УДК 796.011
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТРУКТОРОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ
В.Ф. Лигута
Выявлены особенности организационно-педагогической деятельности инструкторов по физической подготовке территориальных органов внутренних дел МВД России Дальневосточного федерального округа в контексте профессиональных компетенций, определяющих качество проведения учебно-тренировочных занятий с сотрудниками полиции. Обоснована необходимость системы образовательного процесса подготовки специалистов в вузах МВД России.
Ключевые слова: инструктор по физической подготовке, система МВД России, организационно-педагогическая деятельность.
Концепцией кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации в органах внутренних дел (на период до 2020 года) предусматривается модернизация организации профессиональной служебной и физической подготовки на качественно иных принципах, обеспечивающих жесткую взаимосвязь содержания подготовки с потребностями подразделений, учёта специфики региона, должностных обязанностей сотрудников, характера службы [1].
В процессе подготовки кадров для органов внутренних дел (далее -ОВД) в ведомственных образовательных организациях, а также в их служебной деятельности физическая подготовка является обязательной как одна из основных структурно-личностных компонентов профессиональной готовности полицейского к различным видам действий, связанных с использованием физической силы, в том числе боевых приемов борьбы (далее - БПБ), а также специальных средств и огнестрельного оружия. Сотрудник ОВД обязан поддерживать уровень физической подготовленности для соответствия ее квалификационным требованиям, проходить периодические проверки на профпригодность [2].
Однако, как показывают результаты инспекторских проверок подразделений, уровень физической подготовленности сотрудников ОВД оставляет желать лучшего. Причиной этого, как отмечают многие специалисты, являются недостаточная учебно-материальная база служебно-боевой подготовки, низкий уровень мотивации к физкультурно-спортивной деятельности сотрудников, формальное проведение занятий, слабый контроль за организацией и проведением физической подготовки в подразделениях со стороны руководства. В процессе многолетней этапной службы отсутствуют стандартные, научно обоснованные компетенции, определяющие качество образования сотрудников ОВД МВД России в
области физической культуры, их уровень знаний, умений, навыков, двигательных способностей определяющих эффективность выполнения оперативно-служебных задач. В значительной мере одной из причин данной ситуации является острая нехватка квалифицированных специалистов в области физической подготовки.
Если рассматривать процесс физической подготовки сотрудников ОВД, то основной ее целью является формирование у них физической готовности к успешному выполнению оперативно-служебных задач, умелому применению физической силы, в том числе БПБ, а также обеспечение высокой работоспособности и психологической устойчивости в экстремальных ситуациях, возникающих в их профессиональной деятельности. Эта цель достигается решением трех задач:
1) развитие и поддержание на должном уровне профессионально важных качеств, необходимых для успешного выполнения оперативно-служебных задач;
2) формирование двигательных умений и навыков эффективного и правомерного применения физической силы, в том числе БПБ;
3) поддержание и укрепление здоровья, сохранение продуктивного уровня общей работоспособности, повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов служебной деятельности [3].
Успешное решение перечисленных задач во многом зависит от уровня практической и методической подготовленности инструкторов по физической подготовке и качества проведения учебно-тренировочных занятий.
Для физической подготовки свойственны общие признаки педагогического процесса, такие, как соблюдение педагогических принципов, учет индивидуальных особенностей занимающихся, конкретная поста -новка решаемых задач, формирование личности занимающихся.
Содержанием педагогической деятельности инструкторов по физической подготовке является образование. Физическая подготовка представляет собой многолетний, круглогодичный, специально организованный и управляемый процесс, основанный на научных и практических знаниях.
Согласно современным представлениям термин «организация» имеет два значения. В отношении инструкторов по физической подготовке ОВД выражает, во-первых, их деятельность, направленную на достижение целей и решение задач, определяющих необходимый уровень физической подготовленности сотрудников ОВД, во-вторых, совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; сведение чего-либо в систему. Несмотря на то, что в ведомственных нормативных правовых актах широко применяется формулировка «организация физической подготовки», данное понятие обозначенными правовыми документами не зафиксировано [4].
Управление - это конкретный, целенаправленный процесс руководства определенным объектом, обеспечивающий достижение необходимого эффекта. Применительно к системе МВД России управление процессом физической подготовки сотрудников ОВД следует рассматривать как совокупность средств и методов руководства этим процессом в целом, а также его отдельными составными частями при направляющей, регулирующей и контролирующей деятельности ответственных за ее организацию и проведение.
Организационно-управленческая деятельность инструкторов по физической подготовке предусматривает:
- планирование, организацию и проведение процесса физической подготовки на основе регламентирующих нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов МВД России;
- принятие управленческих решений;
- анализ и обобщение передового опыта проведения процесса физической подготовки;
- организацию и проведение физкультурно-массовых и спортивных мероприятий;
- осуществление административно-хозяйственной деятельности, связанной с материальным обеспечением процесса физической подготовки;
- подготовку отчетной документации.
В контексте рассматриваемого вопроса важная роль отводится руководителям учебных групп, инструкторам по физической подготовке, деятельность которых направлена на формирование высокого уровня боевой и физической подготовленности рядового и начальствующего состава. Они являются главными проводниками преобразований в системе физической подготовки МВД России. В связи с этим социологическая информация о состоянии и проблемах их профессионально-педагогической деятельности дает возможность следить за ходом процесса физической подготовки сотрудников ОВД, вносить соответствующие коррективы и принимать определенные управленческие решения.
С учетом изложенного нами была поставлена цель исследования -выявить особенности организационно-педагогической деятельности инструкторов по физической подготовке в системе МВД России на современном этапе ее реформирования.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы и нормативных правовых документов, социологический опрос (анкетирование), математическая обработка полученных данных, обобщение.
Организация исследования. Социологическое исследование было проведено в 2019 г. среди 324 инструкторов по физической подготовке (мужчин) территориальных ОВД МВД России Дальневосточного федерального округа: Республика Саха (Якутия) - 48 чел., Республика
Бурятия - 38 чел., Хабаровский край - 27 чел., Приморский край - 25 чел., Забайкальский край - 49 чел., Камчатский край - 24 чел., Сахалинская область - 33 чел., Амурская область - 29 чел., Магаданская область -21 чел., Еврейская автономная область - 16 чел., Чукотский автономный округ - 14 чел.
Для проведения социологического опроса нами была разработана анкета, включающая более 50 вопросов, объединенных в несколько смысловых блоков: общие сведения о респондентах; отношение к спорту и физической подготовке; особенности организации и проведения занятий по физической подготовке.
На основе анкетного опроса определялись следующие показатели: возраст, образовательный статус в области физической культуры и спорта, отношение к спорту, стаж исполнения обязанностей инструктора по физической подготовке, наличие учебно-материальной базы для занятий физической подготовкой в подразделениях, формы и направленность проводимых учебно-тренировочных занятий, виды выполняемых работ, основные трудности при организации и проведении учебно-спортивных мероприятий, учебно-методические материалы и технические средства, используемые в процессе проведения занятий.
Полученные результаты и их обсуждение. Опрос показал, что большинство респондентов имело возраст от 30 до 40 лет (60,4 %), стаж службы в ОВД от 10 до 20 лет (63,6 %), стаж исполнения обязанностей инструкторов по физической подготовке от 1 до 3 лет (63,2 %).
Важным фактором педагогической деятельности инструкторов является наличие у них образования в области физической культуры и спорта. В ходе опроса установлено, что только 15,9 % респондентов имеют специальное образование в области физической культуры и спорта, но при этом они, как правило, не владеют в достаточной мере навыками БПБ. Вузы системы МВД России, в которых осуществляется специализирован -ная физическая подготовка, окончили 14,6 % опрошенных, при этом базовое физкультурное образование у них отсутствует. Другие инструкторы -это бывшие военнослужащие и сотрудники, прошедшие службу в специальных подразделениях, а также сотрудники, занимающиеся спортом и имеющие определенную спортивную квалификацию, сотрудники, имеющие высокий уровень физической подготовленности и изъявившие желание вести процесс обучения, но не имеющие специальных знаний и не владеющие методикой обучения в процессе физической подготовки. Кроме этого, 11,6 % респондентов вообще никогда не занимались спортом и 67,1 % инструкторов не имели спортивных званий и разрядов, что свидетельствует о низкой спортивной квалификации лиц, привлекаемых к проведению занятий по физической подготовке.
В Наставлении по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации указано, что содержанием физической подготовки сотрудников органов внутренних дел являются занятия по прикладной гимнастике и атлетической подготовке, легкой атлетике и ускоренному передвижению, преодолению препятствий, лыжной подготовке, плаванию, БПБ, которые должны проводиться на специально оборудованных площадках, стадионах, в спортивных городках, тренажерных, спортивных залах, бассейнах.
Результаты исследования показали, что наличие собственной учебно-тренировочной базы для проведения занятий по физической подготовке в подразделениях имеют всего 43,0 % опрошенных, не имеют -29,8 %, арендуют - 27,2 %.
Наибольшая обеспеченность спортивными сооружениями отмечена в подразделениях ОВД Еврейской автономной области, Камчатского края, Республики Бурятия, Чукотском автономном округе. Наименее обеспеченными являются подразделения Амурской и Магаданской области, Забайкальского края.
В целом по регионам среди причин, по которым инструкторы, так или иначе, не удовлетворены условиями проведения занятий, выделяются: отсутствие или ненадлежащее состояние спортивного зала, спортивных площадок, необходимого оборудования и инвентаря.
Многие инструкторы отметили, что они проводят занятия по физической подготовке с мужчинами и женщинами (91,5 %), остальные только с мужчинами (8,0 %) и только с женщинами (0,5 %). Большинство из них проводят занятия с сотрудниками третьего уровня - базовая физическая подготовка (для сотрудников ОВД, не являющихся сотрудниками полиции) - 64,9 %, второго уровня - усиленная физическая подготовка (для сотрудников полиции, за исключением сотрудников подразделений специального назначения и авиации) - 23,4 % и первого уровня - специальная физическая подготовка (для сотрудников, подразделений специального назначения и авиации) - 19,3 %.
Основной формой проведения занятий по физической подготовке инструкторов являются практические занятия (92,1 %), далее следуют: теоретические занятия (23,2 %), контрольные занятия (17,8 %) и тренажи перед заступлением на службу (12,0 %). Кроме этого, 12,7 % опрошенных проводят массовые физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, 0,7 % - физкультурные паузы в процессе служебной деятельности в течение 5-10 мин и 0,6 % - утреннюю физическую зарядку.
Основная направленность практических занятий, проводимых инструкторами, - это БПБ, легкая атлетика и ускоренное передвижение, спортивные игры, прикладная гимнастика и атлетическая подготовка (рис. 1).
Рис. 1. Основная направленность практических занятий по физической подготовке, %
Тот факт, что около 90,0 % опрошенных инструкторов в своей педагогической деятельности уделяют внимание обучению и совершенствованию БПБ, свидетельствует о значимости их в профессиональной деятельности сотрудников ОВД.
Занятиям по плаванию, лыжной подготовке и преодолению препятствий с сотрудниками ОВД уделяют незначительное число инструкторов, что объясняется отсутствием соответствующих спортивных сооружений, инвентаря и оборудования, в определенной степени, содержанием физической подготовки для сотрудников разного профиля оперативно-служебной деятельности.
При ответе на вопрос «Укажите, какие виды работ Вам приходится выполнять в качестве инструктора по физической подготовке?» были получены, в порядке убывания, следующие ответы:
- проведение учебно-тренировочных занятий с сотрудниками ОВД (90,2 %);
- участие в организации и проведении спортивных соревнований в подразделениях, судействе соревнований (29,7 %);
- проверка и оценка как индивидуальной физической подготовленности сотрудников, так и подразделения ОВД в целом (28,0 %);
- проведение теоретических занятий с сотрудниками ОВД (27,8 %);
- составление конспектов занятий (25,1 %);
- составление отчетов по физической подготовке (24,2 %);
- разработка единых годичных тематических планов проведения занятий по физической подготовке для сотрудников разных подразделений ОВД (18,5%);
- разработка планов спортивных мероприятий, положений о спортивных соревнованиях и смотрах спортивно-массовой работы (13,7 %);
- организация и проведение спортивных праздников, чествование лучших спортсменов, а также других агитационно-пропагандистских мероприятий (10,8 %);
- участие в совершенствовании учебно-материальной базы по физической подготовке (9,1 %);
- разработка дифференцированных годичных тематических планов проведения занятий по физической подготовке для сотрудников разных подразделений ОВД (7,3 %);
- подготовка спортивных организаторов подразделений, внештатных инструкторов физической подготовки, судей по спорту (6,3 %);
- проведение тренировочных занятий в секции по профессионально-прикладным видам спорта (4,9 %).
Полученные результаты свидетельствуют о том, что основным видом педагогической деятельности инструкторов по физической подготовке являются учебно-тренировочные занятия с сотрудниками. Только каждый третий участник опроса указал на то, что он принимает участие в организации и проведении спортивных соревнований в подразделениях, судействе соревнований; проверке и оценивании как индивидуальной физической подготовленности сотрудников, так и подразделения ОВД в целом; проведении теоретических занятий с сотрудниками ОВД. Значимость теоретических занятий велико, так как в ряде случаев это единственный путь для изложения сотрудникам необходимых профессионально-прикладных знаний, связанных с использованием средств физической культуры и спорта при самостоятельных занятиях.
Необходимо отметить, что в системе МВД России на уровне нормативных документов и организации взаимодействия с обществом «Динамо» предусмотрены: развитие служебно -прикладных видов спорта, организация занятий физической культурой и спортом, проведение спортивных соревнований, подготовка и аттестация спортивных судей по служебно-прикладным видам спорта.
Однако работа инструкторов по данным направлениям ведется эпизодически, бессистемно. Это в определенной степени связано с тем, что в нормативных документах, определяющих систему оценки деятельности подразделений ОВД РФ, организация спортивной деятельности не является предметом оценки и в сферу контроля не попадает [5].
Для того чтобы содержательно, организованно и эффективно осуществлять процесс физической подготовки, его необходимо предварительно спланировать, а в дальнейшем оценить с целью внесения
соответствующей коррекции в использовании рациональных средств и методов физической подготовки. Все эти этапы взаимосвязаны и должны присутствовать в педагогической деятельности инструкторов. Проведение педагогического планирования должно осуществляться на основе знаний объективных закономерностей физического воспитания, отражающих их принципы и научно-методические положения [6].
Однако в ходе опроса установлено, что только каждый четвертый инструктор составляет конспекты занятий и отчеты по физической подготовке и каждый пятый разрабатывает единые годичные тематические планы проведения занятий по физической подготовке для сотрудников подразделений ОВД. При этом, таким необходимым видам работ, как разработка дифференцированных годичных тематических планов проведения занятий по физической подготовке для сотрудников разных подразделений ОВД, отводится недостаточное внимание.
Приведенные результаты свидетельствуют о том, что большая часть инструкторов, на наш взгляд, не имеет знаний и опыта подготовки данных документов, отсутствуют требования и контроль за их деятельностью со стороны руководства.
Если рассматривать региональный аспект, то во всех регионах ДФО основная деятельность инструкторов связана с проведением практических занятий по физической подготовке. Большее число опрошенных респондентов Приморского края (60,0 %), Чукотского автономного округа (50,0 %), Амурской области (37,9 %), по сравнению с другими территориями, участвуют в организации и проведении спортивных соревнований в подразделениях, судействе соревнований.
В большей степени задействованы в проверке и оценивании как индивидуальной физической подготовленности сотрудников, так и подразделения ОВД в целом инструкторы Амурской (58,6 %) и Магаданской (50,0 %) областей, в меньшей степени - Хабаровского (11,8 %) и Забайкальского (12,2 %) краев.
При подготовке к проведению занятий по физической подготовке инструкторы используют в основном методические и практические учебно-методические пособия (56,5 %), видеофильмы, видеоролики по различным разделам физической подготовки (29,7 %), свой практический опыт тренировочных занятий физической культурой и спортом (25,1 %), тренажерные и технические устройства (13,2 %) и научно-методические журналы (13,2 %).
В то же время, как показал анализ социологического опроса, 29,8 % из общего числа респондентов отметили отсутствие в подразделениях методических материалов по прикладным разделам физической подготовки (БПБ, самбо, бокс, силовой подготовки и т. д.) для самостоятельного ознакомления сотрудников (рис. 2).
Рис. 2. Наличие методических материалов по прикладным разделам физической подготовки в подразделении, %
Наибольший дефицит данных материалов отмечен у сотрудников ОВД Еврейской автономной области (56,2 %), Забайкальского края (51,0 %), Сахалинской области (48,4 %) и Республики Саха (Якутия) (43,7 %). Для решения данной проблемы необходима тесная связь кафедр физической подготовки вузов МВД России и региональных отделов по работе с личным составом сотрудников ОВД в деле подготовки учебно -методических материалов для инструкторов и личного состава подразделений.
В ответах на вопрос о причинах затруднений, возникающих у инструкторов при проведении и организации процесса физической подготовки, по ранжированию выделены недостатки:
- знаний по разработке и подготовке документации по организации и планированию физической подготовки в подразделениях ОВД (23,2 %);
- медико-физиологических знаний в области физической культуры и спорта (23,1 %);
- знаний методики проведения и организации занятий по физической подготовке (20,6 %);
- теоретической подготовки в области профессионально-прикладной физической подготовки (20,5 %);
- знаний методики развития физических и функциональных качеств (18,1 %);
- собственной физической подготовленности (9,6 %);
- знаний методики организации, проведения и судейства соревнований по профессионально-прикладным видам спорта (8,4 %).
Перечисленные трудности свидетельствуют о том, что инструкторы по физической подготовке без базового физкультурного образования имеют слабую теоретическую и методическую подготовленность в области физической культуры и спорта. Это не позволяет им повышать в должной мере уровень физической подготовленности рядового и начальствующего состава.
Для определения уровня знаний, умений и навыков педагогической деятельности в области физической культуры и спорта инструкторов большое значение имеет самооценка. Из представленных данных видно, что большинство инструкторов оценивают их на «удовлетворительно» (рис. 3).
Рис. 3. Самооценка инструкторов по физической подготовке уровня своих знаний, умений и навыков педагогической деятельности, %
Это закономерно, так как большее число из них не имеют специального физкультурного образования и педагогической практики проведения занятий с различным контингентом сотрудников. Результаты исследования показывают, что инструкторы, не имеющие специального физкультурного образования и регулярно проходящие курсы повышения квалификации, становятся специалистами в области физической подготовки, как минимум, через 5-7 лет [7].
На вопрос «В течение своей деятельности в качестве инструктора по физической подготовке Вы проходили курсы повышения квалификации?» - 58,8 % респондентов ответили «да» и 41,2 % отметили, что ни разу не проходили.
Стоит отметить, что для своей практической деятельности инструкторы, при прохождении курсов повышения квалификации, хотели бы получить больше знаний, умений и навыков по разделам физической подготовки, указанным на рис. 4.
Тот факт, что более 80,0 % участников опроса желают получить знания и приобрести специальные двигательные умения и навыки по БПБ и методике их обучения, говорит о том, что большинство из них не имеют достаточного уровня методической подготовленности к обучению сотрудников ОВД, не умеют ими пользоваться на практике.
Кроме этого, большое значение придается теоретическим знаниям в области теории и методики физического воспитания, спорта, анатомо-физиологическим, морфофункциональным и психологическим особенностям занимающихся.
90 и 80 -70 -60 -50 -40 -30 -20 -10 -0 -
80,9
25,3
13,3 13,2
ш Ш
7,9
6,9
5,4
4,4
Теоретические Легкая атлетика Приклад. Преодоление Спортивные
занятия и ускоренное гимнастика и препятстсвий игры
передвижение атлетич. под-ка
Лыжная подготовка
Рис. 4. Разделы физической подготовки, по которым инструкторы хотели бы получить больше знаний, умений и навыков в процессе прохождения курсов повышения квалификации, %
В целом полученные результаты свидетельствуют о недостаточном уровне профессионально-педагогической компетенции инструкторов по физической подготовке с позиции готовности их эффективно решать задачи, связанные со специальной подготовкой сотрудников ОВД к действиям в условиях применения физической силы, в том числе БПБ.
Как отмечает Д.В. Литвин с соавторами (2019), одной из причин данного состояния является отсутствие ведомственного института подготовки инструкторов профессиональной служебной и физической подготовки в системе МВД России. Привлечение сотрудников ОВД, имеющих определенный стаж служебной деятельности и опыт применения физической силы, не может подменить собой педагогически обоснованную систему профессионального обучения и подготовки, поскольку успешным педагога этот опыт не сделает, а принцип обучения «делай, как я» не имеет ничего общего с эффективной моделью подготовки сотрудника к служебной деятельности в экстремальных условиях.
Одним из главных условий, определяющих успешность процесса физической подготовки сотрудников ОВД, является высокий уровень профессиональной компетентности лиц, осуществляющих данную деятельность.
Централизованное осуществление подготовки данных кадров должно стать, по нашему мнению, обязательным условием назначения на должности, связанные с осуществлением процесса физической подготовки в ОВД.
Выводы.
1. Выявленные проблемы организационно-педагогической подготовленности инструкторов по физической подготовке МВД России требуют поиска более эффективных путей их решения на кардинально новой научно-педагогической основе.
2. Сложившаяся ситуация в системе физической подготовки сотрудников ОВД требует совершенствования нормативно -правовой и программно-методической базы, регламентирующей подготовку и деятельность инструкторов по физической подготовке.
3. Необходима концепция подготовки инструкторов по физической подготовке для ОВД, которая может быть реализована в образовательных организациях системы МВД России, в том числе в различных формах дополнительного профессионального образования; на факультетах (курсах) переподготовки и повышения квалификации; прохождения стажировок и практик; участия в работе учебно-методических сборов, тематических и проблемных семинаров, организуемых кафедрами физической подготовки ведомственных вузов.
4. Постоянное совершенствование профессиональных компетенций является непременным условием повышения качества подготовленности как самого инструктора по физической подготовке, так и всего личного состава ОВД.
5. Разработка методических рекомендаций по оценке деятельности основных субъектов физической подготовки позволит обеспечить надлежащий уровень контроля за их соответствием установленным критериальным требованиям нормативных правовых актов.
Список литературы
1. Концепция кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации в органах внутренних дел (на период до 2020 года), Москва, 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: //http://do.znate.ru/docs/index-21337.html (дата обращения: 08.08.2019).
2. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL:// http://base.garant.ru/12192456/ (дата обращения: 07.08.2019).
3. Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http: //base. garant. ru /70805268/ (дата обращения: 09.08.2019).
4. Корнеева М.П., Гришин А.В. Особенности содержания управленческой деятельности руководителя территориального органа МВД России по организации огневой и физической подготовки // Академическая мысль. 2018. № 2(3). С. 23-27.
5. О состоянии управления спортивной деятельностью в системе МВД России / Т.С. Купавцев [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 5(171). С.184-188.
6. Кузнецов С.В., Волков А.Н., Воронов А.И. Теоретические и методические основы организации физической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: учебник / под ред. С.В. Кузнецова. М.: ДГСК МВД России, 2016. 328 с.
7. Литвин Д.В., Лупырь В.Г. Компетентность педагогических кадров в области специальной подготовки как стратегическая задача системы кадрового обеспечения ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. № 1(76). С. 94-103.
Лигута Владимир Филиппович, канд. пед. наук, проф., liguta01@,mail.ru, Россия, Хабаровск, Дальневосточный юридический институт МВД России
PECULIARITIES OF ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITIES OF INSTRUCTORS OF PHYSICAL TRAINING IN THE SYSTEM OF THE MINISTRY
OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
V.F. Liguta
The features of the organizational and pedagogical activity of instructors in the physical preparation of the territorial internal affairs bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia of the Far Eastern Federal District in the context of professional competencies that determine the quality of the training sessions with police officers are revealed. The necessity of the system of the educational process of training specialists at universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia is substantiated.
Key words: physical training instructor, system of the Ministry of Internal Affairs of Russia, organizational and pedagogical activity.
Liguta Vladimir Philippovich, candidate of pedagogical sciences, professor, liguta01@mail. ru, Russia, Khabarovsk, Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Reference
1. Koncepciya kadrovoj politiki Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii v organah vnutrennih del (na period do 2020 goda), Moskva, 2012 g. [Elektronnyj resurs]. URL: //http://do.znate.ru/docs/index-21337.html (data obrashcheniya: 08.08.2019).
2. Federal'nyj zakon ot 30 noyabrya 2011 goda № 342-FZ «O sluzhbe v organah vnutrennih del RF i vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs]. URL: // http://base.garant.ru/12192456/ (data obrashcheniya: 07.08.2019).
3. Prikaz MVD Rossii ot 1 iyulya 2017 g. № 450 «Ob utverzhdenii Nastavleniya po organizacii fizicheskoj podgotovki v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs]. URL: http: //base. garant. ru /70805268/ (data obrashcheniya: 09.08.2019).
4. Komeeva M.P., Grishin A.V. Osobennosti soderzhaniya upravlencheskoj deyatel'nosti rukovoditelya territorial'nogo organa MVD Rossii po organizacii ognevoj i fizicheskoj podgotovki // Akademicheskaya mysl'. 2018. № 2(3). S. 23-27.
5. O sostoyanii upravleniya sportivnoj deyatel'nost'yu v sisteme MVD Rossii / T.S. Kupavcev [i dr.] // Uchenye zapiski universiteta т. P.F. Lesgafta. 2019. № 5(171). S. 184-188.
6. Kuznecov S.V., Volkov A.N., Voronov A.I. Teoreticheskie i metodicheskie osnovy organizacii fizicheskoj podgotovki sotrudnikov organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii: uchebnik / pod red. S.V. Kuznecova. M.: DGSK MVD Rossii, 2016. 328 s.
7. Litvin D.V., Lupyr' V.G. Kompetentnost' pedagogicheskih kadrov v oblasti special'noj podgotovki kak strategicheskaya zadacha sistemy kadrovogo obespecheniya OVD // Psihopedagogika V pravoohranitel'nyh organah. 2019. № 1(76). S. 94-103.