DOI 10.47576/2712-7516_2021_4_1_87 УДК 35.08:378.6
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
МВД РОССИИ)
Доттуев Тенгиз Идрисович,
преподаватель кафедры физической подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал), Краснодарский университет МВД России, г. Нальчик, Россия, e-mail: [email protected]
Кодзоков Азнаур Хасанович,
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физической подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал), Краснодарский университет МВД России, г. Нальчик, Россия, e-mail: [email protected]
Бештоев Рустам Олегович,
преподаватель кафедры физической подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал), Краснодарский университет МВД России, г. Нальчик, Россия, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены проблемы формирования профессиональных компетенций сотрудников полиции, являющихся педагогическими работниками по физической подготовке в системе образовательных организаций МВД России. Отмечается, что анализ современных взглядов на профессиональную компетентность преподавателей физической подготовки свидетельствует об их сложной структуре и содержании. Видами профессиональных компетенций, которые требуют совершенствования, выступают знания, умения, навыки, профессиональные способности и профессионально-личностные качества. Особая роль отводится развитию личностных характеристик сотрудников полиции. Делается акцент на том, что именно в контексте личностно ориентированного образования и следует рассматривать профессиональное обучение педагогических кадров. Достижение высокого уровня профессиональных компетенций педагогическими кадрами по физической подготовке является одним из ключевых условий успешной профессионально-прикладной подготовки обучающихся в образовательных организациях МВД России.
Ключевые слова: физическая подготовка; сотрудники полиции; педагогические кадры; профессиональные компетенции.
UDC 35.08:378.6
IMPROVING THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF POLICE OFFICERS (ON THE EXAMPLE OF PHYSICAL TRAINING TEACHERS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA)
Dottuev Tengiz Idrisovich,
Lecturer at the Department of Physical Training, North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch), Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: [email protected]
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Kodzokov Aznaur Khasanovich,
Candidate of Pedagogy, Senior Lecturer of the Department of Physical Training, North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch), Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: [email protected]
Beshtoev Rustam Olegovich,
teacher of the Department of Physical Training, North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch), Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: [email protected]
The article deals with the problems of the formation of professional competencies of police officers who are teachers in physical training in the system of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. It is noted that the analysis of modern views on the professional competence of physical training teachers testifies to their complex structure and content. The types of professional competencies that require improvement are knowledge, abilities, skills, professional abilities and professional and personal qualities. A special role is given to the development of the personal characteristics of police officers. The emphasis is placed on the fact that it is in the context of personality-oriented education that professional training of teaching staff should be considered. Achieving a high level of professional competence by teaching staff in physical training is one of the key conditions for the successful professional and applied training of students in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Keywords: physical training; police officers; teaching staff; professional competence.
Физическая подготовка в образовательных организациях МВД России является дисциплиной прикладного содержания и главным компонентом профессионально-прикладной подготовки личного состава. Направленность физической подготовки выпускников образовательных организаций МВД России как педагогического процесса состоит в формировании у них готовности, умений и навыков успешного выполнения оперативно-служебных и служебно-боевых задач, применения физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, а также обеспечении высокого уровня работоспособности в процессе осуществления профессиональной деятельности.
Принятие Закона «Об образовании в Российской Федерации» обусловило модернизацию всей образовательной системы, в том числе ведомственного образования - образовательных организаций МВД России [10].
Будущие сотрудники органов внутренних дел на заключительном этапе обучения должны демонстрировать обширные знания в избранной профессиональной деятельности в сочетании с высокими нравственными качествами и гуманистическими ценностными ориентациями. В указанной связи реформирование системы ведомственного образования подстраивается как к трансформациям в общей концепции государства, так и требованиям профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел.
Не обошла стороной модернизация и кадровую политику ведомственных вузов, одной из магистральных направленностей которой выступило формирование и совершенствование профессиональных компетенций у сотрудников полиции, являющихся преподавателями физической подготовки. Сюда же вошли вопросы совершенствования содержания, форм и методов подготовки сотрудников органов внутренних дел [6; 11].
Таким образом, в образовательной системе МВД России осуществляется активный поиск условий и средств, способствующих совершенствованию процесса формирования профессиональных компетенций у преподавателей физической подготовки.
Анализ современных взглядов на профессиональную компетентность сотрудников полиции - преподавателей физической подготовки свидетельствует об их сложной структуре и содержании. Обобщая многообразие определений понятия «профессиональная компетенция», следует отметить, что она представляет собой совокупность умений, навыков, творческих способностей и личностных качеств, направленных на обеспечение продуктивной производительности и эффективного достижения профессиональных целей. Вместе с тем следует обратить внимание, что профессиональные компетенции преподавателей физической подготовки отличаются от компетенций преподавателей других дисциплин. Это об-
условлено тем, что именно данная категория сотрудников ежедневно получает в свои руки жизнь и здоровье (как физическое, так и моральное) личного состава МВД России с их особенностями, характерами, уровнем подготовленности и обучаемости. Они более других сталкиваются с разнообразными ситуациями, как экстремальными, так и чрезвычайными (например, высокая трав-моопасность тренировочного процесса), которые должны решаться незамедлительно. Поэтому на протяжении всей своей педагогической деятельности сотрудники полиции должны совершенствовать свои компетенции.
В указанном контексте видами профессиональных компетенций преподавателя физической подготовки выступают знания, умения, навыки, профессиональные способности и профессионально-личностные качества. Причем особой значимостью обладают личностные характеристики. Вместе с тем личностно ориентированное обучение позволяет рассматривать профессиональную подготовку педагогических кадров, которую целесообразно строить в адекватной взаимосвязи с происходящими социально-политическими и социально-экономическими преобразованиями. Данная взаимосвязь обусловлена выведением профессионального образования на качественно новый уровень. И касается это формирования профессионально-педагогической готовности, выразителем которой является качественная, системная и динамическая реализация личностных и профессионально важных качеств в целях эффективного осуществления учебно-воспитательной деятельности.
Сегодня система МВД России остро нуждается в адекватно проработанной концепции физической подготовки и в педагогических кадрах, обеспечивающих реализацию указанной дисциплины. Процесс обучения в образовательных организациях системы МВД России имеет основной направленностью формирование у выпускников мотивации и готовности к успешному выполнению оперативно-служебных и служебно-боевых задач. Решению указанных задач способствует достигнутый обучающимися высокий уровень физической и психологической подготовленности, демонстрируемый ими на заключительном этапе обучения. При этом
реализуемые в системе образования МВД России современные научные теории, концепты и инновационные формы организации и планирования физической подготовки направлены на совершенствование профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел [10; 2].
Физическая подготовка в образовательных организациях МВД России осуществляется в виде педагогически направленного процесса, обеспечивающего специализированную (профессионально-прикладную) физическую подготовленность выпускников к деятельности в отделах и ведомствах органов внутренних дел, сопровождаемую сложными, экстремальными и чрезвычайными условиями службы. Профессионализм выпускников оценивается уровнем физической подготовленности, который по величине должен превосходить подготовленность правонарушителей. Превосходство здесь выражается, прежде всего, в демонстрируемых физических качествах - силе, ловкости, скорости и выносливости, а также в степени владения специальной моторикой, приемами ведения боя, навыками стрельбы из огнестрельного оружия и т. д. [5; 7].
Таким образом, достижению надлежащего уровня физической подготовленности способствует грамотная реализация учебной дисциплины «Физическая подготовка», а перед педагогическими кадрами ставится задача обладать профессиональными компетенциями, широким гуманистическим кругозором и мировоззрением, а также уметь грамотно использовать свои профессиональные знания, умения и навыки в профессиональной деятельности и осуществлять надлежащую подготовку квалифицированных кадров для системы МВД. Отсюда, обусловливая изменения, происходящие в системе ведомственного образования, отмечается необходимость повышения качества педагогической деятельности [4; 8].
Достижение высокого уровня профессиональных компетенций педагогическими кадрами по физической подготовке является одним из ключевых условий успешной профессионально-прикладной подготовки обучающихся в образовательных организациях МВД России. Профессиональные компетенции педагогических кадров оцениваются уровнем их профессиональных знаний, уме-
ний и навыков, эрудиции, юридической грамотности, коммуникабельности.
В системе подготовки педагогических кадров сегодня происходят большие трансформационные преобразования, которые позволяют обеспечить образовательные организации сотрудниками полиции, достигшими в процессе обучения педагогического мастерства в деле реализации дисциплины «Физическая подготовка», способствующего успешному решению задач, возникающих в профессиональной деятельности. Однако в данном процессе присутствуют и факторы, осложняющие процесс формирования профессиональной компетентности, в числе которых следует назвать отсутствие в структуре образовательных организаций МВД России звена, подготавливающего ин-структорско-педагогические кадры необходимого профиля. Выходом из создавшегося положения на протяжении десятилетий является приглашение на указанную работу с сотрудниками органов внутренних дел бывших спортсменов и тренеров, которые, как известно, не имеют специального (физкуль-турно-педагогического) образования (это более 70% сотрудников, отвечающих за физическую подготовку). В целом же в основе комплектования образовательных организаций МВД России специалистами указанного профиля заложен принцип занятости спортом [12]. Отсюда актуальность данного вопроса и необходимость его решения растет с каждым днем, что обусловливается содержанием приказов МВД России в части организации, планирования и реализации учебно-воспитательного процесса. Вместе с тем при детальном анализе мы выявили, что в директивах МВД России отсутствуют научно обоснованные квалификационные характеристики педагогических кадров по физической подготовке, позволяющие четко определить их функционально-должностные обязанности [1; 4]. Согласно нормативно-правовой регламентации реализация дисциплины «Физическая подготовка» направлена:
- на развитие профессионально значимых двигательных навыков для успешного выполнения служебных и боевых задач (силы, быстроты, ловкости и выносливости);
- овладение и совершенствование необходимых двигательных навыков, обеспечивающих эффективное и, что немаловажно,
правомерное применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в экстремальных ситуациях несения службы;
- формирование устойчивости психики и эмоционально-волевой стабильности в противостоянии с правонарушителем;
- обеспечение высокого уровня работоспособности в процессе профессионально-служебной деятельности [11].
Таким образом, цели и задачи дисциплины «Физическая подготовка» отчетливо свидетельствуют о назревшей сегодня необходимости повышения профессиональной компетентности педагогических кадров. И решение данного вопроса, по нашему мнению, лежит в плоскости создания в структуре образовательных организаций МВД России факультетов, подготавливающих необходимых специалистов, а для действующих преподавателей - курсов повышения квалификации при кафедрах физической подготовки головных вузов [7; 9; 13]. Также повышению профессиональной компетентности будет способствовать стажировка, организованная в практическом органе, где преподаватели смогут ознакомиться с опытом применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Полученные в практическом органе знания и опыт послужат отличной базой при реализации дисциплины «Физическая подготовка» обучающимся в образовательных организациях МВД России [2; 12].
Что касается сотрудников кафедры физической подготовки Северо-Кавказского института повышения квалификации сотрудников МВД России следует отметить, что они идут в ногу со временем, реализуя все направления модернизации ведомственного образования, и повышают свою профессиональную компетентность посредством участия в научно-практических мероприятиях международного, всероссийского, республиканского, вузовского и кафедрального масштабов в учебно-методической работе; в заседаниях кафедры; в заседаниях кружка по направлению кафедры.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что на эффективную физическую подготовку в образовательных организациях МВД России значительное влияние оказывает уровень профессиональной компетентности
сотрудников полиции, реализующих указанную дисциплину. Причем в соответствии с направленностью кадровой политики ведомства формирование профессиональной компетентности должно осуществляться в образовательных организациях системы МВД России на основе действующих феде-
ральных государственных образовательных стандартов высшего образования. А используемые на сегодняшний день формы повышения профессионализма преподавателей физической подготовки, несомненно, обладают эффективностью и результативностью.
Список литературы_
1. Бештоев, Р. О. Основы формирования профессиональной компетентности преподавателей физической подготовки в образовательных организациях МВД России / Р. О. Бештоев // Образование. Наука. Научные кадры. - 2020. - № 1. - С. 129-131.
2. Витютнев, Е. Е. Проблемы профессиональной подготовки преподавателей физической подготовки образовательных организаций МВД России / Е. Е. Витютнев // Вестник Краснодарского университета МВД России. -2018. - № 1 (39). - С. 83-86.
3. Губжоков, А. Х. Особенности и проблемы профессиональной деятельности инструкторов и тренеров по физической подготовке / А. Х. Губжоков // Пробелы в российском законодательстве. - 2020. - Т. 13. - № 4. -С. 161-164.
4. Губжоков, А. Х. Подготовка инструкторов и тренеров для системы МВД России: современное состояние и направления развития / А. Х. Губжоков, Р. Л. Тхазеплов // Образование. Наука. Научные кадры. - 2021. - № 1. -С. 154-156.
5. Губжоков, А. Х. Психолого-педагогические проблемы успешной деятельности инструкторов и тренеров по физической подготовке / А. Х. Губжоков, А. А. Хежев // Педагогический журнал. - 2019. - Т. 9. - № 5-1. - С. 476483.
6. Карданов, А. К. Роль профессиональной компетентности преподавателя физической подготовки в образовательных организациях МВД России / А. К. Карданов // Педагогический журнал. - 2020. - Т. 10. - № 1-1. -С. 176-182.
7. Карданов, А. К. Физическая подготовка в образовательных организациях МВД России как педагогический процесс / А. К. Карданов // Образование. Наука. Научные кадры. - 2019. - № 1. - С. 163-165.
8. Мешев, И. Х. Роль физической подготовки в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел РФ / И. Х. Мешев, А. Х. Кодзоков, В. А. Хажироков // Педагогический журнал. - 2019. - Т. 9. - № 5-1. -С. 29-35.
9. Мукушева, А. Т. О профессиональных требованиях к современному преподавателю физической культуры и спорта / А. Т. Мукушева // Сборник статей XX Международной научно-практической конференции. - 2019. -С. 82-83.
10. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 26.08.2021).
11. Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 01.07.2017 № 450. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71647620/ (дата обращения: 29.07.2021).
12. Торопов, В. А. Профессиональная компетентность и личностные качества преподавателя физической подготовки образовательного учреждения МВД России / В. А. Торопов // Вестник университета. - 2014. - № 17. -С. 335-337.
13. Черкесов, Р. М. Педагогические условия реализации дисциплины «Физическая подготовка» / Р. М. Черкесов // Образование. Наука. Научные кадры. - 2020. - № 1. - С. 190-192.
References_
1. Beshtoev R.O. Osnovy' formirovaniya professional'noj kompetentnosti prepodavatelej fizicheskoj podgotovki v obrazovatel'ny'x organizaciyax MVD Rossii, Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry', 2020, no. 1, pp. 129-131.
2. Vityutnev E.E. Problemy' professional'noj podgotovki prepodavatelej fizicheskoj podgotovki obrazovatel'ny'x organizacij MVD Rossii, Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii, 2018, no. 1 (39), pp. 83-86.
3. Gubzhokov A.X. Osobennosti i problemy' professional'noj deyatel'nosti instruktorov i trenerov po fizicheskoj podgotovke, Probely v rossijskom zakonodatel'stve, 2020, vol. 13, no. 4, pp. 161-164.
4. Gubzhokov A.X., Txazeplov R.L. Podgotovka instruktorov i trenerov dlya sistemy' MVD Rossii: sovremennoe sostoyanie i napravleniya razvitiya, Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry\ 2021, no. 1, pp. 154-156.
5. Gubzhokov A.X., Xezhev A.A. Psixologo-pedagogicheskie problemy' uspeshnoj deyatel'nosti instruktorov i trenerov po fizicheskoj podgotovke, Pedagogicheskij zhurnal, 2019, vol. 9, no. 5-1, pp. 476-483.
6. Kardanov A.K. Rol' professional'noj kompetentnosti prepodavatelya fizicheskoj podgotovki v obrazovatel'ny'x organizaciyax MVD Rossii, Pedagogicheskij zhurnal, 2020, vol. 10, no. 1-1, pp. 176-182.
7. Kardanov A.K. Fizicheskaya podgotovka v obrazovatel'ny'x organizaciyax MVD Rossii kak pedagogicheskij process, Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry\ 2019, no. 1, pp. 163-165.
8. 1.Х., Kodzokov А.Х., Xazhirokov УА. RoГ f¡zicheskoj podgotovki V professюnaГnoj deyateГnosti sotrudnikov organov vnutrennix del RF, Pedagogicheskij zhumal, 2019, vol. 9, по. 5-1, рр. 29-35.
9. Mukusheva А.Т. О professюnaГny'x trebovaniyax к sovremennomu prepodavatelyu fizicheskoj киПи^' i sporta, Sbornik statejXX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj ко^егепа/', 2019, рр. 82-83.
10. ОЬ obrazovanii V Rossijskoj Federacii: fedemГnyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/ ^а obrashheniya: 26.08.2021).
11. ОЬ utverzhdenii Nastavleniya ро огдат^аси fizicheskoj podgotovki V огдапах vnutrennix del Rossijskoj Federacii: prikaz MVD Rossii ot 01.07.2017 № 450. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71647620/ ^а obrashheniya: 29.07.2021).
12. Toropov V.A. ProfessюnaГnaya kompetentnost' i lichnostny'e kachestva prepodavatelya fizicheskoj podgotovki obrazovateГnogo uchrezhdeniya MVD Rossii, Vestnik universiteta, 2014, по. 17, pp. 335-337.
13. Cherkesov R.M. Pedagogicheskie usloviya realizacii discipliny' «Fizicheskaya podgotovka», Obrazovanie. Nauka. Nauchny'e kadry', 2020, по. 1, pp. 190-192.