DOI 10.47576/2712-7516_2021_6_1_48 УДК 35.08:378.6
КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ МВД НА КУРСАХ ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ
Карданов Алим Русланович,
преподаватель кафедры огневой подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал), Краснодарский университет МВД России, г. Нальчик, Россия, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены проблемы формирования коммуникативной компетентности у сотрудников МВД России на курсах повышения квалификации. Определено, что сотрудникам МВД на курсах повышения квалификации необходимо уделять больше внимания развитию своей коммуникативной компетентности, культуре общения и психологической устойчивости в самых разнообразных ситуациях профессиональной деятельности.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность; переговорный навык; сотрудник МВД России; профессиональная подготовка; культура общения.
UDC 35.08:378.6
THE COMMUNICATIVE ASPECT OF THE PROFESSIONAL TRAINING OF EMPLOYEES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS AT REFRESHER COURSES
Kardanov Alim Ruslanovich,
Lecturer, Department of Fire Training, North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch), Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: [email protected]
The article deals with the problems of the formation of communicative competence among the employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia at refresher courses. It has been determined that the employees of the Ministry of Internal Affairs at the advanced training courses need to pay more attention to the development of their communicative competence, culture of communication and psychological stability in a wide variety of situations of professional activity.
Keywords: communicative competence; negotiation skill; employee of the Ministry of Internal Affairs of Russia; professional training; culture of communication.
Как известно, основное место в профессиональной деятельности сотрудников МВД занимает работа с людьми, общение с ними. Последнее ставит перед сотрудниками задачу уметь коммуницировать, правильно и четко доносить свои мысли и информацию до собеседника, с максимальной эффективностью и в рамках закона воздействовать на граждан, пресекать и предупреждать панические настроения, при этом исключая в своей речи и поведении высокомерность,
грубость и оскорбительный тон [6; 10]. От этого напрямую зависит успешность выполнения поставленных перед сотрудником целей и задач. На практике недостаток знаний правил коммуникации вызывает затруднения в общении с гражданами, а также в умении разрешать конфликтные ситуации.
В связи с тем, что в процессе профессиональной деятельности сотрудники МВД ежедневно коммуницируют с большим количеством людей, повышение их компетентности
в данной области происходит большей частью практическим путем. Но самостоятельное приобретение данных навыков методом проб и ошибок неэффективно. Достижение наиболее успешных результатов произойдет быстрее и эффективнее в рамках целенаправленной подготовки сотрудников МВД на курсах повышения квалификации.
Особую значимость формирование и развитие у сотрудников МВД переговорных навыков (коммуникативной компетентности) на курсах повышения квалификации приобретает в современной ситуации, когда неуклонно снижается уровень национальной языковой культуры в целом: в средствах массовой информации, в художественной литературе, в публицистике и в повседневном общении носителей языка [8; 10].
Вместе с тем следует отметить, что в процессе их подготовки на курсах повышения квалификации не уделяется достаточного времени и внимания развитию коммуникативных способностей и профессиональной наблюдательности.
Вторым немаловажным аспектом является психологическая устойчивость. Ни для кого не секрет, что работа сотрудников МВД связана со стрессовыми ситуациями и решением задач психологического характера, когда за ограниченный промежуток времени необходимо объективно оценить ситуацию и принять правильное, взвешенное решение. Проблему недостаточной психологической подготовки подчеркивают и специалисты в области психологии. Большинство исследователей сходятся во мнении, что повышение качества психологической подготовки благоприятно скажется на умении принимать решения на «холодную» голову в экстремальных или конфликтных ситуациях профессиональной деятельности [2; 3; 6].
Таким образом, в современном мире сотруднику МВД просто необходимо обладать обширными знаниями в области психологии. Для правоохранителей не должно возникать трудностей в процессе общения с людьми, которые отличаются по своему менталитету, мировоззрению, культурному развитию, эмоциональной устойчивости и др. Они должны уметь оказывать правильное психологическое воздействие и доносить основную информацию до любого человека. Главным же навыком является
умение вызывать у людей к себе доверительное отношение.
На курсах повышения квалификации занятия по психологической подготовке вызывают большой интерес у сотрудников МВД. Однако времени, выделенного на изучение данного раздела, оказывается недостаточно для формирования устойчивых знаний, навыков и умений, позволяющих решать задачи психологического характера на практике [1; 4; 5].
Большую часть своего рабочего времени сотрудники МВД проводят с наиболее тяжелым контингентом людей, которые активно демонстрируют личную неприязнь к представителям власти, неуправляемость, враждебность и жестокость. Вместе с тем в процессе выполнения поставленных задач сотрудникам приходится общаться с должностными лицами, простыми гражданами и правонарушителями. К каждой из перечисленных групп необходим индивидуальный подход. В связи с этим к коммуникативной компетентности и культуре общения сотрудника предъявляются определенные требования, которым он должен соответствовать, а именно:
- умение вызывать у людей чувство доверия и безопасности в его присутствии;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение слушать собеседника;
- умение перевести разговор на интересующие его темы;
- умение при помощи психологических приемов добывать информацию.
Чаще всего сотрудники МВД не могут продемонстрировать обладание всеми перечисленными качествами и умениями, которые им необходимы для добросовестного и успешного выполнения своих служебных обязанностей. Указанные качества и умения вырабатываются только в процессе обучения, на что и следует обратить внимание.
Недостаточный объем знаний в области коммуникации и психологии вкупе со скудным словарным запасом, неумением вести переговоры с гражданами и правильно излагать свои мысли приводит к тому, что сотрудник МВД испытывает определенные трудности в принятии правильных решений, соответствующих экстремальной ситуации. В то же время такой сотрудник вызывает к себе недоверие и нежелание людей давать обратную реакцию, что негативно сказыва-
ется на выполнении профессиональных обязанностей [4; 9].
Для решения указанной проблемы считаем целесообразным в процессе профессиональной подготовки на курсах повышения квалификации сделать больший акцент на теоретической подготовке сотрудников, систематически углублять их знания в этих сферах и повышать свою квалификацию в данной профессиональной области. Также следует обратить внимание на инновационные методы обучения. Например, введение в программу специальных дисциплин, направленных на расширение знаний в области психологии, позволит сформировать у сотрудников умения и навыки правильной оценки возникшей ситуации с целью принятия правильных решений.
Сотрудник МВД обязан уметь дать точную оценку психологического состояния собеседника для построения разговора в правильном и благоприятном русле. Также сотрудник может продемонстрировать умения находить точки давления на правонарушителей, так как в экстремальных ситуациях, когда сотрудник находится в невыигрышной ситуации, психологический напор ослабляет бдительность правонарушителя, что облегчает его задержание и (или) обезоруживание.
Сотрудники МВД испытывают определенные затруднения в деле поиска и усвоения знаний в области коммуникативной компетентности и культуры общения, им тяжело культивировать в себе описание выше качества, поэтому в процессе обучения необходимо акцентировать внимание на этих факторах. Описываемая проблема актуальна и требует скорейшего решения путем совмест-
ных усилий центров подготовки будущих кадров и органов внутренних дел на курсах повышения квалификации.
Нерешенность проблемы вызывает и недоверие у граждан к сотрудникам МВД, которые призваны охранять их права и свободы, но это тяжело осуществить, когда к сотрудни -кам относятся с опаской и неуважением, что лишний раз укрепляет общественное мнение о необразованности и некомпетентности сотрудников полиции. Граждане страны должны чувствовать свою безопасность и неприкосновенность, чему способствует уважение к труду правоохранителей, которые готовы пожертвовать своим здоровьем и жизнью для защиты благополучия граждан [3; 4; 7].
Подводя итог вышеизложенному, считаем важным отметить, что сотрудникам МВД на курсах повышения квалификации необходимо уделять больше внимания развитию своей коммуникативной компетентности, культуре общения и психологической устойчивости в самых разнообразных ситуациях профессиональной деятельности. Успешная коммуникация характеризуется следующими умениями и навыками: внимательно слушать людей; понимать чувства других людей; проявлять заинтересованность к тому, что говорят другие люди; проявлять сочувствие к нуждам других людей; понимать точку зрения другого человека.
Таким образом, культура профессионального общения сотрудника МВД предполагает соблюдение четких установленных регламентом рамок и ограничений, имеющих определенный тип, форму, конкретные цели и задачи.
Список литературы_
1. Ашхотова, Л. А. Коммуникация в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел / Л. А. Ашхотова // Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы 8-й всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием; научно-образовательный центр «Перспектива». -Ульяновск, 2020. - С. 341-344.
2. Балашова, В. А. Коммуникативная толерантность как детерминанта профессионального общения сотрудника полиции / В. А. Балашова // Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения - 2021) : материалы международной научно-практической конференции. - Санкт-Петербург, 2021. - С. 55-59.
3. Каримова, Т. С. Проблема формирования коммуникативной компетентности сотрудников полиции как профессионально важного качества / Т. С. Каримова // Успехи гуманитарных наук. - 2020. - № 7. - С. 101-106.
4. Карданов, Р. Р. Коммуникативный аспект профессиональной подготовки сотрудника полиции / Р. Р. Карданов, М. Х. Машекуашева // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - Т. 8. - № 6-2. -С. 104-107.
5. Коблов, Ф. Ч. К вопросу о формировании профессионализма сотрудников органов внутренних дел / Ф. Ч. Коблов // Евразийский юридический журнал. - 2018. - № 10 (125). - С. 363-364.
6. Ковтун, Н. А. Коммуникативная компетенция в системе правоохранительной деятельности как социокультурный фактор / Н. А. Ковтун // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: сборник материалов XXIII международной научно-практической конференции: в 2 томах. - 2018. - С. 288-292.
7. Кочесокова, З. Х. Особенности моделирования индивидуальных стратегий коммуникативной компетентности в деятельности сотрудников полиции / З. Х. Кочесокова, М. Х. Машекуашева // Общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений: материалы V международной научно-практической конференции. - 2014. - С. 121-123.
8. Кучмезов, Р. А. Характеристика способности устанавливать доверительные отношения с населением у сотрудников полиции / Р. А. Кучмезов // Современные педагогические технологии профессионального образования: сборник статей по материалам Международной заочной научно-практической конференции. - Москва, 2019. - С. 239-244.
9. Тарасова, Я. О. Коммуникативная компетентность в служебной деятельности современного полицейского / Я. О. Тарасова // Актуальные вопросы социально-гуманитарного знания в системе высшего образования: сборник материалов научных семинаров. - Воронеж, 2020. - С. 107-109.
10. Цветков, В. Л. Психология профессионального общения: учебное пособие / В. Л. Цветков, В. А. Юренкова; серия «Бакалавриат». - Москва: Редакционно-издательское объединение «Новая юстиция», 2021. - 242 с.
References_
1. Ashkhotova L.A. Kommunikaciya v professional'noj deyatel'nosti sotrudnikov organov vnutrennih del. Kategoriya «social'nogo» v sovremennoj pedagogike i psihologii. Materialy 8-j vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s distancionnym i mezhdunarodnym uchastiem. Nauchno-obrazovatel'nyj centr «Perspektiva». Ul'yanovsk, 2020. S. 341344.
2. Balashova V. A. Kommunikativnaya tolerantnost' kak determinanta professional'nogo obshcheniya sotrudnika policii. Aktual'nye problemy psihologii pravoohranitel'noj deyatel'nosti: koncepcii, podhody, tekhnologii (Vasil'evskie chteniya -2021). Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2021. S. 55-59.
3. Karimova T.S. Problema formirovaniya kommunikativnoj kompetentnosti sotrudnikov policii kak professional'no vazhnogo kachestva. Uspekhi gumanitarnyh nauk. 2020. № 7. S. 101-106.
4. Kardanov R.R., Mashekuasheva M.H. Kommunikativnyj aspekt professional'noj podgotovki sotrudnika policii. Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. 2016. T. 8. № 6-2. S. 104-107.
5. Koblov F.CH. K voprosu o formirovanii professionalizma sotrudnikov organov vnutrennih del. Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. 2018. № 10 (125). S. 363-364.
6. Kovtun N.A. Kommunikativnaya kompetenciya v sisteme pravoohranitel'noj deyatel'nosti kak sociokul'turnyj factor. Deyatel'nost' pravoohranitel'nyh organov v sovremennyh usloviyah. Sbornik materialovXXIII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. V2-h tomah. 2018. S. 288-292.
7. Kochesokova Z.H., Mashekuasheva M.H. Osobennosti modelirovaniya individual'nyh strategij kommunikativnoj kompetentnosti v deyatel'nosti sotrudnikov policii Obshchestvo v epohu peremen: formirovanie novyh social'no-ekonomicheskih otnoshenij. Materialy Vmezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014. S. 121-123.
8. Kuchmezov R.A. Harakteristika sposobnosti ustanavlivat' doveritel'nye otnosheniya s naseleniem u sotrudnikov policii. Sovremennye pedagogicheskie tekhnologii professional'nogo obrazovaniya. Sbornik statej po materialam Mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 2019. S. 239-244.
9. Tarasova YA.O. Kommunikativnaya kompetentnost' v sluzhebnoj deyatel'nosti sovremennogo policejskogo. Aktual'nye voprosy social'no-gumanitarnogo znaniya v sisteme vysshego obrazovaniya. Sbornik materialov nauchnyh seminarov. Voronezh, 2020. S. 107-109.
10. Cvetkov V.L., YUrenkova V.A. Psihologiya professional'nogo obshcheniya. Uchebnoe posobie. Moskva, 2021. Ser. Bakalavriat. Izdatel'stvo: Redakcionno-izdatel'skoe ob"edinenie «Novaya yusticiya». 242 s.