Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ И РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ'

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ И РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / ПРЕСТУПНИК / КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЙ НАВЫК / КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карачаев Аслан Русланович, Шогенов Заур Артурович

В статье анализируется коммуникативная компетентность сотрудника полиции при выявлении и расследовании преступлений. Отмечается, что выявление и задержание антиобщественных элементов является залогом безопасного существования общества и государства. Ключевым компонентом компетентности сотрудника выступает коммуницирование с антиобщественными элементами, умение расположить к себе собеседника. Установлено, что развитие коммуникативных навыков сотрудников полиции в процессе профессиональной деятельности актуализируется необходимостью успешного распознавания конфликтных ситуаций, причин их возникновения, а также нахождения методов их разрешения с целью выработки оптимальной стратегии поведения в возникшей ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE COMPETENCE OF A POLICE OFFICER IN DETECTING AND INVESTIGATING CRIMES

The article analyzes the communicative competence of a police officer in detecting and investigating crimes. It is noted that the identification and detention of antisocial elements is the key to the safe existence of society and the state. The key component of the employee’s competence is communication with antisocial elements, the ability to win over the interlocutor. It has been established that the development of communication skills of police officers in the course of their professional activities is updated by the need to successfully recognize conflict situations, their causes, as well as to find methods for resolving them in order to develop an optimal behavior strategy in the situation that has arisen.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ И РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_3_1_85 УДК 343:378

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ И РАССЛЕДОВАНИИ

ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Карачаев Аслан Русланович,

преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал), Краснодарский университет МВД России, г. Нальчик, Россия, e-mail: amv_@mail.ru

Шогенов Заур Артурович,

преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал), Краснодарский университет МВД России, г. Нальчик, Россия, e-mail: amv_@mail.ru

В статье анализируется коммуникативная компетентность сотрудника полиции при выявлении и расследовании преступлений. Отмечается, что выявление и задержание антиобщественных элементов является залогом безопасного существования общества и государства. Ключевым компонентом компетентности сотрудника выступает коммуницирование с антиобщественными элементами, умение расположить к себе собеседника. Установлено, что развитие коммуникативных навыков сотрудников полиции в процессе профессиональной деятельности актуализируется необходимостью успешного распознавания конфликтных ситуаций, причин их возникновения, а также нахождения методов их разрешения с целью выработки оптимальной стратегии поведения в возникшей ситуации.

Ключевые слова: сотрудник полиции; преступник; культура общения; коммуникативный навык; конфликтная ситуация; профессиональная компетентность.

UDC 343:378

COMMUNICATIVE COMPETENCE OF A POLICE OFFICER IN DETECTING AND INVESTIGATING CRIMES

Karachaev Aslan Ruslanovich,

Lecturer, Department of Organization of Law Enforcement, North Caucasian Institute for Advanced Studies (branch), Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: amv_@mail.ru

Shogenov Zaur Arturovich,

Lecturer, Department of Organization of Law Enforcement, North Caucasian Institute for Advanced Studies (branch), Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: amv_@mail.ru

The article analyzes the communicative competence of a police officer in detecting and investigating crimes. It is noted that the identification and detention of antisocial elements is the key to the safe existence of society and the state. The key component of the employee's competence is communication with antisocial elements, the ability to win over the interlocutor. It has been established that the development of communication skills of police officers in the course of their professional activities is updated by the need to successfully recognize conflict situations, their causes, as well as to find methods for resolving them in order to develop an optimal behavior strategy in the situation that has arisen.

Keywords: police officer; criminal; culture of communication; communication skill; conflict situation; professional competence.

Залогом безопасного существования общества и государства являются поиск и поимка антиобщественных элементов, посягающих на общественный правопорядок. Указанные функции в современном государстве возлагаются на сотрудников полиции, чья деятельность регламентирована нормами Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции». Для успешного осуществления указанной деятельности сотрудники полиции должны обладать определенными знаниями, умениями и навыками, формирующими в совокупности профессиональную компетентность сотрудника по выявлению преступника в толпе, не прибегая к каким-либо техническим средствам. Экстремальность является базовой специфической характеристикой практической деятельности служителей правопорядка. Экстремальность характеризуется дефицитом времени на решение задачи по выявлению, задержанию и обезвреживанию правонарушителя, значительными психоэмоциональными перегрузками и пр. При всем этом действия сотрудника всегда должны укладываться в рамки Конституции Российской Федерации и уголовно-процессуального законодательства [7; 10].

Профессиональная деятельность сотрудников полиции сопряжена с постоянным взаимодействием людей, отличающихся наличием асоциальных установок, неуправляемостью, агрессивностью, скрытым характером преступной деятельности, недоброжелательным отношением к представителям власти. Также современный криминалитет с каждым днем действует все изощреннее, вуалируя свои преступные помыслы под маской добропорядочности. У сотрудников полиции, не обладающих определенными профессиональными компетенциями, возникают определенные трудности при распознавании таких граждан, а это в свою очередь обусловливает проблему своевременного принятия мер к их задержанию и обезвреживанию. Сотрудники полиции, обладающие необходимым фондом профессиональных компетенций, умеют правильно осмыслить причину, тенденции и текущее состояние преступности, а также грамотно разработать и реализовать наиболее перспективные способы борьбы с правонарушителями. Наряду с указанными необходимыми качествами сотрудников полиции, способ-

ствующими выявлению потенциальных правонарушителей из массы людей, являются наблюдательность, внимательность, коммуникабельность. «Наметанный глаз» правоохранителя на граждан, имеющих преступные помыслы или уже переступивших черту закона, позволяют обнаружить характерные подозрительные особенности их поведения, которые не заметны окружающим [10].

Особенности складывающейся десятилетиями ситуации в задержании и обезвреживании преступников оставили за полем внимания проблему коммуникативного характера и умение расположить к себе собеседника, которые являются фундаментом компетентности служителя правопорядка. Успеху овладения культурой общения способствует целенаправленное формирование оценочного отношения к высказыванию [3; 4; 8].

Развитие коммуникативных навыков сотрудников полиции в процессе профессиональной деятельности актуализируется необходимостью успешного распознавания конфликтных ситуаций, причин их возникновения, а также нахождения методов их разрешения с целью выработки оптимальной стратегии поведения в возникшей ситуации. Но обладание большим количеством теоретических знаний теряет свою эффективность, если не уметь ими правильно пользоваться на практике.

Одним из ключевых компонентов коммуникативного навыка сотрудника полиции выступают высокий уровень владения профессиональной терминологией и умение строить грамотную речь на основе профессионально значимого диалога. Внедрение современных технологий в сферу борьбы с преступностью, с одной стороны, упростило работу полицейского, а с другой - у того же полицейского утратилась необходимость актуализировать свои профессиональные навыки - совершенствовать умение общаться, точное формулирование мыслей и ведение диалога. Со своей стороны считаем, что, в структуре коммуникативной компетентности сотрудников полиции необходимо постоянно совершенствовать навыки конструктивного общения с правонарушителями; закономерности профессионального общения; применения психотехнологий и психотехник общения [4; 9].

Специалисты утверждают, что хороший навык опросной беседы является залогом успешного раскрытия преступления и факта нарушения общественного порядка. Следует понимать, что умение разговорить закрытого недоверчивого персонажа, владеющего необходимой информацией, имеет особое значение для успешного расследования преступления. Для того чтобы расположить к себе собеседника сотруднику необходимо найти общие темы, заинтересовать и привлечь к диалогу. Если со стороны сотрудника будут применены угрозы или грубое обращение, это вызовет у опрашиваемых крайне негативную реакцию и помешает построить беседу [1; 2; 8; 10].

Перед принятием решения о задержании сотруднику необходимо детально проанализировать текущую обстановку, оценить человека и особенности его поведения - жестикуляцию, мимику, глаза, а также правильно провести опрос. До предъявления сотрудником подлинных фактов преступники зачастую сообщают ложную информацию и настаивают на ней, пока не получат доказательств обратного. Если у сотрудника имеются подозрения о причастности гражданина к противоправной деятельности, правильным решением будет не демонстрировать это и продолжать диалог в прежнем ключе. Чтобы не дать понять гражданину о своих подозрениях, сотрудник должен демонстрировать спокойствие, сдержанность, невозмутимость [4; 5; 10].

Таким образом, успешному решению задач службы способствуют правильно установленные взаимоотношения между сотрудниками полиции и гражданами.

Также на формирование реноме сотрудника у окружающих значительное влияние оказывают внешний вид полицейского, слова, тон, которыми они сказаны, манеры, поступки и т. д. Сотрудник должен помнить о том, что его образ, что и как он делает, готовность прийти на помощь, являются детерминантами, по которым граждане судят в целом о полиции.

Сотрудники полиции также должны помнить о коммуникативных проблемах в конфликтных ситуациях. В связи с тем что выполняя свои профессиональные обязанности, сотрудники ежедневно коммуници-руют с большим количеством людей самого

разного контингента, повышение их компетентности происходит больше практическим путем. Но без исчерпывающих знаний в описываемой области самостоятельное обучение сотрудников методом проб и ошибок неэффективно. Достижение наиболее успешных результатов произойдет быстрее и эффективнее в рамках целенаправленной подготовки сотрудников ОВД. Процесс обучения подразумевает изучение вопросов о сущности конфликта и его динамики, прогнозирование конфликтов, технологии управления конфликтными ситуациями [2; 3].

Конфликт в общении может возникнуть по ряду оснований: преступник умышленно искажает факты, причинно-следственные связи, последовательность событий, игнорирует добрые намерения сотрудника полиции и уходит в позиционность.

Практическое применение знаний в области разрешения конфликтных ситуаций подразумевает:

- умение управлять не только своим психологическим состояние, но и состоянием людей в конфликтных и экстренных ситуациях;

- умение вести диалог с людьми, провоцирующими конфликт;

- умение выявлять конфликтные ситуации и их нейтрализация в самом начале их возникновения [3; 6; 7].

Знания в области человеческого поведения помогут определить, на что способен индивид в стрессовой ситуации, опираясь на анализ его поведения. Но по-настоящему определяющее значение имеют личностные качества сотрудника. У каждого человека есть сильные и слабые стороны, привычки, черты характера. Рассматривая индивида с точки зрения совокупности его индивидуальных качеств, можно предположить, какими будут его действия в стрессовой ситуации и не только [9].

Изучение конфликтной компетентности опытным путем неэффективно и занимает много времени. Поэтому сотрудники полиции в период обучения в образовательной организации получают знания на специальных дисциплинах, таких как психология конфликта. Отработка умений и навыков, полученных во время обучения, производится на специальных тренажерах, а также путем моделирования конфликтной ситуации [8; 9].

В заключение отметим, что результаты, качество и сроки расследования противоправных деяний коррелируют с профессиональной компетентностью сотрудника,

выполняющего данную задачу, его коммуникативными навыками и умениями применять их на практике.

Список литературы_

1. Ашхотова, Л. А. Коммуникация в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел / Л. А. Ашхотова // Категория «социального» в современной педагогике и психологии : материалы 8-й всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием / Научно-образовательный центр «Перспектива». - Ульяновск, 2020. - С. 341-344.

2. Балашова, В. А. Коммуникативная толерантность как детерминанта профессионального общения сотрудника полиции / В. А. Балашова // Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения - 2021) : материалы международной научно-практической конференции. - Санкт-Петербург, 2021. - С. 55-59.

3. Коблов, Ф. Ч. К вопросу о формировании профессионализма сотрудников органов внутренних дел / Ф. Ч. Коблов // Евразийский юридический журнал. - 2018. - № 10 (125). - С. 363-364.

4. Карданов, А. Р. Роль коммуникативной компетентности и культуры общения в служебной деятельности сотрудника полиции / А. Р. Карданов // Евразийский юридический журнал. - 2021. - № 10 (161). - С. 390-391.

5. Каримова, Т. С. Проблема формирования коммуникативной компетентности сотрудников полиции как профессионально важного качества / Т. С. Каримова // Успехи гуманитарных наук. - 2020. - № 7. - С. 101-106.

6. Ковтун, Н. А. Коммуникативная компетенция в системе правоохранительной деятельности как социокультурный фактор / Н. А. Ковтун // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях : сборник материалов XXIII международной научно-практической конференции. В 2 томах. - 2018. - С. 288-292.

7. Сергиенко, А. С. К вопросу о формировании конфликтной компетентности сотрудников органов внутренних дел / А. С. Сергиенко // Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики : материалы XXIII международной научно-практической конференции. В 2 частях / Ответственный редактор Д. В. Ким. - 2020. - С. 43-46.

8. Тарасова, Я. О. Коммуникативная компетентность в служебной деятельности современного полицейского / Я. О. Тарасова // Актуальные вопросы социально-гуманитарного знания в системе высшего образования : сборник материалов научных семинаров. - Воронеж, 2020. - С. 107-109.

9. Теуважуков, А. Х. Вопросы формирования конфликтной компетентности сотрудников ОВД в процессе профессиональной деятельности / А. Х. Теуважуков // Евразийский юридический журнал. - 2021. - № 10(161). -С. 477-478.

10. Цветков, В. Л. Психология профессионального общения : учебное пособие / В. Л. Цветков, В. А. Юренко-ва. - Москва : Новая юстиция, 2021. - 242 с.

References_

1. Ashxotova L.A. Kommunikaciya v professional'noj deyatel'nosti sotrudnikov organov vnutrennix del // Kategoriya «social'nogo» v sovremennoj pedagogike i psixologii : materialy' 8-j vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s distancionny'm i mezhdunarodny'm uchastiem / Nauchno-obrazovatel'ny'j centr «Perspektiva». Ul'yanovsk, 2020. S. 341-344.

2. Balashova V. A. Kommunikativnaya tolerantnost' kak determinanta professional'nogo obshheniya sotrudnika policii. Aktual'ny'e problemy' psixologii pravooxranitel'noj deyatel'nosti: koncepcii, podxody', texnologii (Vasil'evskie chteniya -2021) : materialy' mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2021. S. 55-59.

3. Koblov F.Ch. K voprosu o formirovanii professionalizma sotrudnikov organov vnutrennix del. Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. 2018. № 10 (125). S. 363-364.

4. Kardanov A.R. Rol' kommunikativnoj kompetentnosti i kul'tury' obshheniya v sluzhebnoj deyatel'nosti sotrudnika policii. Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. 2021. № 10 (161). S. 390-391.

5. Karimova T.S. Problema formirovaniya kommunikativnoj kompetentnosti sotrudnikov policii kak professional'no vazhnogo kachestva. Uspexi gumanitarny'x nauk. 2020. № 7. S. 101-106.

6. Kovtun N.A. Kommunikativnaya kompetenciya v sisteme pravooxranitel'noj deyatel'nosti kak sociokul'turny'j faktor. Deyatel'nost' pravooxranitel'ny'x organov v sovremenny'x usloviyax : sbornik materialov XXIII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. V 2 tomax. 2018. S. 288-292.

7. Sergienko A.S. K voprosu o formirovanii konfliktnoj kompetentnosti sotrudnikov organov vnutrennix del. Aktual'ny'e problemy' bor'by' s prestupnost'yu: voprosy' teorii i praktiki : materialy' XXIII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. V 2 chastyax / Otvetstvenny'j redaktor D. V. Kim. 2020. S. 43-46.

8. Tarasova Ya.O. Kommunikativnaya kompetentnost' v sluzhebnoj deyatel'nosti sovremennogo policejskogo. Aktual'ny'e voprosy' social'no-gumanitarnogo znaniya v sisteme vy'sshego obrazovaniya : sbornik materialov nauchny'x seminarov. Voronezh, 2020. S. 107-109.

9. Teuvazhukov A.X. Voprosy' formirovaniya konfliktnoj kompetentnosti sotrudnikov OVD v processe professional'noj deyatel'nosti. Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. 2021. № 10(161). S. 477-478.

10. Czvetkov V.L., Yurenkova V.A. Psixologiya professional'nogo obshheniya : uchebnoe posobie. Moskva : Novaya yusticiya, 2021. 242 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.