Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ: ПРАВОВОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ: ПРАВОВОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куршев Альберт Хасанович, Личутина Марина Геннадьевна

В статье рассматриваются особенности формирования морально-психологической устойчивости сотрудников полиции, профессиональная деятельность которых сопряжена с высокими физическими, психическими, морально-волевыми и интеллектуальными нагрузками, а также требует проявления высокой степени ответственности при решении служебно-прикладных задач и готовности к успешному преодолению стрессовых ситуаций. Отмечается, что уровень сформированности профессионально значимых качеств обусловливает результат эффективной службы. Делается акцент на том, что базовую личностную характеристику сотрудника полиции составляет морально-волевая устойчивость, формирующаяся в процессе профессиональной подготовки, которая носит непрерывный и целенаправленный характер. Эффективному развитию морально-волевой устойчивости способствуют самостоятельная подготовка, самообразование и самовоспитание, которые позволяют сотруднику полиции без внешнего влияния осмыслить собственную профессиональную позицию, оценить достигнутый уровень морально-психологической устойчивости и выявить резервы профессионального и личностного роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куршев Альберт Хасанович, Личутина Марина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MORAL AND VOLITIONAL STABILITY AMONG POLICE OFFICERS: LEGAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS

The article examines the features of the formation of moral and psychological stability of police officers, whose professional activities are associated with high physical, mental, moral, volitional and intellectual loads, and also require a high degree of responsibility in solving service-applied tasks and readiness to successfully overcome stressful situations. It is noted that the level of formation of professionally significant qualities determines the result of effective service. The emphasis is made on the fact that the basic personal characteristic of a police officer is moral and volitional stability, which is formed in the process of professional training, which is continuous and purposeful. The effective development of moral and volitional stability is facilitated by self-training, self-education and self-education, which allow a police officer to comprehend his own professional position without external influence, assess the achieved level of moral and psychological stability and identify the reserves of professional and personal growth.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ: ПРАВОВОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ»

юштавшшаившЕиишнш

DOI 10.47576/2712-7516_2021_4_2_67 УДК 35.08

ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ: ПРАВОВОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

АСПЕКТЫ

Куршев Альберт Хасанович,

старший преподаватель кафедры огневой подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал), Краснодарский университет МВД России, г. Нальчик, Россия, e-mail: [email protected]

Личутина Марина Геннадьевна,

кандидат педагогических наук, начальник кафедры кадровой, воспитательной и психологической работы в уголовно-исполнительной системе, Кировский институт повышения квалификации работников ФСИН России, г. Киров, Россия, e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются особенности формирования морально-психологической устойчивости сотрудников полиции, профессиональная деятельность которых сопряжена с высокими физическими, психическими, морально-волевыми и интеллектуальными нагрузками, а также требует проявления высокой степени ответственности при решении служебно-прикладных задач и готовности к успешному преодолению стрессовых ситуаций. Отмечается, что уровень сформированности профессионально значимых качеств обусловливает результат эффективной службы. Делается акцент на том, что базовую личностную характеристику сотрудника полиции составляет морально-волевая устойчивость, формирующаяся в процессе профессиональной подготовки, которая носит непрерывный и целенаправленный характер. Эффективному развитию морально-волевой устойчивости способствуют самостоятельная подготовка, самообразование и самовоспитание, которые позволяют сотруднику полиции без внешнего влияния осмыслить собственную профессиональную позицию, оценить достигнутый уровень морально-психологической устойчивости и выявить резервы профессионального и личностного роста.

Ключевые слова: сотрудник полиции; морально-волевые качества; профессиональная компетентность.

UDC 35.08

FORMATION OF MORAL AND VOLITIONAL STABILITY AMONG POLICE OFFICERS: LEGAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS

Kurshev Albert Khasanovich,

Senior Lecturer, Department of Fire Training, North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch), Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: [email protected]

Lichutina Marina Gennadievna,

Candidate of Pedagogy, Head of the Department of Personnel, Educational and Psychological Work in the Penitentiary System, Kirov Institute for Advanced Training of Employees of the Federal Penitentiary Service of Russia, Kirov, Russia, e-mail: [email protected]

The article examines the features of the formation of moral and psychological stability of police officers, whose professional activities are associated with high physical, mental, moral, volitional and intellectual loads, and also require a high degree of responsibility in solving service-applied tasks and readiness to successfully overcome stressful situations. It is noted that the level of formation of professionally significant qualities determines the result of effective service. The emphasis is made on the fact that the basic personal characteristic of a police officer is moral and volitional stability, which is formed in the process of professional training, which is continuous and purposeful. The effective development of moral and volitional stability is facilitated by self-training, self-education and self-education, which allow a police officer to comprehend his own professional position without external influence, assess the achieved level of moral and psychological stability and identify the reserves of professional and personal growth.

Keywords: police officer; moral and volitional qualities; professional competence.

Условия профессиональной службы сотрудников правоохранительных органов сопряжены с высокими физическими, психическими, морально-волевыми и интеллектуальными нагрузками, а также требуют от них проявления высокой степени ответственности при решении служебно-прикладных задач и готовности к успешному преодолению стрессовых ситуаций. Соответственно от уровня сформированности профессионально значимых качеств зависит эффективность службы.

Складывающаяся в последние годы общественно-политическая и экономическая обстановка в стране обусловливает необходимость обеспечения общественного порядка и безопасности граждан, в особенности в условиях пандемии, и требует от сотрудников правопорядка развития морально-волевой устойчивости к экстремальным условиям несения службы.

Реформирование системы МВД России привело к тому, что полиция стала государственным институтом, к которому в последние годы возросло доверие со стороны граждан. Этому способствовало повышение профессионализма кадрового потенциала полиции в контексте морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности, а также укрепления дисциплины и законности.

Следует также принимать во внимание

происходящие процессы модернизации ведомственного образования, которые направлены на переосмысление ключевых методологических подходов к практике принятия и реализации решений, связанных с обучением и профессиональной подготовкой квалифицированных кадров для системы МВД России. Соответственно, центральная роль в новой образовательной парадигме принадлежит повышению профессиональной компетентности обучающихся на основе усиления практикоориентированного обучения [8; 7].

Одной из важнейших задач, которая стоит перед образовательными организациями высшего образования МВД России, является подготовка профессионально грамотных специалистов, которые должны не только иметь высокий уровень профессиональной подготовленности, но и обладать развитыми профессионально значимыми и психологическими качествами личности:

- зрелой мотивационной сферой и развитым интеллектом;

- навыками анализа и самоанализа выполняемой деятельности;

- высокой работоспособностью и эмоциональной стабильностью;

- высоким уровнем самоконтроля и волевой регуляции;

- сформированными волевыми качествами [5; 4; 8].

Как известно, на плечи сотрудников полиции ложится обязанность по укреплению и защите законности, а также поддержанию справедливости и защищенности, так как их деятельность связана с ситуациями экстремального и чрезвычайного содержания (применение оружия, освобождение заложников, обеспечение режима КТО и пр.), что оказывает непосредственное влияние на формирование их личностных характеристик. Сотрудник полиции должен быть моральным примером как в профессиональной деятельности, так и вне службы.

Однако в некотором аспекте еще сохраняется неблагополучная ситуация с соблюдением личным составом органов МВД России дисциплины и законности, которая связана с серьезными недостатками в организации воспитательной работы в контексте формирования у сотрудников полиции морально-волевой устойчивости.

Успешность оперативно-служебной деятельности сотрудника полиции зависит от таких ключевых компонентов профессионализма, как психологическое состояние на момент решения задач службы, устойчивость и личностно значимые качества. Отсюда можно заключить, что базовую личностную характеристику сотрудника полиции составляет морально-волевая устойчивость, которая формируется в процессе профессиональной подготовки и носит непрерывный и целенаправленный характер [1; 6].

Правоохранительная деятельность, осуществляемая сотрудниками полиции, состоит в реализации личностных и профессиональных умений и навыков при обеспечении общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью и антиобщественными элементами. Профессия полицейского связана с риском для жизни и здоровья не только самих служителей правопорядка, но и мирных граждан. Часть сотрудников переориентируется на достижение собственного благополучия. В рамках служебных возможностей они начинают заниматься сомнительной деятельностью в целях извлечения незаконной прибыли (например, осуществляют охрану объектов негосударственной собственности и оперативно-розыскные мероприятия по поручению частных лиц, обеспечивают личную безопасность преступных элементов и т. д.).

Подобные действия продиктованы рядом объективных факторов негативного содержания, в числе которых жесткая система управления, для которой характерны большое количество должностных директив и ограничений; специфичность социальной среды, в которой осуществляется профессиональная деятельность сотрудника; невозможность обсуждения с близкими людьми эмоционально острых моментов службы, что приводит к нарастанию психической напряженности, конфликтности и стрессов; наличие риска и опасности для жизни во время несения службы, командировки в зоны конфликтов; перегрузки физического и психологического характера, ненормированный рабочий график, невозможность планировать свободное время; постоянный контроль со стороны начальствующего состава и общественности [3; 9].

Вместе с тем сотрудники полиции также сталкиваются и с личностными факторами, которые оказывают на них неблагоприятное влияние. Среди них: низкий уровень профессионализма, отсутствие желания самосовершенствоваться и саморазвиваться; недостаточный уровень развития эмоционально-волевых и морально-волевых качеств; отсутствие навыка отделять личные интересы от профессиональных; неумение контролировать себя, свои потребности и поведение. Как результат, снятие стресса неадекватными способами (употребление алкоголя и других психоактивных веществ, агрессия в адрес близких и т. д.).

Сотрудники полиции, согласно Федеральному закону от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» призваны выполнять функции, связанные с поддержанием общественного правопорядка, что накладывает на них необходимость соответствовать дополнительным требованиям и выполнять тактически грамотные действия по предупреждению и пресечению антиобщественных деяний, а вместе с тем и действий, связанных с применением физической силы.

Таким образом, в процессе профессиональной подготовки сотрудников полиции необходимо закладывать принципы морально-волевой устойчивости, составляющие основу характеристики личности. Так, морально-волевую устойчивость следует квалифицировать в качестве важнейшего компонента

подготовленности сотрудника к выполнению оперативно-служебных и служебно-боевых задач. Отсюда умение сохранить психическое равновесие означает успешное осуществление служебной деятельности.

В процессе формирования морально-волевой устойчивости у сотрудников полиции повышаются способности к противостоянию негативным воздействиям профессионального и социального характера. Структуру морально-волевой устойчивости составляют такие элементы, как знания, умения, навыки, взгляды, убеждения, мотивы, установки и морально-этические качества [2; 3; 7].

В числе значимых морально-волевых качеств сотрудника полиции следует назвать такие, как профессиональная честь, чувство долга, справедливости, честность, принципиальность, порядочность, гуманность, законопослушность, дисциплинированность, инициативность, трудолюбие, ответственность.

Развитие морально-волевой устойчивости сотрудников полиции носит непрерывный характер и происходит системно, в ходе учебной, служебной и внеслужебной деятельности, а именно в процессе несения службы, в рамках морально-волевой подготовки, организуемой в подразделениях органов внутренних дел, а также во время профессиональной подготовки, повышения квалификации и стажировки, а также в процессе самостоятельной подготовки. При этом сам сотрудник является главным участником данного процесса, который мотивирован на свое личностное и профессиональное развитие и подкрепляющий заинтересованность своими стремлениями и возможностями [1; 5]. Учитывая специфику задач, выполняемых сотрудниками полиции, следует уделить повышен-

ное внимание развитию профессиональной наблюдательности и психологической чувствительности, которые обеспечат формирование установки на выживание в любых условиях. А это возможно только путем преодоления чувства страха, которое формируется путем самонаблюдения - метода, позволяющего овладеть своими мыслями, чувствами и эмоциями, то есть у сотрудника полиции развивается навык контролировать собственный страх [6; 9].

На основании изложенного определим, что профессиональная деятельность сотрудников правоохранительных органов происходит в стрессогенных условиях, что предъявляет высокие требованию к уровню формирования у них морально-волевой устойчивости. Она обеспечивается развитием у сотрудника полиции совокупности личностных качеств, благодаря которым сохраняется возможность адекватно реагировать на неблагоприятные факторы служебной деятельности. Так, эффективному развитию морально-волевой устойчивости способствует самостоятельная подготовка, самообразование и самовоспитание. Известно, что труд полицейского сопряжен с интеллектуальной, эмоциональной и физической насыщенностью, а также большим количеством экстремальных и чрезвычайных ситуаций, требующих от сотрудника полной мобилизации полученных знаний, умений и приобретенных навыков, чтобы успешно решить стоящую перед ним задачу. Самоанализ позволяет сотруднику полиции без внешнего влияния осмыслить собственную профессиональную позицию, оценить достигнутый уровень морально-волевой устойчивости и выявить резервы профессионального и личностного роста.

Список литературы_

1. Арипшев, А. М. Некоторые вопросы профессиональной подготовки сотрудников полиции / А. М. Арипшев // Пробелы в российском законодательстве. - 2017. - № 3. - С. 40-42.

2. Бордачев, А. Ю. Совершенствование психологической подготовки сотрудников полиции / А. Ю. Бордачев // Modern Science. - 2020. - № 6. - С. 458-461.

3. Карданов, А. К. Морально-волевая подготовка сотрудников полиции / А. К. Карданов // Пробелы в российском законодательстве. - 2014. - № 3. - С. 262-263.

4. Коркмазов, А. В. Особенностей проявления личностно смысловой сферы в качестве регулятора профессионального становления будущего специалиста / А. В. Коркмазов, Т. Г Саградова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-2. - С. 95-97.

5. Машекуашева, М. Х. Актуальные вопросы профессиональной подготовки сотрудников полиции: морально-психологический аспект / М. Х. Машекуашева // Пробелы в российском законодательстве. - 2017. - № 4. -С. 254-255.

6. Полунин, В. П. Психологическая устойчивость сотрудников полиции в профессиональной деятельности / В. П. Полунин, С. Н. Логинов // Педагогика и психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел: теория, методика, практика : материалы всероссийской научно-практической конференции / составители А. С. Душкин, Е. М. Марченко. - 2018. - С. 266-270.

7. Хажироков, В. А. Вопросы морально-волевой подготовки полицейского: методический подход / В. А. Хажи -роков, А. К. Карданов // Современное общество и власть. - 2017. - № 3 (13). - С. 111-115.

8. Хажироков, В. А. Методические аспекты морально-волевой подготовки полицейского / В. А. Хажироков // Современный ученый. - 2017. - № 3. - С. 173-176.

9. Чанышева, Г Г Морально-психологическая устойчивость сотрудников ОВД и организационно-педагогические условия ее развития / Г Г Чанышева, Э. Т. Хайруллова // Гуманизация образования. - 2017. - № 3. -С. 49-53.

References_

1. Aripshev A.M. Nekotory'e voprosy' professional'noj podgotovki sotrudnikov policii, Probely' v rossijskom zakonodatel'stve, 2017, no. 3, pp. 40-42.

2. Bordachev A.Yu. Sovershenstvovanie psixologicheskoj podgotovki sotrudnikov policii, Modern Science, 2020, no. 6, pp. 458-461.

3. Kardanov A.K. Moral'no-volevaya podgotovka sotrudnikov policii, Probely' v rossijskom zakonodatel'stve, 2014, no. 3, pp. 262-263.

4. Korkmazov A.V., Sagradova T.G. Osobennostej proyavleniya lichnostno smy'slovoj sfery' v kachestve regulyatora professional'nogo stanovleniya budushhego specialist, Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2018, no. 59-2, pp. 95-97.

5. Mashekuasheva M.X. Aktual'ny'e voprosy' professional'noj podgotovki sotrudnikov policii: moral'no-psixologicheskij aspect, Probely' v rossijskom zakonodatel'stve, 2017, no. 4, pp. 254-255.

6. Polunin V.P., Loginov S.N. Psixologicheskaya ustojchivost' sotrudnikov policii v professional'noj deyatel'nosti, Pedagogika i psixologiya v deyatel'nosti sotrudnikov organov vnutrennix del: teoriya, metodika, praktika: materialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Sostaviteli A.S. Dushkin, E.M. Marchenko, 2018, pp. 266-270.

7. Xazhirokov V.A., Kardanov A.K. Voprosy' moral'no-volevoj podgotovki policejskogo: metodicheskij podxod, Sovremennoe obshhestvo i vlast', 2017, no. 3 (13), pp. 111-115.

8. Xazhirokov V.A. Metodicheskie aspekty' moral'no-volevoj podgotovki po-licejskogo, Sovremennyj uchenyj, 2017, no. 3, pp. 173-176.

9. Chany'sheva G.G., Xajrullova E'.T. Moral'no-psixologicheskaya ustojchivost' sotrudnikov OVD i organizacionno-pedagogicheskie usloviya ee razvitiya, Gumanizaciya obrazovaniya, 2017, no. 3, pp. 49-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.