УДК 796.011
ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ БРОСКОВОЙ ТЕХНИКЕ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ
PROBLEMS OF TRAINING IN THE BROSKOVY EQUIPMENT OF CADETS OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE SYSTEM OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Панферов Роман Геннадьевич
кандидат юридическихх наук, преподаватель кафедра физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова
г. Орел, Россия Panferov Roman Gennadyevich candidate yuridicheskihh sciences, lecturer department of physical training and sport Oryol legal institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of V. V. Lukyanov
Orel, Russia
Аннотация. В рассматриваемой статье поднимается вопрос относительно правильности выполнения болевых приемов борьбы, что способствует правомерному применению физической силы в процессе повседневной деятельности сотрудников ОВД, а также эффективности мер личной безопасности. Проблемой, которая в современных условиях набрала наибольшую актуальность, является применение полицией мер принуждения таким образом, чтоб они отвечали требованиям принципа законности, являющегося основополагающим в деятельности ОВД.
Abstract. In the considered article the question concerning correctness of performance of painful methods of fight is brought up that promotes lawful use of physical force in the course of daily activity of staff of Department of Internal Affairs and also efficiency of measures of personal security. A problem which in modern conditions gained the greatest relevance is application of coercive measures by police thus that they met the requirements of the principle of legality which is fundamental Department of Internal Affairs in activity.
Ключевые слова: боевые приемы борьбы; техника выполнения бросков; меры принуждения; образовательные организации системы МВД России.
Keywords: fighting methods of fight; technology of performance of throws; coercive measures; educational organizations of a system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.
Стоит отметить, что одним из направлений деятельности сотрудников ОВД является охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности[1]. Как показывает практика, в большинстве случаев, возникающих в процессе выполнение сотрудниками повседневных служебных задач, возникает необходимость в применение такой меры принуждения, как физическая сила, элементом которой являются боевые приемы борьбы.
Исходя из анализа правоприменительной деятельности, можно сделать вывод о том, что при осуществлении меры процессуального обеспечения, как
задержаний лица, совершившего административное правонарушение, зачастую у сотрудников возникают трудности противостоять правонарушителям, эффективно применить боевые приемы борьбы, умело действовать при возникшей экстремальной ситуации. По нашему мнению, возникающие ошибки обусловлены отсутствием организованных на должном уровне занятий по отработке имеющихся практических навыков[2].
В связи с вышеизложенным, необходимо сделать вывод о то, что организация и проведение качественных занятий по изучению и отработке боевых приемов борьбы в целом и бросковой техники в частности, является неотъемлемым элементом профессиональной служебной подготовки сотрудников ОВД.
Стоит отметить, что броски, как разновидность меры принуждения по применению физической силы, являются наиболее эффективными по отношению к боевым приемам борьбы, т.к. обладают рядом преимуществ. Одним из основных преимуществ бросков является то, что после его проведения задерживаемое лицо находится в лежачем положении, что позволяет его проще осуществлять над ним контроль. Также, к преимуществам следует отнести тот факт, что при правильном и эффективном производстве броска вред, оказываемый задерживаемому лицу, почти не наносится, что является необходимым условием правомерного применения физической силы. Если рассматривать броски в системы с другими приемами (удары, болевые приемы, удушающие приемы), то необходимо сказать, что броски являются наиболее эффективным методом, позволяющими задержать преступника и отразить нападение на сотрудника ОВД[3]. Как правило, обучение любым двигательным навыкам, необходимым для выполнения боевых приемов борьбы, независимо от того удары это или броски, осуществляется в соответствии с общими и специфическими принципами физического воспитания и спорта.
Внимание преподавателей физической подготовки в образовательных организациях системы МВД России обращено на решение специальных задач профессиональной служебной подготовки, что обусловлено спецификой профессии лиц, обучающихся в данных учреждениях. К специальным задачам следует отнести: выработка практических навыков личной безопасности при возникающих экстремальных ситуациях; подготовка сотрудников к условиям, при которых возникает необходимость в применении боевых приемов борьбы. Стоящая перед преподавателями задача по повышению эффективности учебного процесса физической подготовки затрагивает множество фундаментальных общих и специальных принципов, но мы остановимся на принципе научности, т.к. он, по нашему мнению, является наиболее важным, но малоизученным и до конца не проработанным. Весь процесс обучения должен строиться на основе методики, которая была научно обоснована, а не на конкретном эмпирическом материале, полученном при осуществлении конкретного приема в процессе оперативно-служебной деятельности, т.к. для любой ситуации присущ признак динамичности, т.е. ни одна из ситуаций не сможет идентично сложиться вновь[4].
К физической подготовке курсантов образовательных организаций системы МВД России должны предъявляться специфические требования, что обусловлено тем, что в дальнейшем полученные навыки и умения будут направлены на
обеспечение личной безопасности сотрудника, защиту личности, общества и государства от противоправных посягательств при непосредственном физическом контакте с правонарушителем.
В процессе осуществления повседневной деятельности сотрудник ОВД часто сталкивается с ситуациями, когда у него возникает необходимость в применении физической силы, которая, как правило, встречает силовое сопротивление. В таких случаях необходимо подавить сопротивление, подобрав и выполнив боевой прием борьбы, который поможет обезвредить и задержать правонарушителя. По нашему мнению, наиболее эффективным действием, с помощью которого будет достигнута цель, является бросок, освоенный курсантом на уровне двигательного навыка. Признаком освоил курсант двигательный навык или нет будет являться устойчивость к воздействию, целью которого является предотвращение боевого приема борьбы[5].
Любое изучение двигательного действия должно сопровождаться с освоения техники. Первоначальным этапом изучения бросков является изучение положения обучаемого. При производстве броска действия руками, ногами и корпусом должны осуществляться во взаимодействии, как единая система. Зачастую курсантами, как показывает практика, это не выполняется и придумывается множество способов простого опрокидывания или сваливания оппонента в лежачее положение, не обращая внимание на центр тяжести. Оценка «отлично» должна выставлять только в том случае, когда обучаемым выполняется техничное действие, которое способствует потере равновесия соперника и приведения его в лежачее положение[6].
Приобретению бросковой технике предшествует комплекс двигательных действий, специальных упражнений. Систематическое использование их на учебных занятиях позволит освоить двигательный навык, чтобы эффективно производить броски в процессе возникающих экстремальных ситуациях при выполнении оперативно-служебных задач. По мнению многих специалистов, данное положение ошибочно, т.к. цель физической подготовки сотрудников ОВД различается от цели подготовки спортсменов.
По нашему мнению, цели практически идентичны. Самым главным сходством является соревновательный элемент, но только у спортсмена в рамках противоборства, а у курсанта в контексте применения меры принуждения со своими специфическими целями. Отличием является лишь факт отсутствия запрещенных правил и действий, которых нет в процессе выполнения сотрудников оперативно-служебных задач. Соревновательная деятельность спортсмена не в полной мере обладает разнообразием возможных вариантов развития ситуации, которые встречаются у сотрудников ОВД, находящихся в непосредственном контакте с правонарушителем. Также, важным отличием является контингент, т.к. сотрудники ОВД применяют физическую силу только по отношению к тем лицам, которые нарушили общепринятые правила и нормы поведения в обществе[7].
В процессе обучения курсантов бросковой технике в большинстве случаев проблемой является упрощение методики, причиной которой является, как правило, нехватка объема учебного времени. Изучаются лишь основные положения, не отдается должного внимания положению обучаемого, динамическим ощущениям. Из-за этого, в ситуации, когда сотрудник вступает в
противоборство с правонарушителем, он оказывается беспомощным и не может действовать в удовлетворительном объеме.
Еще одним фактором, которые оказывает влияние на освоение бросковой техники, является несоответствие физической развитости требованиям, предъявляемым к эффективному выполнению бросков. Курсанты не могут выполнить бросок, т.к. не обладают соответствующей силой. Единственным решением этой ситуации является выполнение комплекса двигательных действий и специальных упражнений, которые предшествуют освоению бросковой техники[8].
Таким образом, подводя итог вышесказанному, необходимо сделать вывод о том, что физическая подготовка является неотъемлемым элементом профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Направленность этой физической подготовки не достижение высоких показателей в спорте, а эффективное выполнение оперативно-служебных задач, являющихся привычным компонентом профессиональной деятельности.
Кроме того, физическая подготовка, являясь элементом оперативно-боевой подготовки, требует рассмотрения с точки зрения системы. Стоит отметить, что броски, как разновидность меры принуждения по применению физической силы, являются наиболее эффективными по отношению к боевым приемам борьбы, т.к. обладают рядом преимуществ, рассмотренных нами выше.
Литература
1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N З-ФЗ "О полиции". (Принят Государственной Думой 28 января 2011 года, одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 года), (ред. от 04.07.2016) //«Собрание законодательства РФ», 14.02.2011 №7, ст.900.
2. Асхамов А. А. Развитие физических качеств у курсантов вузов МВД России к действиям в экстремальных ситуациях. Дис. ... кад. пед. наук. СПб., 2014.
3. Воронов В. М. К проблеме прогнозирования успешности спортсменов, специализирующихся в смешанных единоборствах //Культура физическая и здоровье. 2013. № 4(46). С. 39-42.
4. Баркалов С. Н., Флусов Е. В. Комплексное применение физических упражнений в служебно-боевой подготовке курсантов образовательных организаций МВД России // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2014. № 3. С. 3-7.
5. Старков М. А., Задорин С. В. О проблеме повышения эффективности выполнения боевых приемов борьбы на занятиях по физической подготовке в вузах МВД России // Обучение и воспитание: методика и практика. 2013. № 9. С. 156-161.
6. Золотенко В. А. Совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки курсантов в образовательных учреждениях МВД России : дис.... канд. педаг. наук. СПб., 2014. 199 с.
7. Пастухов Е. В. Обучение правомерному применению боевых приемов борьбы //Проблемы и перспективы развития образования в России. 2015. № 31. С. 144-147.
8. Баркалов С. Н., Флусов Е. В. Комплексное применение физических упражнений в служебно-боевой подготовке курсантов образовательных организаций МВД России // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2014. № 3. С. 3-7.
References
1. Federal law of February 7, 2011 N 3-FZ "About police". (It is accepted The State Duma on January 28, 2011, it is approved by the Federation Council on February 2, 2011), (an edition of 04.07.2016)//'A collection of the legislation of the Russian Federation', 14.02.2011 No. 7, Article 900.
2. Askhamov A.A. Development of physical qualities in cadets of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs Russia to actions in extreme situations. Yew. ring road. пеfi. sciences. SPb, 2014.
3. Voronov V.M. To a problem of forecasting of success of athletes, specializing in mixed martial arts//physical culture and health. 2013. No. 4(46). Page 39-42.
4. Barkalov S.N., Flusov E. V. Complex application of physical exercises in office combat training of cadets of the educational organizations Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation/News of the Tula state university. Physical culture. Sport. 2014. No. 3. Page 3-7.
5. Starkov MA, Zadorin S. V. About a problem of increase in efficiency performance of fighting methods of fight on classes in physical training in higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation/Training and education: technique and practice. 2013. No. 9. Page 156-161.
6. Zolotenko WA. Improvement professional and applied physical training of cadets in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation: yew.... edging. пеlцаг. sciences. SPb., 2014. 199pages.
7. Pastukhov E. V. Training in lawful application of fighting receptions fight//Problems and the prospects of development of education in Russia. 2015. No. 31. Page 144-147.
8. Barkalov S.N., Flusov E. V. Complex application of physical exercises in office combat training of cadets of the educational organizations Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation/News of the Tula state university. Physical culture. Sport. 2014. No. 3. Page 3-7.