Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРИЕМОВ ОБЕЗОРУЖИВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫХ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ В АДРЕС ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРИЕМОВ ОБЕЗОРУЖИВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫХ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ В АДРЕС ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ / ОБЕЗОРУЖИВАНИЕ / ПРАВОНАРУШИТЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Настуев Эдуард Борисович, Пожималин Вячеслав Николаевич

В статье анализируются вопросы обучения сотрудников полиции навыкам обезоруживания правонарушителя, вооруженного огнестрельным оружием. Отмечается, что в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел нередки случаи, когда складывается боевая обстановка, в ходе которой им приходится действовать против вооруженного противника. При использовании правонарушителями огнестрельного оружия сотрудники полиции должны демонстрировать высокий уровень сформированности навыков его обезоруживания, основу которых составляют боевые приемы борьбы. Указывается, что в процессе совершенствования навыков обезоруживания правонарушителя, вооруженного огнестрельным оружием, особую значимость приобретает поиск методов, направленных на повышение эффективности подготовки. При этом, ориентируясь на специфику, сложность, разнообразие и подчас опасность для жизни сотрудников полиции, можно сформировать тезис, что для данной социальной группы полезнее всего является приобретение навыка сложной двигательной реакции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Настуев Эдуард Борисович, Пожималин Вячеслав Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING DISARMAMENT TECHNIQUES USED BY POLICE OFFICERS AGAINST THE OFFENDER

The article analyzes the issues of training police officers in the skills of disarming an offender armed with a firearm. It is noted that in the professional activities of employees of internal affairs bodies, there are often cases when a combat situation develops, during which they have to act against an armed enemy. When offenders use firearms, police officers must demonstrate a high level of maturity of their disarming skills, which are based on combat techniques. It is indicated that in the process of improving the skills of disarming an offender armed with a firearm, the search for methods aimed at increasing the effectiveness of training is of particular importance. At the same time, focusing on the specifics, complexity, diversity and sometimes danger to the life of police officers, it is possible to form the thesis that for a given social group it is most useful to acquire the skill of a complex motor reaction.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРИЕМОВ ОБЕЗОРУЖИВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫХ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ В АДРЕС ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ»

DOI 10.47576/2712-7516_2021_4_2_87 УДК 35.08:340:378.6

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРИЕМОВ ОБЕЗОРУЖИВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫХ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ В АДРЕС ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ

Настуев Эдуард Борисович,

старший преподаватель кафедры физической подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал), Краснодарский Университет Министерства внутренних дел России, г. Нальчик, Россия, e-mail: amv_@mail.ru

Пожималин Вячеслав Николаевич,

доцент, доцент кафедры физической подготовки и спорта, Академия ФСИН России, e-mail: pozhimalin68@mail.ru

В статье анализируются вопросы обучения сотрудников полиции навыкам обезоруживания правонарушителя, вооруженного огнестрельным оружием. Отмечается, что в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел нередки случаи, когда складывается боевая обстановка, в ходе которой им приходится действовать против вооруженного противника. При использовании правонарушителями огнестрельного оружия сотрудники полиции должны демонстрировать высокий уровень сформированности навыков его обезоруживания, основу которых составляют боевые приемы борьбы. Указывается, что в процессе совершенствования навыков обезоруживания правонарушителя, вооруженного огнестрельным оружием, особую значимость приобретает поиск методов, направленных на повышение эффективности подготовки. При этом, ориентируясь на специфику, сложность, разнообразие и подчас опасность для жизни сотрудников полиции, можно сформировать тезис, что для данной социальной группы полезнее всего является приобретение навыка сложной двигательной реакции.

Ключевые слова: сотрудники полиции; обезоруживание; правонарушитель; профессионально-прикладная физическая подготовка.

UDC 35.08:340:378.6

IMPROVING DISARMAMENT TECHNIQUES USED BY POLICE OFFICERS AGAINST THE OFFENDER

Eduard Borisovich Nastuyev,

Senior Lecturer, Department of Physical Training, North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch), Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: amv_@mail.ru

Pozhimalin Vyacheslav Nikolaevich,

Associate Professor, Associate Professor of the Department of Physical Training and Sports, Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, e-mail: pozhimalin68@mail. ru

The article analyzes the issues of training police officers in the skills of disarming an offender armed with a firearm. It is noted that in the professional activities of employees of internal affairs bodies, there are often cases when a combat situation develops, during which they have to act against an armed enemy. When offenders use firearms, police officers must demonstrate a high level of maturity of their disarming skills, which are based on combat techniques. It is indicated that in the process of improving the skills of disarming an offender armed with a firearm, the search for methods aimed at increasing the effectiveness of training is of particular importance. At the same time, focusing on the specifics, complexity, diversity and sometimes

danger to the life of police officers, it is possible to form the thesis that for a given social group it is most useful to acquire the skill of a complex motor reaction.

Keywords: police officers; disarming; offender; professionally applied physical training.

Все приемы обезоруживания, применяемые сотрудниками полиции в адрес правонарушителя, необходимо доводить до конца. А для этого на учебно-тренировочных занятиях до совершенства должны отрабатываться комплексы действий, необходимых для эффективного произведения обезоруживания противника: уничтожение, травмирование, связывание, конвоирование, транспортирование правонарушителя.

Задача преподавателя (тренера, инструктора) состоит в определении конечного результата, которого должны добиться сотрудники полиции, выполняя тот или иной прием [3; 6].

Процесс разучивания приемов обезоруживания происходит на занятиях по профессионально-прикладной физической подготовке, организуемой в органах и подразделениях МВД России, двухшереножным разомкнутым строем вначале по разделениям, а затем слитно. При разучивании приемов обезоруживания оба партнера выполняют активную роль, преподаватель (тренер, инструктор) на первоначальном этапе разучивания должен давать команды четко и корректировать двигательные задания тренирующихся с особой осторожностью, все время напоминая, что речь идет об огнестрельном оружии. В процессе тренировочных поединков основное внимание преподавателя (тренера, инструктора) должно быть сосредоточено на доведении до каждого сотрудника правильного положения рук, ног, корпуса и контроле за правильной последовательностью выполнения двигательных заданий обоими партнерами.

В процессе последующих тренировочных занятий преподаватель (тренер, инструктор) раздает тренирующимся различные задания, содержащие конкретные смысловые действия: обезоружить, связать, конвоировать или уничтожить противника [1; 3].

Сначала сотрудника ознакамливают с приемом. На данном этапе роль преподавателя (тренера, инструктора) заключается в решении задачи по ознакомлению подопечных не -посредственно перед началом учебного за-

нятия с техникой выполнения того или иного движения путем многократной, последовательной демонстрации и поясняющего рассказа. Демонстрацию рекомендуется проводить по фазам изменения положения частей тела, сначала медленно с максимальной детализацией, концентрированием внимания на базовых моментах и устным объяснением происходящего, а затем в обычном режиме.

Организация занятия имеет ключевое значение с позиции эффективности и безопасности физического воздействия. Повседневность сотрудников полиции такова, что спортивно-массовая работа в подразделениях зачастую затруднена влиянием множества обстоятельств - в этой ситуации от преподавателя физической подготовки зависит возможность слушателей во время и после окончания обучения тренироваться самостоятельно, продолжая развитие и расширяя собственные возможности [2; 5; 6].

Педагогический контроль важен и для уяснения состояния конкретного слушателя, вида приемлемой нагрузки, определения тренировочного объема и интенсивности воздействия. Добиться понимания исходного состояния и его последующих изменений можно посредством замера предварительных результатов на контрольных испытаниях, проводимых каждые три-четыре занятия, когда сотрудниками будут получены первичные технические навыки и представление о собственных возможностях. В дальнейшем в определении нагрузки следует руководствоваться принципом постепенно возрастающего сопротивления.

Ориентируясь на специфику, сложность, разнообразие и подчас опасность для жизни сотрудников полиции, можно сформировать тезис, что для данной социальной группы полезнее всего является приобретение навыка сложной двигательной реакции. Помимо комплексного подхода и большого числа применяемых форматов тренировки, данная задача подразумевает, что во время реализации профессиональных функций момент проявления реакции наступает неожиданно и требует от сотрудника органов внутренних

дел сложных координационных действий в ситуации меняющейся обстановки [9; 11].

Результативное пресечение различных поведенческих актов, так или иначе нарушающих общественный порядок, при фактическом контакте с субъектами таких деяний для представителей закона может быть достигнуто посредством вовлечения в процесс активной тренировочной деятельности, привыкания к определенным видам нагрузки, формирования специфических двигательных навыков, а равно и психологической подготовки к действиям в кризисных ситуациях, сопряженных с угрозой отношениям имущественного характера, правам, жизни и здоровью сотрудников и рядовых граждан. Представляется очевидным, что объективное разнообразие бытовых случаев, в которых сотрудникам может быть необходимо пресекать преступные проявления, требует совершенствования и предварительной апробации на тренировочных занятиях всех основных физических качеств, а не концентрации внимания и усилий на одном конкретном параметре.

В указанном контексте для эффективного применения приемов обезоруживания правонарушителя, вооруженного огнестрельным оружием, слушатели в процессе тренировочных занятий должны развивать такие физические качества, как быстрота (скорость) и силовая выносливость [5; 7; 10].

1. Развитие скоростных возможностей слушателей. Скоростную подготовку можно определить как способность человека минимально по времени реагировать на внешние раздражители, а равно и выполнение передвижений в кратчайшие сроки. Базовым способом развития, улучшения скоростных показателей и расширения круга доступных скоростных возможностей являются физические упражнения, то есть совершенствование двигательных навыков путем многократного выполнения конкретных действий и, как следствие, укрепление мышечной, костной и других тканей организма человека, отла-живание нейронных связей «мозг-мышца», ускорение восстановления после нагрузки, повышение общей работоспособности. Достижение целей и решение задач скоростной подготовки для сотрудников полиции помимо прочего требует от преподавателей (тренеров, инструкторов) учета физиологических

процессов, происходящих в организме тренирующихся, знания особенностей строения организма, восстановления и утомления мышечной ткани, возрастных изменений, индивидуальных факторов развития, перенесенных заболеваний и предрасположенности.

Организуя физическую подготовку сотрудников полиции, преподаватель (тренер, инструктор) должен учитывать важный принцип - скорость выполнения определенных действий развивается с помощью аналогичных по структуре движений. То есть тренировать быстроту с помощью отдельных упражнений или применять прием концентрации на одном участке мышечной ткани, малоэффективно и нецелесообразно. Задействование разнообразных видов воздействия не должно противоречить факту позиционирования сложных координационных действий как профильного. Выполнение упражнений, способствующих развитию быстроты, не следует проводить на фоне усталости либо в состоянии утомления (недостаточного восстановления), так как при этом ощутимо страдает четкость техники движений и теряется способность быстро выполнять их. Поэтому лучше включать в первую половину каждого учебного занятия непосредственно после разминки, причем изначально в незначительных объемах.

Действенным способом развития быстроты являются упражнения, где требуется выполнять конкретное движение, серию движений или элементов по определенному сигналу [2-4].

Совершенствование скоростных возможностей предполагает укрепление основных групп мышц организма, воздействие на которые можно производить как комплексно, так и отдельно. Тренировка конкретного участка мускулатуры позволяет сконцентрировать нагрузку, добиться позитивного эффекта в подготовке отстающих мышц, не перегружая остальные, которые в это время не задей-ствуются и находятся в фазе восстановления.

2. Развитие силовой выносливости слушателей. Реалии сегодняшнего дня отчетливо свидетельствуют о том, что в нашем государстве сложилась довольно нестабильная криминогенная обстановка. И данное обстоятельство стало одним из ключевых факторов, обусловивших повышение требований

со стороны ведомства к физической подготовке сотрудников органов внутренних дел. Известно, что именно данная категория сотрудников на законодательном уровне призвана обеспечить пресечение противоправных действий со стороны антиобщественных элементов и преступности. В данном случае важная роль отводится достижению сотрудниками полиции высокого уровня профессиональной подготовки в разрезе физической подготовленности, которая обеспечит их готовностью осуществлять задержание лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и способностью сохранить жизнь и здоровье как мирных граждан, так и самих сотрудников. Отсюда и актуализируется вопрос о необходимости повышения уровня физической подготовки сотрудников полиции в контексте формирования у них силовой выносливости.

Для успешного решения задач, связанных с обезоруживанием правонарушителя, вооруженного огнестрельным оружием, сотрудники сталкиваются с необходимостью применения физической силы в отношении правонарушителей. И в данном случае приобретает важное значение совершенствование сотрудниками полиции своих силовых способностей, направленных на успешное преодоление сопротивления, оказываемого злоумышленником при задержании, и непосредственно для самого задержания правонарушителей. Можно заключить, что именно

силовые качества (силовая выносливость) являются одним из главных компонентов фи -зических способностей сотрудников.

С точки зрения выполняемой сотрудниками полиции служебной деятельности и важности силовой подготовки значимость приобретает формирование скоростных и силовых качеств, что обусловливает целесообразность построения тренировочного процесса таким образом, чтобы обеспечивалась большое разнообразие скоростно-силовых упражнений, которые обеспечат действительное выполнение профессиональных задач.

Важным моментом является недопущение в процессе тренировок переутомления. Для этого необходимо чередовать последовательность движений, меняя упражнения, то есть тренировка должна быть максимально разнообразной и интересной. В каждый тренинг необходимо включить минимум один элемент на каждую мышечную группу. А еще лучше чередовать кардиоупражнения и силовую тренировку.

В заключение отметим, что в процессе физической подготовки важно учитывать, что достижение высокого уровня развития какого-то конкретного физического качества обусловливается соответствующим уровнем развития других. Таким образом, процесс формирования физических качеств должен носить комплексный характер, обеспечивающий гармоничное развитие силы и выносливости.

Список литературы_

1. Дадов, А. В. Эффективность обучения сотрудников полиции применению физического воздействия / А. В. Дадов // Образование. Наука. Научные кадры. - 2020. - № 2. - С. 210-212.

2. Доттуев, Т. И. О некоторых особенностях профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации / / Т. И. Доттуев // Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики : сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. -2018. - С. 45-50.

3. Доттуев, Т. И. Роль физической подготовки в профессиональной подготовке слушателей образовательных организаций МВД России / Т. И. Доттуев // Педагогический журнал. - 2018. - Т. 8. - № 4А. - С. 235-240.

4. Кузнецов, Б. В. Пути совершенствования процесса физического воспитания студентов с особыми образовательными потребностями / Б. В. Кузнецов, Е. С. Прыткова, С. А. Бортникова, Н. И. Бугаков // Культура физиче -ская и здоровье. - 2020. - № 2 (74). - С. 37-40.

5. Мешев, И. Х. Совершенствование тактики задержания правонарушителей на занятиях по физической подготовке в образовательных организациях МВД России / И. Х. Мешев // Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики : сборник статей всероссийской научно-практической конференции / Отв. ред. В. М. Баршай, А. А. Тащиян. - 2019. - С. 77-83.

6. Настуев Э. Б. Роль преподавателя в организации физической подготовки со слушателями образовательных организаций МВД России // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 1. С. 202-204.

7. Настуев, Э. Б. Совершенствование физической подготовки слушателей по программам профессионального обучения в образовательных организациях МВД России / Э. Б. Настуев // Педагогический журнал. - 2018. -Т. 8. - № 4А. - С. 69-74.

8. Tхагалегов, А. А. Обучение сотрудников полиции навыкам силового задержания правонарушителей / А. А. Tхагалегов, А. З. Крымшокалов // Образование. Наука. Научные кадры. - 2021. - № 1. - С. 221-223.

9. Tхазеплов, Р. Л. Применение физической силы при выполнении служебных обязанностей сотрудниками полиции / Р. Л. Tхазеплов, М. А. Ярославский // Образование. Наука. Научные кадры. - 2021. - № 1. - С. 100-102.

10. Хажироков, В. А. Пределы правомерности применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия / В. А. Хажироков // Пробелы в российском законодательстве. -2020. - T. 13. - № 4. - С. 138-141.

11. Хажироков, В. А. Специфические особенности профессионально-прикладной физической подготовки в образовательных организациях МВД России / В. А. Хажироков // Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики : сборник статей всероссийской научно-практической конференции / Отв. ред. В. М. Баршай, А. А. Tащиян. - 2019. - С. 138-143.

References _

1. Dadov A.V. E'ffektivnost' obucheniya sotrudnikov policii primeneniyu fizicheskogo vozdejstviya, Obrazovanie. Nauka. Nauchny'e kadry', 2020, no. 2, pp. 210-212.

2. Dottuev T.I. O nekotory'x osobennostyax professional'no-prikladnoj fizicheskoj podgotovki sotrudnikov organov vnutrennix del Rossijskoj Federacii, Fizicheskoe vospitanie i sport: aktual'ny'e voprosy' teoriiipraktiki : sbornikmaterialov vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2018, pp. 45-50.

3. Dottuev T.I. Rol' fizicheskoj podgotovki v professional'noj podgotovke slushatelej obrazovatel'ny'x organizacij MVD Rossii, Pedagogicheskij zhurnal, 2018, vol. 8, no. 4A, pp. 235-240.

4. Kuzneczov B.V., Pry'tkova E.S., Bortnikova S.A., Bugakov N.I. Puti sovershenstvovaniya processa fizicheskogo vospitaniya studentov s osoby'mi obrazovatel'ny'mi potrebnostyami, Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e, 2020, no. 2 (74), pp. 37-40.

5. Meshev I.X. Sovershenstvovanie taktiki zaderzhaniya pravonarushitelej na zanyatiyax po fizicheskoj podgotovke v obrazovatel'ny'x organizaciyax MVD Rossii, Fizicheskoe vospitanie i sport: aktual'ny'e voprosy' teorii i praktiki : sbornik statej vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Otv. red. V. M. Barshaj, A. A. Tashhiyan. 2019, pp. 77-83.

6. Nastuev E'.B. Rol' prepodavatelya v organizacii fizicheskoj podgotovki so slushatelyami obrazovatel'ny'x organizacij MVD Rossii, Obrazovanie. Nauka. Nauchny'e kadry', 2021, no. 1, pp. 202-204.

7. Nastuev E'. B. Sovershenstvovanie fizicheskoj podgotovki slushatelej po programmam professional'nogo obucheniya v obrazovatel'ny'x organizaciyax MVD Rossii, Pedagogicheskij zhurnal, 2018, vol. 8, no. 4A, pp. 69-74.

8. Txagalegov A.A., Kry'mshokalov A.Z. Obuchenie sotrudnikov policii navy'kam silovogo zaderzhaniya pravonarushitelej, Obrazovanie. Nauka. Nauchny'e kadry', 2021, no. 1, pp. 221-223.

9. Txazeplov R.L., Yaroslavskij M.A. Primenenie fizicheskoj sily' pri vy'polnenii sluzhebny'x obyazannostej sotrudnikami policii, Obrazovanie. Nauka. Nauchny'e kadry', 2021, no. 1, pp. 100-102.

10. Xazhirokov V.A. Predely' pravomernosti primeneniya sotrudnikami policii fizicheskoj sily', special'ny'x sredstv i ognestrel'nogo oruzhiya, Probely v rossijskom zakonodatel'stve, 2020, vol. 13, no. 4, pp. 138-141.

11. Xazhirokov V.A. Specificheskie osobennosti professional'no-prikladnoj fizicheskoj podgotovki v obrazovatel'ny'x organizaciyax MVD Rossii, Fizicheskoe vospitanie i sport: aktual'ny'e voprosy' teorii i praktiki : sbornik statej vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Otv. red. V. M. Barshaj, A. A. Tashhiyan. 2019, pp. 138-143.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.