Научная статья на тему 'Основные подходы к организации физической подготовки сотрудников органов внутренних дел в современных условиях'

Основные подходы к организации физической подготовки сотрудников органов внутренних дел в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / РУКОПАШНЫЙ БОЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PHYSICAL TRAINING / HAND-TO-HAND COMBAT / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасимов Игорь Викторович

В Статье рассматриваются вопросы организации физической подготовки в образовательных организациях МВД России с учетом современных условий профессиональной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Герасимов Игорь Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PHYSICAL TRAINING OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES IN MODERN CONDITIONS

The Article deals with the organization of physical training in educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia taking into account modern conditions of professional activity

Текст научной работы на тему «Основные подходы к организации физической подготовки сотрудников органов внутренних дел в современных условиях»

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

FEATURES OF PHYSICAL TRAINING OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

IN MODERN CONDITIONS

Герасимов Игорь Викторович

кандидат педагогических наук, доцент заместитель начальника кафедры физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова

г. Орел, Россия Gerasimov Igor Viktorovich Candidate of pedagogical sciences, associate Professor Deputy chief of the chair of physical training and sports Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia named V.V. Lukyanov.

Orel, Russia

Аннотация. В Статье рассматриваются вопросы организации физической подготовки в образовательных организациях МВД России с учетом современных условий профессиональной деятельности

Abstract. The Article deals with the organization of physical training in educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia taking into account modern conditions of professional activity Ключевые слова: профессиональный стресс, депрессия, эмоциональные перегрузки саморегуляция.

Ключевые слова: физическая подготовка, рукопашный бой. Боевые приемы борьбы, профессиональная деятельность

Keywords: physical training, hand-to-hand combat. Fighting techniques of fight, professional activity

В структуре профессиональной подготовки сотрудников ОВД физическая подготовка занимает одно из основных мест и является важной и неотъемлемой частью обучения и воспитания личного состава и курсантов образовательных учреждений МВД.

Особенно ее значение возрастает в условиях обострении оперативной обстановки, детерминированной комплексом негативных социальных, экономических, нравственных факторов, опасным изменением в характеристиках преступлений отмечается усиление профессионализма, организованности, вооруженности, когда преступные элементы сплачиваются в организованные группы, хорошо материально, технически оснащенные, физически подготовленные, владеющие приемами единоборств на профессиональном уровне.

Физическая подготовка, как важная составная часть профессиональной подготовки сотрудников полиции, постоянно осуществляется во всех подразделениях МВД на протяжении всего периода службы сотрудника согласно нормативным документам и приказам МВД.

Сложность задач, решаемых подразделениями и службами органов внутренних дел, предъявляет исключительно высокие требования к уровню подготовленности кадров.

Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел отличается многообразием выполняемых функций. Поэтому высокий профессионализм сотрудников является залогом эффективной оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Современные условия деятельности ОВД требуют постоянного совершенствования системы подготовки кадров органов внутренних дел, разработки новых форм и методов обучения.

Работая в сложных социально-экономических условиях, сотрудники органов внутренних дел противостоят оснащенной современной спецтехникой и вооружением преступности. Для того, чтобы это соперничество происходило на равных и победителем становились органы внутренних дел, наряду с материально-техническим обеспечением необходима соответствующая подготовка кадров, которая даст возможность сотрудникам правоохранительных органов идти на несколько шагов впереди преступников, обладать достаточным багажом знаний, умений и навыков при исполнении служебных обязанностей [6].

В целях укомплектования органов внутренних дел высококвалифицированными специалистами Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет профессиональную подготовку сотрудников полиции, связанную с периодической проверкой на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, подготовку специалистов в учебных заведениях, повышение квалификации и переподготовку.

Отличительной чертой профессиональной физической подготовки сотрудников ОВД разных специализаций является преимущественное использование в учебно-тренировочном процессе приемов самообороны, самбо, рукопашного боя, их знание и совершенствование - профессиональный долг.

Занятия направлены на формирование навыков самозащиты, обезвреживания и задержания лиц, угрожающих общественному порядку или личной безопасности граждан, на воспитание смелости, решительности, инициативности и находчивости. У многих категорий сотрудников одним из компонентов успешной профессиональной деятельности является их готовность к ведению рукопашного боя.

С.М. Ашкинази рассматривает рукопашный бой как: вид боевой деятельности личного состава других силовых ведомств; тематический раздел боевой подготовки и физической подготовки сотрудников силовых структур; военно-прикладной вид спорта [2].

Рукопашный бой, даже в учебных условиях, представляет собой деятельность сотрудников полиции в вариативно-конфликтной ситуации, непосредственно связанной с риском для жизни. Характерными особенностями рукопашного боя являются: непосредственное столкновение с противником; переживание чувства опасности; широкий диапазон действий; активное противоборство противника, его агрессивность; дефицит времени на принятие решений, немедленное их осуществление; дефицит информации.

Подготовка к ведению рукопашного боя, как в одном из служебно-прикладных видов спорта, включает в себя физическую, технико-тактическую,

теоретическую, правовую, психологическую подготовку бойца. Физическая -характеризуется уровнем развития физических качеств (силы, координационных способностей, общей, силовой, скоростной выносливости, быстроты), технико-тактическая - характеризуется владением многочисленными приемами самообороны защитно-атакующего характера, психологическая - характеризуется готовностью в любой ситуации складывающейся обстановки выполнить приемы самообороны для обеспечения собственной безопасности и безопасности граждан, правовая - характеризуется применением боевых приемов в рамках Закона., то есть в процессе занятий комплексно должны развиваться физические качества, совершенствоваться двигательные прикладные навыки, формироваться психические, в том числе и волевые качества[5].

Ахматгатиным А. А. выявлено, что причиной неудачного применения приемов самообороны сотрудниками ОВД в 86,1% случаев является низкий уровень их технико-тактической и психологической подготовленности к действиям в экстремальных условиях [1].

Если рассматривать обобщенную схему технико-тактических действий работников ОВД при задержании правонарушителя, то можно выделить следующие этапы, в большей или меньшей степени, требующие от них проявления волевых и физических качеств.

Первый этап - выслеживания, пребывания в засаде требует от сотрудников проявления выдержки, самообладания, организованности, дисциплинированности, аккуратности; общей выносливости.

Второй этап - непосредственного преследования правонарушителя, включающего в себя преодоление, в течение длительного времени, естественных препятствий, требует развития настойчивости, целеустремленности, решительности, смелости, выдержки; скоростной и силовой выносливости.

Следующий этап - физического задержания, противоборства с правонарушителем, требует от работника ОВД таких качеств, как решительность, самообладание, смелость, настойчивость; сила, ловкость, быстрота.

Приведенная примерная схема демонстрирует, что от момента обнаружения правонарушителя до момента его задержания и сопровождения в ОВД сотрудник должен в полной мере проявлять как волевые, так и физические качества.

Следует сказать об организации и проведении профессиональной физической подготовке в вузах МВД.

Первоочередным компонентом разносторонней подготовки курсантов образовательных организаций МВД России к будущей профессиональной деятельности, главнейшей задачей которой является обеспечение личной и имущественной безопасности граждан от преступных посягательств, сохранение их и своей собственной жизни и здоровья в экстремальных ситуациях, поддержание общественного порядка и законности, становится профессионально-прикладная физическая подготовка. Роль данной дисциплины в учебно-воспитательном процессе неоценима, важна и огромна.

Кухарев Ю.Н. отмечает, что профессиональная физическая подготовка курсантов непосредственно направлена на формирование профессионально важных качеств и двигательных навыков, при этом используется комплекс средств и методов, адекватных деятельности сотрудника органов внутренних дел

[3]. Многообразные задачи профессиональной физической подготовки вузов МВД России можно сформулировать следующим образом:

- направленное развитие физических способностей, отвечающих специфическим требованиям профессиональной деятельности;

- воспитание профессионально важных волевых и других психических качеств;

- формирование и совершенствование прикладных двигательных умений и навыков;

- повышение функциональной устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешних природных факторов;

- сообщение специальных знаний для успешного освоения практического раздела ППФП и применения приобретенных умений, навыков и качеств в процессе осуществления служебной деятельности.

В вузах МВД России профессиональная физическая подготовка основана на принципе сопряженного воздействия, который предполагает обеспечение органического единства в спортивной тренировке разных сторон подготовки спортсмена: физической, технической, тактической, психологической и т.п. Каждая сторона подготовленности зависит от степени совершенства других сторон, определяется ими и, в свою очередь, определяет их уровень. Уровень владения приемами боевого раздела самбо и рукопашного боя зависит от уровня различных двигательных качеств - силы, быстроты, гибкости, координационных способностей, развития специальной психической устойчивости в экстремальных условиях, умением реализовывать рациональную тактическую схему схватки с преступником.

Одной из основных задач профессиональной физической подготовки курсантов вузов является обеспечение их физической и психологической готовности к предстоящей профессиональной деятельности, то есть формирование и совершенствование профессионально-значимых физических и волевых качеств.

Профессиональная физическая подготовка в вузе МВД носит комплексный характер, заключающийся в предъявлении определенных требований к

/" ¡и V и V/ и

общефизической, технической, тактической, теоретической, психологической, морально-волевой, правовой сторонам подготовки курсантов.

Эта взаимосвязь проявляется в следующем: курсант должен не только уметь технически правильно выполнить прием, но и обладать определенным уровнем развития физических качеств, необходимых для его выполнения; знать, в каких случаях необходимо применение именно этого приема, то есть тактически верно оценивать складывающуюся ситуацию и правомерность применения в ней физической силы и боевых приемов борьбы; быть психологически готовым к вступлению в противоборство с правонарушителем; оказать помощь гражданам. Поэтому при разучивании и совершенствовании приемов самозащиты необходимо акцентировать внимание курсантов не только на технико-тактических характеристиках приемов, но и на психологической готовности этот прием выполнить.

Профессиональная физическая подготовка в вузе МВД непосредственно направлена на формирование профессионально значимых качеств и прикладных двигательных навыков; использует комплекс средств и методов,

адекватных служебной деятельности сотрудников ОВД решает задачи: направленного развития качеств личности, необходимых для успешного осуществления правоохранительной деятельности; формирования прикладных двигательных навыков и умений; развития функциональных резервов организма, детерминируемых условиями профессиональной деятельности; приобретения знаний методики проведения занятий по физической подготовке с личным составом; формирования основ здорового образа жизни [3].

На основании вышеизложенного следует сделать вывод о том, что профессиональная физическая подготовка курсантов имеет огромное значение при подготовке к их будущей профессиональной деятельности.

Для второго этапа обучения, при задержании правонарушителей.

Современные условия деятельности органов внутренних дел требуют постоянного совершенствования системы подготовки кадров органов внутренних дел, разработки новых форм и методов обучения.

Следует отметить то, что кроме изучения техники боевых приемов борьбы, не малую роль играют и тактические особенности их применения. Так как частой ошибкой выступает зацикливание на противнике, на каком-то определенном ударе или приеме, зацикливание на защите. Важно использовать как приемы защиты, так и обороны вместе, а как именно зависит уже от ситуации.

Боевые приемы борьбы играют немало важную роль в подготовке сотрудников ОВД, поскольку работа очень ответственная и опасная как для самого сотрудника, так и для окружающих. Важно, чтобы сотрудник был подготовлен психологически и физически, мог сориентироваться в любой сложной ситуации в самый кратчайший срок.

Литература

1. Ахматгатин А. А. Основы подготовки сотрудников полиции к действиям в экстремальных ситуациях, 2017.

2. Ашкинази С. М. Анализ эффективности различных тактических вариантов ведения рукопашного боя, 2015.

3. Баркалов С. Н, Флусов Е. В. Исследование особенностей служебной деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции для целей совершенствования физической подготовки в период профессионального обучения // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2018. № 2 (75). С. 129-133.

4. Кухарев Ю. Н. Особенности формирования профессиональной направленности курсантов вузов МВД России в процессе тактико-специальной подготовки, 2010.

5. Моськин С. А. Учебно-тренировочные поединки на занятиях по физической подготовке как средство обучения и воспитания курсантов // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии : сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции. Иркутск : ВСИ МВД России, 2014. С. 304-306.

6. Сидорова М. В. Системный подход в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2015. № 1 662). С. 139-141.

References

1. Ахматгатин А. А. Основы подготовки сотрудников полиции к действиям в экстремальных ситуациях, 2017.

2. Ашкинази С. М. Анализ эффективности различных тактических вариантов ведения рукопашного боя, 2015.

3. Баркалов С. Н, Флусов Е. В. Исследование особенностей служебной деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции для целей совершенствования физической подготовки в период профессионального обучения // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2018. № 2 (75). С. 129-133.

4. Кухарев Ю. Н. Особенности формирования профессиональной направленности курсантов вузов МВД России в процессе тактико-специальной подготовки, 2010.

5. Моськин С. А. Учебно-тренировочные поединки на занятиях по физической подготовке как средство обучения и воспитания курсантов // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии : сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции. Иркутск : ВСИ МВД России, 2014. С. 304-306.

6. Сидорова М. В. Системный подход в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2015. № 1 (62). С. 139-141.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.