Научная статья на тему 'Особенности повышения профессионального мастерства сотрудников полиции'

Особенности повышения профессионального мастерства сотрудников полиции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СЛУШАТЕЛЬ / СПОРТИВНАЯ ТЕХНИКА / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / PHYSICAL TRAINING / LISTENER / SPORTS EQUIPMENT / PERSONALITY FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хадиков Роберт Шамильевич

В статье обосновывается необходимость повышения профессионального мастерства сотрудников полиции, т.к. физическая, лежит в основе индивидуальной боевой готовности. В крайних по сложности ситуациях служебно-боевой деятельности, связанных с отражением нападений и захватом (задержанием с применением физической силы) правонарушителей оказывающих активное сопротивление, в том числе и вооруженное, перед сотрудниками стоит задача, задержать их, эффективно применяя физическую силу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хадиков Роберт Шамильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL OF POLICE OFFICERS

The article substantiates the need to improve the professional skills of police officers, as physical, is the basis of individual combat readiness. In extreme situations of service and combat activity, related to the reflection of attacks and the capture (detention with the use of physical force) of offenders providing active resistance, including armed, the task of employees is to detain them, effectively using physical force.

Текст научной работы на тему «Особенности повышения профессионального мастерства сотрудников полиции»

Выводы. На сегодняшний день у основной массы старшеклассников г. Магнитогорска наблюдается несформированность профессионального самоопределения, они ориентируются только на внешнюю привлекательность выбора, не осознавая всю глубину будущей профессии. Вследствие этого целесообразно проводить разноплановые профориентационные мероприятия в школах, знакомящие подростков с действительной ситуацией на рынке труда и сокращающими различия между представлениями и реальностью в сознании школьников.

Определение критериев готовности к профессиональному самоопределению позволяет выделить разные группы учащихся по уровню сформированности профессиональных потребностей.

Высокий уровень готовности к профессиональному самоопределению характеризуется глубоким знанием об избираемом виде учебной и трудовой деятельности; целенаправленностью мотивов выбора учения и профессии; наличием адекватной самооценки в плане избираемой учебной и профессиональной области; сформированностью интересов, способностей, психических процессов; соответствием личностных качеств и черт характера избираемой профессии.

Средний уровень готовности к профессиональному самоопределению характеризуется поверхностным знанием избираемой учебной и профессиональной деятельности; отсутствием устойчиво сформированных интересов и способностей к нему; неумением адекватно сопоставить личные качества и черты характера требованиям избираемой профессии; отсутствием выраженных мотивов учения и выбора профессии, достаточно аргументированной самооценки в плане избираемой учебной и профессиональной области.

Низкий уровень готовности к профессиональному самоопределению характеризуется слабыми разрозненными знаниями об определенном виде учебной и профессиональной деятельности; несформированностью интересов, склонностей, способностей и мотивов к нему, а также желания и воли достичь высоких результатов в овладении им; неумением соотнести личные качества и черты характера с избираемой учебной и профессиональной областью, оценить себя адекватно в плане будущей профессии.

Знание критериев и уровней готовности к профессиональному самоопределению школьников дает возможность педагогам и психологам корректировать деятельность каждого ученика в плане избираемой профессии, давать обоснованные рекомендации по совершенствованию тех качеств личности, которые необходимо учитывать в подготовке к будущей профессии, оказывать помощь учащимся в определении программы самоподготовки к избираемой профессии.

Литература:

1. Основы профириентологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.И. Вершинин, М.С. Савина, Л.Ш. Махмудов, М.В. Борисова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 176 с.

2. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова; под ред. Т.И. Шамовой. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 384 с.

3. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие для студ., обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: в 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн.1. - 174 с.

4. Овсянникова Е.А., Тугулева Г.В., Хабибулин Д.А. Инклюзивная образовательная среда как аспект социально-психологической адаптации студентов с ОВЗ // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-4. - С. 305-307.

Педагогика

УДК:378

преподаватель кафедры Хадиков Роберт Шамильевич

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

ОСОБЕННОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА СОТРУДНИКОВ

ПОЛИЦИИ

Аннотация. В статье обосновывается необходимость повышения профессионального мастерства сотрудников полиции, т.к. физическая, лежит в основе индивидуальной боевой готовности. В крайних по сложности ситуациях служебно-боевой деятельности, связанных с отражением нападений и захватом (задержанием с применением физической силы) правонарушителей оказывающих активное сопротивление, в том числе и вооруженное, перед сотрудниками стоит задача, задержать их, эффективно применяя физическую силу.

Ключевые слова: физическая подготовка, слушатель, спортивная техника, формирование личности.

Annotation. The article substantiates the need to improve the professional skills of police officers, as physical, is the basis of individual combat readiness. In extreme situations of service and combat activity, related to the reflection of attacks and the capture (detention with the use of physical force) of offenders providing active resistance, including armed, the task of employees is to detain them, effectively using physical force.

Keywords: physical training, listener, sports equipment, personality formation.

Введение. Предметом физической подготовки как учебно-научной дисциплины является исследование закономерностей обучения спортивной технике и тактике, направленного физического развития, воспитания на спортивных занятиях и их построения. Определенные в ней принципы основные методические и учебно-организационные правила в мере распространяются на сферу массового спорта и спорта высших достижений. Отличие педагогики спорта от других педагогических наук состоит в том, что она устанавливает свои принципы и правила, определяет средства, методы и условия решения своих задач, основываясь главным образом на закономерностях овладения двигательными действиями, развития форм тела, функций организма и двигательных способностей, а также формирования личности в процессе двигательной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Физическая подготовка сформировалась и развивается на стыке общественных и естественных наук. Все научные дисциплины, которые составляют ее основание и являются ее источниками, могут быть разделены на четыре группы: 1) дисциплины, исследующие общие

закономерности развития природы и общества,- философия, история, этика и т.д.; 2) дисциплины, исследующие закономерности обучения, и воспитания, педагогика и психология; 3) дисциплины, изучающие биологические закономерности формирования и развития человека, биология, анатомия, генетика, физиология, биохимии и т.д.; 4) дисциплины, которые выделились из некоторых естественно-научных дисциплин, которые сформировались в самостоятельные отрасли наук и избрали в качестве объекта исследования только проблемы спорта,- теория и методика физического воспитания, история физической культуры и спорта, психология спорта и ряд других. Что касается теории и методики отдельных видов спорта, то педагогика спорта выступает по отношению к ним как интегрирующая дисциплина, поскольку она определяет педагогические закономерности, которыми необходимо руководствоваться в процессе занятий всеми видами спорта.

Как прикладная наука физическая подготовка призвана, вместе с теорией и методикой физического воспитания и отдельных видов спорта, вооружить людей знаниями для решения спортивно-педагогических задач.

Связь физической подготовки с другими науками двусторонняя. С одной стороны, она пользуется их данными в качестве основания для определения спортивно-педагогических принципов и правил, ведущих к совершенствованию практики занятий спортом; с другой - спортивно-педагогическая и спортивно-исполнительская деятельность, организуемая в соответствии с ее положениями, способствует обогащению новыми данными многих наук, предмет исследования которых - человек и общество.

Спортивная тренировка - одно из важных условий обеспечения спортивной подготовленности, которая в ходе учебно-тренировочного и воспитательного процесса достигается также в результате применения специальных медико-биологических, санитарно-гигиенических, климатологических и некоторых других мер.

Несмотря на неполное соответствие ближайших целей занятий спортом, направленных на решение преимущественно образовательных, воспитательных и гигиенических задач, и ближайших целей спортивной тренировки, направленной на достижение высоких спортивных результатов, их ведущие задачи в основном совпадают. Различие этих задач состоит в том, что в обычных занятиях спортом некоторые из них могут быть ближайшей целью, а в спортивной тренировке они являются условиями достижения цели. Поэтому их чаще называют видами подготовки. Задача овладения спортивными упражнениями в спортивной тренировке определяется как техническая подготовка; овладение суммой специальных знаний - теоретическая подготовка; улучшение физического развития и физической подготовленности - физическая подготовка; формирование психических качеств личности - психологическая подготовка. Кроме четырех названных задач, в спортивной тренировке должны быть решены еще две - обеспечение тактической и специальной соревновательной подготовки.

Соревнования-это противоборство отдельных лиц и групп (команд) в игровой форме, осуществляемое в установленных правилах для выявления преимущества в физической подготовленности и овладении искусством упражнений, владения специальными снарядами, управления машиной или животным и в развитии некоторых сторон психики. В них могут участвовать не менее двух людей. Можно соревноваться с самим собой, контролируя улучшение своих двигательных возможностей, сдвиги в физическом развитии, стремясь добиться существенных результатов, а потом превзойти их. Но это не может называться спортивным соревнованием, так как в данном случае поднимается его важнейшая сторона - соперничество. Вместе с тем своего рода соревнование является мощным стимулом саморазвития и совершенствования. Человек должен всю жизнь соревноваться самим собой.

Поскольку спортивных соревнованиях противопоставляются интересы людей, они носят в себе все признаки конфликтных ситуаций. Однако в своей сущности этот конфликт не является враждебным, антагонистичным. Столкновение интересов людей, которое содержится в самих соревнованиях, в большинстве случаев полностью разрешается на протяжении от нескольких секунд до нескольких часов или дней.

В истории человеческого общества спортивные соревнования предшествовали организованным занятиям спортом. В настоящее время занятия спортом и участие в спортивных соревнованиях тесно взаимосвязаны. Вместе с тем они могут осуществляться и независимо друг от друга, то есть можно заниматься спортом и не участвовать в соревнованиях или участвовать в них без специальной подготовки.

Цель участия в соревновании в каждом конкретном случае у каждого спортсмена может быть различной. В одном - выиграть призовое место, в другом - добиться максимально возможного для себя результата, в третьем - получить право на участие в более ответственном соревновании и т. д. Что касается задач спортивных соревнований, то они в основном соответствуют тем, которые решаются в спортивной тренировке, то есть спортивные соревнования дают возможность совершенствовать физическую, техническую и тактическую подготовленность, решать воспитательные задачи. Однако сдвиги, происходящие в организме и в психике спортсмена в условиях соревнований, как правило, превосходят уровень, характерный для обычных занятий.

В теоретических исследованиях проблем педагогики спорта накопленный материал осмысливается и синтезируется, на основе выявленных закономерностей определяются принципы и наиболее общие методические правила решения задач занятий спортом. Эти методы дают возможность найти новые, ранее неизвестные пути достижения поставленных целей, тем самым прогнозировать возникновение новых задач, которые потребуют своего решения.

Борьба, рукопашные схватки - вид боевой деятельности сотрудников ОВД в ближнем бою с противником. Возрастание роли мелких мобильных подразделений в боевых ситуациях превратило рукопашные схватки сотрудников органов внутренних дел с противоборствующей стороной в реальность. В экстремальных ситуациях выведение из строя противника путем применения личного оружия, подручных средств и борьбы без оружия становится главным.

Сотрудники ОВД должны иметь представление об уязвимых местах человеческого тела, знать рациональные приемы выведения противника из строя.

Структура боевого приема борьбы складывается из пяти операций: навязывание хвата и подготовка к выведению из равновесия и (или) нанесению расслабляющего удара; выведение из равновесия и (или) нанесение расслабляющего удара; реализация его технической основы; подготовка (переход) к действиям физического контроля, сковывания, сопровождения; сковывание (удержание), сопровождение под воздействием болевого приема.

Занятия по боевым приемам борьбы проводятся с целью формирования навыков применения боевых приемов борьбы, необходимых для самозащиты, задержания и сопровождения правонарушителя, и обеспечения личной безопасности сотрудников ОВД, воспитания смелости, решительности, инициативы и находчивости, а также уверенности в собственных силах при обезоруживании.

Занятия проводятся в зале, оборудованном борцовскими и боксерскими снарядами, а также в условиях, моделирующих оперативную обстановку, специфичную для служебной деятельности подразделения ОВД (улица, квартира, вагон поезда и другие).

В содержание занятий включаются изучение боевых стоек, ударов и защитных действий от ударов, болевых приемов, бросков, удушающих приемов, освобождений от захватов и обхватов, пресечений действий с огнестрельным оружием, сковываний наручниками, связываний, проведения наружного досмотра, оказания помощи и взаимопомощи, действий с использованием специальных средств и автомата, а также тренировка в их выполнении.

Профессионально-прикладная физическая подготовка занимает важное место в системе общей подготовки сотрудников МВД России. Она обеспечивает улучшение физического развития, укрепление здоровья сотрудников ОВД, и, следовательно, является основным средством их физического совершенствования. При этом роль физической подготовки, как важного средства повышения их работоспособности, заключается в повышении мастерства; в воспитании морально-политических и психологических качеств личного состава; в повышении устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов. Повышение мастерства средствами физической подготовки находит свое выражение в повышении профессиональной работоспособности, использовании физических упражнений в системе профессионального отбора и в повышении эффективности обучения.

Обеспечение готовности к применению сотрудниками органов внутренних дел физической силы в экстремальных условиях, а также поиск новых нетрадиционных средств и методов их обучения становится первостепенной задачей физической подготовки сотрудников МВД России.

Выводы. Задачи научных исследований педагогических проблем спорта - самые разнообразные. Однако в последние несколько десятилетий в связи с повышением во всем мире внимания к успехам спортсменов на крупных международных соревнованиях ученые больше занимались исследованием путей достижения высоких спортивных результатов. Объектом этих исследований являлись наиболее квалифицированные спортсмены. Такую тенденцию можно рассматривать как одностороннее увлечение. На самом же деле закономерности, установленные в результате проведенных исследований, как уже указывалось, являются основанием для определения педагогических правил, направленных на улучшение физической подготовленности всего народа. Это не означает, что исследования в сфере массового спорта имеют меньшую ценность. Они необходимы для определения особенностей методики построения занятий различными видами спорта, с разными контингентами населения, для решения воспитательных, образовательных, гигиенических задач, нахождения средств и методов организации досуга людей, повышения производительности труда и др.

Литература:

1. Ананкин Д.А., Кирсанов Н.И., Овчинников В.А. Актуальные проблемы совершенствования контроля физической подготовленности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. // В сборнике: Оптимизация учебно-воспитательного и тренировочного процесса в учебных организациях высшего образования. Здоровый образ жизни как фактор профилактики наркомании Материалы всероссийской научно-практической конференции. Отв. ред. Е.В. Панов. 2018. С. 9-15.

2. Кумыков С.Х. Основные правовые и организационные аспекты первоначальной подготовки сотрудника ОВД. // В сборнике: Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 62-64.

3. Кумыков С.Х. Особенности процесса воспитания в ходе первоначальной подготовки сотрудников ОВД. // В сборнике: Формирование личности будущего на основе психолого-педагогического анализа сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 115-117.

4. Литвин Д.В. Проблема профессиональной компетентности педагогов кафедр огневой и физической подготовки в области формирования готовности сотрудника к применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. // В сборнике: Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов Сборник статей. Под редакцией С.Н. Баркалова. Орёл, 2018. С. 149-152.

5. Литвин Д.В., Филимонов В.А. Проектировочно-целевой анализ содержания системы профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел в области применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2018. № 16-2. С. 268-270.

6. Нагоева М.А. Правовое воспитание среди несовершеннолетних. // В сборнике: Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности Материалы Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией В.А. Сосова. 2017. С. 192-195.

7. Панова О.С., Овчинников В.А., Овечкин Д.Г., Крючков В.В. Технология самостоятельной физической подготовки курсантов образовательных организаций системы МВД России. // Волгоград, 2018.

8. Хадиков Р.Ш. Организационно-педагогические условия развития личностно-профессиональных качеств сотрудников ОВД и их реализация в системе первоначального обучения. // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 1 (68). С. 270.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.