Научная статья на тему 'К вопросу повышения эффективности процесса профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников в системе МВД России'

К вопросу повышения эффективности процесса профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников в системе МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / МВД РОССИИ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / КУРСАНТЫ И СЛУШАТЕЛИ / APPLIED PHYSICAL TRAINING / MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / IMPROVEMENT OF PHYSICAL TRAINING / POLICE OFFICERS / ORGANIZATION OF PROFESSIONAL TRAINING / CADETS AND TRAINEES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горин Кирилл Юрьевич, Цекунов Сергей Олегович, Гвоздков Павел Юрьевич, Каримулина Анастасия Андреевна

Статистические данные свидетельствует об увеличении количества преступлений, совершаемых в Российской Федерации в последние годы. Рост преступности диктует необходимость совершенствования профессиональной, в том числе и физической, подготовки сотрудников ОВД к выполнению служебных обязанностей. В статье представлены возможные пути по поиску эффективных способов совершенствования образовательного процесса по профессионально-прикладной физической подготовке как в системе, так и в вузах МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горин Кирилл Юрьевич, Цекунов Сергей Олегович, Гвоздков Павел Юрьевич, Каримулина Анастасия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of increasing efficiency of process of professional and applied physical training of employees in the system of the MIA of Russia

Statistics indicate an increase in the number of crimes committed in the Russian Federation in recent years. The growth of crime dictates the need to improve professional, including physical, training of the departments of internal affairs personnel for the performance of official duties. The article presents possible ways to find effective ways to improve the educational process in professional-applied physical training both in the system, and at the universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «К вопросу повышения эффективности процесса профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников в системе МВД России»

4. Nosova, Ya.V. and Filina, I.A. (2015), "The effect of re-training on speed - strength training of skiers-racers", Izvestiya Velikolukskoy GSKHA, No. 3, pp. 66-70.

5. Korobchenko, A.I. and Lyzhenkova, R.S. (2014), Speed-strength training of skiers-racers: training manual, Irkutsk State University of Communications, Irkutsk.

Контактная информация: glincikovan@gmail.com

Статья поступила в редакцию 19.05.2019

УДК 796.011

К ВОПРОСУ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ

Кирилл Юрьевич Горин, заместитель начальника кафедры, Сергей Олегович Цекунов, доцент, Павел Юрьевич Гвоздков, старший преподаватель, Анастасия Андреевна Каримулина, курсант, Дальневосточный юридический институт МВД России (ДВЮИ МВД России),

г. Хабаровск

Аннотация

Статистические данные свидетельствует об увеличении количества преступлений, совершаемых в Российской Федерации в последние годы. Рост преступности диктует необходимость совершенствования профессиональной, в том числе и физической, подготовки сотрудников ОВД к выполнению служебных обязанностей. В статье представлены возможные пути по поиску эффективных способов совершенствования образовательного процесса по профессионально-прикладной физической подготовке как в системе, так и в вузах МВД России.

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, МВД России, совершенствование физической подготовки, сотрудники полиции, организация профессиональной подготовки, курсанты и слушатели.

ON THE ISSUE OF INCREASING EFFICIENCY OF PROCESS OF PROFESSIONAL AND APPLIED PHYSICAL TRAINING OF EMPLOYEES IN THE SYSTEM OF THE

MIA OF RUSSIA Kirill Yuryevich Gorin, the deputy chief of department, Sergey Olegovich Tsekunov, the senior lecturer, Pavel Yuryevich Gvozdkov, the senior teacher, Anastasia Andreevna Karimulina, the cadet, Far East legal institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russia, Khabarovsk

Annotation

Statistics indicate an increase in the number of crimes committed in the Russian Federation in recent years. The growth of crime dictates the need to improve professional, including physical, training of the departments of internal affairs personnel for the performance of official duties. The article presents possible ways to find effective ways to improve the educational process in professional-applied physical training both in the system, and at the universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Keywords: applied physical training, Ministry of Internal Affairs of Russia, improvement of physical training, police officers, organization of professional training, cadets and trainees.

Профессиональная физическая подготовка сотрудников органов внутренних дел является неотъемлемой частью при подготовке грамотных специалистов. Федеральный закон «о полиции», также приказы и иные подзаконные акты в системе МВД говорят нам о том, что качественное повышения профессиональной подготовки сотрудников ОВД стоит на передовых позициях. [1, 2].

В соответствии с Федеральным законом «о полиции», полиция - это есть система исполнительной власти, неотъемлемой задачей которой является противодействие преступной деятельности, охрана общественного порядка и обеспечение и личной безопасности граждан.

В связи с этим становится очевидность решения вопросов, связанных с повышением эффективности служебно-боевой подготовки и, в частности, процесса профессионально-прикладной физической подготовки (далее ППФП) сотрудников силовых ведомств.

В указаниях Министерства Внутренних Дел, а также обзорах ученых-аналитиков модно отследить тенденцию развития того, что в настоящее время физическая культура развивается очень медленно и требует скорейшей корректировки [5].

При рассмотрении путей решения проблемы, ряд ученых считают, что изменение и улучшение уровня профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников ОВД невозможно осуществить без проведения детального анализа затронутой проблемы [4].

Нашей целью исследования является определение путей повышения эффективности процесса профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников в системе МВД России.

Процесс профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников ОВД, это и будет являться главным объектом нашего исследования.

Для того, чтобы достичь поставленных нами целей в рамках исследуемой работы, необходимо проанализировать факторы, которые непосредственно влияют на процесс подготовки начинающих специалистов и действующих сотрудников в системе МВД России.

Приступая к решению задачи исследования, мы исходили из того, что в настоящее время наилучшие методы в образовательной системе по дисциплине физической подготовке не могут решаться теми же навыками и умениями, что и ранее. Потребности в физическом совершенствовании граждан стали гораздо больше и разнообразнее. Применительно к правоохранительной системе можно утверждать, что сегодня изменился сам статус её деятельности, который направлен на подготовку широко эрудированного специалиста, владеющего не только теоретическими знаниями, но и обладающего высоким уровнем физических качеств, навыками ведения единоборств, психологической готовностью вести борьбу с вооруженными и невооруженными преступниками.

В образовательных организациях МВД России обучение двигательным умениям и навыкам ППФП курсантов и слушателей начинается с момента поступления и продолжается весь период их обучения.

При организации процесса физической подготовки курсантов и слушателей используются разнообразные подходы, применяемые в практике физического воспитания. Определяемые требования организации, занимающейся образованием специалистов, содержат форму и структуру знаний находящихся в неразрывной связи с решением нестандартных вопросов и задач по воспитанию.

Анализ дальнейшей служебной деятельности выпускников и результаты инспекторских проверок позволяет сделать заключение о том, что именно эта категория сотрудников является наиболее подготовленной по разделу ППФП, следовательно, у них можно и необходимо в процессе обучения формировать навыки инструкторской практики по физической подготовке.

Положительный опыт такой работы уже имеется в ряде образовательных организаций МВД России [3].

Отмечая большую роль и значение такой работы, хотелось бы отметить, что она предназначена для подготовки инструкторов общественников по служебно-боевой подготовке из числа обучающихся в образовательных организациях МВД России, которые прошли полный учебный курс по дисциплине «Физическая подготовка».

Однако в различных подразделениях практических органов возникает ситуация, которая выражается следующим фактором, как быть с сотрудниками, назначенными

внештатными инструкторами, которые привлекаются к проведению занятий по профессионально-прикладной физической подготовке личного состава, но не заканчивали дневную форму обучения. Многие из них прошли заочную форму обучения, где эта дисциплина не предусмотрена учебным планом, или были приняты на службу в органы по окончанию гражданских учебных заведений, имеющих другую специфику обучения.

Это приводит к тому, что в практических органах МВД России большая текучка кадров среди сотрудников-инспекторов и методистов-инспекторов, что на 2018 год составило 66%. В ОВД РФ из числа сотрудников, проводимых и организуемых занятия по профессионально-прикладной физической подготовке у 70% нет соответствующего образования.

Поэтому возникает вопрос - почему образовательные организации МВД РФ, имея штат преподавателей по физической подготовке, необходимые спортивные сооружения недостаточно, активно претворяют в жизнь требования Приказов и распоряжений МВД о повышении сотрудниками осуществляющим этот процесс уровня профессионально-прикладной инструкторской практики?

На наш взгляд, одним из наиболее успешный выходов при решении задач по организации и проведению стажировок для сотрудников МВД России на базе уже имеющихся в регионах страны образовательных учреждений или филиалов. [4]

Затрагивая вопрос по совершенствованию профессионального образования в сфере физической подготовке и спорта, мы можем говорить об эффективности работы заочных факультетов в системе МВД России. Сотрудники, которые поступили на службу в ОВД после прохождения службы в армии, либо после окончания гражданского образовательного учреждения успешнее проходят подготовку в рамах заочного обучения. Следовательно, число таких граждан, в дальнейшем уже практические сотрудники, во многом уступают тем сотрудникам, которые проходили обучение в очной форме образовательного учреждения. Данный факт можно объяснить тем, что программа по дисциплине физическая подготовка должна специфически строиться для отдельных категорий лиц, исходя от их возраста и уровня их подготовки. Это позволило бы профессорско-преподавательскому составу в учебном процессе повысить уровень физической подготовки среди учащихся.

Для эффективного процесса при обучении действующего состава сотрудников ОВД на заочной форме, создана практика контроля со стороны кадрового аппарата.

По нашему мнению, представленный подход позволит наиболее эффективно подойти к решению рассматриваемой проблемы.

С целью выяснения вопросов по организации и осуществлению процесса физической подготовки непосредственно по месту прохождения службы нами было проведено анкетирование слушателей заочного факультета ДВЮИ МВД России, в котором приняло участие 160 человек.

В ходе опроса мы выяснили, что 74,3% сотрудников ОВД считают, что достижение высокого уровня физической подготовки позволяет эффективно выполнять приобретенные навыки в рамках своих служебных обязанностей.

Так же нами был поставлен вопрос об организации занятий по дисциплине физическая подготовка, где 39% опрашиваемых показали, что занятия чаще всего проводят лица из числа штатных сотрудников, 21% сотрудников указали, что занятия проводят инструктора и тренера из числа гражданских лиц.

Вопрос, затрагивающий способы и формы проведения занятий профессионально-прикладной физической подготовки 32,3% опрашиваемых, дали ответ, что они уделяют физической культуре и спорту внимание лишь для того, чтобы удовлетворить показатели на контрольно-проверочных занятиях.

На ряд вопросов респонденты из числа практических работников ответили, что предпочитают заниматься общефизической подготовкой (33,3%), а другие лишь спортивными играми в свободное от работы время (23,1%) и только некоторые из них уделяют внимание совершенствованию техники выполнения боевых приемов борьбы.

66,7% опрашиваемых на вопрос: «Удовлетворены ли Вы качеством организации и проведения занятий по физической подготовке» ответили отрицательно.

По результатам опроса в виде анкетирования ы можем сделать вывод о том, что в практических органах системы МВД России не все стараются выполнять в полной мере требования Приказов, направленных на улучшение профессионально-прикладной физической подготовке сотрудников Органов Внутренних Дел.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что в организации и осуществлении процесса профессиональной подготовки личного состава как в образовательных организациях, так и практических органах системы МВД РФ есть большие, но недостаточно используемые резервы. На наш взгляд оптимальное использование этих резервов на практике, бесспорно, даст положительный результат в вопросе повышения эффективности процесса профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников в системе МВД России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // URL : Ийр8://мвд.рф/Ое1-jate1nost/work/1aws/Federa1nij_zakon_O_po1icii (дата обращения: 01.04.2019).

2. Иванов, Б.В. Личная безопасность сотрудников ОВД. Обзор и анализ нападений на сотрудников, их гибели и ранений, неосторожного обращения с оружием : обзорно-аналитический материал / Б.В. Иванов ; Челябинский юрид. ин-т МВД России. - Челябинск : [б.и.], 2007. - 66 с.

3. Мещеряков, В. С. Использование специального высокоинтенсивного тренинга в процессе физической подготовки сотрудников правоохранительных органов / В. С. Мещеряков // Дискурс. -2017. - № 12 (14). - С. 72-80.

4. Мороз, В.В. Формы, организация и методическое обеспечение процесса повышения квалификации инструкторов по физической подготовке в органах внутренних дел : методические рекомендации / В.В. Мороз, В.А. Серебрянников ; Дальневосточный юридический институт МВД России. - Хабаровск : [б.и.], 2010. - 68 с.

5. Осипов, А.Ю. Совершенствование методической базы обучения боевым приемам борьбы сотрудников МВД России / А. Ю. Осипов, В. М. Гуралев, А.А. Евтушенко // Проблемы современного педагогического образования. Серия : Педагогика и психология. - 2017. - № 54-7. - С. 76-83.

REFERENCES

1. Federal Law of February 7, 2011 No. З-ФЗ "On Police ", available at: https://мвд.рф/De1-jate1nost/work/1aws/Federa1nij_zakon_O_po1icii.

2. Ivanov B.V. (2007), Personal security of ATS employees, Review and analysis of attacks on employees, their death and injuries, careless handling of weapons, overview-analytical material, Che1yabinsk.

3. Meshcheryakov, V.S. (2017), "The use of specia1 high-intensity training in the process of phys-ica1 training of 1aw enforcement officers", Discourse, No. 12 (14), - pp. 72-80.

4. Moroz, V.V. and Serebryannikov, V.A. (2010), Forms, organization and methodological support of the process of advanced training of instructors in physical training in the internal affairs bodies, Guidelines. Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Khabarovsk.

5. Osipov A.Yu. (2017), "Improving the methodo1ogica1 base for training combat techniques of the strugg1e of the emp1oyees of the Ministry of Interna1 Affairs of Russia", Problems of modern pedagogical education. Series: Pedagogy and Psychology, No. 54-7, pp. 76-83.

Контактная информация: KIRILL.GORIN.1981@mai1.ru

Статья поступила в редакцию 19.05.2019

УДК 796.077.5

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМОТОРНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА К АУДИТОРНЫМ НАГРУЗКАМ

Инесса Юрьевна Горская, доктор педагогических наук, профессор, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (СибГУФК), Омск;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.