Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНО-ПЕРЕГОВОРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ'

ЗНАЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНО-ПЕРЕГОВОРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ / КОММУНИКАТИВНО-ПЕРЕГОВОРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карданов Алим Русланович, Халметов Тимур Анварович

Правоохранительная деятельность современных полицейских требует от них формирования коммуникативно-переговорных умений и навыков процессе их профессиональной подготовки. Коммуникативно-переговорная компетентность сотрудников полиции состоит в умении общаться, быстро и четко устанавливать доверительные контакты с людьми, хорошей осведомленности в предмете общения и умении применить полученную информацию на практике. Особенность формирования коммуникативно-переговорной компетентности сотрудников полиции обусловливается их профессиональной деятельности. Функции поиска и поимки антиобщественных элементов возлагаются на сотрудников полиции. Их профессиональная деятельность регламентирована нормами Закона «О полиции». Для успешного осуществления указанной деятельности сотрудники полиции должны обладать определенными знаниями, умениями и навыками, формирующими в совокупности профессиональную компетентность сотрудника по визуальному выявлению преступника в толпе. Особенности складывающейся ситуации в задержании и обезвреживании преступников оставили без внимания проблему коммуникативно-переговорного характера и умение расположить к себе собеседника, которые являются фундаментом компетентности служителя правопорядка. Развитие коммуникативно-переговорных навыков сотрудников полиции в процессе профессиональной деятельности актуализируется необходимостью успешного распознавания конфликтных ситуаций, причину их возникновения. Нахождение методов их разрешения обусловлено выработкой оптимальной стратегии поведения в возникшей ситуации. Приобретенные теоретические знания должны эффективно использоваться на практике. Сотрудники полиции в период обучения в образовательной организации получают знания на специальных дисциплинах. Отработка умений и навыков, полученных во время обучения, производится на специальных тренажерах, а так же путём моделирования переговорной ситуации. Знания в области человеческого поведения помогут определить, на что способен индивид в стрессовой ситуации, опираясь на анализ его поведения. Установлено, что переоценить значение коммуникативно-переговорной компетентности в ходе расследования преступления практически невозможно, поскольку от нее зависит успешность профессиональной деятельности служителя правопорядка. Коммуникативно-переговорная компетентность сотрудника полиции формирует навык профессионального общения, который предполагает владение сотрудником определенными психологическими приемами воздействия на объект коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VALUE OF THE COMMUNICATIVE AND NEGOTIATING COMPETENCE OF A POLICE OFFICER IN THE INVESTIGATION OF CRIMES

The law enforcement activity of modern police officers requires them to develop communicative and negotiation skills in the process of their professional training. The communicative and negotiation competence of police officers consists in the ability to communicate, quickly and clearly establish trusting contacts with people, good knowledge of the subject of communication and the ability to apply the information received in practice. The peculiarity of the formation of the communicative and negotiation competence of police officers is determined by their professional activities. The functions of searching and capturing antisocial elements are assigned to police officers. Their professional activity is regulated by the norms of the Law "On Police". For the successful implementation of this activity, police officers must have certain knowledge, skills and abilities, which together form the professional competence of an officer in visually identifying a criminal in a crowd. The peculiarities of the current situation in the detention and neutralization of criminals left without attention the problem of a communicative and negotiation nature and the ability to win over an interlocutor, which are the foundation of the competence of a law enforcement officer. The development of communication and negotiation skills of police officers in the course of their professional activities is updated by the need for successful recognition of conflict situations, the reason for their occurrence. Finding methods for their resolution is due to the development of an optimal strategy of behavior in the situation that has arisen. The acquired theoretical knowledge should be effectively used in practice. Police officers during the period of training in an educational organization receive knowledge in special disciplines. The development of skills and abilities acquired during the training is carried out on special simulators, as well as by modeling the negotiation situation. Knowledge in the field of human behavior will help determine what an individual is capable of in a stressful situation, based on an analysis of his behavior. It has been established that it is almost impossible to overestimate the importance of communicative and negotiation competence in the course of investigating a crime, since the success of the professional activity of a law enforcement officer depends on it. The communicative and negotiation competence of a police officer forms the skill of professional communication, which involves the employee's possession of certain psychological methods of influencing the object of communication.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНО-ПЕРЕГОВОРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»

Педагогика

УДК 378

преподаватель кафедры огневой подготовки, капитан полиции Карданов Алим Русланович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик);

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры тактико-специальной и огневой подготовки, подполковник полиции Халметов Тимур Анварович

Казанский юридический институт МВД России (г. Казань)

ЗНАЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНО-ПЕРЕГОВОРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ ПРИ

РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Аннотация. Правоохранительная деятельность современных полицейских требует от них формирования коммуникативно-переговорных умений и навыков процессе их профессиональной подготовки. Коммуникативно-переговорная компетентность сотрудников полиции состоит в умении общаться, быстро и четко устанавливать доверительные контакты с людьми, хорошей осведомленности в предмете общения и умении применить полученную информацию на практике. Особенность формирования коммуникативно-переговорной компетентности сотрудников полиции обусловливается их профессиональной деятельности. Функции поиска и поимки антиобщественных элементов возлагаются на сотрудников полиции. Их профессиональная деятельность регламентирована нормами Закона «О полиции». Для успешного осуществления указанной деятельности сотрудники полиции должны обладать определенными знаниями, умениями и навыками, формирующими в совокупности профессиональную компетентность сотрудника по визуальному выявлению преступника в толпе. Особенности складывающейся ситуации в задержании и обезвреживании преступников оставили без внимания проблему коммуникативно-переговорного характера и умение расположить к себе собеседника, которые являются фундаментом компетентности служителя правопорядка. Развитие коммуникативно-переговорных навыков сотрудников полиции в процессе профессиональной деятельности актуализируется необходимостью успешного распознавания конфликтных ситуаций, причину их возникновения. Нахождение методов их разрешения обусловлено выработкой оптимальной стратегии поведения в возникшей ситуации. Приобретенные теоретические знания должны эффективно использоваться на практике. Сотрудники полиции в период обучения в образовательной организации получают знания на специальных дисциплинах. Отработка умений и навыков, полученных во время обучения, производится на специальных тренажерах, а так же путём моделирования переговорной ситуации. Знания в области человеческого поведения помогут определить, на что способен индивид в стрессовой ситуации, опираясь на анализ его поведения. Установлено, что переоценить значение коммуникативно-переговорной компетентности в ходе расследования преступления практически невозможно, поскольку от нее зависит успешность профессиональной деятельности служителя правопорядка. Коммуникативно-переговорная компетентность сотрудника полиции формирует навык профессионального общения, который предполагает владение сотрудником определенными психологическими приемами воздействия на объект коммуникации.

Ключевые слова: образовательные организации МВД России, коммуникативно-переговорная компетентность, сотрудник полиции, профессиональная деятельность.

Annotation. The law enforcement activity of modern police officers requires them to develop communicative and negotiation skills in the process of their professional training. The communicative and negotiation competence of police officers consists in the ability to communicate, quickly and clearly establish trusting contacts with people, good knowledge of the subject of communication and the ability to apply the information received in practice. The peculiarity of the formation of the communicative and negotiation competence of police officers is determined by their professional activities. The functions of searching and capturing antisocial elements are assigned to police officers. Their professional activity is regulated by the norms of the Law "On Police". For the successful implementation of this activity, police officers must have certain knowledge, skills and abilities, which together form the professional competence of an officer in visually identifying a criminal in a crowd. The peculiarities of the current situation in the detention and neutralization of criminals left without attention the problem of a communicative and negotiation nature and the ability to win over an interlocutor, which are the foundation of the competence of a law enforcement officer. The development of communication and negotiation skills of police officers in the course of their professional activities is updated by the need for successful recognition of conflict situations, the reason for their occurrence. Finding methods for their resolution is due to the development of an optimal strategy of behavior in the situation that has arisen. The acquired theoretical knowledge should be effectively used in practice. Police officers during the period of training in an educational organization receive knowledge in special disciplines. The development of skills and abilities acquired during the training is carried out on special simulators, as well as by modeling the negotiation situation. Knowledge in the field of human behavior will help determine what an individual is capable of in a stressful situation, based on an analysis of his behavior. It has been established that it is almost impossible to overestimate the importance of communicative and negotiation competence in the course of investigating a crime, since the success of the professional activity of a law enforcement officer depends on it. The communicative and negotiation competence of a police officer forms the skill of professional communication, which involves the employee's possession of certain psychological methods of influencing the object of communication.

Key words: educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, communicative and negotiation competence, police officer, professional activity.

Введение. Актуальность исследования состоит в том, что современная правоохранительная деятельность сотрудников полиции требует от них формирования коммуникативно-переговорных умений и навыков процессе их профессиональной подготовки.

Коммуникативно-переговорная компетентность сотрудников полиции состоит в умении общаться, быстро и четко устанавливать доверительные контакты с людьми, хорошей осведомленности в предмете общения и умении применить полученную информацию на практике.

Изложение основного материала статьи. Особенность формирования коммуникативно-переговорной компетентности сотрудников полиции обусловливается их профессиональной деятельностью. Залогом безопасного существования общества и государства является поиск и поимка антиобщественных элементов, посягающих на общественный правопорядок. Указанные функции в современном государстве возлагаются на сотрудников полиции, чья деятельность регламентирована нормами Закона «О полиции» [1]. Для успешного осуществления указанной деятельности сотрудники полиции должны обладать определенными знаниями, умениями и навыками, формирующими в совокупности

профессиональную компетентность сотрудника по выявлению преступника в толпе, не прибегая к каким-либо техническим средствам. Экстремальность и критичность являются платформой практической деятельности служителей правопорядка. Они характеризуются дефицитом времени на решение задачи по выявлению, задержанию и обезвреживанию правонарушителя, значительными психоэмоциональными перегрузками и пр. При всем этом, действия сотрудника всегда должны укладываться в рамки Конституции РФ и уголовно-процессуального законодательства [4, 7].

Профессиональная деятельность сотрудников полиции сопряжена с постоянным взаимодействием людей, отличающихся наличием асоциальных установок, неуправляемостью, агрессивностью, скрытым характером преступной деятельности, недоброжелательным отношением к представителям власти. Также современный криминалитет с каждым днем действует изощреннее, вуалируя свои преступные помыслы под маской добропорядочности. У сотрудников полиции, не обладающих определенными профессиональными компетенциями, возникают определенные трудности при распознавании таких граждан, а это в свою очередь обусловливает проблему своевременного принятия мер к задержанию и обезвреживанию таких лиц. Сотрудники полиции, обладающие необходимым фондом профессиональных компетенций, умеют правильно осмыслить причину, тенденции и текущее состояния преступности, а также грамотно разработать и реализовать наиболее перспективные способы борьбы с правонарушителями. Наряду с указанными, необходимыми качествами сотрудников полиции, способствующими выявлению потенциальных правонарушителей из массы людей, являются наблюдательность, внимательность, коммуникабельность. «Наметанный глаз» правоохранителя на граждан, имеющих преступные помыслы или уже переступивших черту закона, позволяют обнаружить характерные подозрительные особенности их поведения, которые не заметны окружающим [2, 6].

Особенности складывающейся десятилетиями ситуации в задержании и обезвреживании преступников оставили за полем внимания проблему коммуникативно-переговорного характера и умение расположить к себе собеседника, которые являются фундаментом компетентности служителя правопорядка. Успеху овладения культурой общение способствует целенаправленное формирование оценочного отношения к высказыванию [3, 4, 8].

Развитие коммуникативно-переговорных навыков сотрудников полиции в процессе профессиональной деятельности актуализируется необходимостью успешного распознавания конфликтных ситуаций, причину их возникновения, а также нахождение методов их разрешения с целью выработки оптимальной стратегии поведения в возникшей ситуации. Но обладание большим количеством теоретических знаний теряет свою эффективность, если не уметь ими правильно пользоваться на практике.

Одним из ключевых компонентов коммуникативно-переговорного навыка сотрудника полиции выступает высокий уровень владения профессиональной терминологией и умение строить грамотную речь на основе профессионально-значимого диалога. Внедрение современных технологий в сферу борьбы с преступностью, с одной стороны упростило работу полицейского, а с другой стороны у того же полицейского утратилась необходимость актуализировать свои профессиональные навыки - совершенствовать умение общаться, точное формулирование мыслей и ведение диалога. Со своей стороны считаем, что, в структуре коммуникативно-переговорной компетентности сотрудников полиции необходимо постоянно совершенствовать навыки конструктивного общения с правонарушителями; закономерности профессионального общения; применения психотехнологий и психотехник общения [4, 9].

Специалисты утверждают, что хороший навык опросной беседы является залогом успешного раскрытия преступления и факта нарушения общественного порядка. Следует понимать, что умение разговорить закрытого недоверчивого персонажа, владеющего необходимой информацией, имеет особое значение для успешного расследования преступления. Для того, чтобы расположить к себе собеседника сотруднику необходимо найти общие темы, заинтересовать и привлечь к диалогу. Если со стороны сотрудника будут применены угрозы или грубое обращение, это вызовет у опрашиваемых крайне негативную реакцию и помешает построить беседу [2, 8].

Перед принятием решения о задержании сотруднику необходимо детально проанализировать текущую обстановку, оценить человека и особенности его поведения - жестикуляцию, мимику, глаза, а также правильно провести опрос. До предъявления сотрудником подлинных фактов преступники зачастую сообщают ложную информацию и настаивают на ней, пока не получат доказательств обратного. Если у сотрудника имеются подозрения о причастности гражданина к противоправной деятельности, правильным решением будет не демонстрировать это и продолжать диалог в прежнем ключе. Чтобы не дать понять гражданину о своих подозрениях сотрудник должен демонстрировать спокойствие, сдержанность, невозмутимость [4, 5].

Таким образом, успешному решению задач службы способствуют правильно установленные взаимоотношения между сотрудниками полиции и гражданами.

Также на формирование реноме сотрудника у окружающих значительное влияние оказывают внешний вид полицейского, слова, тон, которыми они сказаны, манеры, поступки и т.д. Сотрудник должен помнить о том, что его «образ», что и как он делает, готовность прийти на помощь, являются детерминантами, по которым граждане судят в целом о полиции.

Наряду с изложенным, сотрудники полиции также должны помнить о коммуникативно-переговорных проблемах в конфликтных ситуациях. Любая конфликтная ситуация должна решаться в кратчайшие сроки, поскольку от знания причин конфликта зависит эффективность несения службы. В связи с тем что, выполняя свои профессиональные обязанности, сотрудники ОВД ежедневно коммуницируют с большим количеством людей самого разного контингента, повышение их компетентности происходит больше практическим путём. Но, не обладая исчерпывающими знаниями в описываемой области самостоятельное обучение сотрудников методом проб и ошибок неэффективно. Достичь наиболее успешных результатов произойдет быстрее и эффективнее в рамках целенаправленной подготовки сотрудников ОВД. Процесс обучения подразумевает изучение вопросов о сущности конфликта и его динамики, прогнозирование конфликтов, технологии управления конфликтными ситуациями [2, 3].

Конфликт в общении может возникнуть по ряду оснований: преступник умышленно искажает факты, причинно-следственные связи, последовательность событий, игнорирует добрые намерения сотрудника полиции и уходит в позиционность.

Практическое применение знаний в области разрешения конфликтных ситуаций подразумевают:

- умение управлять не только своим психологическим состояние, но и состоянием людей в конфликтных и экстренных ситуациях;

- умение вести диалог с людьми, провоцирующими конфликт;

- умение выявлять конфликтные ситуаций и их нейтрализация в самом начале их возникновения [3, 6, 7].

Знания в области человеческого поведения помогут определить, на что способен индивид в стрессовой ситуации, опираясь на анализ его поведения. Но по-настоящему определяющее значение имеют личностные качества сотрудника. У каждого человека есть сильные и слабые стороны, привычки, черты характера. Рассматривая индивида с точки зрения

совокупности его индивидуальных качеств, можно предположить какими будут его действия в стрессовой ситуации и не только [9].

Изучение конфликтной компетентности опытным путём неэффективно и занимает много времени. Поэтому сотрудники ОВД в период обучения в образовательной организации получают знания на специальных дисциплинах, таких как психология конфликта. Отработка умений и навыков, полученных во время обучения, производится на специальных тренажерах, а так же путём моделирования конфликтной ситуации [8, 9].

Выводы. В заключении отметим, что переоценить значение коммуникативно-переговорной компетентности в ходе расследования преступления практически невозможно, поскольку от нее зависит успешность профессиональной деятельности служителя правопорядка. Коммуникативно-переговорная компетентность сотрудника полиции формирует навык профессионального общения, который предполагает владение сотрудником определенными психологическими приемами воздействия на объект коммуникации.

Литература:

1. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 № З-ФЗ [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/ (дата обращения 02.02.2022).

2. Балашова, В.А. Коммуникативная толерантность как детерминанта профессионального общения сотрудника полиции / В.А. Балашова // В сборнике: Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения - 2021). Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, - 2021. - С. 55-59.

3. Карданов, А.Р. Роль коммуникативной компетентности и культуры общения в служебной деятельности сотрудника полиции / А.Р. Карданов // Евразийский юридический журнал. - 2021. - №10(161). - С. 390-391.

4. Карданов, А.Р. Коммуникативный аспект профессиональной подготовки сотрудников МВД на курсах повышения квалификации / А.Р. Карданов // Журнал прикладных исследований. - 2021. - Т. 1. - № 6. - С. 48-51.

5. Каримова, Т.С. Проблема формирования коммуникативной компетентности сотрудников полиции как профессионально важного качества / Т.С. Каримова // Успехи гуманитарных наук. - 2020. - № 7. - С. 101-106.

6. Коблов, Ф.Ч. Коммуникативная компетентность и культура общения в служебной деятельности сотрудника полиции / Ф.Ч. Коблов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2012. - Т. 18. - № 4. - С. 205.

7. Коблов, Ф.Ч. К вопросу о роли коммуникативных качеств при установлении взаимодействия сотрудников полиции с гражданами / Ф.Ч. Коблов, Р.Ш. Хадиков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 47. -С. 25-29.

8. Тарасова, Я.О. Коммуникативная компетентность в служебной деятельности современного полицейского / Я.О. Тарасова // В сборнике: Актуальные вопросы социально-гуманитарного знания в системе высшего образования. Сборник материалов научных семинаров. - Воронеж, - 2020. - С. 107-109.

9. Теуважуков, А.Х. Вопросы формирования конфликтной компетентности сотрудников ОВД в процессе профессиональной деятельности / А.Х. Теуважуков // Евразийский юридический журнал. - 2021. - № 10 (161). - С. 477-478.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат исторических наук Кирюхин Дмитрий Вячеславович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия» (г. Нижний Новгород); кандидат философских наук, доцент Полозова Валентина Петровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия» (г. Нижний Новгород); кандидат филологических наук Радкевич Анна Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия» (г. Нижний Новгород)

ПРЕПОДАВАНИЕ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА НА ВЕТЕРИНАРНОМ ФАКУЛЬТЕТЕ: ОШИБКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

КАК ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГА

Аннотация. В статье рассматривается проблема использования педагогом ошибок студентов в качестве источника для дополнительных и творческих заданий. Материалом послужили самостоятельные и контрольные работы, выполненные студентами очного и заочного отделения первого курса за шесть учебных лет (2015-2021) на практических занятиях по латинскому языку и основам медицинской терминологии на ветеринарном факультете Нижегородской ГСХА. Учебная дисциплина «Латинский язык является одной из базовых в первом (осеннем) семестре для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 36.05.01 «Ветеринария» и направлению бакалавриата 36.03.01 «Ветеринарно-санитарная экспертиза». Изучая латынь, будущие специалисты и бакалавры не только знакомятся с античной культурой, но и постигают азы латинской анатомической и клинической терминологии, приобретают опыт написания латинской части рецепта. Важной задачей является использование самых разных методов для того, чтобы усвоение материала было максимально успешным, поскольку он представляет собой фундамент для освоения других дисциплин. Подобный подход требует от педагога наличие определенного педагогического опыта, проведенный сбор материалов и их разносторонний анализ, что подразумевает определенные временные затраты. Кроме того ошибки обучающихся зачастую просто не рассматриваются как объект изучения, тем более как бесценный кладезь новых письменных и творческих заданий. Все вышесказанное является причинами того, что в настоящее время количество подобных научных исследований сравнительно невелико. Переходя к рассмотрению непосредственно студенческих работ и ошибок, встречающихся в них, авторы следуют порядку тематического плана курса. Материал, посвященный времени обучения в дистанционной форме, выделен авторами отдельно, так как подобная работа существенно отличается от проведения аудиторных занятий. В соответствии с имеющимся собранным материалом приводится классификация ошибок. Некоторые из них связаны с неправильным употреблением грамматики латинского языка, некорректно выполненным переводом и неточностями, либо были допущены в анатомических и клинических терминах. Среди возможных причин названы невнимательность, неумение работать со словарем, составлять схемы строения и перевода многокомпонентных анатомических и клинических терминов, использование онлайн-переводчиков. Авторы делают вывод о том, что грамотное использование педагогом ошибок студентов как материал для дополнительных и творческих заданиях в учебной и внеучебной деятельности может стать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.