Научная статья на тему 'ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ У СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ'

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ У СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
149
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мешев Ислам Хасанбиевич, Хажироков Валерий Ахиедович

В статье раскрываются вопросы эффективного повышения мотивации сотрудников полиции к занятиям физической культурой и спортом. Проблема физического воспитания, физической культуры и здоровья сотрудников полиции актуальна на сегодняшний день как никогда, ведь от ее решения зависит успешность профессиональной деятельности, выполнения оперативно-служебных задач. В связи с этим в образовательных организациях МВД подготовка сотрудников полиции должна проходить с максимально рациональным использованием временного ресурса и включать в себя все основные знания и умения, необходимые для максимально эффективного несения службы. Автор считает целесообразным уделить более пристальное внимание вопросам определения сферы мотивации, благоприятствующей формированию у сотрудников полиции потребности к занятиям физической культурой и спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мешев Ислам Хасанбиевич, Хажироков Валерий Ахиедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO INCREASE THE MOTIVATION OF POLICE OFFICERS TO ENGAGE IN PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS

The article reveals the issues of effectively increasing the motivation of police officers to engage in physical culture and sports. The problem of physical education, physical culture and health of police officers is relevant today as never before, because the success of professional activity, performance of operational and service tasks depends on its solution. In this regard, in the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs, police training should take place with the most rational use of the time resource and include all the basic knowledge and skills necessary for the most effective service. The author considers it expedient to pay more attention to the issues of determining the sphere of motivation that favors the formation of the need for physical culture and sports among police officers.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ У СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ»

DOI 10.47576/2712-7516_2021_6_1_43 УДК 35.08:378.6

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ У СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

Мешев Ислам Хасанбиевич,

кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры физической подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал), Краснодарский университет МВД России, г. Нальчик, Россия, e-mail: [email protected]

Хажироков Валерий Ахиедович,

кандидат юридических наук, начальник кафедры физической подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал), Краснодарский университет МВД России, г. Нальчик, Россия, e-mail: [email protected]

В статье раскрываются вопросы эффективного повышения мотивации сотрудников полиции к занятиям физической культурой и спортом. Проблема физического воспитания, физической культуры и здоровья сотрудников полиции актуальна на сегодняшний день как никогда, ведь от ее решения зависит успешность профессиональной деятельности, выполнения оперативно-служебных задач. В связи с этим в образовательных организациях МВД подготовка сотрудников полиции должна проходить с максимально рациональным использованием временного ресурса и включать в себя все основные знания и умения, необходимые для максимально эффективного несения службы. Автор считает целесообразным уделить более пристальное внимание вопросам определения сферы мотивации, благоприятствующей формированию у сотрудников полиции потребности к занятиям физической культурой и спортом.

Ключевые слова: образовательные организации МВД России; физическая культура и спорт; сотрудники полиции; мотивация.

UDC 35.08:378.6

WAYS TO INCREASE THE MOTIVATION OF POLICE OFFICERS TO ENGAGE IN PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS

Meshev Islam Khasanbievich,

Candidate of Pedagogy, Deputy Head of the Department of Physical Training, North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch), Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: amv_1978@ mail.ru

Khazhirokov Valery Akhiedovich,

Candidate of Law, Head of the Department of Physical Training, North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch), Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: [email protected]

The article reveals the issues of effectively increasing the motivation of police officers to engage in physical culture and sports. The problem of physical education, physical culture and health of police officers is relevant today as never before, because the success of professional activity, performance of operational and service tasks depends on its solution. In this regard, in the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs, police training should take place with the most rational use of the time resource and include all the basic knowledge and skills necessary for the most effective service. The author considers it expedient to pay more attention to the issues of determining the sphere of motivation that favors the formation of the need for physical culture and sports among police officers.

Keywords: educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia; physical Culture and sport; police officers; motivation.

Проблема физического воспитания, физической культуры и здоровья сотрудников полиции актуальна на сегодняшний день как никогда. Мы являемся свидетелями прогрессирующего снижения здоровья и работоспособности у данного контингента служащих. Еще каких-то 30-40 лет назад такой проблемы не существовало, так как не было такого большого количества стремительно развивающихся и разрастающихся городов, урбанизации, высоких технологий, которые расширяют зону комфорта, уменьшают физические нагрузки, что не может не сказаться на состоянии физического и психического здоровья людей.

Многие образовательные организации МВД России сегодня стоят на той позиции, что основной задачей кафедр, осуществляющих физическую подготовку сотрудников полиции, выступает сохранение и восстановление физического здоровья, поддержание адекватного уровня физической и умственной работоспособности, а также формирование жизненно необходимой потребности в двигательной активности как основы здорового образа жизни. То есть нет речи о достижении каких-либо спортивных результатов.

Относительно профессиональной подготовки сотрудников полиции следует отметить определенные сложности в обучении ввиду получения большого объема информации и большой физической нагрузки за довольно короткий отрезок времени. Также следует понимать, что слабая физическая подготовлен -ность для сотрудника полиции недопустимая «роскошь», от нее зависит успешность профессиональной деятельности и решения оперативно-служебных задач. Однако необходимо помнить и осознавать, что для молодого организма реализация потребности в движении обеспечивает нормальное биологическое состояние и развитие личности. Недостаток двигательной активности приводит к сбою основных функциональных систем организма. Ограниченная мышечная деятельность, задерживая развитие организма и ухудшая здоровье, приводит к тому, что сотрудник полиции с трудом осваивает, а в некоторых случаях вовсе не может овладеть необходимыми для профессии двигательными навыками. Это приводит к снижению эффективности умственной деятельности, в результате чего сотрудники могут демон-

стрировать эмоциональную неуравновешенность [7; 11].

На сотрудников полиции действующим законодательством Российской Федерации возлагается значительный объем работы, качественное выполнение которой напрямую зависит от состояния их здоровья. Поэтому в образовательных организациях МВД уделяется немаловажное значение развитию и укреплению здоровья и физических показателей данного контингента обучающихся. Для достижения должного уровня физического совершенства требуется выработать полезную привычку занятий спортом и поддерживания своего физического состояния путем систематического получения нагрузок и выполнения разнообразных комплексов упражнений. Важным компонентом постоянного физического и спортивного совершенствования является правильная мотивация. Мотивация - это внутренние и внешние факторы, являющиеся движущей силой для достижения поставленных целей [2; 5]. Она является основным фактором для успешного прохождения физической подготовки. Мотив представляет собой процесс, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. Специалисты выделяют несколько видов мотивов к занятиям спортом [2; 4].

Первая разновидность мотивов - это мотивы с высокой социальной значимостью, к которым можно отнести повышение уровня физического развития, разнообразные достижения в спорте.

Вторая разновидность мотивов - это мотивы со средней социальной значимостью: занятия вызывают интерес, важность самообороны и т. д.

В случае получения удовольствия от физических нагрузок у сотрудника формируется интерес к занятиям спортом, что благоприятно сказывается на конечном результате. Формирование привычки к таким занятиям происходит в несколько этапов. Это:

- возникновение необходимости заниматься спортом;

- разработка плана действий для достижения поставленных целей или результата. Включает в себя разработку уникального подхода к тренировкам на основе состояния здоровья и физических показателей;

- определение тактики и постепенное выполнение упражнений, поскольку очень часто имеет место физическая перегрузка в результате неправильной оценки своих сил.

Правильнее всего тренироваться поэтапно, с каждым разом немного увеличивая нагрузку. При этом следует учитывать особенности здоровья и физических способностей каждого слушателя, находя индивидуальный подход к максимально эффективному получению физических нагрузок, не нанося вред здоровью.

Вместе с тем у сотрудников часто высока вероятность психологического разлома. Причиной его появления является низкий уровень или же полное отсутствие мотивации, неполноценная выкладка, отсутствие удовлетворения во время тренировочного процесса, когда занятие воспринимается как обыденное ежедневное выполнение упражнений, а не путь саморазвития [7, 8].

Стоит отметить, что физическая нагрузка несет также и практическую пользу. Основной задачей является подготовка организма сотрудников полиции для действий как в нормальной и обычной, так и в экстремальной обстановке. С уверенностью можно заявить, что преподавателями образовательных организаций МВД России довольно хорошо изучены и на протяжении продолжительного периода времени используются методы по наиболее эффективному использованию приемов рукопашного боя, оперативной оценки ситуации, психологической и моральной устойчивости в накаленной обстановке [1; 6].

Опираясь на опыт предыдущих лет, можно отметить, что подготовка сотрудников полиции должна проходить с максимально рациональным использованием временного ресурса и включать в себя все основные знания и умения, необходимые для максимально эффективного несения службы. В целом же основная проблема состоит в недостаточном изучении положительной мотивации у сотрудников полиции к систематическим занятиям физической культурой и спортом. В связи с этим мы считаем целесообразным более пристальное внимание уделять вопросам определения сферы мотивации, благоприятствующей формированию у сотрудников полиции потребности к занятиям физической культурой и спортом [5; 6].

На данном этапе одним из позитивных факторов формирования мотивации у сотрудников полиции к занятиям физической культурой и спортом мы видим внедрение новых интересных упражнений, технологий, возможность выбора вида физической актив -ности, наличие разнообразного спортивного инвентаря. Также необходимо на систематической основе поддерживать мотивацию сотрудников полиции путем популяризации здорового образа жизни и спорта. Для этого можно проводить разнообразные спортивные состязания между группами обучающихся (в органах внутренних дел - между подразделениями), показывать на примере преподавательского состава благоприятное воздействие физических нагрузок на общее состояние здоровья, уверенность и карьерный рост, тем самым подогревая интерес к успешной учебе и доблестной службе. Все перечисленное должно положительно сказаться на мотивации сотрудников полиции и желании к саморазвитию [3; 9].

В заключение отметим, что двигательная активность является комплексным средством физического, интеллектуального, нравственного и эстетического развития сотрудника полиции. Следовательно, именно физическому компоненту профессиональной подготовки принадлежит решающая роль в решении вопросов повышения работоспособности и снижения нервно-эмоционального напряжения.

Таким образом, можно резюмировать, что урбанизация и научно-технический прогресс, особенности общественного развития последних лет привели к тому, что роль физического воспитания, физической культуры и спорта теряют свои позиции, что оказывает негативное воздействие на профессионализм сотрудников полиции. Закрывать глаза и бездействовать в данной ситуации недопустимо. В образовательной системе МВД Рос -сии и подразделениях ОВД предпринимаются всевозможные меры для выравнивания и улучшения ситуации в плане физического воспитания в правоохранительных структурах. Сотрудники полиции во все времена были и остаются эталоном поведения для подрастающего поколения, а значит, на их плечах лежит популяризация здорового образа жизни и спорта. Следовательно, перед ними возникает задача - совершенствовать

и поддерживать физические данные своего организма. Все это невозможно без выработки новой системы мотивирования. Так, преподавателями образовательных организаций МВД России разрабатываются новые способы теоретического и практического физического воспитания путем внедрения новых обучающих методик. Однако для начала надо выработать правильную мотивацию и твердую убежденность в необходимости занятий физической культурой и спортом. К здоровью и физическому развитию сотрудников полиции предъявляются высокие тре-

бования. На протяжении лет на них оглядываются, как подрастающее поколение, так и молодые сослуживцы, которые перенимают их опыт, следовательно, им необходимо подавать правильный пример и давать советы, как должен выглядеть представитель правоохранительных органов [2, 10]. Также уместно будет отметить, что то, как выглядит сотрудник полиции, может влиять на количество правонарушений - правоохранитель в хорошей физической форме одним своим видом способен подавить желание совершить правонарушение.

Список литературы_

1. Афов, А. Х. Роль физической подготовки и спорта в профессиональной подготовке сотрудников ОВД / А. Х. Афов // Образование. Наука. Научные кадры. - 2020. - № 1. - С. 126-128.

2. Губанов, Э. В. Физическая культура и спорт в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел / Э. В. Губанов // Наука-2020. 2019. - № 4 (29). - С. 135-138.

3. Губжоков, А. Х. Оптимизация процесса физической подготовки и ее влияние на физическое состояние сотрудников правоохранительных органов / А. Х. Губжоков // Образование. Наука. Научные кадры. - 2019. -№ 1. - С. 148-150.

4. Канукоев, А. М. Воспитание волевых качеств на занятиях по физической подготовке / А. М. Канукоев // Об -разование. Наука. Научные кадры. - 2021. - № 1. - С. 167-169.

5. Карданов, А. А. Пути совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки слушателей образовательных организаций МВД России // Пробелы в российском законодательстве. - Т. 14. - № 5. -2021. - С. 95-98.

6. Кодзоков, А. Х. Некоторые аспекты мотивации слушателей к занятиям физической подготовкой в образовательных организациях МВД России / А. Х. Кодзоков, И. В. Кузнецов // Культура физическая и здоровье. -2021. - № 2 (78). - С. 64-66.

7. Крымшокалов, А. З. Пути совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки слушателей образовательных организаций МВД России / А. З. Крымшокалов // Пробелы в российском законодательстве. -Т. 14. - № 5. - 2021. - С. 82-86.

8. Кузнецов, М. Б. Мотивация курсантов образовательных организаций МВД России к занятиям спортом как основной критерий повышения здоровья и профессиональных качеств / М. Б. Кузнецов // Наука-2020. - 2017. -№ 2 (13). -С. 189-192.

9. Моськин, С. А. Формирование мотивации сотрудников органов внутренних дел к физкультурно-оздоровительным занятиям / С. А. Моськин // Автономия личности. - 2020. - № 3 (23). - С. 122-130.

10. Хажироков, В. А. Оптимизация физической подготовки сотрудников органов внутренних дел РФ / В. А. Хажироков // Культура физическая и здоровье. - 2020. - № 2 (74). - С. 72-73.

11. Черкесов, Р. М. Педагогические условия реализации дисциплины «Физическая подготовка» / Р. М. Черкесов // Образование. Наука. Научные кадры. - 2020. - № 1. - С. 190-192.

References _

1. Afov A.H. Rol' fizicheskoj podgotovki i sporta v professional'noj podgotovke sotrudnikov OVD. Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry. 2020. № 1. S. 126-128.

2. Gubanov E.V. Fizicheskaya kul'tura i sport v professional'noj deyatel'nosti sotrudnikov organov vnutrennih del. Nauka-2020. 2019. № 4 (29). S. 135-138.

3. Gubzhokov A.H. Optimizaciya processa fizicheskoj podgotovki i ee vliyanie na fizicheskoe sostoyanie sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov. Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry. 2019. № 1. S. 148-150.

4. Kanukoev A.M. Vospitanie volevyh kachestv na zanyatiyah po fizicheskoj podgotovke. Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry. 2021. № 1. S. 167-169.

5. Kardanov A.A. Puti sovershenstvovaniya professional'no-prikladnoj fizicheskoj podgotovki slushatelej obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii. Probely v rossijskom zakonodatel'stve. Tom 14. №5. 2021. S. 95-98.

6. Kodzokov A.H., Kuznecov I.V. Nekotorye aspekty motivacii slushatelej k zanyatiyam fizicheskoj podgotovkoj v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii. Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e. 2021. № 2 (78). S. 64-66.

7. Krymshokalov A.Z. Puti sovershenstvovaniya professional'no-prikladnoj fizicheskoj podgotovki slushatelej obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii. Probely v rossijskom zakonodatel'stve. Tom 14. №5. 2021. S. 82-86.

8. Kuznecov M.B. Motivaciya kursantov obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii k zanyatiyu sportom, kak osnovnoj kriterij povysheniya zdorov'ya i professional'nyh kachestv. Nauka-2020. 2017. № 2 (13). S. 189-192.

9. М^'кт S.A. Formirovanie топаем sotrudnikov organov vnutrennih del к fizkul'turno-ozdorovitel'nym zanyatiyam. Avtonomiya lichnosti. 2020. № 3 (23). S. 122-130.

10. Hazhirokov V.A. Optimizaciya fizicheskoj podgotovki sotrudnikov organov vnutrennih del RF. ^'Шт fizicheskaya i zdorov'e. 2020. № 2 (74). S. 72-73.

11. CHerkesov R.M. Pedagogicheskie usloviya realizacii discipliny "Fizicheskaya podgotovka". Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry. 2020. № 1. S. 190-192.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.