Научная статья на тему 'Актуальные вопросы формирования психологической компетентности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации в современных условиях '

Актуальные вопросы формирования психологической компетентности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Ключевые слова
органы внутренних дел / психологическая компетентность / служебная деятельность / профессиональная подготовка / экстремальные ситуации / тренинговые технологии / internal affairs bodies / psychological competence / official activity / professional training / extreme situations / training technologies

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Александр Павлович Шувалов, Александр Викторович Сидоров, Анна Валерьевна Фасхутдинова

В статье актуализируются проблемные вопросы формирования психологической компетентности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации в современных условиях. Психологическая компетентность рассматривается авторами не только как неотъемлемая часть, компонент, но и уровень профессионализма правоохранителя, который нуждается в грамотном формировании, развитии и поддержании на протяжении всего периода службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Александр Павлович Шувалов, Александр Викторович Сидоров, Анна Валерьевна Фасхутдинова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical issues of the formation of psychological competence of an employee of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in modern conditions

The article actualizes the problematic issues of the formation of psychological competence of an employee of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in modern conditions. Psychological competence is considered by the authors not only as an integral part, component, but also the level of professionalism of a law enforcement officer, which needs competent formation, development and maintenance throughout the entire period of service.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы формирования психологической компетентности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации в современных условиях »

Закон и право. 2024. № 4. С. 255-260. Law and legislation. 2024;(4):255-260.

Научная статья УДК 34.08

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-4-255-260 EDN: https://elibrary.ru/WSDURM

NIION: 1997-0063-4/24-230 MOSURED: 77/27-001-2024-3-430

Актуальные вопросы формирования психологической компетентности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации в современных условиях

Александр Павлович Шувалов1, Александр Викторович Сидоров2, Анна Валерьевна Фасхутдинова3

1 Волгодонский филиал Ростовского юридического института МВД России, Волгодонск, Россия

2 Воронежский институт МВД России, Воронеж, Россия

3 Уфимский юридический институт МВД России, Уфа, Россия

1 a.shuvalov72@mail.ru

2 fisherman.16.10.1980@gmail.com

3 coblenoppn@mail.ru

Аннотация. В статье актуализируются проблемные вопросы формирования психологической компетентности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации в современных условиях. Психологическая компетентность рассматривается авторами не только как неотъемлемая часть, компонент, но и уровень профессионализма правоохранителя, который нуждается в грамотном формировании, развитии и поддержании на протяжении всего периода службы.

Ключевые слова: органы внутренних дел, психологическая компетентность, служебная деятельность, профессиональная подготовка, экстремальные ситуации, тренинговые технологии.

Для цитирования: Шувалов А.П., Сидоров A.B., Фасхутдинова А.В. Актуальные вопросы формирования психологической компетентности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации в современных условиях // Закон и право. 2024. № 4. С. 255—260 https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-4-255-260 EDN: https://elibrary.ru/WSDURM

Original article

Topical issues of the formation of psychological competence of an employee of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in modern conditions

Alexander P. Shuvalov1, Alexander V. Sidorov2, Anna V. Faskhutdinova 3

1 Volgodonsk Branch of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Volgodonsk, Russia

2 Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Voronezh, Russia

3 Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Ufa, Russia

1 a.shuvalov72@mail.ru

2 fisherman.16.10.1980@gmail.com

3 coblenoppn@mail.ru

Abstract. The article actualizes the problematic Issues of the formation of psychological competence of an employee of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in modern conditions. Psychological competence is considered by the authors not only as an integral part, component, but also the level of profes-

© Шувалов А.П., Сидоров А.В., Фасхутдинова А.В. М., 2024. LAW & LEGISLATION • 04-2024

sionalism of a law enforcement officer, which needs competent formation, development and maintenance throughout the entire period of service

Keywords: internal affairs bodies, psychological competence, official activity, professional training, extreme situations, training technologies.

For citation: Shuvalov A.P., Sidorov A.V., Faskhutdinova A.V. Topical issues of the formation of psychological competence of an employee of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in modern conditions // Law and legislation. 2024;(4):255—260 (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-4-255-260 EDN: https://elibrary.ru/WSDURM

Темпы развития современного российского общества, рост профессионализма преступности и «проведение Россией Специальной военной операции (СВО) на территории Украины, а также территориях ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей, вошедших в результате всенародных референдумов в состав РФ, предъявило высокие требования к профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел (ОВД), выполняющих оперативно-служебные и служебно-боевые задачи в зоне вооруженного противостояния» [3, с. 253].

Все возрастающая сложность и динамичность социальной среды требует от правоохранительных органов надлежащего и быстрого реагирования на вызовы окружения с использованием самых современных подходов и методов. Служебная деятельность сотрудников ОВД протекает, как правило, в экстремальных условиях и сопровождается высокой психофизиологической напряженностью и необходимостью преодоления негативных эмоциональных состояний. В этих условиях эффективность деятельности во многом определяется способностью сотрудника правоохранительных органов адекватно реагировать на ситуации, возникающие при выполнении оперативно-служебных задач.

В связи с этим проблема формирования психологической компетентности у сотрудников ОВД для эффективных действий в различных ситуациях служебной деятельности требует научного осмысления и обоснования путей ее дальнейшего совершенствования, что и обусловливает актуальность этой проблемы.

Таким образом, организация профессиональной подготовки сотрудников полиции нуждается в существенном совершенствовании и модернизации не только потому, что их профессиональная деятельность имеет общественно направленный характер и необходимо учитывать любые изменения, происходящие в обществе и государстве, но и в первую очередь потому, что она часто связана с риском для жизни и здоровья.

Психологическое содержание профессиональной деятельности сотрудников ОВД является очень важным и требует системного изучения и учета при принятии целого комплекса решений, связанных с функционированием всей правоохранительной системы государства. От сотрудников полиции в настоящее время требуется наличие прикладных знаний не только по общей, но и возрастной, кризисной и даже медицинской психологии. Это создает основу для выделения психологической компетентности в качестве важной составляющей профессионализма сотрудника ОВД.

Профессионализм определяют как совокупность личностных качеств, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение профессиональной деятельности. Профессия правоохранителя, в отличие от других гуманитарных специальностей, имеет четкую нормативную регламентированность. Именно регламентированность противопоставляется творческой, спонтанной реализации личности как профессионала.

Кроме того, профессионализм понимается и как определенная степень мастерства, способность к компетентному выполнению функциональных обязанностей, решению профессиональных задач высокой степени сложности.

Таким образом, очевидно, что понятия «профессионализм» и «компетентность» тесно связаны друг с другом, но не идентичны. В науке компетентность рассматривается также и как компонент профессионализма, т.е. является более узким понятием. Наиболее распространенный взгляд заключается в том, что профессиональная компетентность является одним из уровней профессионализма и определяется как совокупность знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств, необходимых сотруднику для эффективного осуществления профессиональной деятельности.

В таком случае профессиональная компетентность — это не компонент, а актуальный уровень подготовки специалиста, который прояв-

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2024

ляется в результативном овладении профессией, что делает его деятельность эффективной. Профессиональная компетентность определяется, прежде всего, как качественная характеристика степени овладения правоохранителем своими профессиональными обязанностями. Компетентный правоохранитель должен осознавать собственную мотивацию относительно выбранной профессии, иметь адекватное представление о своей социальной роли, уметь дать оценку собственным личностным качествам в соответствии с правоохранительной деятельностью, а также соотносить результаты этих оценок с объективными требованиями профессиональной деятельности и, опираясь на эту оценку, строить собственное профессиональное становление.

Составляющей профессиональной компетентности любого специалиста является совокупность профессионально важных психологических качеств, однако для успешного осуществления профессиональных задач необходимо иметь также знания по практической психологии и, самое главное, — уметь применять их на практике.

Оперативно-служебная деятельность ОВД требует от сотрудников практического использования определенных психологических знаний, умений и навыков, которые должны обеспечить эффективное осуществление профессиональной деятельности, значительной составляющей которой является процесс коммуникации.

Таким образом, под психологической компетентностью понимается совокупность профессионально важных психологических качеств и социально-психологических знаний. Во время выполнения профессиональных обязанностей сотрудник ОВД решает ряд разноплановых задач. Психологический аспект содержат все виды профессиональной деятельности правоохранителя, особенно это касается взаимодействия с вышестоящими руководителями (начальниками), подчиненными, коллегами по службе, гражданами и правонарушителями.

Профессиональное становление, как правило, происходит в значительной степени во время практической профессиональной деятельности сотрудника, следовательно, актуальным будет являться вопрос о месте психологической компетентности в процессе профессионального становления сотрудника ОВД. Этап адаптации сотрудника в процессе профессионального становления строго индивидуален и зависит от многих факторов, которые, в свою очередь, вли-

яют на процесс формирования адекватного поведения лица в экстремальных ситуациях. К числу значимых факторов следует отнести:

■ оценку и понимание ситуации как опасной;

■ оценку степени значимости ситуации и отношения к ней, поскольку чем выше оценка значимости ситуации, тем более значима и сильнее реакция на нее;

■ мотивацию активности в ситуации, учитывая, что одни мотивы побуждают личность преодолевать любые трудности, а другие нет, и человек пасует перед препятствиями;

■ адекватность решений, поведения и действий, в которых выявляется мера подготовленности к успешной деятельности в опасной ситуации;

■ психическое состояние человека и способность к совладающему поведению.

По мнению ведущих российских исследователей, «молодой специалист, прошедший полный курс правильно поставленной профессионально-психологической подготовки, за 4 — 6 месяцев достигает уровня соответствующей грани мастерства, которая без этого стихийно, постепенно, путем проб и ошибок, на основе положительных и горьких уроков правоохранительной деятельности возникает у практика лишь через 8 — 10 лет» [1].

В ходе выполнения оперативно-служебных задач возможны ситуации, которые нарушают привычные алгоритмы их решения, что порождает у сотрудника рост психической напряженности и сказывается на эффективности деятельности вплоть до отказа от нее. Это может приводить к развитию таких состояний, как: синдром выученной беспомощности, синдром асоциальной перцепции, нарушения в коммуникативной сфере, потеря способности устанавливать эмоционально-близкие отношения с другим человеком, хронические психосоматические расстройства, синдром эмоционального выгорания, профессиональная маргинальность и др.

Помимо этого, у сотрудника в таких состояниях может повыситься риск неправомерного применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. «Исходя из своеобразия условий профессиональной деятельности сотрудников полиции существует риск возникновения экстремальных ситуаций не только на службе, но и в условиях, не связанных с решением оперативно-служебных задач (конфликты в семье, соседском окружении, со зна-

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 04-2024

комыми; провокационные действия лиц в общественном транспорте, местах массового отдыха граждан, в магазинах, в учреждениях). Кроме того, при контакте с правонарушителями возникают значительные затраты моральных и физических сил, повышенная психическая и эмоциональная нагрузка» [1, с. 581].

Все это требует разработки целостной системы формирования у сотрудников ОВД психологической готовности к активному противодействию опасности и угрозе жизни. Прежде всего, в этом нуждаются такие ведущие службы ОВД, как участковые уполномоченные полиции, уголовный розыск, патрульно-постовая служба полиции, охранно-конвойная служба, а также все специальные подразделения.

Программа профессионально -психологичес -кой подготовки сотрудников ОВД должна базироваться на основе новейших эффективных технологий психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности. Основной целью данной подготовки должно быть сохранение жизни и здоровья сотрудников полиции в любых ситуациях оперативно-служебной и слу-жебно-боевой деятельности. Для этого необходимо, по нашему мнению, прежде всего иметь четкую направленность на профилактику и коррекцию проявлений профессиональных деструк-ций путем переосмысления профессиональной роли и профессиональной мотивации.

Поскольку психологическая компетентность является составляющей профессиональной компетентности, то очевидно, что психологическая компетентность является составляющей профессионализма сотрудника ОВД, определенной степенью его профессионального роста. Психологическая компетентность формируется на основе актуальных психологических качеств правоохранителя в процессе получения психологических знаний и опыта их использования, а в сочетании с нормативно-правовой и служебно-прак-тической компетентностью образует профессиональную компетентность сотрудника ОВД.

Таким образом, психологическая компетентность является неотъемлемой составляющей профессиональной компетентности правоохранителя, которая, в свою очередь, является составляющей профессионализма. Характерно, что психологическая компетентность одновременно является условием формирования профессионализма и признаком его достижения. Происходит также и обратный процесс: вследствие распространения опыта и накопления зна-

ний происходит рост профессиональной и психологической компетентности сотрудника ОВД. С целью направленного развития психологической компетентности у сотрудников ОВД следует, по нашему мнению, разработать действую -щие модели профессиональной деятельности отдельных подразделений, установить шкалу и определить четкие критерии психологической компетентности правоохранителей.

Формирование и развитие профессионально важных компетенций в сфере служебной деятельности и личной безопасности сотрудников ОВД возможно осуществить на основе современных психотехнологий, среди которых важное место занимают методы, связанные с имитацией и моделированим практических ситуаций.

С целью повышения эффективности действий сотрудников ОВД в ситуациях повышенного риска и оптимизации повседневной служебной деятельности в целом такую работу целесообразно проводить уже на этапе профессиональной подготовки в образовательных организациях МВД России, а затем уже в территориальных органах в рамках профессиональной служебной и физической подготовки расширять, углублять и модернизировать полученные знания, а также закреплять и поддерживать соответствующие умения и навыки.

Очень важно, чтобы формирование и поддержание психологической устойчивости и профессиональных качеств на основе знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения адекватного реагирования в ситуациях экстремальности, происходило на протяжении всего срока службы сотрудников ОВД.

Достаточно эффективным методом обучения сотрудников ОВД психологической устойчивости и действиям в критических ситуациях являются разнообразные тренинги, которые уже активно используются при подготовке правоохранителей. Естественно, что для разработки и внедрения новейших тренинговых технологий необходимо обеспечить подготовку и переподготовку квалифицированных преподавателей — тренеров на базе как ведомственных образовательных организаций, так и ведущих учебных и научных центров страны.

Не вызывает сомнений, что уровень проявления профессионально значимых качеств сотрудника ОВД существенно зависит не только от уровня развития профессиональных способностей, но и от его психофизиологического состояния в процессе несения службы. Свойства и

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2024

качества профессионала, его физиологическое и психическое состояние в процессе несения службы образуют внутреннюю сторону профессиональной деятельности.

Установлено, что постоянная работа по саморазвитию и самовоспитанию профессиональных качеств позволяет сотруднику ОВД успешно преодолевать эмоциональные и физические нагрузки в процессе деятельности, проявляя высокую моральную ответственность перед обществом и государством. Сотруднику ОВД в своей профессиональной деятельности приходится большую часть рабочего времени контактировать с отдельными людьми, группами и коллективами. Анализ этих объектов труда требует учитывать возраст, пол, социальное положение, образование; физиологические и психические особенности; размеры коллективов и групп людей, что составляет основу общепсихологических знаний сотрудника.

Кроме того, значительную часть служебного времени сотрудника ОВД составляет работа с документами, которая относится к такому типу объектов профессиональной деятельности, как знаковая система. При работе с документами, условными знаками, буквами, цифрами, кодами, шифрами требуется наличие таких профессиональных качеств, как внимательность, усидчивость, логическое мышление, а также высокий образовательный уровень.

Наличие у сотрудника ОВД необходимых профессионально важных качеств является средством эффективного приспособления к постоянно изменяющейся оперативной обстановке и работе в режиме многозадачности. Поскольку сотрудник ОВД в своей профессиональной деятельности постоянно взаимодействует с человеком и его окружением, он должен обладать знаниями относительно индивидуального поведения человека в той или иной социальной среде, психологических проявлений индивидуальности личности в процессе решения жизненных проблем.

Таким образом, психологическая компетентность сотрудника ОВД, наряду с юридической, составляет базовую основу его функциональной грамотности и профессиональной подготовленности, а постоянная работа по формированию, развитию и поддержанию на актуальном уровне психологической компетентности позволяет сотруднику ОВД успешно преодолевать эмоциональные и физические нагрузки в процессе слу-

жебной деятельности, а также эффективно решать все поставленные перед ним задачи.

Список источников

1. Прикладная юридическая психология: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по юрид. специальностям / И.И. Аминов, А.И. Афиногенов, А.Г. Гельманов и др.; под ред. А.М. Сто-ляренко. М.: ЮНИТИ (UNITY), 2001. 639 с.

2. Тишкин Д.Н., Шувалов А.П. От концептуального понятия личной безопасности сотрудника полиции к его практическому воплощению / Сост.: В.В. Горбатов, С.А. Горелов, О.В. Григорьева / / Актуальные вопросы совершенствования тактико-специальной, огневой и профессионально прикладной физической подготовки в современном контексте практического обучения сотрудников органов внутренних дел: Матер. Междунар. науч.-практ. конф. . Санкт-Петербург, 27 — 28 мая 2022. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский ун-т МВД России, 2022. С. 580—583.

3. Шувалов А.П. Актуальные вопросы тактико-специальной подготовки сотрудников полиции для несения службы в особых условиях / А.П. Шувалов, Е.М. Абросимова // Закон и право. 2023. № 3. С. 253—256.

References

1. Applied Legal Psychology: Textbook for university students studying law specialties / I.I. Aminov, A.I. Afinogenov, A.G. Gelmanov, etc.; edited by A.M. Stolyarenko. Moscow: UNITY, 2001. 639 p.

2. Tishkin D.N., Shuvalov A.P. From the conceptual concept of personal security of a police officer to its practical implementation / Comp.: V.V. Gor-batov, S.A. Gorelov, O.V. Grigorieva // Topical issues of improving tactical-special, fire and professionally applied physical training in the modern context of practical training of law enforcement officers: Materials of the International scientific and practical conference. St. Petersburg, May 27 — 28, 2022. St. Petersburg: St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2022. Pp. 580—583.

3. Shuvalov A.P. Actual issues of tactical and special training of police officers for service in special conditions / A.P. Shuvalov, E.M. Abrosimova // Law and legislation. 2023. № 3. Pp. 253—256.

LAW & LEGISLATION • 04-2024

Информация об авторах

Шувалов А.П. — старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Сидоров А.В. — кандидат технических наук, заместитель начальника кафедры радиотехнических систем и комплексов охранного мониторинга

Фасхутдинова А.В. — старший преподаватель кафедры административно-правовых дисциплин

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 12.02.2024; одобрена после рецензирования 08.03.2024; принята к публикации 14.03.2024.

Information about the authors

Shuvalov A.Р. — senior lecturer of the department of tactical and special training

Sidorov A.V. — candidate of technical sciences, deputy head of the department of radio engineering systems and security monitoring complexes

Faskhutdinova A.V. —senior lecturer of the department administrative and legal disciplines

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 12.02.2024; approved after reviewing 08.03.2024; accepted for publication 14.03.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Малахов В.П. Мифологизации права в общественном сознании.

Монография. Гриф МУМЦ " Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки. 351 с.

ISBN: 978-5-238-03649-6

Все принципиальные положения и все содержание монографии объединены тремя идеями, придающими общеправовой теории методологический и мировоззренческий смысл и уровень: 1) мифологизации права — не историко-культурный атавизм, не порок современной общеправовой теории и не "побочный эффект", характерный исключительно для общественного правосознания, а фундаментальный и органичный элемент любой формы общественного сознания права; 2) мифологизации права представляют собой сложный синтез понимания права, складывающегося в рамках каждой из форм общественного сознания; 3) лишенная мифологического компонента правовая теория возможна только как догма, как чисто прикладное знание.

Исследование предназначено для занимающихся или просто интересующихся проблемами правовой жизни современного общества и личности, которые получают свое выражение и решение как в общеправовой теории, так и в правосознании.

Мифологизации права

В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ

Л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

L

<\

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.