Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ'

КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / СОТРУДНИКИ МВД РОССИИ / УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА / РЕЧЕВЫЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дауров Алим Ибрагимович

В статье рассматриваются коммуникационные умения сотрудников полиции. Отмечается, что условия профессиональной деятельности связаны с экстремальностью и чрезвычайностью, оперативным реагированием. Указывается, что многие сотрудники не готовы к выполнению возложенных на них служебных обязанностей, поскольку в образовательных организациях МВД России образцы специальной техники и нормативно-правовые акты быстро теряют свою актуальность. Постоянно повышающиеся требования к арсеналу правовых знаний и коммуникативных умений правоохранителей детерминирует необходимость самообразования и самосовершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATION SKILLS OF A POLICE OFFICER: ESSENCE, CONTENT AND PURPOSE

The article examines the communication skills of police officers. It is noted that the conditions of professional activity are associated with extreme and extreme, prompt response. It is indicated that many employees are not ready to perform their official duties, since in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, samples of special equipment and regulatory legal acts are quickly losing their relevance. The constantly increasing requirements for the arsenal of legal knowledge and communication skills of law enforcement officers determine the need for self-education and self-improvement.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ»

DOI 10.47576/2712-7516_2021_6_2_148 УДК 35.08:316.62

КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ

Дауров Алим Ибрагимович,

преподаватель кафедры огневой подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал), Краснодарский университет МВД России, г. Нальчик, Россия, e-mail: amv_1978@mail.ru

В статье рассматриваются коммуникационные умения сотрудников полиции. Отмечается, что условия профессиональной деятельности связаны с экстремальностью и чрезвычайностью, оперативным реагированием. Указывается, что многие сотрудники не готовы к выполнению возложенных на них служебных обязанностей, поскольку в образовательных организациях МВД России образцы специальной техники и нормативно-правовые акты быстро теряют свою актуальность. Постоянно повышающиеся требования к арсеналу правовых знаний и коммуникативных умений правоохранителей детерминирует необходимость самообразования и самосовершенствования.

Ключевые слова: коммуникативные умения; сотрудники МВД России; уровень профессионализма; речевые способности.

UDC 35.08:316.62

COMMUNICATION SKILLS OF A POLICE OFFICER: ESSENCE,

CONTENT AND PURPOSE

Daurov Alim Ibragimovich,

Lecturer at the Department of Fire Training, North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch), Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: amv_1978@mail.ru

The article examines the communication skills of police officers. It is noted that the conditions of professional activity are associated with extreme and extreme, prompt response. It is indicated that many employees are not ready to perform their official duties, since in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, samples of special equipment and regulatory legal acts are quickly losing their relevance. The constantly increasing requirements for the arsenal of legal knowledge and communication skills of law enforcement officers determine the need for self-education and self-improvement.

Keywords: communication skills; employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia; the level of professionalism; speech abilities.

Произошедшие за последние годы трансформационные процессы в социально-экономической, политической и культурной сферах общественной жизни существенно осложнили деятельность системы МВД, в результате чего обусловились новые требования к профессиональной подготовке и кадровому обеспечению системы.

Условия профессиональной деятельности, для которой наиболее характерны экстремальность и чрезвычайность, требуют

от правоохранителей оперативного реагирования. А учитывая, что сферу правоохранительной деятельности осуществляет большое число молодых сотрудников, то можно заметить, что многие из них не готовы к выполнению возложенных на них трудовых функций. Причиной тому служит сложная адаптация выпускников вузов МВД к условиям службы, поскольку изучаемые в образовательных организаций образцы специальной техники и нормативно-правовые

акты теряют свою актуальность и в процессе профессиональной деятельности молодые сотрудники сталкиваются с необходимостью освоения новых положений. Вдобавок постоянно повышающиеся требования к арсеналу правовых знаний и коммуникативных умений правоохранителей детерминирует необходимость постоянно самообразовываться и самосовершенствоваться. А, как известно, именно коммуникативные умения являются залогом успешной деятельности сотрудника полиции, в связи с чем к указанным умениям предъявляются определенные требования [1; 3; 6].

Каждый сотрудник должен обладать целым набором коммуникативных качеств, составляющих специфику общения с гражданами, осужденными, коллегами, начальствующим составом, подчиненными. Задача каждого сотрудника состоит в естественной реализации своей деятельности в коллективе, он должен уметь организовывать информационный обмен, правильно координировать свою деятельность в служебном коллективе и определять межличностные границы. Никакой коллектив не обходится без конфликтов. Их необходимо разрешать мирными путями с устранением причин возникновения.

Если сотрудник является руководителем структурного подразделения, то его коммуникативные умения становятся одним из ключевых концептов успешной деятельности вверенного ему коллектива. Руководитель, не обладающий коммуникативными умениями, допускает много ошибок при управлении личным составом, которые чреваты в будущем обострением психологической напряженности в состоянии подчиненных, что приводит к снижению эффективности их деятельности.

Когда трудовая функция сотрудника связана с коммуникацией с гражданами, ему необходимо помнить, что в процессе общения у населения формируется мнение о роли в обществе и соответствующее отношение к правоохранительным органам. И задача сотрудника состоит в реализации коммуникативных умений таким образом, чтобы сформировать о системе МВД позитивное мнение [2; 8; 11].

Грамотный сотрудник полиции может на высоком уровне выполнять оперативно-слу-

жебные и служебно-боевые задачи. Однако это не во всех случаях подразумевает высокий уровень коммуникативных умений «из-за отсутствия должной теоретической и практической подготовки к деятельности в системе «человек-человек» и такие сотрудники чаще всего пользуются сложившимися стереотипами, которые не всегда эффективны. Также руководители подразделений, избрав неверный стиль управления и средства воздействия на подчиненных, порождают конфликтные ситуации, которые в результате приводят к грубости сотрудников при общении с гражданами. А это уже является детерминантом негативного имиджа, формируемого со стороны населения по отношению ко всем сотрудникам правоохранительных органов» [4; 9].

Таким образом, наличие знаний и умений коммуникативного взаимодействия и разрешения конфликтных ситуаций является условием эффективной профессиональной деятельности сотрудников МВД России.

Сегодня в системе МВД более чем у половины сотрудников отмечается недостаточный уровень коммуникативных умений и навыков по самостоятельному их приобретению и совершенствованию. Основными причинами здесь можно выделить следующие:

- недостаточное внимание к формированию указанных умений в процессе обучения, первоначальной и профессиональной подготовки, а также повышения квалификации сотрудников;

- недооценка значимости и важности коммуникативных умений в профессиональной деятельности.

Следовательно, указанные причины актуализируют необходимость формирования коммуникативных умений. Требования общества к профессиональным качествам сотруд -ников полиции постоянно увеличиваются, важное место среди них отводится культуре общения.

Рассматривая сущность и содержание коммуникативных умений, следует отметить их направленность на формирование способности к общению в одном, нескольких или всех видах речевой (переговорной) деятельности. При этом под речевой деятельностью понимается деятельность конкретно-социального характера, а приобретаются коммуникативные умения посредством есте-

ственного повседневного общения или специально организованного обучения [5].

В целом можно заключить, что речевая де -ятельность состоит в материализации мысли путем обращения ее в словесную форму в целях достижения определенного эффекта (общение, влияние, оказание воздействия и т. п.).

Итак, коммуникативные умения представляют собой способность общаться, быстро и четко устанавливать с людьми необходимое взаимодействие (дружеское, деловое), осведомляться о предмете коммуникации и воплощать знания на практике.

Профессиональная деятельность сотрудников характеризуется необходимостью общения с широкой публикой. Коммуникация носит многосторонний и исключительный характер. Многосторонность в данном случае проявляется в общении с различными слоями населения, которые отличаются возрастом, профессиональной принадлежностью, образованием и образованностью, правовой и социальной принадлежностью и пр. Все это детерминирует необходимость формирования у сотрудников МВД России коммуникативных умений, в диапазоне, позволяющем правильно организовать производство различных следственных, оперативно-розыскных и профилактических мероприятий. Главным умением сотрудника в процессе коммуникации является готовность к перевоплощению для установления более близкого и доверительного контакта со всеми лицами, попадающими в сферу его деятельности. В этой связи сотрудник должен уметь грамотно и адекватно ориентироваться в ситуациях профессионального общения, контактировать с гражданами, представляющими профессиональный интерес, оказывать психическое воздействие и управлять ходом развития коммуникации с гражданами. Также сотруднику важно уметь владеть саморегулятивными психотехниками и навыками эмоциональной разгрузки [3; 12].

Авторы, исследовавшие данную проблему, предлагают в системе коммуникативных умений выделить узкоспециализированную (юридическую) группу и психолого-педагогическую группу, которая состоит из умений и способностей разрешать конфликты, сохраняя при этом собственное психическое здоровье.

Коммуникативные умения сотрудников полиции обладают следующими признаками:

- принадлежность к интеллектуальным способностям индивида;

- переговорный (речевой) характер;

- приобретение в естественной среде человеческой жизнедеятельности и при помощи специально организованного обучения;

- обладание несколькими видами речевой деятельности.

Рассматривая структурные элементы коммуникации сотрудников, можно выделить следующие:

- вербально-коммуникативный, состоящий из возможности обрабатывать, группировать, запоминать информацию путем придания ей языковых обозначений;

- лингвистический, состоящий из понимания и возможности производить неограниченное количество законченных мыслей при помощи усвоенных языковых знаков и правил их сочетания;

- вербально-когнитивный, состоящий в понимании уместности воспроизводимой информации;

- метакоммуникативный, состоящий в знании понятийного аппарата, необходимого для анализа и оценки средств речевого общения.

Для успешного осуществления коммуникации сотруднику полиции необходимо обладать умениями вести вербальный и невербальный обмен информацией, проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника, убеждать и аргументировано защищать свои позиции, грамотно вести устную и письменную речь, разрабатывать тактику, стратегию и технику взаимодействия с людьми, организовывать совместную деятельность для решения поставленных задач.

Принимая во внимание профессиональную направленность коммуникативных умений сотрудников и специфичность целевой аудитории, с которой они коммуницируют, которая состоит не из лучших представителей нашего общества, демонстрирующих стойкое нежелание вступать контакт с правоохранителями, следует быть готовым к обострению взаимоотношений и возникновении конфликтов. Соответственно, своеобразность коммуникативной деятельности сотрудников МВД России обусловливает психологические особенности, которые делают ее специфичной.

Сотрудники МВД России в своей профессиональной деятельности сталкиваются с «необходимостью установления лиц, совершивших правонарушения, свидетелей, потерпевших и т. п., что предопределяет за-данность параметров общения. Это выражается со стороны сотрудников в установлении истины, а со стороны преступников - сокрытие обстоятельств, совершенного антиобщественного деяния и стремления избежать ответственности» [7; 10]. И главное здесь не забывать о нормативности, регулируемой нормами процессуального законодательства, общения сотрудника МВД с указанным контингентом лиц. Вместе с тем сотрудник должен учитывать манеры общения, приня-

тые в преступной среде, - жаргон, специфические средства общения, наличие татуировок и т. п., знание которых облегчит решение задач службы.

В заключение отметим, что проблема получения сотрудниками полиции коммуникативных умений не теряет своей актуальности ввиду повышающихся требований к уровню их профессионализма. Важность коммуникативных умений состоит в постоянной ответственности сотрудников за имидж правоохранительной системы для общества и авторитет правоохранителей в глазах граждан. Умение строить грамотную коммуникацию повышает эффективность профессиональной деятельности сотрудников.

Список литературы_

1. Ашхотова, Л. А. Коммуникация в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел / Л. А. Ашхотова // Категория «социального» в современной педагогике и психологии : материалы 8-й всероссий -ской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием / Научно-образовательный центр «Перспектива». - Ульяновск, 2020. - С. 341-344.

2. Балашова В. А. Коммуникативная толерантность как детерминанта профессионального общения сотрудника полиции / В. А. Балашова // Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения - 2021) : материалы международной научно-практической конференции. - Санкт-Петербург, 2021. - С. 55-59.

3. Военная педагогика и психология / А. В. Барабанщиков, В. П. Давыдов, Э. П. Утлик, Н. Ф. Феденко / под ред. А. В. Барабанщикова. - Москва : Воениздат, 1986. - 239 с.

4. Каримова, Т. С. Проблема формирования коммуникативной компетентности сотрудников полиции как профессионально важного качества / Т. С. Каримова // Успехи гуманитарных наук. - 2020. - № 7. - С. 101-106.

5. Карданов, Р. Р. Коммуникативный аспект профессиональной подготовки сотрудника полиции / Р. Р. Карданов, М. Х. Машекуашева // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - Т. 8. - № 6-2. -С. 104-107.

6. Коблов, Ф. Ч. К вопросу о формировании профессионализма сотрудников органов внутренних дел / Ф. Ч. Коблов // Евразийский юридический журнал. - 2018. - № 10 (125). - С. 363-364.

7. Ковтун, Н. А. Коммуникативная компетенция в системе правоохранительной деятельности как социокультурный фактор / Н. А. Ковтун // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях : сборник материалов XXIII международной научно-практической конференции : в 2 томах. - 2018. - С. 288-292.

8. Кочесокова, З. Х. Особенности моделирования индивидуальных стратегий коммуникативной компетентности в деятельности сотрудников полиции / З. Х. Кочесокова, М. Х. Машекуашева // Общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений : материалы V международной научно-практической конференции. - 2014. - С. 121-123.

9. Кучмезов, Р. А. Характеристика способности устанавливать доверительные отношения с населением у сотрудников полиции / Р. А. Кучмезов // Современные педагогические технологии профессионального образования : сборник статей по материалам международной заочной научно-практической конференции. - Москва, 2019. - С. 239-244.

10. Родин, В. Ф. Некоторые проблемы профессионального общения сотрудников МВД России / В. Ф. Родин, А. М. Хомутов // Психология и педагогика служебной деятельности. - 2020. - № 2. - С. 108-112.

11. Тарасова, Я. О. Коммуникативная компетентность в служебной деятельности современного полицейского / Я. О. Тарасова // Актуальные вопросы социально-гуманитарного знания в системе высшего образования : сборник материалов научных семинаров. - Воронеж, 2020. - С. 107-109.

12. Цветков, В. Л. Психология профессионального общения : учебное пособие / В. Л. Цветков, В. А. Юренко-ва. - Москва, 2021. - 242 с.

References_

1. Ashxotova L.A. Kommunikaciya v professional'noj deyatel'nosti sotrudnikov organov vnutrennix del. Kategoriya «social'nogo» v sovremennoj pedagogike i psixologii : materialy 8-j vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s distancionny'm i mezhdunarodny'm uchastiem / Nauchno-obrazovatel'nyj centr «Perspektiva». Ulyanovsk, 2020. S. 341-344.

2. Balashova V.A. Kommunikativnaya tolerantnost' kak determinanta professional'nogo obshheniya sotrudnika policii. Aktual'ny'e problem/ psixologii pravooxranitel'noj deyatel'nosti: koncepcii, podxody', texnologii (Vasil'evskie chteniya -2021) : materialy' mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2021. S. 55-59.

3. Voennaya pedagogika i psixologiya /A.V. Barabanshhikov, V.P. Davydov, E'.P. Utlik, N.F. Fedenko /pod red. AV. Barabanshhikova. Moskva: Voenizdat, 1986. 239 s.

4. Karimova T.S. Problema formirovaniya kommunikativnoj kompetentnosti sotrudnikov policii kak professional'no vazhnogo kachestva. Uspexi gumanitarny'x nauk. 2020. № 7. S. 101-106.

5. Kardanov R.R., Mashekuasheva M.X. Kommunikativny'j aspekt professional'noj podgotovki sotrudnika policii. Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya my'sl'. 2016. T. 8. № 6-2. S. 104-107.

6. Koblov F.Ch. K voprosu o formirovaniiprofessionalizma sotrudnikov organov vnutrennix del. Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. 2018. № 10 (125). S. 363-364.

7. Kovtun N.A. Kommunikativnaya kompetenciya v sisteme pravooxranitel'noj deyatel'nosti kak sociokul'turny'j faktor. Deyatel'nost' pravooxranitel'ny'x organov v sovremenny'x usloviyax : sbornik materialov XXIII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii : v 2 tomax. 2018. S. 288-292.

8. Kochesokova Z.X., Mashekuasheva M.X. Osobennosti modelirovaniya individual'ny'x strategij kommunikativnoj kompetentnosti v deyatel'nosti sotrudnikov policii. Obshhestvo v e'poxu peremen: formirovanie novy'x social'no-e'konomicheskix otnoshenij : materialy' V mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014. S. 121-123.

9. Kuchmezov R.A. Xarakteristika sposobnosti ustanavlivat' doveritel'ny'e otnosheniya s naseleniem u sotrudnikov policii. Sovremenny'e pedagogicheskie texnologii professional'nogo obrazovaniya : sbornik statej po materialam mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 2019. S. 239-244.

10. Rodin V.F., Xomutov A.M. Nekotorye problemy professional'nogo obshheniya sotrudnikov MVD Rossii. Psixologiya i pedagogika sluzhebnoj deyatel'nosti. 2020. № 2. S. 108-112.

11. Tarasova Ya.O. Kommunikativnaya kompetentnost' v sluzhebnoj deyatel'nosti sovremennogo policejskogo. Aktual'ny'e voprosy social'no-gumanitarnogo znaniya v sisteme vysshego obrazovaniya: sbornik materialov nauchnyx seminarov. Voronezh, 2020. S. 107-109.

12. Czvetkov V.L., Yurenkova V.A. Psixologiya professional'nogo obshheniya: uchebnoe posobie. Moskva, 2021. 242 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.