Научная статья на тему 'Актуальные вопросы формирования коммуникативной компетентности сотрудников полиции в современных условиях'

Актуальные вопросы формирования коммуникативной компетентности сотрудников полиции в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
полиция / коммуникативная компетентность / оперативно-служебная деятельность / профессиональная подготовка / профессиональное общение / тренинговые технологии / police / communicative competence / operational and service activities / professional training / professional communication / training technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александр Павлович Шувалов, Сергей Анатольевич Гречаный, Анна Валерьевна Фасхутдинова

В статье актуализируются проблемные вопросы формирования коммуникативной компетентности сотрудников полиции в современных условиях. Коммуникативная компетентность рассматривается авторами как неотъемлемая часть профессиональной подготовки и служебной деятельности правоохранителя, которая характеризует его уровень профессионализма и нуждается в грамотном формировании, развитии и поддержании на протяжении всего периода службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Александр Павлович Шувалов, Сергей Анатольевич Гречаный, Анна Валерьевна Фасхутдинова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical issues of the formation of the communicative competence of police officers in modern conditions

The article actualizes the problematic issues of the formation of the communicative competence of police officers in modern conditions. Communicative competence is considered by the authors as an integral part of the professional training and official activity of a law enforcement officer, which characterizes his level of professionalism and needs competent formation, development and maintenance throughout the entire period of service.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы формирования коммуникативной компетентности сотрудников полиции в современных условиях»

Закон и право. 2024. № 7. С. 230-234. Law and legislation. 2024;(7):230-234.

Научная статья УДК 34.08

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-7-230-234 EDN: https://elibrary.ru/YVSMNK

NIION: 1997-0063-7/24-393 MOSURED: 77/27-001-2024-7-593

Актуальные вопросы формирования коммуникативной компетентности сотрудников полиции в современных условиях

Александр Павлович Шувалов1, Сергей Анатольевич Гречаный2, Анна Валерьевна Фасхутдинова3

1 Волгодонский филиал Ростовского юридического института МВД России, Волгодонск, Россия

2 Воронежский институт МВД России, Воронеж, Россия

3 Уфимский юридический институт МВД России, Уфа, Россия

1 a.shuvalov72@mail.ru

2 Grechan7777@mail.ru

3 coblenoppn@mail.ru

Аннотация. В статье актуализируются проблемные вопросы формирования коммуникативной компетентности сотрудников полиции в современных условиях. Коммуникативная компетентность рассматривается авторами как неотъемлемая часть профессиональной подготовки и служебной деятельности правоохранителя, которая характеризует его уровень профессионализма и нуждается в грамотном формировании, развитии и поддержании на протяжении всего периода службы.

Ключевые слова: полиция, коммуникативная компетентность, оперативно-служебная деятельность, профессиональная подготовка, профессиональное общение, тренинговые технологии.

Для цитирования: Шувалов А.П., Гречаный С.А., Фасхутдинова А.В. Актуальные вопросы формирования коммуникативной компетентности сотрудников полиции в современных условиях // Закон и право. 2024. № 7. С. 230—234. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-7-230-234 EDN: https://elibrary.ru/YVSMNK

Original article

Topical issues of the formation of the communicative competence of police officers in modern conditions

Alexander P. Shuvalov1, Sergey A. Grechany2, Anna V. Faskhutdinova3

1 Volgodonsk Branch of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal

Affairs of Russia, Volgodonsk, Russia

2 Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Voronezh, Russia

3 Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Ufa, Russia

1 a.shuvalov72@mail.ru

2 Grechan7777@mail.ru

3 coblenoppn@mail.ru

Abstract. The article actualizes the problematic issues of the formation of the communicative competence of police officers in modern conditions. Communicative competence is considered by the authors as an integral part of the professional training and official activity of a law enforcement officer, which characterizes his level of professionalism and needs competent formation, development and maintenance throughout the entire period of service

Keywords: police, communicative competence, operational and service activities, professional training, professional communication, training technologies.

For citation: Shuvalov A.P., Grechany S.A., Faskhutdinova A.V. Topical issues of the formation of the communicative competence of police officers in modern conditions // Law and legislation. 2024;(7):230—234. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-7-230-234 EDN: https://elibrary.ru/YVSMNK

© Шувалов А.П., Гречаный С.А., Фасхутдинова А.В. М., 2024.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2024

Профессиональная деятельность сотрудника полиции постоянно связана с необходимостью обмена информацией для координации своих действий, управления деятельностью своих подчиненных и взаимодействия с гражданами при исполнении возложенных на него служебных обязанностей. Центральное место в деятельности сотрудника полиции занимает работа с людьми.

Успешность деятельности правоохранителя зависит от многих факторов, одним из которых является умение грамотно и профессионально общаться с окружающими. В ходе своей оперативно-служебной деятельности сотрудники полиции должны уметь исключительно в рамках Закона максимально эффективно воздействовать на правонарушителя, пресекать и предупреждать преступления, взаимодействовать с гражданами, представителями различных организаций, общественных объединений и иных институтов гражданского общества.

При этом сотрудник полиции должен вызывать у граждан чувство доверия, привязанности, уметь быстро устанавливать контакт с новыми людьми, отстаивать свою точку зрения и уметь убеждать людей.

С учетом вышеизложенного круг вопросов, связанных с профессиональной коммуникацией сотрудников полиции, является актуальным, а эффективное исполнение служебных обязанностей невозможно без развитой коммуникативной компетентности. «Профессиональная компетентность определяется, прежде всего, как качественная характеристика степени овладения правоохранителем своими профессиональными обязанностями» [3, с. 257].

Развитию коммуникативной компетентности в отечественной науке уделяли внимание такие ученые, как Э.Ч. Азаев, А.П Асмолов,

A. А. Бодалев, Ю.Н. Емельянов, Ю.М. Жуков, О.И. Муравьева, Л.А. Петровская, С.В. Пе-трушин, П. В. Растянников, Е.В. Руденский, Т.Н. Щербакова, Н.В. Яковлева и др. Общение они рассматривают как способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, основанную на определенной совокупности знаний, умений и навыков.

Изучением профессионального общения сотрудников полиции занимались В.Ф. Родин,

B.А. Балашова, И.И. Аминов, О.Н. Юрьева, О.П. Кондаурова и др. В своих работах они раскрывают особенности общения с населением при решении служебных задач, общение с потерпевшими, правонарушителями, свидетелями.

Несмотря на достаточную разработанность темы профессионального общения сотрудников полиции, некоторые аспекты, на наш взгляд, освещены недостаточно, в особенности с точки зрения комплексного и междисциплинарного подходов, а также с учетом последних изменений во всех сферах жизни общества.

Под общением обычно понимаются разнообразные контакты между людьми, обусловленные потребностями той или иной совместной деятельности. Особенность общения состоит в его неразрывной связи с деятельностью. Деятельность же является основной средой и необходимым условием возникновения и развития контактов между людьми, передачи необходимой информации, взаимопонимания и согласования действий. Содержательную сторону общения всегда составляет информация, обусловленная потребностями взаимодействия людей.

Деятельность любого человека проходит всегда во взаимодействии с другими людьми и не может не учитывать их интересы и возможности, которые либо могут способствовать осуществлению его намерений, либо стать препятствием на пути к достижению цели. Коммуникативное взаимодействие людей происходит в процес -се речевого общения преимущественно в вербальной (словесной) форме. Его особенность заключается в том, что оно по форме и по содержанию направлено на другого человека, включено в коммуникативный процесс, является фактом коммуникации. Речь также является средством эмоционального воздействия, которое стимулирует или тормозит действие определенного участника коммуникации.

Эмоционально-положительное влияние (поощрение) и эмоционально-негативное влияние (наказание) регулируют совместные действия партнеров. Это способствует лучшему пониманию ситуативных целей, что улучшает эффективность групповой деятельности. Без применения коммуникативных категорий «одобрение» и «неодобрение» невозможна никакая координация совместной деятельности.

Акт вербального общения — это диалог, состоящий из говорения и слушания. Обычный человек в процессе диалога чаще всего хочет удостовериться, понял ли его собеседник, вопрос же о том, понял ли он оппонента, как правило, уходит на второй план. Эта позиция деформирует процесс общения и потому не подходит для про -фессионального общения сотрудника полиции с гражданами.

ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 07-2024

Таким образом, вопросы коммуникативной компетентности сотрудников полиции с учетом специфики их деятельности, особенностей профессионального общения с различными категориями граждан при исполнении служебных обязанностей требуют определения, детального рассмотрения и дальнейшего изучения.

Деятельность сотрудников полиции базируется на профессиональном общении, в процессе которого раскрывается сущность человека, достигается взаимопонимание, завязываются отношения сотрудничества при решении поставленных задач. Эффективные коммуникативные навыки позволяют прогнозировать поведение другого человека в определенных обстоятельствах, что может быть полезным для сотрудников полиции при исполнении ими своих служебных обязанностей.

Общеизвестно, что сотрудники полиции в процессе своей деятельности, пожалуй, более представителей других профессий взаимодействуют с различными категориями граждан, что требует развития их коммуникативной компетентно -сти уже на этапе профессиональной подготовки. Поэтому «важным направлением является разработка целевых специализированных программ и планов, в том числе внедрение в учебный процесс образовательных организаций МВД России и других силовых структур спецдисциплин по актуализированной тематике» [1, с. 56].

Поскольку при несении службы возникает объективная необходимость психологически, тактически и технически правильного общения сотрудника полиции с различными категориями граждан, а также с коллегами, прежде всего, необходимо понять, что означает термин «общение».

Под общением обычно понимаются взаимные отношения, деловая или дружеская связь. Соответственно, тактика — это приемы, способы достижения определенной цели, или линия поведения субъекта в процессе достижения цели. Тактически и юридически правильные действия сотрудников полиции формируют у граждан убеждение в справедливости и законности действий правоохранителей.

Сотрудник полиции не имеет права действовать неформально и позволять личным чувствам (предубеждению, враждебности, страху и т.д.) влиять на свои решения. Оставаясь непримиримым к нарушению законности, он должен способствовать ее соблюдению и укреплению, соблюдая вежливое и беспристрастное отношение к гражданам, используя предусмотренные Зако-

ном меры принуждения в случаях невозможности применения несиловых способов.

Актуальность указанной проблемы заключается в том, что правильная стратегия поведения сотрудников полиции в современных условиях обусловлена знаниями и умениями профессионального общения с правонарушителями, которые нередко не желают выполнять законные требования правоохранителей. Подготовка сотрудников полиции к профессиональной коммуникации в образовательных организациях МВД России должна быть направлена на моделирование взаимодействия с правонарушителями и гражданами, установление контакта и разрешение конфликтных ситуаций, обучение приемам самоконтроля, саморегуляции и др.

Одним из эффективных способов развития коммуникативной компетентности у сотрудников полиции является социально-психологический тренинг. Посредством тренинговых технологий сотрудники полиции учатся моделировать ситуацию, развивают необходимые умения и навыки по формированию и развитию коммуникативной компетентности. Для этих целей применяются определенные коммуникативные техники по овладению темпом речи, интонацией, паузами, навыками активного слушания.

Развитие коммуникативной компетентности заключается в выработке необходимых умений и навыков профессионального общения в различных ситуациях, возникающих в процессе служебной деятельности. Для удачного тренинга коммуникативных умений используют обучающие семинары, групповые дискуссии, деловые игры и др. Рассмотрим их более подробно.

■ Групповое обсуждение (диалог) является базовым методом для усвоения навыков общения. Он предоставляет возможность донести свою позицию и понять другую, обменяться информацией, рассмотреть проблему с разных сторон. Этот метод позволяет участникам импровизировать, выходить за рамками предложенного и выбрать определенное поведение.

■ Метод ролевой игры помогает участникам преодолевать интерпретационные ограничения, которые могут появиться из-за уже имеющихся теоретических знаний, жизненного опыта и стереотипного поведения. Этот метод позволяет усвоить навыки использования различных социальных и профессиональных ролей.

Необходимо отметить, что развитие коммуникативной компетентности эффективнее про-

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2024

водить в комплексе, позволяющем достигать и иные цели, так как процесс профессионального взаимодействия сотрудника полиции в ходе несения службы является достаточно сложным и многокомпонентным. В частности, было бы полезным включать в профессиональный тренинг упражнения на внимание, наблюдательность, снятие мышечного напряжения, развитие невербального общения и т.п.

Очень важно, чтобы в процессе профессионального тренинга участник получал не только теоретическое знание, но и новый практический личностный опыт. В числе основных целей подобных тренингов — выявление, определение и исследование тех явлений, которые являются субъективно важными для его участников.

Совершенствование коммуникативной компетентности сотрудников полиции возможно только с применением новейших тренинговых технологий, деловых игр и занятий, имеющих практическую направленность. Важным моментом в формировании коммуникативных умений является проигрывание в собственных мыслях своего поведения и действий в определенных ситуациях. Основной целью такого обучения является приобретение необходимого опыта быть компетентным во время общения, достигать цели общения, убеждать, эффективно противодействовать давлению и манипуляциям.

Требования, предъявляемые на сегодняшний день к сотрудникам полиции, обусловлены потребностями современного российского общества и предусматривают не только основательную профессиональную подготовку правоохранителей, но и всестороннее развитие личности, которое невозможно без постоянного стремления к самосовершенствованию и самореализации в профессии.

Развитые коммуникативные навыки у сотрудников полиции являются залогом эффективной профессиональной деятельности, которая фактически полностью построена на общении правоохранителей с различными слоями и группами населения в разнообразных жизненных ситуациях. Именно поэтому особое внимание уделяется качеству профессиональной подготовки полицейских во время первоначального обучения в образовательных организациях МВД России. В ходе дальнейшего прохождения службы необходимые компетенции должны развиваться в рамках занятий по профессиональной служебной и физической подготовке в территориальных органах, а также во время повышения квалификации. «Характер учебно-познаватель-

ных проблем и задач, решаемых в ходе профессиональной подготовки сотрудников полиции, требует их комплексного изучения и ступенчатого формирования специальных знаний и практических навыков в условиях значительных физических и психических нагрузок» [2].

Современные концепции обучения эффективной коммуникации сотрудников полиции предусматривают:

■ формирование нового, соответствующего требованиям современности, всесторонне развитого, положительно направленного на успешную профессиональную деятельность типа личности сотрудника полиции;

■ обучение сотрудников полиции преодолевать негативные чувства, неуверенность, стресс при общении с гражданами, уверенно ориентироваться в любых ситуациях межличностного взаимодействия;

■ эффективное разрешение разнообразных конфликтных ситуаций, применение оптимальных стратегий поведения, обучение основам конфликтологии и психологии общения;

■ постоянное повышение общеобразовательного уровня сотрудника полиции, а также основных профессиональных знаний, влияющих на его коммуникативную компетентность;

■ расширение коммуникативной сферы и поля взаимодействия, повышение коммуникативного потенциала;

■ обучение приемам визуальной диагностики собеседника, в частности, правонарушителя, в том числе и потенциального, с учетом данных, полученных в результате анализа невербальных средств коммуникации (мимика, жесты и т.д.);

■ обучение умению распознавать собственные стереотипные представления о собеседниках, коммуникативные барьеры и негативные установки, которые уже сформировались, а также приемам их избегания и преодоления.

Таким образом, коммуникативная компетентность неотделима от профессиональной деятельности сотрудника полиции, поэтому ее формирование и развитие должны быть последовательными и проводиться на системной основе в рамках профессиональной подготовки и путем самосовершенствования.

Список источников

1. Тактические особенности противодействия современным формам организованной

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 07-2024

преступности: Практические рекомендации / Д.Н. Тишкин, А. П. Шувалов, Д. В. Гладков, Н.С. Урманова. Ростов-на-Дону: Ростовский юрид. ин-т МВД России, 2022. 64 с.

2. Шувалов А.П. Актуальные вопросы тактико-специальной подготовки сотрудников полиции для несения службы в особых условиях / А.П. Шувалов, Е.М. Абросимова // Закон и право. 2023. № 3. С. 253—256.

3. Шувалов А.П. Актуальные вопросы формирования психологической компетентности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации в современных условиях / А.П. Шувалов, А.В. Сидоров, А.В. Фасхутдинова // Закон и право. 2024. № 4. С. 255—260.

References

1. Tactical features of countering modern forms of organized crime: Practical recommendations / D.N. Tishkin, A.P. Shuvalov, D.V. Gladkov,N.S. Urma-nova. Rostov-on-Don: Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2022. 64 p.

2. Shuvalov A.P. Actual issues of tactical and special training of police officers for service in special conditions / A.P. Shuvalov, E.M. Abrosimova // Law and legislation. 2023. №. 3. Pp. 253—256.

3. Shuvalov A.P. Topical issues of the formation of psychological competence of an employee of the internal affairs bodies of the Russian Federation in modern conditions / A.P. Shuvalov, A.V. Sidorov, A.V. Faskhutdinova // Law and legislation. 2024. № 4. Pp. 255—260.

Информация об авторах

Шувалов А.П. — старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки

Гречаный С. А. — кандидат технических наук, доцент, начальник кафедры радиотехнических систем и

комплексов охранного мониторинга

Фасхутдинова А.В. — старший преподаватель кафедры административно-правовых дисциплин

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 09.05.2024; одобрена после рецензирования 08.06.2024; принята к публикации 14.06.2024.

Information about the authors

Shuvalov A.Р. — senior lecturer of the department of tactical and special training

Grechany S.A. — candidate of technical sciences, associate professor, head of the department of radio engineering systems and security monitoring complexes

Faskhutdinova A.V. — senior lecturer of the department administrative and legal disciplines

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 09.05.2024; approved after reviewing 08.06.2024; accepted for publication 14.06.2024.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.