Научная статья на тему 'ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА'

ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
29
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦЕНТР ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / КОМИССИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТА ИХ ПРАВ / ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фасхутдинова Анна Валерьевна

В данной статье затрагиваются некоторые вопросы связанные с выстраиванием эффективных методов взаимодействия органов внутренних дел с органами местного самоуправления, муниципальными, государственными и иными органами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Фасхутдинова Анна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES AND THEIR ROLE IN ENSURING THE PROTECTION OF PUBLIC ORDER

This article touches upon some issues related to building effective methods of interaction between internal affairs bodies and local governments, municipal, state and other bodies.

Текст научной работы на тему «ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА»

_АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2022. № 12(216)

DOI 10.47643/1815-1329_2022_12_56 УДК 351.75: 342.552 (470.57)

ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES AND THEIR ROLE IN ENSURING THE PROTECTION OF PUBLIC ORDER ФАСХУТДИНОВА Анна Валерьевна,

старший преподаватель кафедры административно-правовых дисциплин

ФГКОУ ВО «Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации». 450091, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Муксинова, 2. E-mail: coblenoppn@mail.ru;

Faskhutdinova Anna Valerievna,

Federal State Educational Institution of Higher Education "Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation", Senior Lecturer of the Department of Administrative and Legal Disciplines. 450091, Republic of Bashkortostan, Ufa, Muksinova str., 2. E-mail: coblenoppn@mail.ru

Краткая аннотация: В данной статье затрагиваются некоторые вопросы связанные с выстраиванием эффективных методов взаимодействия органов внутренних дел с органами местного самоуправления, муниципальными, государственными и иными органами.

Abstract: This article touches upon some issues related to building effective methods of interaction between internal affairs bodies and local governments, municipal, state and other bodies.

Ключевые слова: Центр общественной безопасности, органы внутренних дел, комиссия по делам несовершеннолетних и защита их прав, охрана общественного порядка, органы местного самоуправления.

Keywords: Public Security Center, internal affairs bodies, commission for minors and protection of their rights, protection of public order, local self-government bodies.

Для цитирования: Фасхутдинова А.В. Органы местного самоуправления и их роль в обеспечении охраны общественного порядка //Аграрное и земельное право. 2022. № 12(216). С. 56-57. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_12_56.

For citation: Faskhutdinova A. V. Local self-government bodies and their role in ensuring the protection of public order // Agrarian and Land Law. 2022. No. 12(216). pp. 56-57. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_12_56.

Статья поступила в редакцию: 12.11.2022

Сотрудник полиции является должностным лицом, выполняющий служебные обязанности, предусмотренные Федеральным законом «О полиции» от 07 февраля 2011 № 3(далее ФЗ № 3 от 07.02.2011г. «О полиции»), а также должностной инструкцией, по виду служебной деятельности и другими нормативно-правовыми, ведомственными актами. Законодательными актами предусмотрены и охвачены различные стороны защиты, и вопросы связанные с защитой, охраной жизни и здоровья граждан, охраной личности, прав и свобод граждан, охраной имущества: частного, государственного, обеспечением законности по охране общественного порядка. У сотрудников полиции достаточно расширен круг обязанностей, сама же специфика деятельности - многосторонняя и многогранная. В своей деятельности полицейский должен охватить многое и «не объятное», выполнять, соблюдать, осуществлять ряд различных обязанностей общих служебных, профессиональных, должностных и других.

Согласно должностных инструкций и ведомственных приказов, должностных обязанностей, на полицейских возлагается функция по организации взаимодействия с различными службами и подразделениями территориальных органов внутренних дел (далее ОВД), а также и муниципальными, государственными, общественными объединениями и предприятиями, принимающими участие или оказывающих содействие по охране общественного порядка (далее ООП). Несмотря на организованную и налаженную работу по взаимодействию, имеется ряд пробелов или не продуманных алгоритмов, связанных вопросами взаимодействия с органами местного самоуправления, по отдельным направлениям, которые могли бы повлиять на эффективность деятельности ОВД, а именно, в осуществлении профилактической работы на закрепленном за участковым полиции административном участке. Безусловно, сотрудник полиции должностное лицо, осуществляет свою деятельность в границам территориального административного района или административного закрепленного участка, как участковый уполномоченный полиции (УУП). Он ближе других сотрудников и служб имеет тесный контакт с жителями района, соответственно должен владеть определенной информацией и предпринимать или предотвращать возможные негативные последствия. Обязанность по взаимодействию распространяется и входит не только в обязанность УУП, но и в обязанность других подразделений ОВД, а также распространяется и на органы местного самоуправления и муниципальные органы, предприятия, общественные объединения, организации осуществляющих правоохранительную деятельность.

Для оказания содействия ОВД в Республике Башкортостан, создан и функционирует муниципальный орган, это Муниципальное казенное управление «Центр общественной безопасности» городского округа город Уфа (далее ЦОБ ГО г. Уфа), правоохранительной направленности, а также осуществляет и профилактическую деятельность по следующим направлениям:

- Оказание содействия органам внутренних дел в охране общественного порядка, при проведении на территории субъекта, массовых мероприятий различных видов направленности: спортивных, культурных, религиозных, зрелищных и других. В связи с чем, имеется возможность не привлекать участкового уполномоченного полиции, обслуживающего административный участок от его основных обязанностей или деятельности, к ООП по малозначительным мероприятиям, проводимым в районе, городе, а предоставить ему возможность решать и исполнять административные материалы предусмотренные административным законодательством. Существуют управления по обеспечению охраны общественного порядка, на которые и возложены функции управления и координации, планы по проведению мероприятий и другие особенности по ООП;

- Профилактика правонарушений в жилом секторе, осуществление профилактической работы с лицами состоящими на учетах: семейных дебоширов, лицами страдающих алкоголизмом и психоневрологическими заболеваниями, лиц ранее судимыми, а также с лицами формально подпадающих на учет, за совершение правонарушений и преступлений, с предоставлением результатов проведенной работы УУП для нако-

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

пительных материалов в отношении данной категорий граждан и т.д.;

- Профилактика и предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних, а также и неблагополучных родителей, состоящих на различных видах списочных учетов, как в подразделениях по делам несовершеннолетних (далее ПДН), в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее КДН и ЗП), органах опеки и попечительства, управлениях образования и других муниципальных служб, например, таких видах учета как: лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации - ТЖС, детей сирот, находящихся под патронажем, или находящихся на воспитании в приемных, кровных семьях, несовершеннолетних, состоящих на списочных учетах внутри конкретного образовательного учреждения - ВШУ, ММС - лица, относящиеся к малообеспеченным многодетным семьям, переселенцам, беженцам имеющих на воспитании несовершеннолетних и малолетних детей, и другим учетам;

- Проведение профилактической, разъяснительной работы среди населения, по правовым направлениям, в том числе и по применению мер административного законодательства, уголовного, и иного направления, по недопустимости их совершения и возможных последствиях;

- Оказания содействия в организации и проведения профилактических мероприятий при чрезвычайных ситуациях: профилактики пожаров, всех видов, проведение и подготовке при паводке, на затопляемых территориях, с проведением информирования населения, составлением списков, лиц, нуждающихся в сторонней помощи, при эвакуации (инвалидов 1,2 группы, беременных женщин, одиноких и престарелых лиц, оставшихся без должного попечения и т.д.);

- Контроль за соблюдением правил благоустройства и санитарного состояния. К этому направлению можно соотнести: своевременную уборку придомовых территорий многоквартирных домов, уборку и вывоз мусора из жилого сектора, индивидуальных застроек, в частном секторе, выявление и принятие мер по выявлению и ликвидации стихийных свалок, очистка от наледи и снега крыш скатных домов, во избежание трагических случаев, схода снега, очистка улиц от снежных покровов, для облегчения работы общественного транспорта и т.д.

Сотрудники Центра общественной безопасности, являясь членами различных муниципальных органов, согласно административного законодательства, а также и субъекта Российской Федерации, по кодексу об административных правонарушения Российской Федерации (КоАП РФ) и кодекса об административных правонарушениях Республики Башкортостан (КоАП РБ), имеют право, как должностное лицо, составлять административные протоколы, направлять их на рассмотрение в соответствующую инстанцию для принятия законного по ним решения, например: ст. 5.35 ч. 1 КоАП РФ (Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних) [1]; ст. 13.5 (Нарушение покоя граждан и тишины в ночное время) КоАП РБ; ст. 13.8 (Семейно-бытовое дебоширство) КоАП РБ, ст. 6.3 (Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения) КоАП РФ; ст. 6.3 (Нарушение правил благоустройства) КоАП РБ; ст. 6.4 (Нарушение на придомовых территориях многоквартирных домов установленных муниципальными нормативными правовыми актами правил благоустройства, выразившееся в нарушении порядка комплексного благоустройства и внешнего оформления городских территорий (в не оформлении или несогласовании проекта благоустройства) или в ненадлежащем содержании или очистке придомовой территории, зданий, строений, сооружений и их конструктивных элементов, элементов благоустройства, в том числе не устранении в установленные сроки повреждений зданий, строений, сооружений и их конструктивных элементов, элементов благоустройства, или требований по уборке дорог общего пользования, мойке дорожных покрытий, уборке придомовых территорий, установке и содержанию урн) КоАП РБ; ст. 6.5 (Нарушение правил размещения движимых вещей на территориях общего пользования - размещения движимых вещей на детской игровой, спортивной, хозяйственной площадках, площадках для отдыха) КоАП РБ; ст. 6.7 (Нарушение порядка размещения информационных материалов в населенных пунктах - размещение объявлений, листовок и иных информационных материалов вне специально установленных для размещения местах) КоАП РБ; ст. 6.8 (Непринятие мер по очистке от снега и льда) КоАП РБ; ст. 6.9 (Проведение земляных работ с нарушением правил благоустройства) КоАП РБ; ст. 6.11 (Нарушение правил организации освещения улиц) КоАП РБ и многие другие административные материалы могут составлены и направлены в соответствующие органы для принятия решения, с наложением штрафных и иных санкций [2]. Кроме этого, по всем административным протоколам и материалам возникает возможность применить ст. 20.25 (Уклонение от исполнения административного наказания) КоАП РФ с последующим взысканием наложенных штрафных мер по возврату денежных средств в бюджет города и Республики, в том числе по проведению операции «Штраф». Сотрудники ЦОБ ГО г. Уфа, являются членами административных комиссий, членами комиссий по делам несовершеннолетних при администрациях муниципальных районов города, являются членами добровольной дружины, по оказанию содействия в охране общественного порядка, согласно Федерального законодательства [3].

Таким образом, различные виды деятельности ЦОБ ГО г. Уфы позволяют освободить и облегчить работу сотрудников полиции, особенно участковых уполномоченных полиции, тем самым обеспечить и организовать эффективную деятельность органов внутренних дел и предоставить больше времени и возможности сотрудникам полиции осуществлять качественную работу направленную на борьбу с преступностью и безопасностью.

Библиогра фия:

1. Федеральный закон от 30 ноября 2001 г. № 195- ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года. // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661 (дата обращения 2.11.2022 г.).

2. Закон Республики Башкортостан от 23 июня 2011 г. № 413-з «Кодекс Республики Башкортостан об административных правонарушениях». Принят Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан 16 июня 2011 года. // https://base.garant.ru (дата обращения 2.11.2022 г.).

3. Федеральный закон "Об участии граждан в охране общественного порядка" от 02.04.2014 № 44-ФЗ. Принят Государственной Думой 21 марта 2014 года //

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161195 (дата обращения 2.11.2022 г.).

References:

1. Federal Law No. 195-FZ of November 30, 2001 "Code of Administrative Offences of the Russian Federation". Adopted by the State Duma on December 20, 2001. // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661 (accessed 2.11.2022).

2. Law of the Republic of Bashkortostan dated June 23, 2011 No. 413-z "Code of the Republic of Bashkortostan on Administrative Offenses". Adopted by the State Assembly - Kurultai of the Republic of Bashkortostan on June 16, 2011. // https://base.garant.ru (accessed 2.11.2022).

3. Federal Law "On the Participation of Citizens in the protection of public Order" dated 02.04.2014 No. 44-FZ. Adopted by the State Duma on March 21, 2014 // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161195 (accessed 2.11.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.