Научная статья на тему 'Обоснование целесообразности обучения и использования бросковой техники сотрудниками ОВД'

Обоснование целесообразности обучения и использования бросковой техники сотрудниками ОВД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
443
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ / БРОСКИ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / POLICE OFFICERS / PHYSICAL TRAINING / FIGHTING TECHNIQUES / THROWS / TRAINING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуралев Владимир Михайлович, Осипов Александр Юрьевич, Шнаркин Сергей Михайлович

Уровень физической подготовки сотрудников полиции характеризуется, в том числе и навыками владения боевыми приемами борьбы, куда входит и техника выполнения различных бросков. Однако в научной литературе присутствуют мнения о незначительной важности бросковой техники в деле выполнения сотрудниками ОВД служебных задач, связанных с противоборством с сопротивляющимися преступниками. В статье изложено обоснование целесообразности использования техники выполнения различных бросков сотрудниками ОВД при противоборстве и задержании преступника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гуралев Владимир Михайлович, Осипов Александр Юрьевич, Шнаркин Сергей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUSTIFICATION OF EXPEDIENCY OF TRAINING AND USE OF THROWING EQUIPMENT BY THE STAFF OF DEPARTMENT OF INTERNAL AFFAIRS

The level of physical training of police officers is characterized, including the skills of possession of fighting techniques, which includes the technique of performing various throws. However, in the scientific literature there are opinions about the minor importance technique of throwing in the performance of police officers official tasks related to the confrontation with criminals. The article presents the rationale for the use of technique to perform various throws by police officers in the confrontation and detention of the offender.

Текст научной работы на тему «Обоснование целесообразности обучения и использования бросковой техники сотрудниками ОВД»

- сложность в освоении ритмического и тонального рисунка предложения по причине монотонности и певучести речи (в китайском языке слова представлены односложными, двусложными, трехсложными словами).

- большинство студентов владеют якутским языком и русским, это способствует лучшему усвоению грамматики китайского языка вследствие схожести грамматического строя якутского и китайского языков.

- у студентов из числа коренных малочисленных народов РС (Я) хорошо развито образное восприятие, поэтому студенты лучше воспринимают знаки идеографической категории, но большая вариативность основных графических элементов в составе иероглифа и большое количество основных знаков представляют трудности для усвоения.

Из всего вышесказанного следует вывод о том, что в образовательной практике РС (Я) существует противоречие между необходимостью подготовки специалистов, владеющих китайским языком и отсутствием методики преподавания китайского языка, учитывающей особенности и трудности студентов из числа коренных народов РС (Я).

Литература:

1. Кузнецов П.С. Морфологическая классификация языков / П.С.Кузнецов. - М., 1954. - 356 с.

2. Николаев Анатолий Иванович. Интонационная интерференция якутского языка в ситуации искусственного многоязычия (экспериментально-фонетическое исследование): диссертация ... кандидата Филологических наук: 10.02.02 / Николаев Анатолий Иванович; [Место защиты: ФГБУН Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук], 2017. - 221 с.

3. Скаличка В., К вопросу о типологии, Вопросы языкознания, 1966, №4

4. Спешнев Н.А. Фонетика китайского языка. Учебное пособие. - М.: Издательство: Каро, 2008 г.

Педагогика

УДК: 796.8:378.6

кандидат педагогических наук, доцент Гуралев Владимир Михайлович

Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск); кандидат педагогических наук, доцент Осипов Александр Юрьевич

Институт физической культуры, спорта и туризма, Сибирский федеральный университет, Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого, Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск); старший преподаватель Шнаркин Сергей Михайлович

Институт физической культуры, спорта и туризма, Сибирский федеральный университет (г. Красноярск)

ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БРОСКОВОЙ

ТЕХНИКИ СОТРУДНИКАМИ ОВД

Аннотация. Уровень физической подготовки сотрудников полиции характеризуется, в том числе и навыками владения боевыми приемами борьбы, куда входит и техника выполнения различных бросков. Однако в научной литературе присутствуют мнения о незначительной важности бросковой техники в деле выполнения сотрудниками ОВД служебных задач, связанных с противоборством с сопротивляющимися преступниками. В статье изложено обоснование целесообразности использования техники выполнения различных бросков сотрудниками ОВД при противоборстве и задержании преступника.

Ключевые слова: сотрудники полиции; физическая подготовка; боевые приемы борьбы; броски; процесс обучения.

Annоtation. The level of physical training of police officers is characterized, including the skills of possession of fighting techniques, which includes the technique of performing various throws. However, in the scientific literature there are opinions about the minor importance technique of throwing in the performance of police officers official tasks related to the confrontation with criminals. The article presents the rationale for the use of technique to perform various throws by police officers in the confrontation and detention of the offender.

Keywords: Police officers; physical training; fighting techniques; throws; training process.

Введение. Физическая подготовка сотрудников правоохранительных органов является неотъемлемой частью профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел и играет ведущую роль в деле успешного решения служебных задач, связанных с применением сотрудниками полиции физической силы и боевых приемов борьбы [4]. Боевые приемы борьбы, по мнению Д.Е. Сафонова, представляют собой специально организованные движения (единые двигательные акты), выработанные практикой развития различных видов единоборств (успешной самозащиты и силового задержания противника), с учетом особенностей анатомии человека и биомеханики его движений [16]. К сожалению, статистические данные МВД Российской Федерации за последние годы показывают, что процент происшествий, связанных с получением сотрудниками полиции телесных повреждений в ходе противоборства и задержания правонарушителей, все время увеличивается. Аналитики указывают на недостаточную физическую подготовку сотрудников полиции, как на одну из основных причин сложившегося положения вещей [10]. Отмечается, что при задержании правонарушителей сотрудники полиции довольно часто не могут эффективно применить физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, и уступают преступникам в единоборстве. По мнению Н.А. Алексеева, причиной возникновения данной ситуации является недостаток практических навыков эффективного применения боевых приемов борьбы в служебной деятельности сотрудников ОВД [1].

Надежное владение навыками проведения боевых приемов борьбы в ситуациях силового противодействия нарушителям, позволит, как успешно выполнить задачу по сохранению общественного порядка, так и сохранить жизнь и здоровье сотрудникам ОВД [6]. Результаты опросов сотрудников ОВД показывают, что сотрудники полиции довольно часто используют различные боевые приемы борьбы, в том числе броски, в своей служебной деятельности [10]. Различные броски, являясь составной частью боевых приемов борьбы, по мнению специалистов, имеют ряд преимуществ перед другими приемами. К

преимуществам использования бросковой техники специалисты относят: перевод правонарушителя из стойки в положение лежа, в котором сотруднику гораздо проще контролировать и удерживать задерживаемого. При правильном применении бросковой техники не происходит причинения вреда здоровью задерживаемого, что наблюдается при использовании ударной техники. Данное обстоятельство является весьма существенным в условиях определения правомерности использования физической силы сотрудниками полиции при задержании правонарушителей общественного порядка [1]. Применение техники выполнения различных бросков сотрудниками ОВД происходит в основном в момент активного противоборства с нарушителем, а также в условиях проведения задержания преступников в ограниченном или замкнутом пространстве. При этом отмечается, что качественные навыки владения техникой выполнения бросков позволяют полицейским провести задержание агрессивных или оказывающих сопротивление правонарушителей без причинения задержанным лицам серьезных повреждений [14]. В опросах сотрудники ОВД указывают, что благодаря практическим навыкам применения бросковой техники им удалось произвести задержание правонарушителей, пытавшихся совершить неожиданное нападение на сотрудника полиции [5].

В.А. Овчинников рекомендует обратить особое внимание на пути совершенствования методики обучения таким броскам, как «задняя подножка», «передняя подножка» и бросок «захватом двух ног спереди». По мнению данного специалиста именно данные броски в большей степени способствуют эффективному выполнению сотрудниками ОВД России своих служебных задач [11]. В тоже время в научной литературе присутствуют данные, показывающие, что у значительной части сотрудников ОВД нет уверенности в высокой эффективности бросков при осуществлении задержания или активного противоборства с правонарушителями. По данным П.Н. Войнова, большинство опрошенных им сотрудников полиции указали наиболее эффективными боевыми приемами борьбы при задержании правонарушителей различные удары, болевые и удушающие приемы. Лишь незначительная часть (менее 2% опрошенных) сотрудников ОВД считают, что эффективной техникой при задержании правонарушителей будут различные броски и комбинационное соединение техники выполнения различных бросков и ударов [2]. Опросы курсантов образовательных организаций МВД России показывают, что большинство будущих сотрудников полиции также считают наиболее эффективной базой физической подготовки - совершенствование ударной техники и защиты от ударов [3].

Таким образом, авторами статьи было выявлено существенное расхождение в научных взглядах различных специалистов на вопрос о целесообразности и значимости использования бросковой техники в служебной деятельности сотрудников полиции при противоборстве и задержании правонарушителей. Основываясь на данных литературного обзора, авторы статьи определили основной целью своих исследований обоснование целесообразности и значимости применения различных бросков сотрудниками ОВД в ходе противоборства с преступниками.

Изложение основного материала статьи. В ходе изучения научной литературы по проблематике исследований, авторы статьи выявили ряд существенных противоречий во взглядах специалистов на целесообразность и значимость применения бросковой техники сотрудниками ОВД в своей служебной деятельности. Также имеются значимые расхождения в научных взглядах на оптимальную методику обучения курсантов образовательных организаций МВД России и сотрудников ОВД России боевым приемам борьбы, по тематике - броски. Так, по мнению С.В. Кузнецова, броски, как форма физического столкновения относится к спортивным единоборствам, где главным фактором является победа над противником с использованием физической силы. Поскольку в спортивных единоборствах отсутствует понятие правомерности применения физической силы (имеются лишь общие ограничения правилами соревнований), нельзя рассматривать бросковую технику, как основу обучения сотрудников ОВД боевым приемам борьбы, поскольку существует риск неправомерного применения данных приемов в служебной деятельности при задержании преступников [8]. Выявлено, что ряд специалистов придерживаются схожей с данным автором точки зрения, аргументируя ее тем, что конечная цель физической подготовки курсантов вузов МВД России и сотрудников ОВД отличается по своему содержанию от целей подготовки спортсменов, выступающих на соревнованиях по различным видам спортивных единоборств [1]. Так А.Ю. Плешивцев утверждает, что техника владения основными видами спортивных единоборств: бокса, дзюдо, самбо, рукопашного боя и т.д., имеет свои особенности и определенные условности, некоторые из которых вступают в противоречие с реальным противоборством с противником, который «вполне реален и агрессивен» [13]. По мнению авторов статьи в отрицании или недооценке роли бросковой техники и методах ее формирования у данных специалистов выявлено довольно глубокое противоречие. Данное противоречие заключается в том, что некоторые авторы указывают на высокий процент травматизма при использовании бросковой техники и, следовательно, неправомерности ее применения при задержании правонарушителей, а другие авторы считают, что обучение бросковой технике на основе методик соревновательной подготовки имеет определенные условности, не позволяющие сотруднику полиции эффективно использовать броски в противоборстве с «реальным и агрессивным» правонарушителем. Однако в литературе имеются данные, подчеркивающие значимую роль спортивных единоборств и бросковой техники в деле формирования готовности сотрудника полиции к служебной деятельности. В частности В.В. Пужаев прямо указывает на то, что боевые приемы борьбы являются органическим сплавом соревновательных и прикладных действий спортивных и боевых единоборств, освоение которых должно базироваться на основе изучения боевого самбо [15]. Прочную основу, как боевого, так и спортивного раздела борьбы самбо составляет техника выполнения различных бросков, на что прямо указывает основатель борьбы самбо А.А. Харлампиев [17].

По мнению авторов статьи, несмотря на некоторые различия, физическая подготовка курсантов и сотрудников ОВД к служебной деятельности и подготовка данных лиц к соревновательной деятельности значительно схожи. И в соревновательной деятельности и в применении физической силы в ходе противоборства с правонарушителем присутствуют элементы силового противоборства связанные с применением физической силы и приемов борьбы. Еще одним сходством является применение физического воздействия и технических приемов без нанесения противнику травм и увечий (правомерность применения физической силы в служебной деятельности сотрудников ОВД, правила соревнований по спортивным единоборствам).

И.В. Медведев указывает, что при разумном подходе к обучению сотрудников ОВД боевым приемам борьбы не возникнет никакого противоречия между Наставлением по организации физической подготовки сотрудников ОВД и многообразием технической базы приемов из различных боевых и спортивных

единоборств. Однако на практике, многие преподаватели и проверяющие боевой раздел данного Наставления пытаются превратить в некий «забальзамированный» и единственно верный вариант [10]. Таким образом, формируется серьезное противоречие между практикой служебной деятельности, требующей от сотрудника ОВД навыков умелого применения боевых приемов борьбы, в том числе и бросковой техники и организацией процесса по физической подготовке сотрудников полиции, где процесс обучения и сдача зачетов по овладению боевыми приемами борьбы регламентирует их демонстрацию на несопротивляющемся партнере [9]. Отсутствие реального сопротивления не позволяет сотрудникам полиции сформировать прочные навыки реального применения боевых приемов, в том числе и бросков, в ситуациях реального противоборства с преступниками. По мнению авторов статьи, данное противоречие оказывает существенное негативное влияние на уровень мотивации значительной части сотрудников ОВД к изучению бросковой техники. Уровень подготовки большинства сотрудников полиции просто не позволяет эффективно применять различные броски в ситуациях пресечения различных правонарушений с помощью физической силы.

Специалисты указывают, что обучение сотрудников правоохранительных органов бросковой технике лимитируется тематическими планами дисциплины «Физическая подготовка», в которых на изучение непосредственно техники выполнения бросков отводится недостаточное количество времени [5]. Выявлено, что многие преподаватели при обучении курсантов и сотрудников ОВД бросковой технике вынуждены значительно упрощать процесс обучения, сознательно снижая качество обучения, в условиях жесткого лимита времени, отведенного на обучение технике выполнения бросков. Н.А. Алексеев указывает, что при изучении бросковой техники преподаватели нередко упускают из виду обучение выведению партнера из положения устойчивого равновесия, техника выполнения различных бросков значительно упрощается, а положительные оценки курсантам и сотрудникам ставятся уже в случае проведения незначительного амплитудного технического действия повлекшего за собой падение несопротивляющегося партнера [1]. Несомненно, данные обстоятельства оказывают существенное негативное влияние на формирование у сотрудников полиции прочных навыков эффективного использования бросков при выполнении служебных задач, связанных с силовым пресечением различных правонарушений.

Известно, что оптимизация процесса обучения курсантов вузов МВД и сотрудников ОВД России по дисциплине «Физическая подготовка» должна происходить на основе метода моделирования практических ситуаций, возникающих в ходе выполнения сотрудниками полиции своих должностных обязанностей [7]. Поскольку в современных условиях сотрудникам ОВД при решении служебных задач все чаще приходится применять физическую силу против агрессивных, хорошо физически подготовленных лиц, владеющих техникой различных видов спортивных единоборств [12], целесообразность применения бросковой техники сотрудниками полиции следует оценивать по результатам соревновательных поединков по контактным единоборствам. По мнению специалистов, именно конкуренция в контактном поединке позволяет наиболее объективно определить уровень качества подготовки сотрудников к выполнению служебных обязанностей по противоборству с преступниками [18].

Авторы статьи провели анализ соревновательных поединков между сотрудниками ОВД России на ведомственных соревнованиях по контактным единоборствам (рукопашный бой, боевое самбо). Анализу были подвергнуты видеозаписи соревновательных выступлений сотрудников ОВД Красноярского края. Цель анализа - выявление процентного соотношения выполнения различных бросков в общем количестве боевых приемов борьбы, выполняемых сотрудниками ОВД в соревновательных поединках. Временной период исследований составил 3 календарных года (2015-2017 гг.). Общее количество соревновательных поединков подвергнутых анализу составило 357 встреч (117 поединков в 2015 году, 122 поединков в 2016 году, 118 поединков в 2017 году). В ходе анализа была выявлена тенденция значимого (Р<0,01) увеличения, как общего количества выполняемых полицейскими бросков, так и количества успешно выполненных бросков в соревновательных поединках. В 2015 году сотрудники ОВД в 117 соревновательных встречах провели в общей сложности 2173 технических действия (ударов, бросков, болевых и удушающих приемов, удержаний противника). Броски в общем количестве действий составили 26% (565 бросков). Из них успешными (получившими оценку судей) признаны 84 броска (15%). В 2016 году сотрудники полиции в 122 соревновательных поединках выполнили в общем 2906 технических приемов. Общее количество бросков составило 982 (34%). Количество успешно проведенных бросков - 176 (18%). В 2017 году на соревнованиях по контактным единоборствам сотрудники ОВД Красноярского края в 118 поединках провели в общей сложности 2802 приема. Броски в общем количестве приемов составили 1231 прием (44%). Количество успешно выполненных бросков - 239 (19%). Статистический анализ данных представлен на Рис. 1.

2017 2016 2015

1

"j_ 1

1

□ Броски(У)

□ Броски

□ Приемы

1000 2000 3000

Количество приемов

4000

Рисунок 1. Данные анализа применения бросковой техники сотрудниками ОВД на соревнованиях

0

По результатам проведенного авторами статьи анализа соревновательной техники сотрудников ОВД можно утверждать, что, несмотря на критическое отношение некоторых специалистов к бросковой технике, выявлен значимый (Р<0,01) рост количества различных бросков, выполняемых сотрудниками ОВД в соревновательных поединках.

Выводы: Авторы статьи считают необходимым заявить, что:

1. Анализ научной литературы выявил отсутствие единодушия во взглядах специалистов на проблему обучения бросковой технике курсантов образовательных организаций МВД и сотрудников ОВД России. Противоречия заключаются в оценке специалистами уровня эффективности использования бросков в ситуациях служебной деятельности, связанных с необходимостью правомерного использования физической силы сотрудниками ОВД при осуществлении самозащиты и последующего задержания сопротивляющегося правонарушителя.

2. Выявлено, что обучение технике выполнения бросков курсантов образовательных организаций МВД и сотрудников ОВД России происходит с серьезными нарушениями методики обучения, используемой в практике спортивной подготовки единоборцев. Данные нарушения не позволяют сформировать прочные навыки эффективного использования бросковой техники у сотрудников ОВД России в ситуациях правомерного применения физической силы против сопротивляющихся правонарушителей.

3. Обнаружено, что в ходе соревновательных поединков, противоборства максимально приближенного к реальным условиям служебной деятельности, зафиксирован рост количества различных бросков выполняемых сотрудниками ОВД. Качество бросковой техники сотрудников полиции (количество успешно выполненных приемов), также достоверно (Р<0,01) увеличивается. Полученные данные позволяют утверждать, о целесообразности обучения и использования бросковой техники сотрудниками ОВД России при выполнении служебных обязанностей, связанных с силовым противоборством с правонарушителями.

Литература:

1. Алексеев Н.А., Кутергин Н.Б., Воротник А.Н. Некоторые проблемы обучения бросковой технике курсантов вузов МВД России // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2015. №1 (25). С. 11-14.

2. Войнов П.Н., Кутергин Н.Б., Клименко Б.А., Воротник А.Н. Анализ особенностей применения физической силы различными категориями сотрудников ОВД // Проблемы правоохранительной деятельности. 2014. №3. С. 40-45.

3. Глубокий В.А. Физическая подготовка, как средство формирования психологической готовности сотрудников ОВД к ведению единоборства с правонарушителями // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008. №1 (32). С. 52-53.

4. Дворкин В.М. Совершенствование организации физической подготовки курсантов образовательных организаций силовых ведомств // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: материалы XVIII международной научно-практической конференции (16-17 июня). Восточно-Сибирский институт МВД России. Иркутск, 2016. С. 81-83.

5. Камнев Р.В., Плешивцев А.Ю. Особенности применения педагогических методов и методик во время обучения сотрудников ОВД России броскам // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т.31. С.651-655. URL: http://e-koncept.ru/2017/970145.htm

6. Катаргин С.В. Основы методики обучения броскам сотрудников ОВД // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т.15. С.2476-2480. URL: http://e-koncept.ru/2016/96416.htm

7. Кокова Е.И. Актуальные проблемы огневой, физической, тактико-специальной и психологической подготовки сотрудников ОВД в современных условиях // Вестник СибЮИ МВД России. 2009. №3 (5). С. 162-165.

8. Кузнецов С.В., Волков А.Н. Концептуальная модель применения сотрудниками полиции физической силы // Физическое воспитание и спорт: Актуальные вопросы теории и практики: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Ростовский юридический институт МВД России. Ростов-на-Дону, 2016. С. 84-88.

9. Медведев И.В., Семенов В.В. Совершенствование методики боевых приемов борьбы, как критерия профессиональной компетенции слушателей образовательных организаций МВД России // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №54-6. С. 187-193.

10. Медведев И.В., Семенов В.В. Проблемы обучения боевым приемам борьбы слушателей факультетов профессиональной подготовки МВД России // Сборник материалов международной научно-практической конференции. Чебоксары, 2016. С. 244-246.

11. Овчинников В.А. Объективные критерии определения эффективности выполнения бросков в служебной деятельности сотрудников ОВД // Вестник Московского университета МВД России. 2009. №6. С. 34-37.

12. Осипов А.Ю., Гуралев В.М., Евтушенко А.А. Совершенствование методической базы обучения боевым приемам борьбы сотрудников МВД России // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №54-7. С. 76-83.

13. Плешивцев А.Ю., Овчинников В.А. Тактика применения боевых приемов борьбы сотрудниками полиции России соответственно со сложившейся ситуацией // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. №3 (121). С. 101-106.

14. Пряхин А.С., Камнев Р.В. Использование бросковой техники сотрудниками ОВД при задержании правонарушителей // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: материалы XVIII международной научно-практической конференции (16-17 июня). Восточно-Сибирский институт МВД России. Иркутск, 2016. С. 243-246.

15. Пужаев В.В. Разработка методики обучения тактике самбо курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Вестник экономической безопасности. 2016. №2. С. 369-374.

16. Сафонов Д.Е. Формирование необходимых сотруднику базовых боевых приемов борьбы // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2011. №2 (45). С. 28-30.

17. Харлампиев А.А. Система Самбо. Боевое искусство. М.: Советский спорт, 1995. 96 с.

18. Osipov A., Kudryavtsev M., Galimova A., et al. Analysis level of the special proficiency of cadets and officers of the Internal Affairs authorities of the Russian Federation to the physical interdictory effort by criminals // Journal of Physical Education and Sport. 2017. №2. P. 602-607. D01:10.7752/jpes.2017.02091

Педагогика

УДК: 316.776.3

старший преподаватель Гучетль Сафиет Кушуковна

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Краснодарский филиал Финуниверситета) (г. Краснодар)

СКАФФОЛДИНГ КАК ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. В статье рассматриваются новые интерактивные подходы (в частности, скаффолдинг) к изучению и преподаванию иностранного языка, который выступает в качестве средства повышения профессиональной компетентности и личностно - профессионального развития студентов и является необходимым условием успешной профессиональной деятельности специалиста — выпускника современной высшей школы.

Ключевые слова: скаффолдинг, профессионально-ориентированный иностранный язык, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, обучение чтению, методика и современные технологии преподавания иностранных языков, коммуникативная компетенция.

Annotation. The article considers new interactive approaches (in particular, scaffolding) to the study and teaching of a foreign language, which acts as means of improving professional competence, personal and professional development of students and is a necessary condition for the successful professional activity of a specialist - a graduate of modern higher education.

Keywords: scaffolding, professional foreign language, professional competence, professional activity, teaching of reading, methods and modern technologies of teaching foreign languages, communicative competence.

Введение. Иногда студенты обращаются к преподавателю иностранного языка с таким вопросом. Прежде чем дать им ответ и высказать свое мнение, эксперты — лингвисты и методисты просят студентов ответить на следующий вопрос: «Что для Вас означает изучение иностранного языка?» Среди ответов студентов часто можно встретить следующий рассказ. Студентка, изучающая иностранный язык онлайн, рассказала, что искала групповые занятия в языковой школе, но также хотела заниматься с преподавателем индивидуально. В итоге, она остановилась на онлайн занятиях, потому что это оказалось удобно, так как это позволяет заниматься из дома и в любое время. Она также сказала, что начала изучать язык исключительно для себя. Ей не нужно сдавать экзамены или использовать его на работе. Т.е. изучение английского языка стало своего рода увлечением, которое разнообразило ее жизнь. Она занимается один раз в неделю по 45 минут, но занятия языком доставляют ей удовольствие, кроме того, над ней не висит дамоклов меч установки: надо! Она не чувствует эмоционального напряжения ни на занятии, ни после него. В течение недели она повторяет все, что было сделано в виртуальном классе, слушает аудио записи, выполняет домашнее задание.

Но если обратиться к мнению преподавателей о том, что их огорчает в работе со студентами, и большинство скажут, что это своего рода гонка, в которую попадают почти все студенты, изучающие иностранный язык. Часто это происходит, потому что они вынуждены строго следовать определенному графику, установленному языковой школой или курсами. В их рекламных объявлениях написано, что на курсах практикуется индивидуальный подход, а занятия проходят в небольших группах. Но во многих случаях, оказавшись в аудитории, студенты сосредоточены на выполнении определённых упражнений, но не на самом языке. А ведь изучение языка — это еще и изучение культуры, новый взгляд на окружающий мир. В чем это выражается? В выборе новых книг англоязычных авторов, новых песен и исполнителей, если вы увлекаетесь музыкой, это просмотр новых фильмов на языке оригинала, знакомство с зарубежной кухней, знакомство с людьми из стран изучаемого языка. И это лишь несколько примеров того, как происходит знакомство с иностранным языком через культуру.

Изучение иностранного языка должно происходить параллельно с открытием новых культурных реалий, новой языковой среды. Иностранный язык - это не просто набор новых слов и правил, это новый мир, который позволяет овладеть языком. И требуется время, чтобы изучение языка проходило именно в таком направлении. А как быть, если студент говорит: «Мне нужно выучить язык в сжатые сроки».

Такая ситуация встречается часто, и тогда многие эксперты в области методики преподавания дадут следующий совет: помимо уроков необходимо сделать язык частью своей повседневной жизни. Если, например, молодые люди любят танцевать, выбирают видео с англоговорящими исполнителями. Можно не только практиковаться в чтении текстов песен, но и заучивать их наизусть. Если они, например, увлекаются кулинарией, спортом, путешествием, рисованием и т.д., всегда можно найти тематические публикации на сайтах СМИ и телевизионные программы на английском языке.

В чем идея такого подхода? Ответ простой: если обучающийся увлечен каким-либо предметом, он, как правило, пытается как можно больше о нем узнать. А при изучении иностранного языка появляется возможность получать интересующую информацию на другом языке.

Можно порекомендовать как можно больше узнавать о стране или странах, в которых говорят на языке, который изучается. Например, если студент заинтересовался историей, флорой и фауной, памятниками, городами, промышленностью, образованием, туризмом и т.д. Также, важно общаться с носителями языка, и для этого совсем необязательно выезжать в страну изучаемого языка, потому что найти носителей языка можно на различных языковых и профессиональных форумах. Самое главное, нужно заниматься языком так, чтобы не было скучно, и чтобы процесс не был утомительным.

Процесс изучения языка не может зависеть только от преподавателя, который, конечно же, контролирует процесс. Многое зависит от вашего отношения к языку и его изучению. Важно помнить, что для того, чтобы выучить язык недостаточно записаться на курсы и посещать занятия. Недостаточно также внушать себе, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.