Научная статья на тему 'КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
99
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТОЛОГИЯ / КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТЬ / КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЕ УМЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Полунина Елена Николаевна, Антонова Анна Владимировна

В статье рассмотрено понятие «Конфликтология», определены основные процессуальные направления формирования конфликтологической готовности будущих работников ОВД к профессиональной деятельности. Раскрыты принципы формирования конфликтологической готовности полицейских. Проанализированы педагогические пути и условия формирования конфликтологической готовности будущих работников ОВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Полунина Елена Николаевна, Антонова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFLICTOLOGICAL READINESS OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES AS A COMPONENT OF THEIR PROFESSIONAL TRAINING

The article discusses the concept of "Conflictology", defines the main procedural directions for the formation of conflictological readiness of future employees of the Department of Internal Affairs for professional activity. The principles of formation of conflictological readiness of police officers are revealed. The pedagogical ways and conditions of formation of conflictological readiness of future employees of the Department of Internal Affairs are analyzed.

Текст научной работы на тему «КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

Научная статья

УДК 159.99 https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2022-1-56-58

NIION: 2018-0077-1/22-101 MOSURED: 77/27-024-2022-01-300

Область науки:5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.3 Психология

Шифр научной специальности: 5.3.1 Общая психология, психология личности, история психологии

Конфликтологическая готовность работников органов внутренних дел как составляющая их профессиональной подготовки

Елена Николаевна Полунина1, Анна Владимировна Антонова2,

1 Волгодонский филиал Ростовского юридического института МВД России, Волгодонск, Россия,

moiseewa83 @list.ru

2 Краснодарский университет МВД России, Краснодар, Россия, aantonova82@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрено понятие «Конфликтология», определены основные процессуальные направления формирования конфликтологической готовности будущих работников ОВД к профессиональной деятельности. Раскрыты принципы формирования конфликтологической готовности полицейских. Проанализированы педагогические пути и условия формирования конфликтологической готовности будущих работников ОВД.

Ключевые слова: конфликтология, конфликтологическая готовность, конфликтоустойчивость, конфликтологическое умение

Для цитирования: Полунина Е. Н., Антонова А. В. Конфликтологическая готовность работников органов внутренних дел как составляющая их профессиональной подготовки // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 1. С. 56-58. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-1-56-58.

Original article

Conflictological readiness of employees of internal affairs bodies as a component of their professional training

Elena N. Polunina1, Anna V. Antonova2

1 Volgodonsk branch of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Volgodonsk,

Russia, moiseewa83@list.ru

2 Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Krasnodar, Russia, aantonova82@mail.ru

Abstract. The article discusses the concept of "Conflictology", defines the main procedural directions for the formation of conflictological readiness of future employees of the Department of Internal Affairs for professional activity. The principles of formation of conflictological readiness of police officers are revealed. The pedagogical ways and conditions of formation of conflictological readiness of future employees of the Department of Internal Affairs are analyzed.

Keywords: conflictology, conflictological readiness, conflict tolerance, conflictological skill

For citation: Polunina E. N., Antonova A.V. Conflictological readiness of employees of internal affairs bodies as a component of their professional training // Psychology and pedagogy of official activity. 2022;(1):56-58. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-63 8X-2022-1-56-5 8.

Конфликтология дает знание об общих и специфических закономерностях разнообразных конфликтов в обществе. Она представляет интерес для всех специалистов, работающих с людьми и участвующих в регулировании социальных отношений, в том числе и сотрудников ОВД, чья профессиональная деятельность протекает в особых условиях, где отчетливо выражены конфликтогенные факторы.

© Полунина Е. Н., Антонова А. В., 2022

Проведенный нами опрос среди сотрудников полиции разных подразделений, показывает, что более 78 % считают свою работу конфликтоопасной. На наш взгляд, проблемой остается отсутствие в образовательном и профессиональном пространстве ОВД системного подхода к формированию конфликтологической готовности будущих правоохранителей. Процесс динамики конфликта предполагает определенную про-

№ 1 / 2022 ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

гнозируемую последовательность его стадий: возникновение конфликтогенов, общение, непосредственная реакция на них и действия другого оппонента, субъективная морально-правовая оценка конфликтной ситуации оппонентами, формирование психологического образа «противника», осознание проблемы, ее важности и принятие решения о радикализации ситуации, выбор стратегии конфликтного поведения, управление конфликтом.

Согласно этих этапов, нами определены основные направления формирования конфликтологической готовности будущих полицейских к профессиональной деятельности: формирование умений объективного восприятия и анализа конфликтогенов; коррекция эмоциональной оценки воспринятой ситуации конфликта; формирование алгоритмов структурного анализа конфликта, осознание проблемы; развитие сенсорно-когнитивных способностей диагностики и самодиагностики психоэмоциональных и мотивационных особенностей участников конфликта; развитие сознательного понимания ответственности за конфликтные и агрессивные действия; определение конфликтной стратегии и тактики; формирование знаний о «профессиональных конфликтных зонах» в будущей служебной деятельности, возможных алгоритмов поведения и общения в них; увеличение алгоритмов вариативного владения «багажом» стратегий и тактик конфликтного поведения; формирование умений оптимизации конфликтной ситуации, ее предупреждение на начальных стадиях; развитие умений ситуативного управления конфликтом; формирование навыков саморегуляции.

Главными педагогическими принципами формирования конфликтологической готовности курсантов вузов МВД России, на наш взгляд, являются: принцип включения конфликтологической составляющей в содержание профессионального образования будущих правоохранителей; принцип системности и последовательности конфликтологического образования; принцип индивидуального подхода к формированию конфликтологической культуры будущего специалиста; принцип сочетания теории и практики, ориентация на актуальные профессиональные конфликтные ситуации при составлении учебных задач педагогами.

Интересны, на наш взгляд, результаты изучения мнений сотрудников полиции о продолжительности конфликтов. По мнению 62 % опрошенных, большинство служебных конфликтов краткосрочные, обусловленные ситуативными фрустрационными и эмоциональными факторами. 30 % утверждают, что конфликты продолжаются в среднем от нескольких часов до 1-2 дней, а 6 % сотрудников сталкиваются с затяжными конфликтами. Указанные данные свидетельствуют во-первых, о преимущественной неконфронтационности отношений в подразделениях ОВД, а во-вторых, подтверждают

ранее полученные данные о необходимости развития конфликтоустойчивости и стрессоустойчивости курсантов - как важных, профессионально обусловленных личностных характеристик.

Более 65 % работников ОВД со стажем от 18 до 26 лет считают наиболее распространенными и актуальными внутриорганизационные конфликты, а 34 % - отмечают внешние межличностные конфликты с населением, подозреваемыми, правонарушителями. При этом, субъектами внутриличностных конфликтов, связанных со службой, являются 53 % курсантов 1-4 курсов, 41 % работников ОВД со стажем до 5 лет и 1 2 % - со стажем от 15 лет. Как мы видим, присутствует отрицательная динамика переживания внутриличностных конфликтов с повышением стажа работы. На наш взгляд - это результат адаптации сотрудников к условиям профессиональной деятельности, наиболее часто переживаемых конфликтов.

Наиболее распространенными причинами внутренних конфликтов среди сотрудников ОВД являются: специфика служебных обязанностей; приоритет служебных обязанностей перед личными; внутреннее противоречие между служебной нагрузкой и недостаточным социально материальным обеспечением; проблемы карьерного роста; недостаток личного времени. На наш взгляд, подавляющее количество таких конфликтов непосредственно обусловлено социально профессиональными условиями и спецификой служебной деятельности. Именно поэтому конфликтологическая подготовка будущих правоохранителей должна также обязательно включать объективное понимание и развитие собственных механизмов психологической защиты личности от деструктивного воздействия внутренних конфликтов.

Выбор методов и технологий формирования конфликтологической готовности будущих работников ОВД предполагает определение наиболее конфликтных направлений (сфер) профессиональной деятельности правоохранительных органов. Ими являются: отделы уголовного розыска (42 % опрошенных), службы участковых инспекторов (36 %), патрульно-постовая служба (35 %), дорожно-патрульная служба (31 %), следственные отделы (17 %). Именно в этих специальностях и направлениях, по нашему мнению, повышенное внимание должно уделяться конфликтологической подготовке будущих специалистов.

В структуре конфликтологической готовности работника ОВД заслуживают внимания две классификации - по процессуальным и содержательным признакам. Первая предполагает наличие четырех уровней: - общая потенциальная готовность - устойчивая личностная характеристика отражающая, с одной стороны, отношение к деятельности, а с другой, способность определенным образом (за стандартом, шаблоном)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

57

реагировать на появление конфликтогенов; - общая актуальная готовность - психологическое состояние напряженности, как реакция на конкретную (уже знакомую из прошлого) конфликтную или проблемную ситуацию; - конкретно-ситуативная (оперативно-действенная) готовность - временное психологическое состояние вследствие субъективной оценки конфликтной ситуации ее участниками, базирующейся на анализе ее предмета (проблемы), потенциальной угрозы со стороны оппонента (снижение психологической безопасности), а также собственной мотивации. В структуре конкретно-ситуативной готовности наиболее актуальны такие компоненты как когнитивно-оценочный (черты личности: оперативность, оригинальность, самостоятельность, пластичность, логичность мышления, интуиция), эмоционально-волевой (конфликтостойкость, эмоциональная стабильность - нестабильность, импульсивность, агрессивность), мотивационный (потребности в конфликте/гармонии, сохранении/разрушении отношений), операционный (действия, направленные на активизацию внутренних психических процессов, изменение ситуации и реализацию тактик и стратегий поведения) и коммуникативный (общительность, открытость и доверие, социально коммуникативная компетентность, коммуникативная толерантность).

Конфликтологическая готовность по содержательным признакам представлена тремя уровнями. Первый уровень - формирование конфликтологических знаний курсантов - будущих правоохранителей. Второй уровень - формирование и развитие конфликтологических умений курсантов. Конфликтологические умение - это способность личности сознательно использовать собственные знания с целью осуществления целенаправленного воздействия на процесс конфликта и его участников. Определяют диагностические, рефлексивные, коммуникативные, сенситивные перцептивные, регуля-торные, прогностические и операционно-действенные,

манипулятивные конфликтологические умения. Третий

Информация об авторах Е. Н. Полунина - заместитель начальника кафедры общеправовых дисциплин; А. В. Антонова - старший преподаватель кафедры специальных дисциплин.

Information about the authors E. N. Polunina - Deputy Head of the Department of General Legal Disciplines; A. V. Antonova - Senior Lecturer at the Department of Special Disciplines.

уровень - развитие индивидуально-психологических свойств и личностного конфликтологического потенциала будущих правоохранителей (личная конфликтность, враждебность, агрессивность, тревожность, конфликтостойкость, импульсивность, терпимость).

Таким образом, на наш взгляд, формирование конфликтологической готовности будущего работника ОВД является одним из этапов становления его профессиональной компетентности. Цель конфликтологического образования, на наш взгляд, заключается в организации целенаправленного и системного процесса формирования профессиональной конфликтологической культуры будущего специалиста, готового к саморазвитию в условиях служебной деятельности.

Библиографический список

1. Самойлов, В. Д. Педагогика и психология высшей школы : учебник / В. Д. Самойлов. - М. ; Вологда : Инфра-Инженерия, 2021. 248 с.

2. Логутова, Е. В. Психология делового общения : учебное пособие для СПО / Е. В. Логутова, И. С. Якиманская, Н. Н. Биктина. Саратов : Профобразование, 2020. 196 с.

3. Социальная психология : учебник для СПО / Т. В. Бендас, И. С. Якиманская, А. М. Молокостова, Е. А. Трифонова. Саратов : Профобразование, 2020. 354 с.

Bibliographic list

1. Samoilov, V. D. Pedagogy and psychology of higher education : textbook / V. D. Samoilov. M. ; Vologda : Infra-Engineering, 2021. 248 p.

2. Logutova, E. V. Psychology of business communication: a textbook for SPO / E. V. Logutova, I. S. Ya-kimanskaya, N. N. Biktina. Saratov : Vocational Education, 2020.196 p.

3. Social psychology : textbook for SPO / T. V. Ben-das, I. S. Yakimanskaya, A. M. Molokostova, E. A. Tri-fonova. Saratov : Vocational Education, 2020. 354 p.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Authors' contribution: All authors have made an equivalent contribution to the preparation of the publication. The authors declare that there is no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 19.02.2022; одобрена после рецензирования 14.03.2022; принята к публикации 21.03.2022.

The article was submitted to the editorial office on 19.02.2022; approved after review on 14.03.2022; accepted for publication on 21.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.