Научная статья на тему 'Цифровые платформы как система организационных договоров в частноправовых отношениях'

Цифровые платформы как система организационных договоров в частноправовых отношениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
цифровая платформа / организационные договоры / правовое регулирование / digital platform / organizational agreements / legal regulation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андрей Владиславович Епифанцев

В статье рассматривается регулирующее воздействие цифровых платформ на общественные отношения. По итогам рассмотрения различных представленных в литературе определений делается вывод о том, что основной целью их создания является обеспечение алгоритмизации поведения субъектов гражданского права. При этом цифровые платформы представляют собой совокупность взаимосвязанных договоров, определяющих порядок взаимодействия различных субъектов при вступлении в договорные отношения. Данные договоры не относятся к категории простого товарищества. В рассматриваемом случае имеет место присоединение к правилам, по которым взаимодействует определенная группа лиц. Проведенный анализ позволяет сделать вывод об организационном характере исследуемых соглашений, которые следует включить в предмет регулирования гражданским правом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Андрей Владиславович Епифанцев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital platforms as a system of organizational agreements in private legal relations

The article discusses the regulatory impact of digital platforms on public relations. Based on the results of consideration of the various definitions presented in the literature, it is concluded that the main purpose of their creation is to ensure the algorithmization of the behavior of subjects of civil law. At the same time, digital platforms are a set of interrelated agreements that determine the procedure for the interaction of various entities when entering into contractual relations. These contracts do not fall into the category of a simple partnership. In the case under consideration, there is an adherence to the rules according, to which a certain group of persons interacts. The analysis carried out allows us to draw a conclusion about the organizational nature of the agreements under study, which should be included in the subject of civil law regulation.

Текст научной работы на тему «Цифровые платформы как система организационных договоров в частноправовых отношениях»

Закон и право. 2024. № 7. С. 108-112. Law and legislation. 2024;(7):108-112.

Научная статья УДК 347

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-7-108-112 EDN: https://elibrary.ru/FSQCBX

NIION: 1997-0063-7/24-367 MOSURED: 77/27-001-2024-7-567

Цифровые платформы как система организационных договоров в частноправовых отношениях

Андрей Владиславович Епифанцев

Новосибирский государственный технический университет,

Новосибирск, Россия, epiphancev@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается регулирующее воздействие цифровых платформ на общественные отношения. По итогам рассмотрения различных представленных в литературе определений делается вывод о том, что основной целью их создания является обеспечение алгоритмизации поведения субъектов гражданского права. При этом цифровые платформы представляют собой совокупность взаимосвязанных договоров, определяющих порядок взаимодействия различных субъектов при вступлении в договорные отношения. Данные договоры не относятся к категории простого товарищества. В рассматриваемом случае имеет место присоединение к правилам, по которым взаимодействует определенная группа лиц. Проведенный анализ позволяет сделать вывод об организационном характере исследуемых соглашений, которые следует включить в предмет регулирования гражданским правом.

Ключевые слова: цифровая платформа, организационные договоры, правовое регулирование.

Для цитирования: Епифанцев А.В. Цифровые платформы как система организационных договоров в частноправовых отношениях // Закон и право. 2024. № 7. С. 108—112. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-7-108-112 EDN: https://elibrary.ru/FSQCBX

Original article

Digital platforms as a system of organizational agreements in private legal relations

Andrey V. Epifantsev

Novosibirsk State Technical University, Novosibirsk,

Russia, epiphancev@mail.ru

Abstract. The article discusses the regulatory impact of digital platforms on public relations. Based on the results of consideration of the various definitions presented in the literature, it is concluded that the main purpose of their creation is to ensure the algorithmization of the behavior of subjects of civil law. At the same time, digital platforms are a set of interrelated agreements that determine the procedure for the interaction of various entities when entering into contractual relations. These contracts do not fall into the category of a simple partnership. In the case under consideration, there is an adherence to the rules according, to which a certain group of persons interacts. The analysis carried out allows us to draw a conclusion about the organizational nature of the agreements under study, which should be included in the subject of civil law regulation.

Keywords: digital platform, organizational agreements, legal regulation.

For citation: Epifantsev A.V. Digital platforms as a system of organizational agreements in private legal relations // Law and legislation. 2024;(7):108—112. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-7-108-112 EDN: https://elibrary.ru/FSQCBX

© Епифанцев А.В. М., 2024.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2024

Понятие «цифровая платформа» является распространенным. На сегодняшний день его легальное определение содержится в Решении Высшего Евразийского экономического совета от 11 октября 2017 г. № 12 «Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года» и формулируется как «система средств, поддерживающая использование цифровых процессов, ресурсов и сервисов значительным количеством субъектов цифровой экосистемы и обеспечивающая возможность их бесшовного взаимодействия» [4].

В законодательстве Российской Федерации, принятом национальными государственными органами, значение рассматриваемого термина не раскрывается. Очевидно, в том числе, и поэтому в правовой литературе представлено значительное количество подходов к его пониманию. В качестве обобщающей работы, включающей предлагаемые на настоящий момент определения, можно отметить статью «Цифровая платформа как информационно -экономическая структура» [11].

Анализ списка литературы, использованного нами, позволяет сделать вывод о том, что рассматриваемое явление широко распространено, его активно изучают, о нем пишут, но при этом требуются дальнейшие исследования и описания.

При подготовке настоящей статьи из всего массива литературы, относящейся к обсуждаемому вопросу, использованы материалы Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (ВШЭ), Некоммерческой организации «Фонд развития центра разработки и коммерциализации новых технологий» (Фонд «Сколково»), Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХиГС), Автономной некоммерческой организации «Цифровая экономика» (АНО «Цифровая экономика), Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития РФ), Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минцифры РФ), отдельные публикации, агрегирующие различные точки зрения по проблеме, а также соответствующие нормативные акты.

В качестве примера собрания интернет-ре -сурсов, которые могут представлять интерес,

можно привести «Системати» (обзор статей относительно цифровых платформ) [15].

Используя герменевтический подход для определения сущности понятия, его разделили на две составляющие: «платформа» и «цифровой». Термин «платформа» имеет множественное значение и относительно давнюю историю [7]. В переносном смысле он применяется к однотипным политическим взглядам, а также к связанным технологическим решениям, действиям и т.п.

Относительно понятия «цифровой» следует отметить, что оно относительно новое, но прочно вошло в деловой оборот [1; 2; 3; 6]. Однако его нормативное определение в российском законодательстве отсутствует, а обыденное значение определяется как выраженный либо обозначенный в цифрах, иногда с уточнением, что речь идет о двоичной системе исчисления [7; 13]. В настоящее время идет переход от значения термина «цифровой» как прилагательного, обозначающего выраженность в цифрах, к значению, связанному с передачей информации с использованием двоичного кода [5].

Далее необходимо отметить, что само сочетание «цифровая платформа» рассматривается по-разному, в том числе и как разновидность «экосистемы» и как «маркет-плэйс» [8; 14; 12]. Существуют работы, направленные на определение критериев, по которым можно будет выделять «цифровую платформу» из состава других явлений информационного мира [12]. В итоге отмечают три типа цифровых платформ: инструментальные цифровые платформы, инфраструктурные цифровые платформы и прикладные цифровые платформы.

Первые ориентированы на обеспечение технологического процесса обработки информации.

Вторые — на создание удобств в использовании инфраструктуры. Например, за счет решений по автоматизации процессов взаимодействия субъектов между собой.

Третий тип, по сути, является бизнес-моделью, основанной на алгоритмизированном с использованием цифровых технологий порядком взаимодействия различных субъектов.

При выявлении сути рассматриваемого явления следует согласиться с мнением отдельных авторов, что цифровые платформы используются прежде всего для организации взаимодействия пользователей платформенных сервисов [11]. Таким образом, они выступают регулятором отношений между лицами, использующими возможности цифровой платформы. При этом воз-

LAW & LEGISLATION • 07-2024

можно выделить три области такого регулирования: эксплуатационно-техническую, нормативную, а также организационную, в части конкретных отношений между лицами, использующими информационные ресурсы информационных систем, представляющие собой взаимные субъективные права и обязанности.

Алгоритмизация, т.е. установление порядка действий пользователей цифровых платформ, содержится в качестве определяющего признака в большинстве изученных определений. Причем на практике устанавливается не только алгоритм поведения, т.е. последовательность, но и форма совершаемых действий (например, предлагается заполнить уже подготовленные бланки), а порой и содержание (например, предлагается выбрать один вариант действий из заранее предложенных).

Оператор цифровой платформы определяет правила взаимодействия с ним и пользователями платформы между собой. Например, порядок обращения за информацией, формы заявки, состав сведений и т.п. Таким образом, вполне очевидно, что взаимодействие значительных групп субъектов с использованием цифровой платформы определяется ее правилами, т.е. она становится регулятором.

Что касается рассмотрения цифровых платформ с точки зрения организационной сферы, то, используя подход О.А. Красавчикова в качестве базового и С.Ю. Морозова в качестве агрегированного, в части организационных отношений, возможно выделить в них две составляющие: создание предпосылок возникновения, развития, реализации имущественных отношений и собственно возникновение конкретного правоотношения [9; 10].

Договоры, заключаемые с оператором информационной системы (долгосрочные или разовые) относительно доступа к информационным ресурсам платформы, обеспечивают взаимодействие на первом этапе. Данные договоры направлены на достижение согласия в части организации взаимодействия, а не на совершение конкретных действий с использованием информации, находящейся в информационной системе. Однако без первого невозможно второе, поэтому они и должны рассматриваться в качестве предпосылочных организационных договоров. Например, по типу договоров об организации перевозок, заключаемых в транспортной сфере.

Следует отметить, что О.А. Красавчиков предлагал включать в предмет гражданского пра-

ва организационные отношения. Несмотря на то что указанная точка зрения высказывалась и обосновывалась в условиях иной социально-экономической системы, представляется, что сама ее суть приобретает еще большую значимость в современных условиях. Построение «экосистем», использование «маркет-плэйсов», внедрение «смарт-контрактов» и т.п. являются ничем иным, как попыткой сорганизовать отношения между различными субъектами для создания возможности впоследствии вступать в гражданско-правовые отношения с использованием цифровых технологий.

В аспекте второго этапа представляется, что с точки зрения конкретных отношений между лицами, использующими информационные ресурсы информационных систем, цифровая платформа является способом фиксации юридических фактов с использованием электронных средств.

Подводя итог, отметим следующее.

В настоящее время предлагается множество определений такого явления, как «цифровая платформа», и нет устоявшегося, которое могло бы лечь в основу нормативного закрепления. Поэтому следует согласиться с позицией о преждевременности его легальной фиксации. Однако это не исключает необходимости в дальнейшем изучении указанного явления.

Цифровые платформы выполняют различные функции. Вместе с тем в качестве основной следует выделить регулятивную, направленную на организацию отношений между лицами, ее использующими.

Возможно выделить три области реализации данной функции: эксплуатационно-техническую, нормативную и организационную, состоящую из двух этапов (создание предпосылок отношений в общем и собственно возникновение конкретных правоотношений).

Таким образом, цифровые платформы имеют тройственную природу и могут рассматриваться как:

1. Самостоятельный объект права, представляющий собой совокупность вещей и отношений. По аналогии с предприятием.

2. Самостоятельный способ социального регулирования. При этом устанавливаемые правила не могут быть отнесены ни к одной разновидности социальных норм, выделяемых правовой доктриной. Представляется, что в рассматриваемом случае возникает такое явление, как частно-публичное регулирование с установ-

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2024

лением частно-публичной разновидности социальных норм.

3. Самостоятельный способ совершения сделок в электронной форме.

Список источников

1. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // URL: https://docs.cntd.ru/ document/557309575 (Дата обращения: 05.05.2023)

2. Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // URL: http: // publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001202007210012 (Дата обращения: 05.03.2023)

3. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» // URL: https : //digital.gov.ru/ru/ activity/directions/858/ (Дата обращения: 05.05.2023)

4. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.10.2017 № 12 «Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года» // URL: https://docs.cntd.ru/document/ 555625953 (Дата обращения: 04.05.2023)

5. Бегишев И.Р. Семантическии анализ термина «цифровая безопасность» // Юрислингви-стика. 2021. № 20. С. 24—38. doi: https://doi.org/ 10.14258/leglin(2021)2005 (Дата обращения: 15.05.2024)

6. Информационная справка Минэкономразвития РФ о статусе исполнения федерального проекта «Нормативное регулирование цифро-вои среды» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (по сост. на 19.08.2022) // URL: https://www.economy. gov.ru/material/file/562959b540a768428a 3b8d8aa0237f65/spravka_po_fp_nrcs.pdf (Дата обращения: 12.05.2023)

7. Картаслов.ру // URL:(https://kartaslov.ru/ значение-слова/платформа (Дата обращения: 15.05.2024)

8. Концепция общего регулирования деятельности групп компаний, развивающих различные цифровые сервисы на базе одной «экосистемы», цифровая платформа рассматривается как бизнес-модель обмена товаром между потребителем и поставщиком // URL: https:// www.economy.gov.ru/material/file/cb29a7d082 90120645a871be41599850/koncepciya_21052021. pdf (Дата обращения: 21.05.2023)

9. Красавчиков О.А. Гражданские организационно-правовые отношения // Сов. гос-во и право. 1996. № 10.

10. Морозов С.Ю. Система транспортных организационных договоров // URL: https:// www.dissercat.com/content/sistema-transportnykh-organizatsionnykh-dogovorov (Дата обращения: 22.05.2024)

11. Ниязова Ю.М., Гарин А.В., Злыднев М.И. Цифровая платформа как информационно-экономическая структура // Компетентность / Competency (Russia). 2021. № 1. DOI: 10.24411/ 1993-8780-2021-10105

12. Подходы к определению и типизации цифровых платформ // URL: https://files.data-economy.ru/digital_platforms_project.pdf (Дата обращения: 20.05.2023)

13. Толковые онлайн — словари русского языка // URL: https ://lexicography. online/ explanatory/ц/цифровой (Дата обращения: 15.05.2023)

14. Цифровые платформы // URL: https:// hsbi.hse.ru/articles/tsifrovye-platformy/ (Дата обращения: 20.05.2024)

15. Цифровые платформы: обзор статей (Информационный ресурс Системати) // URL: http:// systematy.ru/articles/tsifrovyie_platformyi_obzor_ statey (Дата обращения: 20.05.2023)

16. Цифровые проекты и платформы // https:// strategy.cdto.ranepa.ru/6-2-cifrovye-proekty-i-platformy (Дата обращения: 20.05.2024)

References

1. Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018 № 204 «On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024» // URL: https://docs.cntd.ru/document/557309575 (Accessed: 05.05.2023)

2. Decree of the President of the Russian Federation dated July 21, 2020 № 474 «On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030» // URL: http://publi-cation.pravo.gov.ru/Document/View/00012020072 10012 (Accessed: 03.05.2023)

3. National program «Digital Economy of the Russian Federation» // URL: https://digital.gov.ru/ ru/activity/directions/858/ (Accessed: 05.05.2023)

4. Decision of the Supreme Eurasian Economic Council dated October 11, 2017 № 12 «On the Main Directions for Implementing the Digital Agenda of the Eurasian Economic Union until 2025» // URL:

LAW & LEGISLATION • 07-2024

https://docs.cntd.ru/document/555625953 (Accessed: 04.05. 2023)

5. Begishev I.R. Semantic analysis of the term «digital security» // Jurislinguistics. 2021. № 20. Pp. 24-38 doi: https://doi.org/10.14258/leglin(2021) 2005 (Accessed: 15.05.2024)

6. Information certificate of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation on the status of implementation of the federal project «Regulatory regulation of the digital environment» of the national program «Digital Economy of the Russian Federation» (as of August 19, 2022) // URL: https://www.economy.gov.ru /material/file/ 562959b540a768428a3b8d8aa0237f65/spravka_po_ fp_nrcs.pdf (Accessed: 12.05.2023)

7. Kartaslov.ru // URL: (https://kartaslov.ru/ word meaning/platform (Accessed: 15.05.2024)

8. The concept of general regulation ofthe activities of groups of companies developing various digital services based on one «ecosystem; a digital platform is considered as a business model for the exchange of goods between a consumer and a supplier // URL: https:// www.economy.gov.ru/material/ file/cb29a7d082 90120645a871be41599850/koncepciya_21052021. pdf (Accessed: 21.05.2023)

9. Krasavchikov O.A. Civil organizational and legal relations // Soviet state and law. 1996. № 10.

10. Morozov S. Yu. System of transport organizational agreements // URL: https://www. dissercat.com/content/sistema-transportnykh-organizatsionnykh-dogovorov (Accessed: 22.05.2024)

11. Niyazova Yu.M, Garin A.V., Zlydnev M.I. Digital platform as an information and economic structure // Competence / Competency (Russia). 2021. № 1. DOI: 10.24411/1993-8780-2021-10105

12. Approaches to defining and typing digital platforms // URL: https://files.data-economy.ru/ digital_platforms_project.pdf (Accessed: 20.05.2023)

13. Explanatory online dictionaries of the Russian language // URL: https ://lexicography. online/ explanatory/ts/digital (Accessed: 15.05.2023)

14. Digital platforms // URL: https://hsbi.hse.ru/ articles/tsifrovye-platformy/ (Accessed: 20.05.2024)

15. Digital platforms: review of articles (Sistematy Information Resource) // URL: http://systematy.ru/ articles/tsifrovyie_platformyi_obzor_statey (Accessed: 20.05.2023)

16. Digital projects and platforms // https:// strategy.cdto.ranepa.ru/6-2-cifrovye-proekty-i-platformy (Accessed: 20.05.2024)

Информация об авторе

Епифанцев А. В. — кандидат юридических наук, доцент кафедры «Правоведение»

Статья поступила в редакцию 09.05.2024; одобрена после рецензирования 08.06.2024; принята к публикации 14.06.2024.

Information about the author

Epifantsev A.V. — candidate of legal sciences, associate professor of the department of jurisprudence

The article was submitted 09.05.2024; approved after reviewing 08.06.2024; accepted for publication 14.06.2024.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.