DOI 10.47576/2712-7559_2021_4_2_153 УДК 35.08:378.6
Кодзоков Азнаур Хасанович,
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физической подготовки, СевероКавказский институт повышения квалификации (филиал), Краснодарский университет МВД России, г. Нальчик, Россия, e-mail: [email protected]
Доттуев Тенгиз Идрисович,
преподаватель кафедры физической подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал), Краснодарский университет МВД России, г. Нальчик, Россия, e-mail: [email protected]
Бештоев Рустам Олегович,
преподаватель кафедры физической подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал), Краснодарский университет МВД России, г. Нальчик, Россия, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены проблемы формирования профессионально значимых физических качеств у сотрудников органов внутренних дел, которые необходимы для успешного решения оперативно-служебных и служебно-боевых задач. Отмечается, что сотрудники органов внутренних дел, выполняя обязанности по охране общественного порядка и пресечению противоправных действий со стороны правонарушителей, должны демонстрировать целеустремленность, организованность, высокий уровень мастерства и способности творчески подходить к решению профессионально-служебных задач. Данные качества формируются, в том числе, в образовательных организациях МВД России. Делается вывод, что процесс формирования профессионально значимых физических качеств позволяет сотрудникам отработать навыки поддержания должного уровня работоспособности и осуществлять силовое противостояние правонарушителю, применяя в случае необходимости оружие и специальные средства, обеспечивать личную и коллективную безопасность, а также безопасность граждан в сложившейся оперативной обстановке.
Ключевые слова: сотрудники ОВД; профессионально значимые физические качества; силовое противостояние; правонарушитель.
UDC 35.08:378.6
Kodzokov Aznaur Khasanovich,
Candidate of Pedagogy, Senior Lecturer of the Department of Physical Training, North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch), Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Dottuev Tengiz Idrisovich,
Lecturer, Department of Physical Training, North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch), Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: [email protected]
Beshtoev Rustam Olegovich,
Lecturer at the Department of Physical Training, North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch), Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: [email protected]
FORMATION OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT PHYSICAL QUALITIES AMONG EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES
The article deals with the problems of the formation of professionally significant physical qualities in employees of internal affairs bodies, which are necessary for the successful solution of operational and service and service-combat tasks. It is noted that the employees of the internal affairs bodies, fulfilling their duties to protect public order and suppress illegal actions by offenders, must demonstrate dedication, organization, a high level of skill and the ability to creatively approach the solution of professional and official tasks. These qualities are formed, among other things, in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. It is concluded that the process of forming professionally significant physical qualities allows employees to practice the skills of maintaining the proper level of performance and to carry out forceful confrontation to the offender, using weapons and special means, if necessary, to ensure personal and collective security, as well as the safety of citizens in the current operational environment.
Keywords: police officers; professionally significant physical qualities; power confrontation; offender.
Современный этап реформирования системы МВД России обусловил новые требования к уровню профессиональной подготовки сотрудников ведомства, так как именно на их плечи ложится обязанность по охране общественного порядка и пресечению противоправных действий со стороны антиобщественных элементов. В процессе осуществления профессиональной деятельности сотрудники органов внутренних дел должны демонстрировать целеустремленность, организованность, высокий уровень мастерства и способности творчески подходить к решению оперативных и служебных задач. Следует отметить, что действующее законодательство, предъявляя высокие требования к уровню профессионализма сотрудников органов внутренних дел, требует повышения качества подготовки будущих и действующих сотрудников в контексте совершенствования профессионально значимых физических качеств. Это обусловлено возросшей психологической ответственностью людей данной профессии за принимаемые решения, когда ошибки чреваты человеческими жертвами, причинением вреда жизни и здоровью [3; 9].
Государство, располагая широким спектром юридических средств для осуществления защиты собственных и общественных интересов, а также общественного правопорядка, важную роль отводит мерам административного пресечения, применяемым сотрудниками органов внутренних дел. Обращаясь к юридической терминологии, разберемся в понятиях «пресечение» и «общественный порядок».
Пресечение исходит из прекращения противоправных действий насильственными методами, то есть подавления и устранения угрозы их совершения при строгом соблюдении принципа защиты законных интересов законопослушных граждан, лиц, совершивших антиобщественный поступок, и государства. В этом аспекте необходимо максималь -но тщательно проанализировать характер, масштаб и интенсивность применяемых мер, которые должны отличаться, прежде всего, своей достаточностью. Таким образом, насильственные преступления находятся в зоне наибольшей опасности.
Общественный порядок, по мнению ученых и практиков, представлен синонимом
понятий «правопорядок» и «законность», что детерминирует его в качестве сложившейся в обществе устойчивой системы отношений между людьми, основными концептами которой выступают правила поведения, общежития, соблюдение обычаев и традиций, нравственные устои, не противоречащие законодательным нормам. В результате общественный порядок можно трактовать в качестве совокупности взаимопересекающихся и взаимообусловливающихся норм права, морали, неправовых обычаев, традиций ритуалов, норм общественных [2; 7].
Сотрудники органов внутренних дел, согласно Федеральному закону от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции, обязаны выполнять функции, связанные с поддержанием общественного правопорядка, что накладывает на них необходимость соответствовать дополнительным требованиям и выполнять тактически грамотные действия по предупреждению и пресечению антиобщественных деяний, а вместе с тем и действий, связанных с применением физической силы. Отсюда необходимость постоянного повышения требований со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации к профессионально значимым физическим качествам сотрудников органов внутренних дел. В частности, формирование у них готовности к применению физической силы в адрес правонарушителя обусловливается трансформирующейся преступностью и криминалом, которые, располагая арсеналом всех современных техни -ческих средств, применяют в противостоянии с сотрудниками холодное и огнестрельное оружие. Вместе с тем вопросы применения физической силы сотрудниками органов внутренних дел не теряют своей актуальности, ввиду того что влекут за собой ущемление прав граждан. И действия сотрудников должны носить обоснованный и законный характер. Каждый случай необоснованного приме -нения физической силы находит отражение в подрыве доверия к правоохранительным органам со стороны гражданского населения [2; 6; 7].
Процесс развития профессионально значимых физических качеств сотрудников орга -нов внутренних дел является непрерывным, однако происходит с разной степенью интенсивности в течение всего периода профессионально-прикладной подготовки, а имен-
но на занятиях по физической подготовке. В процессе формирования у сотрудников профессионально значимых физических качеств магистральная направленность дисциплины «Физическая подготовка» состоит в достижении такого уровня физического развития, координирования и психологической устойчивости, которые обеспечат совершенствование личностных качеств, в том числе решительности, уверенности, инициативности и способности действовать в экстремальных, опасных и нестандартных ситуациях [4].
Вместе с тем, в процессе формирования профессионально значимых качеств сотрудники органов внутренних дел должны демонстрировать способности:
- к организации своей жизни согласно представлениям о здоровом образе жизни;
- поддержанию должного уровня физической подготовленности, обеспечивающего полноценную профессиональную деятельность;
- осуществлению силового противостояния правонарушителю с применением в случае необходимости оружия и специальных средств;
- обеспечению личной и коллективной безопасности, а также безопасности граждан в сложившейся оперативной обстановке [11].
Достижению указанного в особой степени способствует самостоятельная подготовка, самообразование, самообучение, основу которых составляет концепция «собственных сил человека», то есть обучающиеся развивают у себя стремление ощутить собственную силу, чтобы распорядиться ею в соответствии со своими намерениями, вследствие чего формируется потребность в направлении силы на развитие себя [9]. Вместе с тем образовательная система МВД России должна грамотно подходить к решению задачи по наполнению рынка труда компетентными кадрами, которые на заключительном этапе обучения должны демонстрировать высокий уровень профессиональной компетентности и развития личностно-профессиональных качеств.
Профессиональная компетентность сотрудника органа внутренних дел включает в себя такие компоненты, как результат образованности сотрудника, опыт практической деятельности и высокий уровень физической
подготовленности на момент выполнения задачи. На повышение уровня профессиональной компетентности оказывают влияние длительное обучение и непрерывная служебная деятельность. При этом достижение надлежащего уровня профессионализма обусловлено сохранением здоровья и жизни сотрудника органа внутренних дел, чтобы иметь возможность применить к правонарушителю, совершившему административное правонарушение, меры силового воздействия. И главная задача, стоящая перед сотрудниками при применении мер силового воздействия, состоит в адекватной оценке опасности и характере действий злоумышленника [5].
Таким образом, готовность к применению физической силы в адрес правонарушителя состоит в осуществлении сотрудником правомерных действий в соответствии с заранее разработанными алгоритмами действий в чрезвычайных и экстремальных ситуациях. Это делается для того, чтобы минимизировать ошибки, которые могут привести к негативным последствиям как для правонарушителя, так и для граждан, а вместе с тем и самого сотрудника.
Случаями, в которых сотрудник полиции наделяется правом применить физическую силу, являются:
- пресечение преступлений и административных правонарушений;
- доставка в ближайшее территориальное отделение полиции лиц, совершивших административное правонарушение;
- преодоление противодействия правонарушителя, который отказывается соблюдать законные требования сотрудника; отражение нападения на гражданина или сотрудника;
- задержание лица на месте преступления;
- задержание лица, оказывающего вооруженное сопротивление;
- освобождение заложников, зданий, транспортных средств и т. п.;
- защита объектов, находящихся под охраной; блокирование движения лиц, совершающих антиобщественные деяния [8; 10].
В процессе применения сотрудниками полиции физической следует помнить о нормативно-правовом регулировании содержания позиции «предел», отклонение от которой влечет за собой наступление ответствен-
ности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Это значит, что, сотрудник полиции, прежде чем применить физическую силу, должен выполнить свои прямые обязанности, проинформировать правонарушителей о том, что он является сотрудником полиции, и вынести предупреждение о своем намерении, чтобы правонарушитель мог воспользоваться возможностью выполнить законное распоряжение сотрудника. Во всех случаях, когда применение физической силы неизбежно, сотрудники полиции должны помнить об обязанности стремиться минимизировать любой ущерб, так как меры физического воздействия состоят в осуществлении определенных физических действий в отношении граждан или имущества. В результате указанных действий неприкасаемость этих граждан ограничивается законом, вместе с тем локализуются их волевые действия для осуществления подавления противоправного поведения этих лиц [10; 11].
Обобщая вышеизложенное, еще раз отметим, что в процессе формирования профессионально значимых физических качеств ре -шаются следующие задачи:
- сотрудники приобретают умения и навыки успешного выполнения служебных и боевых задач;
- сотрудники овладевают необходимыми двигательными навыками, обеспечивающими эффективное и, что немаловажно, правомерное применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в экстремальных ситуациях несения службы [5]. При этом правильное и правомерное при -менение физической силы выступает той ключевой мерой административного принуждения, которую сотрудники органов внутренних дел используют в целях защиты интересов личности, государства и общества от противоправных посягательств со стороны антиобщественных элементов, что в свою очередь позволяет поддерживать на должном уровне общественную безопасность граждан и самого сотрудника. Главная задача, стоящая перед сотрудниками при применении мер силового воздействия, состоит в адекватной оценке опасности и характера действий злоумышленника. При этом сотрудники всегда должны помнить, что при каждом случае необоснованного применения физи-
ческой силы подрывается доверие к правоохранительным органам со стороны гражданского населения;
- формируется устойчивость психики и эмоционально-волевая стабильность в противостоянии с правонарушителем;
- обеспечивается высокий уровень работоспособности в процессе профессионально-служебной деятельности [1; 11].
Список литературы
1. Афов, А. Х. Роль физической подготовки и спорта в профессиональной подготовке сотрудников ОВД / А. Х. Афов // Образование. Наука. Научные кадры. -2020. - № 1. - С. 126-128.
2. Броев, А. Х. Морально-волевые качества в структуре физической подготовки слушателей образовательных организаций МВД России / А. Х. Броев, М. А. Ярославский, А. А. Тхагалегов // Культура физическая и здоровье современной молодежи : материалы III Международной научно-практической конференции / редколлегия: Н. И. Бугаков [и др.], под редакцией А. И. Бугакова, С. А. Бортниковой. - Воронеж, 2020. - С. 71-76.
3. Герасимов, И. В. Физическая подготовка и спорт как важнейшие элементы профессиональной готовности курсантов образовательных организаций системы МВД России / И. В. Герасимов, А. В. Алдошин // Современные проблемы науки и образования. -2014. - № 6. - URL: http://science-education.ru/ru/article/ view?id=15266 (дата обращения: 17.04.2021).
4. Кодзоков, А. Х. Современное состояние контроля сформированности компетенции по дисциплине «Физическая подготовка» у обучающихся в вузах МВД России / А. Х. Кодзоков, Т. И. Доттуев, А. В. Дадов // Культура физическая и здоровье современной молодежи : материалы III Международной научно-практической конференции / редколлегия: Н.И. Бугаков [и др.], под редакцией А. И. Бугакова, С. А. Бортниковой. - Воронеж, 2020. - С. 91-96.
5. Карданов, А. К. Роль физической подготовки в формировании профессионально-прикладных навыков у слушателей, обучающихся по программам профессионального обучения в образовательных организациях МВД России / А. К. Карданов // Педагогический журнал. - 2018. - Т. 8. - № 4A. - С. 248-254.
6. Мешев, И. Х. Роль физической подготовки в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел РФ / И. Х. Мешев, А. Х. Кодзоков, В. А. Хажироков // Педагогический журнал. - 2019. -Т. 9. - № 5-1. - С. 29-35.
7. Муханов, Ю. В. Обучение профессионально-прикладным умениям и навыкам слушателей факультета профессиональной подготовки на занятиях по физической подготовке в образовательных организациях МВД России / Ю. В. Муханов, А. И. Ткаченко, И. И. Лопатин, В. А. Золотенко // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2016. - № 2. - С. 99-103.
8. Пахомов, А. Н. Физическая культура и спорт в профессиональной деятельности / А. Н. Пахомов // Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики : сборник статей всероссийской
научно-практической конференции / Отв. редакторы А. А. Тащиян, В. М. Баршай, Т. А. Степанова. - 2020. -С. 102-107.
9. Черкесов, Р. М. Роль физической подготовки в формировании морально-волевых качеств у слушателей образовательных организаций МВД России / Р. М. Черкесов, А. З. Крымшокалов, Р. О. Бештоев // Культура физическая и здоровье современной молодежи. Материалы III Международной научно-практической конференции / редколлегия: Н. И. Бугаков [и др.], под редакцией А. И. Бугакова, С. А. Бортниковой. Воронеж, 2020. С. 340-345.
10. Хажироков, В. А. Формирование и совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки слушателей образовательных организаций МВД России / В. А. Хажироков // Образование. Наука. Научные кадры. - 2020. - № 1. - С. 188-189.
11. Шилько, В. Г Воспитание профессионально значимых физических качеств для эффективной деятельности в экстремальных условиях / В. Г Шилько, Э. В. Галажинский, Е. С. Потовская, Т. А. Шилько // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 6. -С. 91-93.
References
1. Afov A.X. Rol' fizicheskoj podgotovki i sporta v professional'noj pod-gotovke sotrudnikov OVD. Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry\ 2020. № 1. S. 126-128.
2. Broev A.X., Yaroslavskij M.A., Txagalegov A.A. Moral'no-volevy'e kachestva v strukture fizicheskoj podgotovki slushatelej obrazovatel'ny'x organizacij MVD Rossii. Kul'tura fizicheskaya i zdorove sovremennoj molodezhi : materialy' III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskojkonferencii/redkollegiya: N.I. Bugakov[i dr.], pod redakciej A.I. Bugakova, S.A. Bortnikovoj. Voronezh, 2020. S. 71-76.
3.Gerasimov I.V., Aldoshin A.V. Fizicheskaya podgotovka i sport kak vazhnejshie e'lementy' professional'noj gotovnosti kursantov obrazovatel'ny'x organizacij sistemy' MVD Rossii. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. № 6. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15266 (data obrashheniya: 17.04.2021).
4. Kodzokov A.X., Dottuev T.I., Dadov A.V. Sovremennoe sostoyanie kontrolya sformirovannosti kompetencii po discipline «Fizicheskaya podgotovka» u obucha-yushhixsya v vuzax MVD Rossii. Kul'tura fizicheskaya i zdorove sovremennoj molodezhi : materialy' III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii/redkollegiya: N.I. Bugakov [i dr.], pod redakciej A.I. Bugakova, S.A. Bortnikovoj. Voronezh, 2020. S. 91-96.
5. Kardanov A.K. Rol' fizicheskoj podgotovki v formirovanii professional'no-prikladny'x navy'kov u slushatelej, obuchayushhixsya po program mam professional'nogo obucheniya v obrazovatel'ny'x organizaciyax MVD Rossii. Pedagogicheskij zhurnal. 2018. T. 8. № 4A. S. 248-254.
6. Meshev I.X., Kodzokov A.X., Xazhirokov V.A. Rol' fizicheskoj podgotovki v professional'noj deyatel'nosti sotrudnikov organov vnutrennix del RF. Pedagogicheskij zhurnal. 2019. T. 9. № 5-1. S. 29-35.
7. Muxanov Yu.V., Tkachenko A.I., Lopatin I.I., Zolotenko V.A. Obuchenie professional'no-prikladny'm umeniyam i
navy'kam slushatelej fakul'teta professional'noj podgotovki na zanyatiyax po fizicheskoj podgotovke v obrazovatel'ny'x organizaciyax MVD Rossii. Problemy pravooxranitel'noj deyatel'nosti. 2016. № 2. S. 99-103.
8. Paxomov A.N. Fizicheskaya kul'tura i sport v professional'noj deyatel'-nosti. Fizicheskoe vospitanie i sport: aktual'nye voprosy teorii i praktiki: sbornik statej vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Otv. redaktory A.A. Tashhiyan, V.M. Barshaj, T.A. Stepanova. 2020. S. 102-107.
9. Cherkesov R.M., Kry'mshokalov A.Z., Beshtoev R.O. Rol' fizicheskoj podgotovki v formirovanii moral'no-volevy'x kachestv u slushatelej obrazovatel'ny'x organizacij MVD Rossii. Kul'tura fizicheskaya i zdorove sovremennoj
molodezhi. Materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Redkollegiya: N.I. Bugakov [i dr.], pod redakciej A.I. Bugakova, S.A. Bortnikovoj. Voronezh, 2020. S. 340-345.
10. Xazhirokov V.A. Formirovanie i sovershenstvovanie professional'no-prikladnoj fizicheskoj podgotovki slushatelej obrazovatel'ny'x organizacij MVD Rossii. Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry. 2020. № 1. S. 188-189.
11. Shil'ko V.G., Galazhinskij E'.V., Potovskaya E.S., Shil'ko T.A. Vospitanie professional'no znachimy'x fizicheskix kachestv dlya e'ffektivnoj deyatel'nosti v e'kstremal'ny'x usloviyax. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury'. 2016. № 6. S. 91-93.