6. Смирнова, Е.О., Холмогорова, В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М.: ВЛАДОС, 2003.
7. Хасанова, Д.А. Раннее включение ребенка с ТНР в интегрированную группу ДОО как фактор успешной социальной адаптации / Д.А. Хасанова // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки, 2015. - № 1.
8. Щетинина, А.М. Диагностика социального развития ребенка/ А.М. Щетинина, Л.В. Кирс. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2016.
Педагогика
УДК 342
преподаватель кафедры Кумыков Сафарби Хажмусович
Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Аннотация. В данной статье раскрывается проблема эффективности организации физической подготовки, с которой сталкиваются сотрудники органов внутренних дел в период прохождения профессионального обучения. Физическая подготовка является важной составляющей частью профессиональной подготовки сотрудника полиции, а также одним из главных показателей влияющим на аттестацию сотрудника полиции на соответствие замещаемой должности. Именно эти критерии указывают на важность постоянного совершенствования физических качеств, умений и навыков применения боевых приемов борьбы.
Ключевые слова: физическая подготовка, сотрудник, специальная подготовка, физические качества.
Annotation. The article deals with the problem of efficiency of physical training organization faced by the employees of the internal Affairs bodies during the period of professional training. Physical training is an important part of the training of the police officer, as well as one of the main indicators affecting the certification of the police officer for compliance with the position. These criteria indicate the importance of continuous improvement of physical qualities, abilities and skills of combat techniques.
Keywords: physical training, employee, special training, physical qualities.
Введение. Работа сотрудников органов внутренних дел всегда была сопряжена с риском для жизни и здоровья. Зачастую возникают экстремальные ситуации, опасные для физического здоровья, в рамках которых необходимо совершать чрезвычайно сложные действия, требующие от них максимального физического и психического напряжения. В таких ситуациях наличие высокого уровня профессионализма необходимо для сохранения как своего здоровья и жизни, так и граждан, а также для обеспечения правопорядка.
Изложение основного материала статьи. На сегодняшний день в нашей стране проблема личной и коллективной безопасности сотрудников ОВД носит особую остроту и актуальность. Каждый год в стране продолжают совершаться нападения на сотрудников ОВД, в результате чего от рук погибает и получает травмы или увечья большое количество сотрудников. Зачастую уровень теоретических знаний и практических навыков по физической подготовке у сотрудников ОВД является низким, и, соответственно, недостаточным для эффективных действий в различных критических ситуациях, а преступники обладают навыками тактики ведения боевых действий в различных условиях, физически хорошо развиты, владеют приемами борьбы и рукопашного боя и могут иметь при себе различное оружие, которое они могут использовать при нападении. Так, например, 27 июля 2018 года в Москве на улице 1-й Брестской неизвестный мужчина нанес сотруднику полиции несколько ударов ножом в область груди, после чего скрылся.
В связи с этим, обучение сотрудников ОВД тактике и методам обеспечения личной и коллективной безопасности, уверенным и грамотным действиям при выполнении поставленных задач, которые могут быть связаны с вероятным применением физической силы, выступает сейчас одним из важных направлений деятельности ОВД. Особое значение имеет уровень развития силовых способностей, необходимых для успешного преодоления сопротивления и задержания правонарушителей.
Одним из методов обучения противодействию преступлениям и оказания должного разнопланового сопротивления преступникам являются занятия по огневой, физической и психологической подготовке, при проведении которых изучаются различные приемы отражения нападения на сотрудников ОВД или граждан, задержания правонарушителей, а также психологического воздействия на преступников.
В процессе освоения программ профессиональной подготовки, основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования - программ подготовки специалистов среднего звена, высшего образования - программ бакалавриата, программ специалитета, программ магистратуры, а также в ходе профессиональной служебной и физической подготовки по месту службы на основании приказа МВД России от 05.05.2018 № 275 сотрудники ОВД проходят специальную подготовку к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия [1].
Касаясь сотрудников ОВД, недавно впервые принятых на службу в ОВД, следует отметить, что они до самостоятельного исполнения служебных обязанностей (за исключением выполнения служебных обязанностей по должности курсанта) проходят профессиональное обучение по образовательным программам профессиональной подготовки по должности служащего «Полицейский» в целях приобретения ими основных профессиональных знаний, умений, навыков и компетенции, необходимых для выполнения служебных обязанностей, в том числе в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Порядок организации образовательного процесса, компетенции выпускников предусмотрены образовательными программами профессиональной подготовки по должности служащего «Полицейский»,
подготовленными по различным категориям (в зависимости от уровня образования, формы реализации обучения, занимаемой должности, категории обучения и т.д.).
Образовательные программы профессиональной подготовки по должности служащего «Полицейский» предусматривает изучение следующих учебных циклов: общепрофессионального; профессионально-специализированного, а также разделов: производственное обучение (производственная практика); итоговая аттестация.
Общепрофессиональный и профессионально-специализированный циклы состоят из дисциплин и междисциплинарных курсов в соответствии с основными видами профессионально-служебной деятельности.
Анализ практической деятельности ОВД свидетельствует о том, что в ряде случаев сотрудники полиции еще недостаточно подготовлены для эффективных действий против правонарушителей с целью пресечения их противоправных действий. Кроме этого отмечены факты, которые говорят о том, что сотрудники ОВД ещё не всегда умело тактически и психологически действуют в экстремальных ситуациях и нерешительно применяют боевые приемы борьбы. В то же время важность и ответственность задач, которые призваны решать сотрудники ОВД, обуславливает необходимость совершенствования их физической подготовки.
Поэтому, основная цель изучения теоретических основ и практических навыков по физической подготовке - обеспечить постоянную готовность к исполнению служебных обязанностей на высоком уровне, в том числе в случаях применения физической силы в отношении правонарушителя.
Для успешного достижения обозначенной цели необходимо решение некоторых задач. К таковым следует отнести тщательную подготовку к работе, связанной с применением специальных средств, приёмов борьбы, длительным преследованием нарушителей и по пересеченной местности. Кроме этого, необходимо овладение на высоком уровне навыками самозащиты и личной безопасности в экстремальных ситуациях.
Под профессионально-прикладной физической подготовкой понимается овладение прикладными знаниями, двигательными умениями и навыками, обеспечивающими объективную готовность сотрудника органов внутренних дел к успешной профессиональной деятельности.
Методологической основой физической подготовки является философия, ее метод - материалистическая диалектика, которая указывает на необходимость изучения всех явлений и вещей в их связях и опосредованиях, в их развитии, в переходе количественных изменений в качественные, в единстве и борьбе противоположностей.
К конкретным методам исследования относятся две группы научных методов, характерных для общественных и естественных наук,- практические и теоретические.
Практические методы. Они характеризуются тем, что в качестве исходных материалов исследования выступают данные, полученные путем изучения процесса и результатов деятельности людей. Эта группа методов делится на две подгруппы. Первая характеризуется тем, что исследователь, не вмешиваясь в происходящее, фиксирует достигнутое, используя следующие приемы: 1) опрос и анкетирование; 2) изучение документов (дневников сот рудников ОВД и непосредственно преподавателей, протоколов соревнований, отчетов судей, данных о составе занимающихся спортом и др.); 3) измерение спортивных результатов, степени овладения техникой спортивных упражнений, уровня развития двигательных качеств, показателей физического развития и состояния организма. При этом, кроме педагогических методов тестирования, широко используются различные медико-биологические тесты (определение артериального давления, электрокардиография и др.), а также некоторые биохимические методики; 4) наблюдение.
Наблюдение может стать одним из основных практических методов исследования проблем спортивной педагогики, если соблюдается ряд условий: четко определена цель наблюдения, установлен ее объект, составлен план наблюдения, в котором намечены частные задачи, и, наконец, определен способ фиксации регистрации результатов наблюдения (условные знаки, рисунки, магнитофонная запись, хронометрирование, фотографирование, видеосьемка). Для развития педагогической науки большое значение имеет изучение и обобщение передового спортивно-педагогического и спортивно-исполнительского опыта, то есть опыта обучения, тренировки и воспитания в спорте. Глубокое и всестороннее учение передового опыта преподавателей и спортсменов, его питание, анализ, сравнение, классификация, обобщение позволяют обнаружить закономерные связи различных сторон, влияющих на результаты занятий спортом, и тем самым обогатить науку о спорте знаниями. Это оказывается возможным тогда, когда преподаватели спорта и спортсмены приходят к успеху, когда она согласуется с объективными законами обучения, развития и воспитания в спорте, даже если это ими не полностью осознается.
Первая подгруппа практических методов - это эксперимент. Он характеризуется тем, что исследователь активно вмешивается в обучаемый процесс, в деятельность испытуемого, создает специальные условия, позволяющие воссоздать их каждый раз при повторении Он применяется для установления новых фактов или изучения прочных связей ранее известных положений, данных, выявленных с помощью других методов. Эксперименты бывают лабораторные и естественные. Они могут проводиться с большой группой, с одним человеком или самим исследователем над собой (самоэксперимент).
Данные, собранные путем опроса, анкетирования, изучения документов, измерения, наблюдения и экспериментов, сводятся к определенной группе явлений, сопоставляются, коррелируются, анализируются с использованием различных методов математической статистики.
Теоретические методы. Теоретические методы неразрывно связаны со всеми типами научных исследований. Например, наблюдение и эксперимент могут иметь значение только при условии, если они ведутся на основе соответствующих теоретических предпосылок. Вместе с тем теоретические методы могут выступать и как относительно самостоятельные.
К разновидностям теоретического метода относят метод системного анализа, историко-хронологический и историко-логический, различные виды математических методов и др. Они реализуются путем анализа, обобщения и сопоставления множества фактов и ранее полученных научных данных. В них ученый восходит от частного к общему, от конкретного, данного в восприятии, к абстракциям и наоборот - нисходит от абстракций к конкретному. Главное в этих методах - объяснить определенные явления, установить закономерные связи между ними и их результатами, сделать из опыта и имеющихся данный обобщенные выводы.
В теоретических исследованиях проблем педагогики спорта накопленный материал осмысливается и синтезируется, на основе выявленных закономерностей определяются принципы и наиболее общие методические правила решения задач занятий спортом. Эти методы дают возможность найти новые, ранее
неизвестные пути достижения поставленных целей, тем самым прогнозировать возникновение новых задач, которые потребуют своего решения.
Выводы. Задачи научных исследований педагогических проблем спорта - самые разнообразные. Однако в последние несколько десятилетий в связи с повышением во всем мире внимания к успехам спортсменов на крупных международных соревнованиях ученые больше занимались исследованием путей достижения высоких спортивных результатов. Объектом этих исследований являлись наиболее квалифицированные спортсмены. Такую тенденцию можно рассматривать как одностороннее увлечение. На самом же деле закономерности, установленные в результате проведенных исследований, как уже указывалось, являются основанием для определения педагогических правил, направленных на улучшение физической подготовленности всего народа. Это не означает, что исследования в сфере массового спорта имеют меньшую ценность. Они необходимы для определения особенностей методики построения занятий различными видами спорта, с разными контингентами населения, для решения воспитательных, образовательных, гигиенических задач, нахождения средств и методов организации досуга людей, повышения производительности труда и др.
Литература:
1. Абызыва Е.Р. Правовой статус сотрудников органов внутренних дел (общетеоретические аспекты): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2006.
2. Апальков А.В., Муханов Ю.В., Ткаченко А.И. Некоторые аспекты формирования потребности в физическом самосовершенствовании у курсантов образовательных учреждений МВД России // Проблемы правоохранительной деятельности. 2012. №1. С. 97-101.
3. Войнов П.Н., Лопатин И.И., Воротник А.Н. Влияние физической подготовки на воспитание психологических качеств курсантов учебных заведений МВД России // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2012. № 2. С. 13-16.
4. Нагоева М.А. Правовое воспитание среди несовершеннолетних. // В сборнике: Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности Материалы Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией В.А. Сосова. 2017. С. 192-195.
5. Филимонова И.В., Беденков В.В. Проблема повышения уровня правовой культуры молодежи в России. // Современный юрист, 2016, № 2.
6. Хадиков Р.Ш. Организационно-педагогические условия развития личностно-профессиональных качеств сотрудников ОВД и их реализация в системе первоначального обучения. // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 1 (68). С. 270.
Педагогика
УДК [811.124:378.016]:378.4.096:34 доцент кафедры иностранных языков,
кандидат педагогических наук Куриленко Александр Александрович
Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета (г. Новокузнецк)
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ЛАТИНСКОМУ ЯЗЫКУ НА ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХ
Аннотация. Принимая во внимание ряд особенностей, присущих современной российской системе образования, автор статьи предлагает рассматривать в качестве основных целей обучения латинскому языку на юридических факультетах формирование у студентов позитивного отношения к латинскому языку и античной культуре как основам европейской цивилизации и формирование максимально возможной при выделенном количестве часов и конкретных условиях обучения профессионально направленной языковой компетенции. Исходя из поставленных целей, автор определяет ряд задач и намечает пути их реализации: формирование у студентов восприятия латинского языка как языка с лингвистической точки зрения образцового, обладающего совершенными лексико-грамматическим и стилистическим аспектами; формирование ясного представление о лексико-грамматической структуре латинского языка; формирование навыков работы с оригинальными латинскими текстами юридического характера.
Ключевые слова: латинский язык, юридическое образование, цели и задачи обучения на юридических факультетах.
Annotation. Taking into account a number of features inherent in the modern Russian education system, the author proposes to consider as the main objectives of teaching Latin at law faculties the formation of students' positive attitude to the Latin language and ancient culture as the foundations of European civilization and the formation of the maximum possible with the allocated number of hours and specific conditions of training professionally directed language competence. Based on the goals, the author defines a number of tasks and outlines the ways of their implementation: the formation of students' perception of the Latin language as a language from the linguistic point of view of the model, which has perfect lexical, grammatical and stylistic aspects; the formation of a clear idea of the lexical and grammatical structure of the Latin language; the formation of skills to work with the original Latin texts of a legal nature.
Keywords: Latin language, legal education, goals and objectives of training at law faculties.
Введение. Дисциплина «Латинский язык» традиционно является неотъемлемым компонентом учебного плана юридических вузов и факультетов. Но, несмотря на наличие в учебных планах требований к профессиональной компетентности обучающихся как результату освоения ими образовательной программы, расплывчатость их формулировок создает ряд проблем, связанных прежде всего с постановкой конкретных целей и задач обучения, точность которых во многом определяет эффективность освоения данного предмета.
Практика показывает, что при отсутствии единых государственных стандартов по латинскому языку, выбор преподавателями целей и задач обучения, как правило, определяется тем, что под ними подразумевает автор используемого учебного пособия. Анализ ряда учебников, учебных пособий по латинскому языку для юристов и учебно-методических работ, посвященных данному вопросу, показал, что в качестве основных целей преподавания латинского языка на юридических факультетах авторы выделяют:
1.Освоение студентами латинской юридической терминологии и фразеологии;