Научная статья на тему 'О некоторых актуальных вопросах учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях МВД России '

О некоторых актуальных вопросах учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
органы внутренних дел / полиция / подготовка кадров / профессиональная подготовка / работа с личным составом / профессиональный отбор / воспитательная работа / профориентация / кандидат на службу / организационная культура / стрессоустойчивость / internal affairs bodies / police / personnel training / professional training / work with personnel / professional selection / educational work / career guidance / candidate for service / organizational culture / stress tolerance

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергей Николаевич Маслов, Алексей Салихзянович Нурисламов, Евгений Сергеевич Бондаренко

В статье актуализируются проблемные вопросы учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях МВД России с учетом современных требований, намечены пути их решения. Определены перспективные направления воспитательной работы с курсантами и слушателями, которые нуждаются в усовершенствовании. Особое внимание уделяется вопросам воспитания организационной культуры сотрудников полиции, а также психологической подготовке с целью повышения стрессоустойчивости и профилактики психосоматических заболеваний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергей Николаевич Маслов, Алексей Салихзянович Нурисламов, Евгений Сергеевич Бондаренко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On some topical issues of the educational process in educational organizations of the Ministry of internal affairs of Russia

The article actualizes the problematic issues of the educational process in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, taking into account modern requirements, and outlines ways to solve them. Promising areas of educational work with cadets and students who need to be adjusted have been identified. Special attention is paid to the issues of educating the organizational culture of police officers, as well as psychological training in order to increase stress tolerance and prevent psychosomatic diseases

Текст научной работы на тему «О некоторых актуальных вопросах учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях МВД России »

Закон и право. 2024. № 3. С. 262-266. Law and legislation. 2024;(3):262-266.

Научная статья УДК 34.08

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-3-262-266 EDN: https://elibrary.ru/HLGHEX

NIION: 1997-0063-3/24-170 MOSURED: 77/27-001-2024-3-370

О некоторых актуальных вопросах учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях МВД России

Сергей Николаевич Маслов1, Алексей Салихзянович Нурисламов2, Евгений Сергеевич Бондаренко3

1 Волгодонский филиал Ростовского юридического института МВД России, Волгодонск, Россия

2 Уфимский юридический институт МВД России, Уфа, Россия

3 Воронежский институт МВД России, Воронеж, Россия

1 masliha1@mail.ru

2 kaf_apdufali@mail.ru

3 bondarenko-92-92@mail.ru

Аннотация. В статье актуализируются проблемные вопросы учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях МВД России с учетом современных требований, намечены пути их решения. Определены перспективные направления воспитательной работы с курсантами и слушателями, которые нуждаются в усовершенствовании. Особое внимание уделяется вопросам воспитания организационной культуры сотрудников полиции, а также психологической подготовке с целью повышения стрес-соустойчивости и профилактики психосоматических заболеваний

Ключевые слова: органы внутренних дел, полиция, подготовка кадров, профессиональная подготовка, работа с личным составом, профессиональный отбор, воспитательная работа, профориентация, кандидат на службу, организационная культура, стрессоустойчивость.

Для цитирования: Маслов С.Н., Нурисламов A.C., Бондаренко Е.С. О некоторых актуальных вопросах учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях МВД России // Закон и право. 2024. № 3. С. 262—266. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-3-262-266 EDN: https://elibrary.ru/HLGHEX

Original article

On some topical issues of the educational process in educational organizations of the Ministry of internal affairs of Russia

Sergey N. Maslov1, Alexey S. Nurislamov2, Evgeny S. Bondarenko3

1 Volgodonsk Branch of the Rostov Law Institute of the Ministry of internal affairs of Russia, Volgodonsk, Russia

2 Ufa Law Institute of the Ministry of internal affairs of Russia, Ufa, Russia

3 Voronezh Institute of the Ministry of internal affairs of Russia, Voronezh, Russia

1 masliha1@mail.ru

2 kaf_apdufali@mail.ru

3 bondarenko-92-92@mail.ru

Abstract. The article actualizes the problematic issues of the educational process in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, taking into account modern requirements, and outlines ways to solve them. Promising areas of educational work with cadets and students who need to be adjusted have been

© Маслов С.Н., Нурисламов А.С., Бондаренко Е.С. М., 2024.

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2024

identified. Special attention is paid to the issues of educating the organizational culture of police officers, as well as psychological training in order to increase stress tolerance and prevent psychosomatic diseases

Keywords: internal affairs bodies, police, personnel training, professional training, work with personnel, professional selection, educational work, career guidance, candidate for service, organizational culture, stress tolerance.

For citation: Maslov S.N., Nurislamov A.S., Bondarenko E.S. On some topical issues of the educational process in educational organizations of the Ministry of internal affairs of Russia // Law and legislation. 2024; (3):262—266. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-3-262-266 EDN: https://elibrary.ru/ HLGHEX

В настоящее время, когда государство ставит перед сотрудниками правоохранительных органов задачи по обеспечению правопорядка в достаточно сложныгх для страны геополитических условиях, образовательные организации МВД России неуклонно повышают качество профессиональной подготовки выпускников и учебно-воспитательного процесса в целом. Проблеме воспитания будущих правоохранителей, повышения уровня их правосознания, общей и профессиональной культуры на сегодняшний день уделяется большое внимание не только на ведомственном, но и государственном уровне.

Образовательные организации МВД России, безусловно, являются ключевой фигурой в системе ведомственного воспитания. Именно в их стенах происходит подготовка большинства сотрудников органов внутренних дел (ОВД). Время обучения курсанта или слушателя в ведомственном учебном заведении — не только возможность приобретения им знаний, умений, навыков для дальнейшей профессиональной деятельности, но и период становления его как личности, будущего профессионала, т.е. период социально-профессиональной самоидентификации.

Образовательные организации призваны воспитывать для общества высококвалифицированных, морально закаленных, дисциплинированных, мужественных сотрудников ОВД, которые будут в состоянии стойко переносить высокие физические, моральные и психологические нагрузки, преодолевать все трудности службы. Не вызывает сомнений, что «одной из важнейших задач образовательных организаций МВД России остается подготовка квалифицированных кадров, сочетающих глубокие профессиональные знания с необходимыми профессионально-нравственными и моральными качествами» [1, с. 8].

Система воспитательной работы в образовательных организациях МВД России реализуется комплексно подразделениями по работе с личным составом, курсовым звеном, профессорско-

преподавательским составом, кураторами учебных групп при активном участии ветеранских и других общественных организаций. Воспитательная работа традиционно делится на групповую и индивидуальную и может включать широкий круг вопросов, нуждающихся в рассмотрении. Например, ознакомление курсантов и слушателей с вопросами внутренней и внешней политики государства, историей и культурой многонационального и многоконфессионально -го российского народа, актуальными проблемами гуманитарных наук и др. Данные вопросы могут освещаться не только на лекциях, семинарских занятиях, но и на встречах с интересными людьми, политиками, учеными, журналистами, ветеранами, представителями традиционных религиозных конфессий, деятелями искусства и др.

Достаточно познавательным и интересным является посещение музеев, концертов, выставок и других культурных мероприятий, а непосредственное участие в их организации и проведении самих молодых сотрудников только усиливает воспитательный эффект. Немало воспитательных мероприятий прямо нацелено на профессиональную сферу деятельности полиции и затрагивают вопросы профессиональной этики, культуры поведения и общения с гражданами, традиций и служебных ритуалов в ОВД, воспитания на героических примерах и др.

Организация торжественных мероприятий в честь знаменательных дат и событий несет не только воспитательную нагрузку, но и расширяет кругозор обучающихся, активизирует интерес к отечественной истории, культуре, традициям и ритуалам ОВД РФ.

Немаловажное воспитательное воздействие на молодых сотрудников оказывают средства массовой информации (СМИ), в том числе и ведомственные, роль которых необходимо неуклонно повышать. Следует признать, что в советское время ведомственные милицейские издания были популярны и востребованы также среди гражданского населения и не нуждались в

LAW & LEGISLATION • 03-2024

особой рекламе. Многие сотрудники старшего поколения пришли на службу именно под влиянием героических произведений о милиции, в том числе опубликованных в ведомственных изданиях.

В настоящее же время ведомственные издания в основном распространяются только в профессиональной среде и гражданскому обществу малоинтересны. Считаем, что данное положение вещей нужно срочно менять в лучшую сторону, сделав ведомственные издания снова популярными у широкого круга читателей.

Основными условиями эффективной реализации системы воспитательной работы в ОВД, по нашему мнению, являются:

■ подбор, подготовка кадров и повышение квалификации сотрудников, осуществляющих воспитательный процесс;

■ проведение научно-исследовательских мероприятий, направленных на совершенствование организационно-методических основ воспитательного процесса;

■ комплексный подход к выбору и примене -нию форм, средств и методов воспитательной работы;

■ укрепление материально-технической базы: наличие помещений для проведения воспитательных мероприятий (музеи, библиотеки, комнаты психологической разгрузки и др.), оснащение их оборудованием, наглядной агитацией, методической и научной литературой.

Вопреки распространенному мнению управление воспитательным процессом в образовательных организациях МВД России не сводится исключительно к «жесткому» контролю и рассматривает обучающихся исключительно в качестве объектов педагогических воздействий, в ответ на которые они должны вести себя строго определенным образом. Сегодня необходим другой подход, который задает новые цели системе управления учебно-воспитательным процессом в ведомственных образовательных организациях. Воспитание самостоятельности, формирование навыков решения проблем, принятие решения — одна из самых существенных задач воспитания в вузах МВД России, которая может быть решена только с использованием комплексного подхода, предполагающего сочетание воспитания и самовоспитания, обучения и самообучения.

Новые социальные условия, в которых осуществляется профессиональная деятельность сотрудников ОВД, обязывают их тщательно продумывать порядок своих действий, предусматри-

вать правовые и моральные последствия собственных поступков, оберегать авторитет государственной власти, способствовать росту престижа правоохранительных органов.

Значительную угрозу для психосоматического здоровья правоохранителя представляет стресс, который, к сожалению, является составной частью профессиональной деятельности сотрудника ОВД и может привести к неадекватному поведению и хроническим заболеваниям. Выявление индивидуально-психологических предпосылок возникновения стресса и его преодоления психологическими средствами является одним из важных вопросов общей проблемы обеспечения психического здоровья сотрудников ОВД. Формирование психологических знаний, умений и навыков здорового образа жизни, психологической самопомощи следует начинать уже на этапе профессиональной подготовки сотрудников ОВД. Это даст возможность в будущем повысить их стрессоустойчивость, результативность служебной деятельности, исполнительскую дисциплину и станет важным компонентом их профессионализма.

Наряду с традиционными все более распространенными в образовательных организациях становятся такие современные методы обучения, как: тренинг, коучинг, наставничество, профессиональное консультирование и др. К этому списку следует добавить и такие эффективные средства решения острых личностных и служебных проблем, как саногенное и позитивное мышление. Эти методы базируются на сознательной постановке и рассмотрении проблемы, сознательном рефлексивном анализе эмоций и стрессогенных факторов, т.е. на привлечении интеллекта и творчества к процессу самосовершенствования и решения жизненных проблем и профессиональных задач.

Для решения жизненных проблем уже несколько десятилетий успешно используется универсальное интеллектуальное средство, получившее название «позитивное мышление». Его суть состоит в том, чтобы усилить позитивный образ собственного «Я» путем успешных поступков и действий, не дать ему ухудшиться или разрушиться в случае неудач или ошибок поведения, деятельности в любых жизненных ситуациях. Технология формирования позитивного мышления предусматривает следующие этапы:

■ осознание потребности и возможности изменения негативного образа «Я»;

■ расслабление (релаксация);

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2024

■ программирование подсознания (изменение образа «Я»);

■ повторение последних двух этапов в течение определенного времени.

Разнообразные жизненные события и процесс профессионального становления требуют от курсантов и слушателей мотивационных и личностных изменений, что является первым этапом в процессе изменения образа «Я». Если меняется целостный образ собственного «Я», то жизненные проблемы, в том числе психотравми-рующие, которые согласуются с этим новым образом, решаются значительно легче, без чрезмерных усилий, что является достаточно важным фактором для процесса психического самооздоровления и стрессоустойчивости вообще.

Создание нового образа «Я» происходит на основе анализа собственной деятельности, отношения к себе других людей, чтения и т.д. Чтобы человек изменился, необходимо изменить внешние условия, в которых он находится, что в обычной жизни сделать достаточно сложно. В рамках же обучения в образовательных организациях вполне реально создать путем моделирования любой служебной ситуации синтетический опыт. Мысленное и практическое экспериментирование, формирование моделей реагирования посредством проигрывания ролей в искус -ственных ситуациях является неотъемлемой частью проведения практических и семинарских занятий не только для курсантов и слушателей, но и практических сотрудников ОВД, обучающихся по программам переподготовки и повышения квалификации.

В настоящее время в системе непрерывного ведомственного образования МВД России исходят из того, «что сотрудник органов внутренних дел в процессе непрерывного повышения своей квалификации не просто адаптируется в своей профессии или в быстро изменяющихся условиях развития общества, а непрерывно и целенаправленно повышает уровень своего профессионализма, совершенствуя свою личность» [2].

Современные формы, методы и приемы активизации учебно-познавательной деятельности курсантов и слушателей требуют от них не только умения понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и оперировать ими, эффективно применять в профессиональной деятельности и творчески развивать. «Превалирующей формой организации образовательного процесса в ходе профессиональной подготовки сотрудников полиции является приобретение и отработка умений и навыков на практических

занятиях, в том числе решение ситуативных задач, как типовых, так и нестандартных, которые встречаются в практике правоохранительных органов» [3].

Интенсивные изменения, затрагивающие все сферы российского общества, прямо отражаются и на всей правоохранительной системе. От сотрудников ОВД требуется в новых реалиях не только повышение уровня профессионализма, но также мобильности и адаптивности. Успешное решение этой задачи зависит от многих аспектов деятельности полиции, одним из которых является организационная культура, основы которой закладываются уже на этапе прохождения профессиональной подготовки в ведомственной образовательной организации.

Сущностью любой организационной культуры является ценностно-нормативная система, элементами которой являются корпоративные ценности (имеющиеся или такие, которые должны быть достигнуты и в отношении которых члены организации занимают позицию оценки) и организационные нормы (общепринятые в организации шаблоны поведения).

Под организационной культурой в ОВД понимается система ценностей и шаблонов поведения, характерных для служебной деятельности, которая складывается на основе официально декларируемых норм и совместной деятельности сотрудников по их выполнению. Главным фактором, определяющим характер и особенности организационной культуры, является тип социальной структуры организации, которая может быть охарактеризована по трем основным параметрам: сложности, степени формализации и централизации.

По первому параметру ОВД характеризуются высокой степенью сложности, со значительным уровнем дифференциации любого вида (горизонтальной, вертикальной или пространственной), что влечет большую дифференциацию организационной культуры. При воспитании организационной культуры нужно учитывать, что ОВД фактически состоят из многих относительно самостоятельных подразделений, управление которыми осуществляются централизованно с учетом их специфики и направлений деятельности.

Нормы взаимоотношений в ОВД являются императивными, т.е. информация, которая передается по каналам связи, является обязательной для исполнения, а интеграция в основном происходит на основе дисциплины и подчинения. К дисциплине, субординации и подчине-

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 03-2024

нию курсанты и слушатели приучаются с первых же дней нахождения в образовательной организации МВД России. Каждый кандидат на службу должен понимать, что в ОВД нормативно существует жестко формализованная и централизованная структура, для которой характерна обязательная к исполнению система формальных норм; иерархическая система ролей и статусов; формализованная система санкций за нарушение норм; бюрократический аппарат для осуществления управления и контроля за организацией; преимущество вертикальных коммуникаций над горизонтальными.

Таким образом, чем раньше курсанты и слушатели воспримут и осознают организационные особенности ОВД, их историю и культуру, славные традиции и служебные ритуалы, этику и моральные ценности, тем быстрее они вольются в дружные полицейские коллективы, адаптируются к достаточно сложным и быстро меняющимся условиям и смогут эффективно решать любые стоящие перед ними задачи.

Список источников

1. Векленко C.B. О формировании положительного образа сотрудника органов внутренних дел в процессе обучения / / Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского ун-та МВД России. 2016. № 3 (45). С. 7-8.

2. Галеев И.Ш. Организационно-педагогические условия реализации личностно ориентированного подхода в непрерывном профессиональном образовании сотрудников органов внутренних дел (на примере ОВД Республики Татарстан): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2003. 24 с.

3. Шувалов А.П. Актуальные вопросы тактико-специальной подготовки сотрудников полиции для несения службы в особых условиях / А.П. Шувалов, Е.М. Абросимова // Закон и право. 2023. № 3. С. 253-256.

References

1. Veklenko S. V. On the formation of a positive image of an employee of the internal affairs bodies in the learning process / / Bulletin of the Kaliningrad branch of the St. Petersburg University of the Ministry ofinternal affairs of Russia. 2016. № 3 (45). Pp. 7-8.

2. Galeev I.S. Organizational and pedagogical conditions for the implementation of a personality-oriented approach in continuous professional education of employees of internal affairs bodies (on the example of the department of internal affairs of the Republic of Tatarstan): Abstract dis. ... cand. of pedagogical sciences. Kazan, 2003. 24 p.

3. Shuvalov A.P. Actual issues of tactical and special training of police officers for service in special conditions / A.P. Shuvalov, E.M. Abrosimova // Law and legislation. 2023. №. 3. Pp. 253—256.

Информация об авторах

Маслов С.Н. — преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Нурисламов А.С. — преподаватель кафедры административно-правовых дисциплин

Бондаренко Е.С. — преподаватель кафедры радиотехнических систем и комплексов охранного мониторинга

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 22.01.2024; одобрена после рецензирования 08.02.2024; принята к публикации 14.02.2024.

Information about the authors

Maslov S.N. — lecturer of the department of tactical and special training Nurislamov A.S. — lecturer of the department of administrative and legal disciplines

Bondarenko E.S. — lecturer of the department of radio engineering systems and security monitoring complexes

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 22.01.2024; approved after reviewing 08.02.2024; accepted for publication 14.02.2024.

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.