Научная статья на тему 'Влияние внешних и внутренних факторов на организационную культуру'

Влияние внешних и внутренних факторов на организационную культуру Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
организационная культура / компания / сотрудники / внешние и внутренние факторы / organizational culture / company / employees / external and internal factors

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наталья Васильевна Карпенко

Актуальность данной темы обусловлена рядом фактором: с организационной культурой мы сталкиваемся, едва переступив порог организации: она реализуется в конкретной стратегии компании; организационная культура оказывает всепроникающее воздействие на деятельность компании, является основой ее жизненного потенциала. В статье рассматриваются проблемы влияния внешних и внутренних факторов на формирование организационной культуры любых организаций, которые должны учитывать влияние особенно внешних факторов на свою деятельность и культуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Наталья Васильевна Карпенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of external and internal factors on organizational culture

The relevance of this topic is due to a number of factors: we encounter organizational culture as soon as we cross the threshold of an organization: it is implemented in a specific company strategy; organizational culture has a pervasive impact on the company's activities and is the basis of its vital potential. The article discusses the problems of the influence of external and internal factors on the formation of the organizational culture of any organization, which must take into account the influence of especially external factors on their activities and culture.

Текст научной работы на тему «Влияние внешних и внутренних факторов на организационную культуру»

Закон и право. 2024. № 7. С. 56-59. Law and legislation. 2024;(7):56-59.

Научная статья УДК 342; 005.732

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-7-56-59 EDN: https://elibrary.ru/XERNQR

NIION: 1997-0063-7/24-357 MOSURED: 77/27-001-2024-7-557

Влияние внешних и внутренних факторов на организационную культуру

Наталья Васильевна Карпенко

Иркутский государственный университет путей сообщения,

Иркутск, Россия, 85912008@rambler.ru

Аннотация. Актуальность данной темы обусловлена рядом фактором: с организационной культурой мы сталкиваемся, едва переступив порог организации: она реализуется в конкретной стратегии компании; организационная культура оказывает всепроникающее воздействие на деятельность компании, является основой ее жизненного потенциала.

В статье рассматриваются проблемы влияния внешних и внутренних факторов на формирование организационной культуры любых организаций, которые должны учитывать влияние особенно внешних факторов на свою деятельность и культуру.

Ключевые слова: организационная культура, компания, сотрудники, внешние и внутренние факторы.

Для цитирования: Карпенко Н.В. Влияние внешних и внутренних факторов на организационную культуру // Закон и право. 2024. № 7. С. 56—59. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-7-56-59 ББЫ: https://elibrary.ru/XERNQR

Original article

The influence of external and internal factors on organizational culture

Natalia V. Karpenko

Irkutsk State University of Railway Engineering, Irkutsk, Russia, 85912008@rambler.ru

Abstract. The relevance of this topic is due to a number of factors: we encounter organizational culture as soon as we cross the threshold of an organization: it is implemented in a specific company strategy; organizational culture has a pervasive impact on the company's activities and is the basis of its vital potential.

The article discusses the problems of the influence of external and internal factors on the formation of the organizational culture of any organization, which must take into account the influence of especially external factors on their activities and culture.

Keywords: organizational culture, company, employees, external and internal factors.

For citation: Karpenko N.V. The influence of external and internal factors on organizational culture // Law and legislation. 2024;(7):56—59. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-7-56-59 EDN: https:// elibrary.ru/XERNQR

В настоящее время в условиях значительных изменений в социально-экономических сферах жизнедеятельности российского общества все более возрастает роль организационной культуры. Она влияет на эффективность любой организации и оказывает не© Карпенко Н.В., М., 2024.

посредственно влияние на результаты управленческих решений. Культура организации, нравственные ценности, уровень духовности и профессиональной зрелости сотрудников определяют ее престиж и доверие со стороны общества.

Организационная культура в своих проявлениях соответствует целям, задачам организации

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2024

и стратегии ее развития. Она выражается в чувстве общности всех членов организации и включает: имидж, отличающий ее от любой другой организации; сплоченность и преданность работников; социальную стабильность в организации.

На организационную культуру оказывают влияние как внутренние, так и внешние факторы, а их изменение вызывает необходимость изменений в организационной культуре. К внутренним факторам исследователи относят миссию, цели, стратегию организации, личность руководителя, сферу деятельности, характер и содержание труда, наличие субкультур, половозрастные признаки, квалификацию и образование сотрудников, этапы развития организации. Рассмотрим каждый из этих факторов подробнее.

Миссия организации — это ее духовная направленность, определяющая цели и ценностные ориентиры, которые должны быть достигнуты. Если миссия четко не выстроена, организация может потерять свою уникальность и ориентацию в дальнейшей перспективе.

Цели организации — это конкретные результаты, которые должны быть достигнуты как в ближайшей, так и в долгосрочной перспективе. Цели должны быть реальными и соответствовать миссии. Успешное достижение целей — залог повышения эффективности деятельности и развития бизнеса.

Стратегия организации — это план действий по достижению поставленных целей с учетом внешних и внутренних факторов, влияющих на деятельность компании. Стратегия включает выбор методологии и инструментария, определение приоритетов и распределение ресурсов для эффективной реализации целей. Эффективная стратегия способствует оптимизации бизнеса, улучшению качества продукции или услуг, удовлетворению запросов потребителей.

Таким образом, миссия, цели и стратегия организации — это гарант ее успеха и развития. Поэтому необходимо постоянно вносить изменения с учетом современных реалий, чтобы организация успешно развивалась, была стабильна и успешна.

Следующий необходимый внутренний фактор, влияющий на организационную культуру, — это ее руководитель и его влияние на формирование ценностей и норм поведения внутри коллектива. То, какими личностными качествами обладает руководитель, как он воздействует на подчиненных, какие управленческие решения

принимает и какую ответственность берет на себя при решении возникающих проблем, отражается на организационной культуре.

Как известно, существует несколько типов стилей руководства, каждый из которых оказывает определенное воздействие на организационную культуру. Например, авторитарный стиль характеризуется жестким контролем и четкими инструкциями сверху вниз, что может привести к созданию напряженной и строгой атмосферы. В то время как демократический стиль руководства способствует более открытому общению, участию сотрудников в процессе принятия решений и развитию творческого подхода к задачам [1].

Таким образом, руководитель является одним из ключевых факторов в формировании организационной культуры.

Сфера и специфика деятельности, производимая продукция и оказываемые услуги, используемые технологии определяют нормы и правила поведения, мотивацию работников, их внешний вид, культуру общения и другие элементы организационной культуры.

Половозрастные особенности также играют большую роль в формировании этических норм поведения и делового общения сотрудников. Например, мужчины и женщины могут предпочитать различные стили руководства или манеру общения. Также важен возраст: молодые и люди среднего возраста неодинаково воспринимают инструкции и регламенты, по-разному реагируют на указания и решения руководства, наконец, каждому возрасту присущи свои взгляды и нормы, мотивы и стимулы.

Квалификация и образование также оказывают влияние на поведение и взаимоотношения в коллективе. Сотрудники с разным уровнем образования могут иметь различные подходы к решению задач и общению друг с другом. Общий уровень развития, профессиональные навыки и умения формируют основу для успешного функционирования организации.

Не стоит забывать и о внешнем виде, который также может влиять на восприятие сотрудников в коллективе. Кроме того, мотивация играет ключевую роль в достижении целей организации. Различные люди могут быть мотивированы различными факторами — премиальными, личным признанием, похвалой, возможностью карьерного роста.

Все вышеназванные факторы влияют не только на организационную культуру в целом,

ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 07-2024

но и на формирование субкультур внутри различных подразделений организации. Например, информационно-технический отдел может иметь нормы служебного поведения и делового общения, которые отличаются от норм поведения и общения юридического отдела или бухгалтерской службы.

Для формирования организационной культуры важно, на каком этапе развития находится организация: в первые годы создания организации идет процесс формирования организационной культуры, затем в период становления постепенно формируются этические нормы, правила поведения, ценностные ориентации. И здесь особая роль отводится руководителю как лицу, создающему коллектив единомышленников, связанных единой целью и объединенных общими идеями. Когда организация уже имеет за плечами достаточное количество времени и достигла определенных результатов, организационная культура становится одним из ключевых факторов ее успеха.

Современную организацию либо компанию невозможно рассматривать без окружающей ее внешней среды, с которой она находится в тесном и неразрывном единстве. Условно ее подразделяют на макросреду и деловую среду. Все, что происходит во внешней среде, влияет на организацию.

Макросреда — это часть внешней среды, общей для всех организаций. Она включает экономические, политические, правовые, социальные, технологические, географические, международные и другие факторы, со стороны которых организация испытывает влияние. Рассмотрим эти факторы.

Экономическая ситуация определяют общий уровень экономического развития страны. Определяя финансовые возможности организации, экономическая ситуация оказывает влияние на мотивацию и стимулирование персонала. Они включают состояние экономики, уровни инфляции, процентные ставки, налоговую и таможенную политику. Они могут влиять на финансовое положение организации, на кадры и ресурсы. Так, экономический спад может привести к снижению спроса на продукцию, что окажет давление на организацию, вынуждая ее сокращать расходы и оптимизировать операции.

Политические факторы определяют цели и направления развития государства, его идеологию, внешнюю и внутреннюю политику, пути и средства, при помощи которых правительство намерено ее осуществлять. Политические фак-

торы включают законы и постановления, которые влияют на деятельность организации и могут регулировать такие вопросы, как охрана окружающей среды, безопасность труда, трудовые отношения, налогообложение и таможенное регулирование. Организации должны постоянно отслеживать изменения в законодательных актах и строить свою работу в соответствии с нормативными документами.

Правовые факторы регулируют деятельность организации, устанавливают допустимые нормы ее деловых взаимоотношений, права, ответственность, обязанности. Это отражается в ценностях, нормах, принципах, формах взаимодействия в организации. Правовые факторы связаны с юридическими требованиями, которым должна соответствовать организация. Эти требования включают соблюдение законов о защите прав потребителей, антимонопольное законодательство, законы о защите интеллектуальной собственности. Несоблюдение правовых требований может привести к серьезным последствиям, включая штрафные санкции, судебные иски и, наконец, ущерб репутации.

Социокультурные факторы определяют социальные процессы, происходящие в обществе: исторические традиции, ценностные ориентации, привычки, этические нормы, стиль жизни, отношение людей к работе и т.п., что проявляется в организационной культуре. Эти факторы могут влиять на отношение людей к организации, а также на их потребности и ожидания. Например, в обществах с сильной коллективистской культурой люди могут придавать большое значение сотрудничеству и лояльности в организации.

Технологические факторы определяют уровень исследований и разработок, развитие которых позволяет организации создавать новую продукцию, совершенствовать и разрабатывать технологические процессы. Технологические факторы связаны с достижениями в области науки и техники. Эти достижения могут открывать как новые возможности, так и создавать новые угрозы. Например, автоматизация и искусственный интеллект, с одной стороны, могут повысить эффективность и производительность, а с другой — могут привести к реорганизации и сокращению штата. Развитие технологий влияет на уровень профессионализма сотрудников, что, в свою очередь, сказывается на организационной культуре.

Экологические факторы связаны с климатическими условиями, запасами природных ресур-

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2024

сов, экологической обстановкой. Природные катаклизмы, изменения климата, усиление солнечной активности, ограниченность природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и другие проблемы влияют на деятельность организации. Все это повышает социальную ответственность организации и оказывает влияние на изменение ее ценностей, принципов, норм поведения во внешней среде. Эти факторы могут влиять на деятельность организации, а также на ее репутацию. Например, организациям может потребоваться сокращать свое воздействие на окружающую среду или внедрять устойчивые практики, чтобы соответствовать общественным ожиданиям.

Помимо перечисленных выше факторов на организационную культуру также могут влиять международные факторы, географические факторы (например, наличие природных ресурсов), а также глобальные тенденции (например, урбанизация и старение населения). Организациям необходимо глубоко понимать внешнюю среду и учитывать ее влияние на свою деятельность и культуру.

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что организационная культура не только формирует внутреннюю атмосферу и взаимоотношения в коллективе, но и влияет на внешнее восприятие любой организации. Положительный имидж и профессионализм сотрудников, поддерживаемые культурой организации, способствуют укреплению доверия со стороны общества.

Список источников

1. Гореная Д.А., Карпенко Н.В. Совершенствование организационной культуры таможенных органов // Культура. Наука. Образование. 2024. № 1. С. 120-125.

2. Князева В.А., Приходько И.А. Современные технологии совершенствования организационной культуры компании // Менеджмент в современном бизнесе: искусство управления: Матер. XX Междунар. науч.-практ. конф. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, ОГУ им. И.С. Тургенева. Орел, 2023. С. 79-85.

3. Колосов В.А. Организационная культура: Учеб. пособие для вузов. М.: Юрайт, 2023. 343 с.

References

1. Gorenaya D.A., Karpenko N. V. Improving the organizational culture of customs authorities / / Culture. The science. Education. 2024. № 1. Pp. 120-125.

2. Knyazeva V.A., Prikhodko I.A. Modern technologies for improving the organizational culture of a company // Management in modern business: the art of management: Materials of the XX International Scientific and Practical Conference Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, OSU named after I.S. Turgenev. Orel, 2023. Pp. 79-85.

3. Kolosov V.A. Organizational culture: Textbook for universities. M.: Yurayt Publishing House, 2023. 343 p.

Информация об авторе

Карпенко Н.В. — кандидат педагогических наук

Статья поступила в редакцию 09.05.2024; одобрена после рецензирования 08.06.2024; принята к публикации 14.06.2024.

Information about the author

Karpenko N.V. — candidate of pedagogical sciences

The article was submitted 09.05.2024; approved after reviewing 08.06.2024; accepted for publication 14.06.2024.

LAW & LEGISLATION • 07-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.