Научная статья на тему 'Актуальные вопросы формирования конфликтологических компетенций сотрудников полиции как важной составляющей имиджа правоохранителя и залога успешного исполнения им своих служебных обязанностей '

Актуальные вопросы формирования конфликтологических компетенций сотрудников полиции как важной составляющей имиджа правоохранителя и залога успешного исполнения им своих служебных обязанностей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
: конфликтологические компетенции / сотрудники полиции / профессиональные коммуникации / профессиональная подготовка / бесконфликтное общение / переговоры / имидж / профессиональная культура / conflict-related competencies / police officers / professional communications / professional training / conflict-free communication / negotiations / image / professional culture

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дмитрий Викторович Гладков, Александр Владимирович Войтов, Петр Михайлович Дуплякин

В статье анализируются вопросы формирования конфликтологических компетенций сотрудников полиции как важной составляющей имиджа правоохранителя и залога успешного исполнения им своих служебных обязанностей. Особое внимание акцентируется авторами на предупреждении конфликтных ситуаций и создании атмосферы доверия между сотрудниками полиции и населением, а также управлении конфликтами путем эффективной профессиональной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дмитрий Викторович Гладков, Александр Владимирович Войтов, Петр Михайлович Дуплякин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical issues of the formation of conflictological competencies of police officers as an important component of the image of a law enforcement officer and the key to the successful performance of his official duties

The article analyzes the issues of the formation of conflictological competencies of police officers as an important component of the image of a law enforcement officer and the key to the successful performance of his official duties. Special attention is paid by the authors to the prevention of conflict situations and the creation of an atmosphere of trust between police officers and the public, as well as conflict management through effective professional communication.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы формирования конфликтологических компетенций сотрудников полиции как важной составляющей имиджа правоохранителя и залога успешного исполнения им своих служебных обязанностей »

Закон и право. 2024. № 6. С. 174-178. Law and legislation. 2024;(6):174-178.

Научная статья УДК 34.08

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-6-174-178 EDN: https://elibrary.ru/JXVEIS

NIION: 1997-0063-6/24-326 MOSURED: 77/27-001-2024-6-526

Актуальные вопросы формирования конфликтологических компетенций сотрудников полиции как важной составляющей имиджа правоохранителя и залога успешного исполнения им своих служебных обязанностей

Дмитрий Викторович Гладков1, Александр Владимирович Войтов2,

Петр Михайлович Дуплякин3

1 Волгодонский филиал Ростовского юридического института МВД России, Волгодонск, Россия

2 Волгоградская академия МВД России, Волгоград, Россия

3 Воронежский институт МВД России, Воронеж, Россия

1 Dmitri-don-55@mail.ru

2 alexvoy@mail.ru

3 00008540@mail.ru

Аннотация. В статье анализируются вопросы формирования конфликтологических компетенций сотрудников полиции как важной составляющей имиджа правоохранителя и залога успешного исполнения им своих служебных обязанностей. Особое внимание акцентируется авторами на предупреждении конфликтных ситуаций и создании атмосферы доверия между сотрудниками полиции и населением, а также управлении конфликтами путем эффективной профессиональной коммуникации

Ключевые слова: конфликтологические компетенции, сотрудники полиции, профессиональные коммуникации, профессиональная подготовка, бесконфликтное общение, переговоры, имидж, профессиональная культура.

Для цитирования: Гладков Д.В., Войтов A.B., Дуплякин П.М. Актуальные вопросы формирования конфликтологических компетенций сотрудников полиции как важной составляющей имиджа правоохранителя и залога успешного исполнения им своих служебных обязанностей // Закон и право. 2024. № 6. С. 174—178. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-6-174-178 EDN: https://elibrary.ru/JXVEIS

Topical issues of the formation of conflictological competencies of police officers as an important component of the image of a law enforcement officer and the key to the successful performance of his official duties

Dmitry V. Gladkov1, Alexander V. Voytov2, Pyotr M. Duplyakin3

1 Volgodonsk Branch of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Volgodonsk, Russia

2 Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Volgograd, Russia

3 Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Voronezh, Russia

1 Dmitri-don-55@mail.ru

2 alexvoy@mail.ru

3 00008540@mail.ru

© Гладков Д.В., Войтов А.В., Дуплякин П.М. М., 2024.

Original article

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2024

Abstract. The article analyzes the issues of the formation of conflictological competencies of police officers as an important component of the image of a law enforcement officer and the key to the successful performance of his official duties. Special attention is paid by the authors to the prevention of conflict situations and the creation of an atmosphere of trust between police officers and the public, as well as conflict management through effective professional communication

Keywords: conflict-related competencies, police officers, professional communications, professional training, conflict-free communication, negotiations, image, professional culture.

For citation: Gladkov D.V., Voytov A.V., Duplyakin P.M. Topical issues of the formation of conflictological competencies of police officers as an important component of the image of a law enforcement officer and the key to the successful performance of his official duties // Law and legislation. 2024;(6):174—178. (In Russ.). https:// doi.org/10.24412/2073-3313-2024-6-174-178 EDN: https://elibrary.ru/JXVEIS

Специфика деятельности органов внутренних дел (далее — ОВД) связана с решени-'^»«'•ем множества разноплановых задач по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, борьбе с преступностью, а также защите прав и свобод человека и гражданина в целом. «Полиция при осуществлении своей деятельности должна обеспечивать доверие к себе и поддержку граждан, тем самым формируя в общественном сознании положительный образ сотрудника полиции» [1].

Охраняя правопорядок, сотрудникам ОВД приходится применять меры государственного принуждения, ограничивая в некоторых случаях в соответствии с законом отдельные права граждан. Это обстоятельство объясняет насыщенность служебной деятельности сотрудников разнообразными ситуациями конфликтного взаимодействия и агрессивного, по своей форме, общения.

Профессиональное взаимодействие сотрудников полиции в условиях агрессивной коммуникативной среды происходит как с правонарушителями, так и с законопослушными гражданами. К сожалению, вследствие профессиональной деформации либо некачественного отбора на службу ряд сотрудников при определенных обстоятельствах испытывают сложности при дифференциации на практике правонарушителей и законопослушного населения. Такое негативное и недоверчивое отношение к окружающим со стороны сотрудников правоохранительных органов, в свою очередь, может вызывать соответствующую реакцию и у населения, что впоследствии становится неосознаваемым пусковым механизмом для конфликтов.

Высокая степень конфликтности отдельных сотрудников полиции в отношениях с населением провоцирует определенное отношение граждан и в итоге выполняет роль дополнительного стимула для агрессивной реакции со стороны

сотрудников на поведение граждан. Таким образом, сотрудники полиции даже неосознанно могут спровоцировать конфликт с гражданами, либо перевести уже имеющийся в более острую фазу. «Принятие оптимальных решений подразумевает также правильную и объективную оценку различных ситуаций, в том числе и нестандартных» [3].

Иногда сотрудник, не обладающий элементарными навыками коммуникации и основами профессионального общения, может позволить себе обращение к гражданам на «ты», использовать в общении раздраженную интонацию, асоциальный жаргон, ненормативную лексику, оскорбительные жесты и др. Большое значение для бесконфликтного общения с гражданами имеет безупречный внешний вид сотрудника, спокойные уверенные движения, доброжелательная мимика.

По нашему мнению, основой бесконфликтного общения является твердое знание действующего законодательства, умение его применять и разъяснять гражданам, а также грамотные тактические действия, как в типовых, так и экстремальных ситуациях служебной деятельности. Зачастую сотрудники полиции переносят на службу уже имеющиеся у них стереотипы поведения в конфликтных ситуациях, не учитывая свои изменившиеся социальные роли, либо, наоборот, играют свои новые социальные роли без изменившегося внутреннего содержания.

К сожалению, еще существуют сотрудники, не обладающие на должном уровне даже общекультурными компетенциями. Необходимо отметить, что именно благодаря описанным внешним признакам профессиональной культуры, которые наиболее заметны для окружающих, формируется внешний, публичный аспект имиджа сотрудника полиции.

Например, у сотрудников патрульно-постовой службы полиции (далее — ППСП) было вы-

LAW & LEGISLATION • 06-2024

явлено несколько характерных поз и неосознанных (автоматических) действий, которые имеют место в контактах с гражданами при исполнении ими своих служебных обязанностей: руки за спиной; руки впереди, большие пальцы заложены за ремень; левая рука лежит на рукояти дубинки, правая рука лязгает наручниками; обе руки держатся в карманах брюк; похлопывание дубинкой по ладони другой руки; вращение наручников на пальцах рук; частое расстегивание клапанов кобуры, специальных средств на поясном ремне. Такие действия имеют достаточно угрожающий характер, вызывают выраженно агрессивные эмоции у населения и на неосознаваемом уровне побуждают к дистанцированию от сотрудников полиции или, наоборот, провоцируют открытые конфликты.

Таким образом, недоработка в формировании корпоративных основ функционирования системы МВД (профессиональная служебная и физическая подготовка, воспитательная работа, социальная работа, морально-психологическая подготовка и др.) негативно сказывается на отношении граждан к сотрудникам полиции, наносит ущерб их имиджу. «Действия по улучшению существующего образа полиции, формирование доверия граждан к органам внутренних дел не будут иметь положительных результатов, пока эта проблема существует. Значение взаимодействия общества и полиции повышается в связи с тем, что в существующих условиях общество является структурированным организмом, охватывающим все области жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека» [2, с. 7].

Приведенные примеры в определенной степени объясняют тот уровень конфликтности в отношениях с населением, который сами сотрудники полиции считают чрезмерным и выделяют как отдельный стрессовый фактор служебной деятельности. Высокий уровень конфликтности обусловливает и то обстоятельство, что практически вся деятельность ОВД связана с противодействием преступности или нарушениям норм общественного порядка, что, безусловно, вносит определенные элементы экстремальности в процесс общения.

Тем не менее, несмотря даже на негативное отношение к сотруднику полиции отдельных граждан, он должен строить общение таким образом, чтобы нормализовать отношения с окружающими, установить необходимый уровень понимания и доверия с целью добросовестного исполнения своих служебных обязанностей.

На современном этапе становления общества с каждым днем все более актуальной становится проблема ненасильственных средств разрешения конфликтных ситуаций. Особенно важным этот вопрос является для правоохранительных органов, деятельность которых часто связана с конфликтами, возникающими при исполнении служебных обязанностей. Рост преступности, в том числе организованной и транснациональной, предъявляет особые требования к деятельности правоохранительных органов на современном этапе.

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что эффективное использование возможностей переговорного процесса с правонарушителями позволяет значительно снизить напряженность криминогенной ситуации, минимизировать либо исключить полностью опасные последствия. Эффективность применения методик несилового разрешения конфликта во многом зависит от уровня профессиональной подготовки сотрудников полиции. Например, в рамках психологической подготовки полицейских систематизируются возможные переговорные ситуации, складывающиеся в экстремальных ситуациях, а также вырабатываются определенные правила и тактические приемы для разрешения конфликтных ситуаций.

Теоретические и практические положения относительно особенностей тактики ведения переговоров с правонарушителями все активнее обсуждаются среди исследователей и практических сотрудников, существует немало интересных исследований и научно-методических рекомендаций. Анализ нормативной базы и научной литературы дают нам основания сделать вывод о том, что переговоры следует рассматривать как диалог между сотрудником полиции и правонарушителем с целью прекращения противоправной деятельности последнего и минимизации ее последствий. Одной из главных составляющих переговорного процесса является морально-психологическое воздействие на оппонента. Таким образом, переговоры можно считать одним из самых эффективных ненасильственных способов борьбы с преступностью.

В идеале подобный диалог с правонарушителем должен приводить к его добровольному отказу от дальнейшей противоправной деятельности и активному содействию правоохранительным органам с целью восстановления законности. В настоящее время в правоохранительных органах многих стран мира существуют специально созданные группы (отделы, подразделе-

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2024

ния) для ведения переговоров, целью которых является разрешение конфликтных ситуаций без применения силы. Такие подразделения нацелены, главным образом, на разрешение достаточно серьезных ситуаций: ведение переговоров с террористами, взаимодействие с толпой в случае массовых беспорядков, освобождение заложников и др.

Богатый опыт в этой сфере накоплен и правоохранительными органами России. Актуальным направлением в связи с этим в настоящее время является развитие конфликтологических компетенций у всех сотрудников полиции, несущих службу по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в общественных местах, где сотрудникам полиции приходится взаимодействовать не только с правонарушителями, но и различными категориями граждан.

Во время прохождения профессиональной подготовки сотрудниками полиции важно обращать внимание на специфику данного вида деятельности. Необходимо исходить из того, что в процессе общения сотрудника полиции с правонарушителем изначально заложено противоречие, так как участники коммуникационного процесса имеют разные цели, позиции и интересы, однако вынуждены контактировать друг с другом и корректировать свои действия в зависимости от поведения оппонента и иных значимых факторов.

Таким образом, процесс коммуникации с правонарушителем можно рассматривать как социально-психологический, поэтому технология его проведения создается с учетом определенных психологических механизмов и многих факторов. Сотрудники полиции должны в обязательном порядке владеть различными приемами и методами психологического воздействия не только на правонарушителя, но и обычных граждан, с которыми они общаются при несении службы.

Сотрудник полиции должен уметь создать позитивное впечатление на гражданина, входить в контакт с разными категориями граждан, управлять диалогом, знать и применять на практике методы убеждения и принуждения. Без знания сотрудниками полиции основ конфликтологии, психологии и профайлинга процесс профессиональной коммуникации может превратиться в банальный бытовой диалог с соответствующими негативными последствиями. К чис -лу наиболее опасных последствий следует отнести открытое противостояние с правонарушите-

лем, а также превращение ситуации профессиональной коммуникации сотрудника полиции в своеобразный спектакль с видеофиксацией со стороны граждан. Таких примеров, к сожалению, становится все больше в открытом доступе различных каналов и социальных сетей.

Профессиональная коммуникация неотделима от профессиональной деятельности сотрудника полиции не только в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, но и в оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной, административной деятельности. Безусловно, мастерство в сфере профессиональной коммуникации приходит только с опытом и практикой, однако основы конфликтологических компетенций сотрудника полиции должны быть заложены уже при прохождении профессиональной подготовки. В дальнейшем, уже во время прохождения службы, указанные компетенции должны системно развиваться в рамках занятий по профессиональной служебной и морально-психологической подготовке в территориальных органах.

Особое внимание следует обратить на соответствующую подготовку сотрудников подразделений, непосредственно связанных с охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности, руководящего состава всех уровней и сотрудников оперативного блока. Будет полезным привлекать к проведению практических занятий и тренингов представителей научных и образовательных организаций, ведущих специалистов-практиков соответствующего профиля.

В настоящее время в различных сферах деятельности, в том числе и правоохранительной, эффективно применяются тренинги и деловые игры по самым разным аспектам переговорной деятельности с моделированием разнообразных сценариев с целью развития переговорной компетентности и формирования надлежащей переговорной культуры. Все это не только приносит практическую пользу сотрудникам полиции при решении различных служебных задач, но и в целом способствует повышению профессиональной культуры, престижа профессии и имиджа правоохранителя.

Таким образом, сотрудник полиции всегда должен быть примером высокой культуры, поведения и дисциплины, уважительного отношения к гражданам, демонстрировать каждым своим словом и поступком укрепление авторитета и престижа ОВД.

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 06-2024

Сотрудник ОВД постоянно должен заботиться о своем имидже, стремиться к тому, чтобы граждане чувствовали его отзывчивость, компетентность, объективность, доброжелательность, психологический такт, интерес к людям, способность быстро ориентироваться в различных проблемных ситуациях и решать их.

Готовность к гармоничным взаимоотношениям с окружающими, умение прогнозировать, предупреждать и разрешать противоречия, возникшие в процессе исполнения служебных обязанностей, — все это является важным фактором в формировании имиджа полицейского и системы МВД в целом, а также основным критерием успеха в профессиональной деятельности.

Список источников

1. Майоров В.И. Совершенствование деятельности полиции на основе общественного доверия и поддержки граждан // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Сб. ст. по матер. ежегодной Всерос. науч.-практ. конф. / Под ред. Ю.Е. Ав-рутина, А.И. Каплунова. 2016.

2. Марьин М.И., Бочкова А.А. Методический подход к оценке ценностных ориентаций руко-

водителей органов внутренних дел // Рос. психологический журнал. 2014. Т. 11. № 1. С. 7—15.

3. Шувалов А.П. Актуальные вопросы тактико-специальной подготовки сотрудников полиции для несения службы в особых условиях / А.П. Шувалов, Е.М. Абросимова // Закон и право. 2023. № 3. С. 253—256.

References

1. Mayorov V.I. Improving police activities on the basis of public trust and support of citizens // Actual problems of administrative and administrative procedural law: Collection of articles based on the materials of the annual All-Russian Scientific and practical conference / Edited by Yu.E. Avrutin, A.I. Kaplunov. 2016.

2. Maryin M.I., Bochkova A.A. Methodological approach to the assessment of value orientations of heads of internal affairs bodies // Russian Psychological Journal. 2014. Vol. 11. № 1. Pp. 7—15.

3. Shuvalov A.P. Actual issues of tactical and special training of police officers for service in special conditions / A.P. Shuvalov, E.M. Abrosimova // Law and legislation. 2023. № 3. Pp. 253—256.

Информация об авторах

Гладков Д.В. — старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Войтов А.В. — кандидат социологических наук, доцент кафедры философии

Дуплякин П.М. — преподаватель кафедры радиотехнических систем и комплексов охранного мониторинга

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 09.04.2024; одобрена после рецензирования 08.05.2024; принята к публикации 14.05.2024.

Information about the authors

Gladkov D.V. — senior lecturer of the department of tactical and special training

Voytov A.V. — candidate of sociological sciences, associate professor of the department of philosophy Duplyakin P.M. — lecturer of the department of radio engineering systems and security monitoring complexes

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 09.04.2024; approved after reviewing 08.05.2024; accepted for publication 14.05.2024.

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.