Алгоритмы высшей школы
УДК 796.011.3
Николай Вениаминович АСТАФЬЕВ,
начальник учебно-научного комплекса Смской академии МВД России, доктор педагогических наук, профессор
Владимир Анатольевич ГЛУБСКИЙ,
старший преподаватель кафедры физической подготовки Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск) , кандидат педагогических наук
ФИЗ КУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ КЛУБ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ МВД РОССИИ: ПРОГРАММНО-НОРМАТИВНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
SPORT CLUB OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION OF THE MINISTRY OF INTERIOR OF RUSSIA: PROGRAM-NORMATIVE AND ORGANIZATIONAL-METHODICAL BASES OF ACTIVITY
В статье приводится обоснование необходимости создания спортивных клубов в образовательных учреждениях МВД России.
The article considers the grounds for the establishment of sports clubs in the educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia
Ключевые слова: стратегия развития, физическая культура, дополнительное физкультурно-спортивное образование.
Keywords: strategy of development, physical training, extra physical training and sport education..
В середине первогодесятилетия XXI в. в сфере физической культуры и спорта страны возник комплекс проблем.
Главной проблемой явилось ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовленности населения. В России не менее 60% обучающихся имеют нарушения здоровья. По данным Минз-дравсоцразвития России, только 14% обучающихся старших классов считаются практически здоровыми. Свыше 40% допризывной молодежи не соответствует требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе в части выполнения минимальных нормативов физической подготовки.
Большинство граждан не имеют возможности систематически заниматься физической культурой и спортом. Так, в настоящее время 85% граждан, в том числе 65% детей, подростков и молодежи, не занимаются систематически физической культурой и спортом.
Существующие ограничения в использовании государственно-частного партнерства не позволяют активно развивать спортивно-зрелищную индустрию и спортивную промышленность, обеспечивать доступность спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг.1
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г.
Вестник Сибирского юридического института МВД России -
К№1101-р была утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г. (далее - Стратегия). Стратегия разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралим-пийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, состоявшегося 14 октября 2008 г.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. определены роль физической культуры и спорта в развитии человеческого потенциала России, цель, задачи и основные направления реализации государственной политики в области развития физической культуры и спорта на данный период.
Целью Стратегии является создание условий, обеспечивающих возможность для граждан страны вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность российского спорта. Одной из основных задач является модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях профессионального образования.
Целевым показателем Стратегии является увеличение числа организаций, имеющих спортивные клубы. Так, на первом этапе необходимо довести до 20% количество организаций, имеющих спортивные клубы, а на втором этапе - до 45%.
В ст. 19 Федерального закона от 4 декабря 2 007 г. Ш329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» указывается:
«1. Спортивные клубы являются юридическими лицами, осуществляющими учебно-тренировочную, соревновательную,
физкультурную и воспитательную деятель-гость.
2. Спортивные клубы независимо от их организационно-правовых форм создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Спортивные клубы могут создаваться юридическими и физическими лицами.
4 . Спортивным клубам могут оказывать содействие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления посредством:
1) строительства, реконструкции!, ремонта спортивных сооружений и иных объектов спорта;
2) передачи в безвозмездное пользование или долгосрочную аренду на льготных условиях помещений, зданий, сооружений, являющихся собственностью Российской Федерации или субъектов Российской Федерации либо муниципальной собственностью;
3) обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием;
4) оказания иной поддержки в порядке и в случаях, которые установлены нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации или муниципальными правовыми актами.
5. Спортивные клубы осуществляют свою деятельность за счет собственных средств и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источ-ников»2 .
В приказе МВД России от 6 ноября 2003 г. N№829 «Об объявлении решения коллегии МВД России от 22 октября 2003 г. N№5 км/2» обозначено, что из 6800 сотрудников, организующих и проводящих занятия по служебно-боевой подготовке, 4800 (70%) не имеют соответствующего базового (физкультурного, военного или педагогического) образования. С 2003 г. эта ситуация практически не изменилась.
Алгоритмы высшей школы
Так, уровень физической, огневой и, особенно , методической подготовленности выпускников вузов МВД России не соответствует современным требованиям.3
28 июля 2009 г. на Всероссийском совещании с руководителями подразделений по работе с личным составом органов внутренних дел В.Я. Кикоть отметил, что на 6000 сотрудников приходится один штатный инструктор по физической и огневой подготовке.
Одним из способов повышения уровня служебно-боевой подготовленности выпускников, на наш взгляд, является организация системы дополнительного физкуль-турно-спортивного образования курсантов, слушателей, адъюнктов и студентов. Формой дополнительного физкультурно-спортив-ного образования курсантов, слушателей, адъюнктов и студентов являются занятия на базе физкультурно-спортивного клуба (ФСК) высшего учебного заведения МВД России. В ФСК вуза МВД России может быть организовано обучение курсантов дополнительной специализации «инструктор по физической и огневой подготовке подразделения ОВД».
С целью формирования инструкторских навыков для студентов общеюридических факультетов, имеющих высокую спортивную квалификацию (1-й спортивный разряд и выше), в ФСК вуза МВД России могут быть организованы инструк-торско-методические занятия по основам организации и проведения учебно-тренировочного процесса по виду спорта.
Для аттестации инструкторов по виду спорта, физической и огневой подготовкЬ разрабатываются содержание и форма аттестации. По итогам аттестации выдается документ (справка) о прохождении обучения. В справке указываются: дисциплины, которые прошел курсант, слушатель, студент; количество часов, отведенных на тот или иной учебный материал; оценка знаний, умений и навыков изученного материала, выставленная в ходе проведения итоговой аттестации.
Возможность открытия в высшем учебном заведении МВД России физкультур-
но-спортивного клуба определена в Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)4 . В п. 16 Типового положения сказано, что высшее учебное заведение может иметь физкультурно-спортивные клубы. Согласно п.19 Типового положения, «статус и функции структурного подразделения высшего учебного заведения определяются положением, утверждаемым в порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения».
Еще одной причиной, определяющей необходимость организации физкультурно-спортивного клуба в высшем учебном заведении МВД России, является то, что организация воспитательной работы с курсантами, слушателями, адъюнктами и студентами - один из критериев государственной аккредитации вузов.5
Таким образом, имеются правовые основания для организации и деятельности в высшем учебном заведении МВД России физкультурно-спортивного клуба.
При подготовке программно-нормативных и организационно-методических основ деятельности физкультурно-спортивного клуба вуза МВД России необходимо решить следующие задачи.
1. Провести ретроспективный анализ деятельности физкультурно-спортивных клубов вузов, принадлежащих к различным министерствам и ведомствам в СССР, России, странах СНГ.
2. Разработать проект Положения о физкультурно-спортивном клубе вуза МВД России.
3. Разработать структуру физкультур-но-спортивного клуба вузов МВД России различного вида - университета, академии, института.
4. Разработать проекты должностных инструкций сотрудников физкультурно-спортивного клуба вуза МВД России: начальника ФСК, начальника учебно-спортивного отдела, начальника инструк-торско-методического отдела, заведующего спортивно-оздоровительным отделом, тренера-преподавателя, преподавателя
Вестник Сибирского юридического института МВД России -
методики огневой и физической подготовки, инструктора спортивно-оздоровительных групп и т.п.
5. Разработать программно-нормативные основы, обеспечивающие деятельность отделений и групп физ культурно-спортивного клуба вуза МВД России - групп спортивного совершенствования (ГСС), инструкторско-методических групп (ИМГ), спортивно-оздоровительных групп (ССГ).
Результаты работы в виде организационно-методических основ (Положения о ФСК, структуры ФСК для вузов МВД России различного вида, должностных инструкций сотрудников и вольнонаемных служащих ФСК) и программно-нормативных основ (примерные программы работы групп спортивного совершенствования, инструкторско-методических групп, спортивно-оздоровительных групп) позволят открывать в вузах МВД России физкультурно-спортивные клубы.
Срганизация в вузах МВД России физкультурно-спортивных клубов даст возможность:
- организовать подготовку спортсменов по служебно-прикладным видам спорта;
- вести более качественно спортивно-оздоровительную работу в вузе;
- проводить обучение из числа курсантов и слушателей внештатных инструкторов-методистов по физической и огневой подготовке;
- оказывать дополнительные образовательные услуги.
1 Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 202 0 года. URL: http://minstm.gov.ru (дата обращения: 29.11.2009).
2 О физической культуре и спорте в Российской Федерации : Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2 007 г. Ш32 9-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
3 Амельчаков И. Совершенствование системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации // Профессионал. 2 007. N№6. С. 39-41.
4 Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)
: постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N№71.
5 Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений : приказ Минобразования России от 2006 г. N№1938.