DOI 10.47576/2712-7516_2021_6_2_116 УДК 35.08
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Тхазеплов Рустам Леонидович,
преподаватель кафедры физической подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал), Краснодарский университет МВД России, г. Нальчик, Россия, e-mail: [email protected]
Маргушев Хасан Хамитбиевич,
аспирант Института педагогики, психологии и физкультурно-спортив-ного образования, Кабардино-Балкарский государственный университет, г. Нальчик, Россия, e-mail: [email protected]
В статье анализируется физическая подготовка как основополагающий элемент профессионализма сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Отмечается, что практика профессиональной деятельности показывает, что достижение соответствующего уровня физической подготовки способствует успешному задержанию преступных групп и элементов, вооруженных холодным и огнестрельным оружием, является залогом успешного пресечения противоправной деятельности. Делается акцент на значимости физической подготовки для сотрудников органов внутренних дел при решении профессиональных задач.
Ключевые слова: физическая подготовка; сотрудники органов внутренних дел; профессиональная деятельность; двигательные навыки.
UDC 35.08
PHYSICAL FITNESS AS AN INTEGRAL ELEMENT OF THE PROFESSIONALISM OF EMPLOYEES OF INTERNAL
AFFAIRS BODIES
Tkhazeplov Rustam Leonidovich,
Lecturer at the Department of Physical Training, North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch), Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: [email protected]
Margushev Khasan Khamitbievich,
Post-graduate student of the Institute of Pedagogy, Psychology and Physical Culture and Sports Education, Kabardino-Balkarian State University, Nalchik, Russia, e-mail: [email protected]
The article analyzes physical fitness as a fundamental element of the professionalism of employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation. It is noted that the practice of professional activity shows that the achievement of an appropriate level of physical fitness contributes to the successful detention of criminal groups and elements armed with cold arms and firearms, is the key to successful suppression of illegal activities. Emphasis is placed on the importance of physical training for employees of internal affairs bodies in solving professional problems.
Keywords: physical training; employees of internal affairs bodies; professional activity; motor skills.
Современная служба сотрудников органов внутренних дел проходит на фоне повышенного эмоционального и физического напряжения, а также постоянно повышающихся требований со стороны МВД России к их профессиональной подготовке.
Действующим законодательством на сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации возлагается внушительный объем работы, качественное выполнение которой напрямую зависит от состояния их здоровья (Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»). Поэтому в образовательных организациях МВД России уделяется немаловажное значение развитию и укреплению здоровья и физических показателей сотрудников, которые попадают сюда в качестве слушателей. Значимость физической подготовки для сотрудников органов внутренних дел при решении профессиональных задач в системе их оперативно-боевой подготовки сложно переоценить [2; 7].
В процессе оперативно-боевой подготовки сотрудников органов внутренних дел оказывается прямое воздействие на состояние их здоровья и работоспособность, повышению которых способствует достижение обусловленного уровня физического совершенства.
Для достижения должного уровня физической подготовки требуется выработать полезную привычку занятий спортом и поддерживания своего состояния путем систематического получения нагрузок и выполнения разнообразных комплексов упражнений.
Стоит отметить, что физическая нагрузка несет практическую пользу. Основной задачей является подготовка организма сотрудников для действий как в обычной, так и экстремальной обстановке.
Как показывает практика, достижение соответствующего уровня физической подготовки способствует успешному задержанию преступных групп, а также преступных элементов, вооруженных холодным и огнестрельным оружием. Отсюда можно заключить, что надлежащая профессионально-прикладная подготовка сотрудников органов внутренних дел является залогом успешного пресечения противоправной деятельности антиобщественных элементов [1; 3; 7].
С уверенностью можно заявить, что преподавателями образовательных организа-
ций МВД России довольно хорошо изучены и на протяжении продолжительного периода времени используются методы по наиболее эффективному использованию боевых приемов борьбы, оперативной оценки ситуации, психологической и моральной устойчивости в накаленной обстановке [10; 11].
Опираясь на передовой опыт предшествующих лет можно отметить, что подготовка сотрудников органов внутренних дел должна проходить с максимально рациональным использованием временного ресурса и включать в себя все основные знания и умения, необходимые для максимально эффективного несения службы. В общем же основная проблема состоит в недостаточном изучении положительной мотивации сотрудников органов внутренних дел к систематическим занятиям физической культурой. Необходимо более глубинно определить сферу мотивации, благоприятствующую формированию у сотрудников потребности к занятиям физической культурой [4; 8; 11].
Благоприятно на формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом может оказать внедрение новых интересных упражнений, технологий, возможность выбора вида физической активности, наличие разнообразного спортивного инвентаря. Также необходимо на систематической основе поддерживать мотивацию сотрудников органов внутренних дел путем популяризации здорового образа жизни. Для этого можно проводить разнообразные спортивные состязания между сотрудниками органов внутренних дел, показывать на примере преподавательского состава благоприятное воздействие физических нагрузок на общее состояние здоровья, уверенность и карьерный рост, тем самым подогревая интерес к успешной учебе и доблестной службе. Все причисленное должно положительно сказаться на мотивации сотрудников ОВД и их желании к саморазвитию [5; 8; 12].
При организации процесса обучения необходимо формировать у сотрудников стрес-соустойчивость, компонентами которой являются факторы опасности, неопределенности, новизны, дефицита времени. Эти факторы особенно проявляются в ситуациях, вызванных чрезвычайными и экстремальными условиями и другими деструктивными обстоятельствами.
Относительно организационно-методических основ физической подготовки сотрудников органов внутренних дел в образовательных организациях МВД России следует отметить, что их формирование происходит путем адекватного выбора содержания, средств, методов и форм ее осуществления. Данный выбор должен удовлетворять, прежде всего, целям физической подготовки [1; 9; 13].
Организация физической подготовки сотрудников органов внутренних дел в образовательных организаций МВД России представляет собой довольно широкий спектр разнохарактерных элементов, в числе которых на особом месте стоят утренняя физиче -ская зарядка, самостоятельное закаливание при помощи водных и воздушных процедур, индивидуальные занятия физическими упражнениями, занятия под руководством тренера и (или) инструктора, приемы эмоционально-волевой саморегуляции.
Физическая подготовка сотрудников органов внутренних дел направлена на укрепление ранее сформированных и развитие новых физических способностей и опирается на специфику их профессиональной деятельности.
Для упорядочения физического воспитания необходимо организовывать занятия в урочной форме, которая положена в основу курса физической подготовки, реализуемой в образовательных организациях МВД России. Система урочного занятия регламентируется учебным планом, рабочей программой дисциплины, календарным учебным графиком, расписанием занятий и общим режим работы образовательной организации. Период обучения, на который сотрудники органов внутренних дел попадают в образовательную организацию, оказывает значительное влияние на структуру занятий по физической подготовке [5; 6].
Урочные формы занятий по физической подготовке имеют ряд отличительных особенностей:
- во-первых, в учебно-тренировочном процессе организующая, ведущая и направляющая роль принадлежит преподавателю (инструктору), владеющему необходимыми педагогическими знаниями, умениями и навыками;
- во-вторых, учебно-тренировочный процесс организовывается на систематической
основе согласно утвержденному расписанию и календарному учебному графику;
- в-третьих, учебно-тренировочные занятия проводятся с обучающимися, чаще всего однородными по возрасту и подготовленности.
Характеризуя профессиональную деятельность сотрудников органов внутренних дел, следует отметить ее повышенную сложность и интенсивность. В ходе несения службы от сотрудников требуются постоянное напряжение умственных, психических, физических сил, а также высокая концентрация внимания. Вместе с тем при выполнении профессионально-прикладных задач сотрудники должны демонстрировать умения действовать в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, обусловленных необходимостью применения физической силы и боевых приемов борьбы. Следовательно, каждый сотрудник заинтересован в успешной профессиональной деятельности, что обуславливает необходимость повышения физической подготовленности и эффективного развития необходимых для успешного решения задач службы двигательных навыков [6; 14].
Двигательные навыки приобретаются на занятиях по физической подготовке, которую осуществляют в образовательных организациях МВД России в рамках одноименной учебной дисциплины, в процессе которой занимающиеся поддерживают необходимый уровень физической подготовленности. Процесс этот длительный и трудоемкий, требующий от сотрудников наличия определенного уровня физической подготовленности и таких личностных качеств, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие.
Двигательные навыки необходимы сотрудникам для обеспечения личной безопасности и готовности к успешному выполнению профессионально-служебных задач. Процесс обучения двигательным навыкам состоит в освоении:
- нормативно-правовых актов, регламентирующих полицейскую деятельность в контексте применения физической силы, боевых приемов борьбы и специальных средств;
- порядка и техники выполнения боевых приемов борьбы и выявления основных оши -бок в их выполнении [3; 7; 8].
Вместе с тем от уровня владения двигательными навыками зависит сохранение жизни и здоровья сотрудника в экстремальной и критической ситуации.
Становление навыка происходит посредством трех этапов - формирование, приведение в устойчивость и автоматизация.
На этапе формирования двигательного навыка происходят разучивание структуры двигательного действия и его коррекция с учетом индивидуальных особенностей сотрудника.
На этапе приведения в устойчивость разученного навыка формируются автоматизм в выполнении структуры движений и окончательное его доведение до эталонного выполнения. Для данного этапа характерно совершенствование навыка в условиях помех и сбивающих факторов, затрудняющих выполнение приема. На начальных этапах разучивания приема навык развивается быстрее. Затем можно наблюдать его замедление (задержку). Так, можно наблюдать чередование улучшения навыка с его ухуд-
шением. В дальнейшем происходит перенос навыка, который может быть как положительным, так и отрицательным. При положительном переносе речь идет о становлении нового навыка на основе ранее сформированного. Следовательно, отрицательный перенос означает затруднение в формировании нового двигательного навыка [ 9; 15].
Далее, на третьем этапе, разученный двигательный навык следует совершенствовать путем многократного повторения. Без этого сформированный навык начнет угасать, но, что примечательно, никогда полностью не исчезнет.
Таким образом, подводя итог, необходимо сделать вывод, что физическая подготовка является неотъемлемым элементом профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Направленность физической подготовки состоит в эффективном выполнении оперативно-служебных задач, являющихся необходимым компонентом профессиональной деятельности.
Список литературы_
1. Апальков, А. В. Педагогические аспекты формирования профессионально важных качеств сотрудников полиции / А. В. Апальков, А. А. Лазарев, Е. Р. Леонова // Сборник научных трудов Бел ЮИ МВД России имени И. Д. Путилина. - Белгород, 2018. - С. 3-6.
2. Афов, А. Х. Значимость физической подготовки в профессиональной деятельности слушателей, обучающихся в вузах МВД России / А. Х. Афов // Образование. Наука. Научные кадры. - 2019. - № 1. - С. 123-125.
3. Горелкин, С. И. Формирование прикладных двигательных умений и навыков у курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России на занятиях по физической подготовке / С. И. Горелкин, В. А. Тарасов, А. А. Коник, И. С. Беляев // Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях : сборник статей XVII Международной научной конференции : в 2 ч. - Белгород, 2021. - С. 85-88.
4. Губанов, Э. В. Физическая культура и спорт в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел / Э. В. Губанов // Наука-2020. - 2019. - № 4 (29). - С. 135-138.
5. Губжоков, А. Х. Вопросы совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки слушателей образовательных организаций / А. Х. Губжоков // Мир науки. - 2018. - Т. 6. - № 3. - С. 16.
6. Дадов, А. В. Эффективность обучения сотрудников полиции применению физического воздействия / А. В. Дадов // Образование. Наука. Научные кадры. - 2020. - № 2. - С. 210-212.
7. Дадов, А. В. Актуальные вопросы боевой и физической подготовки сотрудников полиции: основные требо -вания к профессиональным качествам / А. В. Дадов, А. Х. Губжоков // Современное общество и власть. - 2017. -№ 3 (13). - С. 85-89.
8. Карданов, А. А. Пути совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки слушателей образовательных организаций МВД России / А. А. Карданов // Пробелы в российском законодательстве. -Том 14. - № 5. - 2021. - С. 95-98.
9. Кодзоков, А. Х. Оптимизация структуры физической подготовки в образовательных организациях МВД России / А. Х. Кодзоков, А. М. Канукоев // Развитие научных направлений в современных условиях : сборник статей по материалам международной научно-практической конференции : в 2 частях. - 2017. - С. 41-43.
10. Кодзоков, А. Х. Некоторые аспекты мотивации слушателей к занятиям физической подготовкой в образовательных организациях МВД России / А. Х. Кодзоков, И. В. Кузнецов // Культура физическая и здоровье. -2021. - № 2 (78). - С. 64-66.
11. Крымшокалов, А. З. Пути совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки слушателей образовательных организаций МВД России / А. З. Крымшокалов // Пробелы в российском законодательстве. - Том 14. - № 5. - 2021. - С. 82-86.
12. Мешев, И. Х. Актуальные проблемы физической подготовки сотрудников органов внутренних дел и пути их решения / И. Х. Мешев // Образование. Наука. Научные кадры. - 2020. - № 2. - С. 235-237.
13. Моськин, С. А. Формирование мотивации сотрудников органов внутренних дел к физкультурно-оздоровительным занятиям / С. А. Моськин // Автономия личности. - 2020. - № 3 (23). - С. 122-130.
14. Хажироков, В. А. Место и роль дисциплины «Физическая подготовка» в формировании профессионально важных качеств у слушателей образовательных организаций МВД России / В. А. Хажироков // Культура физиче -ская и здоровье. - 2021. - № 2 (78). - С. 110-112.
15. Яхутлова, Э. Б. Пути совершенствования двигательных умений и навыков на занятиях по физической подготовке / Э. Б. Яхутлова, Р. М. Черкесов // Культура физическая и здоровье. - 2020. - № 4 (76). - С. 65-67.
References_
1. Apal'kov A.V., Lazarev A.A., Leonova E.R. Pedagogicheskie aspekty' formirovaniya professionale vazhny'x kachestv sotrudnikov policii. Sbornik nauchnyx trudov Bel YuI MVD Rossii imeni I.D. Putilina. Belgorod, 2018. S. 3-6.
2. Afov A.X. Znachimost' fizicheskoj podgotovki v professional'noj deyatel'nosti slushatelej, obuchayushhixsya v vuzax MVD Rossii. Obrazovanie. Nauka. Nauchny'e kadry'. 2019. № 1. S. 123-125.
3. Gorelkin S.I., Tarasov V.A., Konik A.A., Belyaev I.S. Formirovanie prikladny'x dvigatel'ny'x umenij i navy'kov u kursantov i slushatelej obrazovatel'ny'x organizacij sistemy' MVD Rossii na zanyatiyax po fizicheskoj podgotovke. Fizicheskoe vospitanie i sport v vysshix uchebnyx zavedeniyax : sbornik statej XVII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii : v 2 ch. Belgorod. 2021. S. 85-88.
4. Gubanov EW. Fizicheskaya kul'tura i sport v professional'noj deyatel'nosti sotrudnikov organov vnutrennix del. Nauka-2020. 2019. № 4 (29). S. 135-138.
5. Gubzhokov A.X. Voprosy' sovershenstvovaniya professional'no-prikladnoj fizicheskoj podgotovki slushatelej obrazovatel'ny'x organizacij. Mirnauki. 2018. T. 6. № 3. S. 16.
6. Dadov A.V. E'ffektivnost' obucheniya sotrudnikov policii primeneniyu fizicheskogo vozdejstviya. Obrazovanie. Nauka. Nauchny'e kadry'. 2020. № 2. S. 210-212.
7. Dadov A.V., Gubzhokov A.X. Aktual'ny'e voprosy' boevoj i fizicheskoj podgotovki sotrudnikov policii: osnovny'e trebovaniya k professional'ny'm kachestvam. Sovremennoe obshhestvo i vlast'. 2017. № 3 (13). S. 85-89.
8. Kardanov A.A. Puti sovershenstvovaniya professional'no-prikladnoj fizicheskoj podgotovki slushatelej obrazovatel'ny'x organizacij MVD Rossii. Probely' v rossijskom zakonodatel'stve. Tom 14. №5. 2021. S. 95-98.
9. Kodzokov A.X., Kanukoev A.M. Optimizaciya struktury' fizicheskoj podgotovki v obrazovatel'ny'x organizaciyax MVD Rossii. Razvitie nauchnyx napravlenij v sovremenny'x usloviyax : sbornik statej po materialam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii : v 2-x chastyax. 2017. S. 41-43.
10. Kodzokov A.X., Kuzneczov I.V. Nekotory'e aspekty' motivacii slushatelej k zanyatiyam fizicheskoj podgotovkoj v obrazovatel'ny'x organizaciyax MVD Rossii. Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e. 2021. № 2 (78). S. 64-66.
11. Kry'mshokalov A.Z. Puti sovershenstvovaniya professional'no-prikladnoj fizicheskoj podgotovki slushatelej obrazovatel'ny'x organizacij MVD Rossii. Probely' v rossijskom zakonodatel'stve. Tom 14. № 5. 2021. S. 82-86.
12. Meshev I.X. Aktual'ny'e problemy' fizicheskoj podgotovki sotrudnikov organov vnutrennix del i puti ix resheniya. Obrazovanie. Nauka. Nauchny'e kadry'. 2020. № 2. S. 235-237.
13. Mos'kin S.A. Formirovanie motivacii sotrudnikov organov vnutrennix del k fizkul'turno-ozdorovitel'ny'm zanyatiyam. Avtonomiya lichnosti. 2020. № 3 (23). S. 122-130.
14. Xazhirokov V.A. Mesto i rol' discipliny' «Fizicheskaya podgotovka» v formirovanii professional'no vazhny'x kachestv u slushatelej obrazovatel'ny'x organizacij MVD Rossii. Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e. 2021. № 2 (78). S. 110-112.
15. Yaxutlova E'.B., Cherkesov R.M. Puti sovershenstvovaniya dvigatel'ny'x umenij i navy'kov na zanyatiyax po fizicheskoj podgotovke. Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e. 2020. № 4 (76). S. 65-67.