систему работы обучения письму. Так, использование специальной программы по развитию мелкой моторики рук детей с задержкой психического развития должно включать: диагностику имеющихся нарушений, компенсаторные возможности такого ребенка, способность его к обучению в рамках ведущего вида деятельности, а также степень выраженности познавательного интереса учащихся к предлагаемым заданиям. Формируя познавательный интерес у детей, учитель создает надежную и прочную основу для развития личности школьников. Важно отметить, что под влиянием познавательного интереса деятельность любого ребенка становится продуктивнее. Рассматривая вопрос об укреплении познавательного интереса в учебном процессе, нужно обратить внимание на то, каким

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

колебаниям он подвергается у детей на уроке.

Трудности чтения и письма у младших школьников могут быть связаны с плохим запоминанием букв, и, следовательно, отсутствием возможности самостоятельно оперировать полученными знаниями при чтении. В связи с этим учитель может проводить специальные упражнения, которые способствуют запоминанию букв, существенно повышая познавательный интерес детей к изучаемому материалу. Например, это упражнения, связанные с восстановлением буквы по элементам, выкладывание букв при помощи шнурка либо проволочки; прохлопывание заданного учителем ритма. Отметим, что по окончании такой работы с детьми проводится диктант, включающий все изученные младшими школьниками элементы букв.

В исследованиях А.И. Воскресенской предложена система заданий, направленных на развитие мелкой моторики при обучении детей письму. Эта работа способствует развитию глазомера младших школьников, закреплению знаний о знакомых детям геометрических фигурах, формированию первоначальных навыков счета. Вся деятельность педагога осуществляется в определенной последовательности: обводка и штриховка прямоугольников, квадратов и кругов. Особое внимание педагог уделяет направлениям линий при выполнении детьми штриховки, регулирует силу нажима на карандаш. Важно обучить детей различным видам штриховок, показывая, где штриховка начинается от центра и идет круговой линией, а где непрерывной петлей сверху вниз. Продолжается работа, как правило, в тетрадях на клетчатой основе. Это рисование различных узоров, состоящих из вертикальных и волнистых линий. Укажем, что практически все занятия начинаются с ориентиров-

ки на строчке - отсчитывание ребенком клеток, расстановку точек. Важно упражнять учащихся в правильном расположении тетради, умению регулировать ее наклон при письме.

Подводя итоги, можно сформулировать следующие выводы:

- уже в дошкольном возрасте у детей с ЗПР можно диагностировать отставание в развитии мелкой моторики, выявляются недостатки психомоторики;

- грубых двигательных расстройств у детей рассматриваемой категории не выявляется, однако уровень моторного развития значительно ниже, чем у нормально развивающихся сверстников;

- недостаточность моторного развития детей не только отрицательно сказывается на овладении письмом, а также затрудняет их адаптацию к школе;

- практически для всех младших школьников с ЗПР общей особенностью является недостаточность двигательного тонуса, ведущего к нарушению автоматизации движений руки;

- трудности построения коррекционно-педагогического процесса с рассматриваемой категорией детей обусловлены тем, что она полиморфна по своему составу. Чтобы определить образовательные потребности и возможности каждого ребенка, необходима систематическая развивающая работа по формированию мелкой моторики на уроке;

- под влиянием познавательного интереса деятельность младших школьников с временными задержками психического развития становится более продуктивной, так как дети стремятся участвовать в ней, приобретая новые знания и умения.

Библиографический список

1. Воскресенская А.И. Грамота в детском саду. М.: Просвещение, 1965. 74с.

2. ЛебедеваА.В. Роль познавательного интереса младших школьников в учебном процессе. // Начальная школа. 2010. №3. С. 100-103.

3. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекция у младших школьников с задержкой психического развития. / Под ред. Л.С. Волковой. СПб.: Детство - пресс. 2004. 208 с.

4. ПылаеваВ.С. Дидактические идеи К.Д. Ушинского в современной начальной школе. // Начальная школа. 2008. №7. С.4-8.

5. Сабельникова С.И. Методический конструктор по составлению программы коррекционной работы как части ООП начального общего образования / С.И. Сабельникова // Управление начальной школой. 2012. №9. С. 4-12.

6. Шамарина Е.В. Из опыта по организации коррекционно - развивающей деятельности с младшими школьниками с задержкой психического развития на уроках чтения и русского языка в общеобразовательной школе / Е.В. Шамарина// Ученые записки Орловского государственного университета. 2013. № 4(54). 2013. С.405-409

References

1. VoskresenskayaA. I. Literacy in the kindergarten / A. I. Voskresenskaya. Moscow, Prosveschenie, 1965. 74 p.

2. LebedevaA.V. The role of younger schoolchildren's cognitive interest in the educational process. // Nachalnaya shkola, 2010. Pp. 100-103.

3. Loginova E.A. Writing disorders. The features of their occurrence and correction in younger schoolchildren with mental retardation / E.A.Loginova / Under the editorship of L.S. Volkova. Saint-Petersburg, Detstvo-press, 2004. 208 p.

4. Pylaeva VS. Didactic ideas of K. D. Ushinsky in modern elementary school / V.S. Pylaeva // Nachalnaya shkola, 2008, №7. Pp. 4-8.

5. Sabelnikova S.I. Methodical constructor ofmaking up the program of correctional work as part of the principal educational program of primary general education / S.I. Sabelnikova // Upravlenie nachalnoi shkoloi, 2012, №9. Pp. 4-12.

6. Shamarina E.V. From the work experience on organizing a correction-developing activity of junior pupils with psychological delay at the reading and Russian language lessons at a secondary school / E.V.Shamarina// Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 no. 54. 2013. Pp. 405-408.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.