ygl к
Чтг
ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД
РОССИИ
IMPORTANCE OF PHYSICAL TRAINING OF CADETS AND STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF
INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
УДК 37.013
Корнюхин Виктор Викторович, доцент кафедры физической подготовки УНК СП Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Рыбалко Виталий Евгеньевич, преподаватель кафедры физической подготовки УНК СП Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, майор полиции
Kornyukhin Viktor Viktorovich, [email protected] Rybalko Vitalii Evgenevich, [email protected]
Аннотация
Рассмотрены основные аспекты физической подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России в рамках профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов. А также рассмотрены актуальные направления профессиональной подготовки в вузах МВД России и других силовых структур, организационно-методические и психолого-педагогические аспекты профессиональной подготовки, физической культуры и спорта.
Annotation
The main aspects of physical training of cadets and students of educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia in the framework of
professional training of law enforcement officers are considered. The article also considers current areas of professional training in higher education institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia and other law enforcement agencies, organizational, methodological, psychological and pedagogical aspects of professional training, physical culture and sports.
Ключевые слова: общая физическая подготовка, служебно-прикладная физическая подготовка, курсант, слушатель, боевые приёмы борьбы, профессиональные качества, образовательные организации МВД России.
Keywords: General physical training, service-applied physical training, cadet, listener, fighting techniques of wrestling, professional qualities, educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia.
В своей профессиональной деятельности сотрудникам правоохранительных органов нередко приходится сталкиваться с реальной опасностью для жизни и здоровья, угрожающей и гражданам, и им самим. В такие моменты любой человек может испытывать чувство страха, растерянности, стресс, волнение. Для человека это абсолютно естественные переживания, однако, если этот человек - сотрудник правоохранительных органов? Общество ожидает, что именно он предпримет необходимые меры и не побоится пойти на риск, окажется сильным как морально, так и физически. Тут уже имеют место только морально-психологическая устойчивость и физические качества сотрудника. Поэтому очень важным является вопрос о формировании необходимых навыков и качеств у курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России как будущих сотрудников полиции.
Подготовка высококвалифицированных специалистов является одной из важнейших задач, стоящих перед образовательной системой МВД России, и обусловлена предъявляемыми требованиями к сотруднику полиции в условиях современной криминогенной обстановки. Основной целью подготовки кадров в вузах МВД России ставится совершенствование
профессионального уровня, стрессоустойчивости и работоспособности сотрудников. Подготовка кадров направлена на эффективное и приближенное к реальным жизненным условиям применение полученных навыков.
Специфика деятельности сотрудника полиции связана с постоянным взаимодействием с криминальными субъектами. Очевидно для сотрудника возрастает его уязвимость психологического и физического характера. Это говорит о важности физической подготовки, ставшей неотъемлемой частью общей подготовки сотрудников. В рамках оперативно-служебной деятельности это стало одним из приоритетных направлений. Известно, что значительная доля кадрового состава проходит профессиональную подготовку в учебных заведениях МВД России. В связи с этим общие задачи образовательной системы МВД неразрывно связаны с организацией учебного процесса по физической подготовке. Реализация общих и специальных задач физической подготовки в процессе обучения возможна при грамотном распределении времени и ресурсов на занятия по специально-прикладной физической подготовке.
При пресечении противоправных действий, даже если преступники не имеют при себе оружия, жизненно важным для полицейского становится знание и умение правильно применить боевые приёмы, изученные им в процессе обучения. Ввиду этого в учебный процесс внедрена специальная программа по формированию необходимых для деятельности сотрудника навыков борьбы. Особые требования предъявляются не только к постоянному и переменному составу, но и к абитуриентам, поступающим в образовательные организации МВД России: они сдают нормативы на выносливость (бег на 1000м), силу (подтягивания для мужчин и силовое комплексное упражнение для женщин) и быстроту (бег на 100м).
Спецификой учебного процесса по физической подготовке является его строгое ведомственное регулирование. Об этом говорит обилие нормативных правовых актов в этой области, среди которых основным можно выделить
Приказ МВД России от 01.07.2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации». Согласно данному Приказу цель физической подготовки сводится к подготовке кадров, способных к эффективному решению оперативно-служебных и боевых задач, связанных с применением физической силы и боевых приёмов борьбы, а также повышению работоспособности и производительности сотрудников. Приказ определяет также задачи и средства физической подготовки сотрудников, содержание занятий и правила их организации. Задачами физической подготовки являются:
-развитие и поддержание важных физических качеств, необходимых в профессиональной деятельности.
-развитие двигательных навыков и умение правомерно применять физическую силу, в т.ч. боевые приёмы борьбы;
-поддержание здоровья, работоспособности, повышение стрессоустойчивости.
Учитывая предъявляемые к сотрудникам ОВД России требования, можно сказать, что сотрудники должны обладать достаточно высоким уровнем физической подготовки, исходя из её определённой значимости для выполнения своих профессиональных функций. Физическое воспитание в таком случае представляет собой формирование двигательных навыков, развитие выносливости, быстроты, ловкости, силы. Обучение боевым приёмам борьбы регламентировано Разделом VII Приказа, который определяет цели занятий по боевым приёмам борьбы: формирование навыков применения боевых приёмов борьбы и обеспечения личной безопасности сотрудников.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по направлениям подготовки специалитета (ФГОС ВО) по специальности Правоохранительная деятельность (40.05.02) организация общефизической и профессионально-прикладной физической
подготовки является обязательным требованием для реализации программы специалитета. Данный ФГОС также устанавливает минимальный объём академических часов для дисциплин по физической культуре и спорту. Требования к результатам освоения программы специалитета выражены в требуемых общекультурных компетенциях: способность к проявлению психологической устойчивости в нестандартных условиях, применению методы эмоциональной и когнитивной регуляции для улучшения своей деятельности и психологического состояния (ОК-6); организация собственной жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни (ОК-9). Выпускник, освоивший программу специалитета, должен уметь: использовать особенности тактики проведения оперативно-служебных мероприятий, учитывая специфику будущей профессии (ПК-17); пресечение правонарушений силовыми способами, задержание и сопровождение правонарушителей, правомерное применение табельного оружия и специальных средств (ПК-18); использовать специальную технику, применяемую в деятельности правоохранительного органа (ПК-19).
Изучение нормативной базы позволяет выявить наличие общей и специальной (служебно-прикладной) физической подготовки. Общая физическая подготовка состоит в общих упражнениях, направленных на развитие быстроты, силы и других физических характеристик. А служебно-прикладная физическая подготовка заключается в изучении боевых приёмов борьбы и профессионально-прикладных упражнений.
Для курантов образовательных организаций МВД России на начальных этапах наиболее значимым показателем является качественное выполнение общефизических упражнений и успешное выполнение контрольных нормативов. Постоянность физических нагрузок требует их постепенного качественного и количественного увеличения с каждым курсом (годом) обучения.
Организация физической подготовки в образовательных учреждениях МВД России отличается разнообразием форм занятий. Соответственно,
занятия подразделяются на урочные и внеурочные. Урочные занятия проводятся в учебных аудиториях (залах) в форме лекционных и практических занятий. Они проводятся преподавателями согласно утверждённым планам и учебным программам не менее двух раз в неделю. На таких занятиях курсанты совершенствуют свои навыки по общей и служебно-прикладной физической подготовке: в программу включены упражнения лёгкой атлетики, преодоления препятствий, лыжной подготовки, прикладной гимнастики, боевых приёмов борьбы. Урочные занятия делятся на: направленные на освоение нового материала, направленные на закрепление пройденного материала, контрольно-проверочные занятия и занятия смешанного типа.
Внеурочные формы занятий представлены дополнительными, не входящими в рабочую учебную программу занятиями, которые также могут проводиться курсантами самостоятельно. Примерами внеурочных занятий могут быть утренняя зарядка, тренировки в спортивных секциях, спортивно-массовые мероприятия, самостоятельная подготовка и др. Специфика внеурочных занятий по физической подготовке выражена в том, что некоторые виды таких занятий являются неотъемлемыми элементами распорядка дня курсантов и слушателей, который определяется уставом образовательной организации.
Таким образом, учебно-воспитательный процесс по физической подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России является приоритетным направлением профессиональной подготовки. Занятия по физической подготовке значительно влияют на формирование морально-психологической устойчивости курсантов и слушателей, дают им возможность эффективной подготовки к действиям в экстремальных условиях, правомерному применению полученных навыков и приёмов с минимизацией негативных последствий. Такие знания и навыки определённо помогут будущим сотрудникам правоохранительных органов в
их дальнейшей профессиональной деятельности при решении оперативно-
служебных задач
Список литературы:
1. Приказ от 16 ноября 2016 г. №1424 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 15.05.2020г.)
2. Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 15.05.2020г.)
3. Афов А.Х. Значимость физической подготовки в профессиональной деятельности работников органов внутренних дел и правовые принципы использования физической силы // Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики. Сборник научных трудов участников Всероссийской научнопрактической конференции. 2017. С.19-24.
4. Бокий А.Н. Специфика организации учебно-воспитательного процесса по физической подготовке в вузах МВД России // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 22-27.
5. Губжоков А.Х. Современный подход к совершенствованию физической подготовки слушателей и курсантов в системе МВД России // Современный ученый. 2017. Т. 1. № 1. С. 75-78.
6. Кодзоков А.Х. Характеристика физической подготовки как целостной системы обучения // Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики. Сборник научных трудов участников Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 78-83.
References:
1. The order of November 16, 2016 No. 1424 "About the statement of Federal state educational standard of higher education in the specialty 40.05.02 law Enforcement (level specialties) // ATP ConsultantPlus (accessed 15.05.2020 g)
2. The Ministry of internal Affairs order of 1 July 2017 № 450 "On approval of Instruction on organization of physical training in the internal Affairs of the Russian Federation" // ATP ConsultantPlus (accessed 15.05.2020 G.)
3. Afov A. H. the Significance of physical training in the professional activity of employees of internal Affairs bodies and the legal principles of using physical force / / Physical education and sport: current issues of theory and practice. Collection of scientific papers of participants of the all-Russian scientific and practical conference. 2017. Pp. 19-24.
4. Bokiy A. N. Specifics of the organization of the educational process for physical training in higher education institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia // Modern problems of science and education. 2015. no. 4. Pp. 22-27.
5. Gubzhokov A. Kh. Modern approach to improving the physical training of students and cadets in the system of the Ministry of internal Affairs of Russia // Modern scientist. 2017. Vol. 1. No. 1. Pp. 75-78.
6. Kodzokov A. Kh. Characteristics of physical training as an integral system of training / / Physical education and sport: current issues of theory and practice. Collection of scientific papers of participants of the all-Russian scientific and practical conference. 2017. Pp. 78-83.