Научная статья на тему 'Конфликтологическая компетентность преподавателя вуза как педагогическое условие эффективного управления педагогическими конфликтами'

Конфликтологическая компетентность преподавателя вуза как педагогическое условие эффективного управления педагогическими конфликтами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1334
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОНФЛИКТОМ / КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОНФЛИКТ / КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ / КОНФЛИКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PEDAGOGICAL CONFLICT MANAGEMENT / CONFLICTOLOGICAL AWARENESS / CONFLICTOLOGICAL COMPETENCE / CONFLICT / CONFLICT SITUATION / CONFLICT INTERACTION / CONFLICTOLOGICAL TRAINING / CONFLICTOLOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лешер Ольга Вениаминовна, Яббарова Лариса Васильевна

В данной статье рассматривается вопрос о формировании конфликтологической компетентности преподавателя вуза в области управления педагогическими конфликтами, сформулированы компетенции личности преподавателя по формированию учебной конфликтологической деятельности будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Higher Educational Establishment Teacher's Conflictological Competence as a Pedagogical Condition of the Pedagogical Conflicts Effective Management

The article deals with the problem of higher educational establishment teacher's conflictological competence forming in the context of pedagogical conflicts management. The competences of a teacher's personality in forming future specialists' educational conflictological activity are stated.

Текст научной работы на тему «Конфликтологическая компетентность преподавателя вуза как педагогическое условие эффективного управления педагогическими конфликтами»

УДК 378

ББК Ч484.42:Ч484(2)2

Лешер Ольга Вениаминовна

доктор педагогических наук, профессор кафедра педагогики и психологии Магнитогорский государственный технический университет

им. Г.И. Носова г. Магнитогорск Яббарова Лариса Васильевна преподаватель кафедра электротехники и электротехнических систем Магнитогорский государственный технический университет

им. Г. И. Носова г. Магнитогорск Lesher Olga Veniaminovna Doctor of Pedagogics,

Professor Chair of Pedagogics and Psychology Magnitogorsk State Те^п^! University named after G.I. Nosov

Magnitogorsk Yabbarova Larisa Vasilyevna Lecturer

Chair of Electrotechnics and Electrotechnical Systems Magnitogorsk State Тechnical University named after G.I. Nosov

Magnitogorsk

Конфликтологическая компетентность преподавателя вуза как педагогическое условие эффективного управления педагогическими конфликтами Higher Educational Establishment Teacher’s Conflictological Competence as a Pedagogical Condition of the Pedagogical Conflicts Effective Management

В данной статье рассматривается вопрос о формировании конфликтологической компетентности преподавателя вуза в области управления педагогическими конфликтами, сформулированы компетенции личности преподавателя по формированию учебной конфликтологической деятельности будущих специалистов.

The article deals with the problem of higher educational establishment teacher’s conflictological competence forming in the context of pedagogical conflicts management. The competences of a teacher’s personality in forming future specialists’ educational conflictological activity are stated.

Ключевые слова: управление педагогическим конфликтом, конфликтологическая компетентность, конфликтологическая компетенция, конфликт, конфликтная ситуация, конфликтное взаимодействие, конфликтологическая подготовка, конфликтологическая культура.

Key words: pedagogical conflict management, conflictological awareness, conflictological competence, conflict, conflict situation, conflict interaction, conflic-tological training, conflictological culture.

На сегодняшний день в отечественном высшем профессиональном образовании не в полной мере созданы условия для формирования адекватной педагогической позиции преподавателя вуза относительно процесса управления педагогическими конфликтами в образовательной среде высшей профессиональной школы, что, в конечном итоге, безусловно, отражается на характере взаимодействий между участниками образовательного процесса в современном вузе.

Исследователи данной проблемы отмечают, что профессиональная компетентность преподавателя вуза в области разрешения педагогических конфликтов находится на достаточно низком уровне, что в свою очередь, снижает эффективность образовательного процесса в целом.[1,4,6]

В сложившейся ситуации нами разработан комплекс педагогических условий, способствующий эффективному управлению педагогическими конфликтами в образовательной среде вуза. Нами установлено, что комплекс педагогических условий эффективного управления педагогическим конфликтом в вузе включает в себя: образовательную среду вуза, способствующую успешному управлению педагогическим конфликтом; конфликтологическую компетентность преподавателя; особенности обучения студентов в вузе, в том числе содержательных, функциональных и методических; комплекса качеств личности обучаемого.

Конфликтологическая компетентность преподавателя вуза нами рассматривается как совокупность его профессиональных, личностных качеств, и является важным компонентом профессиональной компетентности преподавателя высшей школы. Неумение предупреждать конфликты или компетентно управлять ими, как отмечают в своих исследованиях М.С. Мириманова, А.Я. Анцупов, А.И. Шипи-лов, Г.И. Козырев, Н.В. Гришина и др. наносит урон учебному и воспитательному процессу и вступает в острое противоречие с принципами личностноориентированного подхода в профессиональной педагогике, базирующегося на максимальном учете особенностей индивидуальности студента, педагогической толерантности и гуманизации процесса учебного взаимодействия.[2,3,5,6]

Под управлением конфликтом современные конфликтологи (А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский и др.) понимают сознательную деятельность по отношению к нему, которая осуществляется на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной.[5,6,9]

Определение конфликтологической компетентности в достаточной мере представлено в работах современных ученых в области конфликтологии, психологии конфликта, этики и педагогической психологии (А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский, Н.В. Самсонова, А. И. Шипилов и др.). Конфликтологическая компетентность понимается ими как часть социально-психологической компетентности,а именно,способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений. Авторы подчеркивают, что при наличии разных традиций, взглядов, систем ценностей, стереотипов поведения, интересов, в процессе общения неизбежно возникают межличностные конфликты, разрешение которых зависит от способности участников говорить, слушать, контролировать процесс коммуникации, анализировать сказанное, принимать оптимальные решения.[3,7,9]

В педагогическом словаре Г.М. Каджаспировой и А.Ю. Каджаспировым дается определение компетентности педагога, как владение необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности педагога как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания.[8]

Таким образом, конфликтологическая компетентность преподавателя выступает, с одной стороны, как структурный компонент профессиональной компетентности, с другой стороны, как результат конфликтологической подготовки специалиста. Данные положения, согласно точке зрения Н.В. Самсоновой, тесно связаны с формированием конфликтологической культуры личности, закладывающейся еще на стадии дошкольного образования, развитие которой продолжается в дальнейшем на протяжении всей профессиональной деятельности.[7]

В связи с этим необходимо большое внимание уделять конфликтологической подготовке обучаемого на всех этапах обучения. Известные отечествен-

ные исследователи (В.П.Ратников, В.Ф. Голубь, Э.В. Островский, Г.С. Лукаше-ва, Г.И. Козырев и др.) признают, что важнейшим элементом системы конфликтологической подготовки будущего специалиста является формирование профессионально значимых качеств, позволяющих конструктивно решать профессиональные задачи в условиях межличностного и внутриличностного конфликта. В связи с этим изучение феномена конфликтологической компетентности проводится в контексте изучения профессионально важных качеств, определяющих уровень подготовки преподавателя. Процесс формирования профессионально значимых качеств личности преподавателя вуза представляет собой актуальную проблему для современной теории и практики профессионального образования.[1,6]

Исследования такого плана позволяют раскрыть психологические механизмы функционирования свойств субъекта профессиональной деятельности, а также разработать программы коррекции и развития профессионально значимых качеств и свойств личности преподавателя вуза.

Характеризуя специфику свойств личности, определяющих конструктивную профессиональную деятельность в условиях конфликта, ученые говорят о необходимости определения так называемых конфликтогенных профессионально важных качеств, имеющих вероятное влияние на структуру и динамику профессиональных конфликтных ситуаций.

Профессионально важные качества в науке часто рассматриваются через субъективные факторы конфликтного взаимодействия оппонентов. К таким факторам можно отнести, как отмечает в своих исследованиях А.М. Байчорова:

- готовность воспринимать и интерпретировать поведение оппонента;

- интернальность /экстернальность (уверенность, потребность в поддержке);

- факторы возраста, пола, принадлежности к определенному социальному, культурному, профессиональному сообществу;

- интеллектуальные качества (особенности мышления, взгляды, принципы, система ценностей и позиций);

- волевые качества (мотивация, побуждение к действию);

- эмоциональные качества (конфликтоустойчивость, психическая напряженность, эмпатийность).[10]

Предполагается, что успешное преодоление всех возможных противоречий и учебных конфликтных ситуаций и конфликтов (когнитивных, мотивационных, ролевых) во взаимодействии с субъектами (преподаватель, другие обучающиеся, сам обучающийся) соответствующей учебной деятельности, создаст необходимый для рефлексивных процессов конфликтного самоопределения базис.

Также естественным образом создается знаниевый базис для формирования информационного компонента процесса управления педагогическим конфликтом. Следовательно, как отмечают в своих исследованиях Н.В. Гришина, В.И. Журавлев, А.М. Байчорова и др. задачи по формированию конфликтологической компетентности заключаются в создании педагогических условий для развития соответствующей компетентности преподавателя [4, 5, 10].

В соответствии со структурой личности преподавателя, нами определены следующие компетенции:

- в интеллектуальной сфере: приобретение знаний законов бытия, знаний о мире человеческих отношений, о своем внутреннем мире, о смысле жизни, т.е. знаний, которые способствуют гармоничному развитию человека; формирование представлений об альтруистическом типе жизни, при котором человек живет ради других и в этом находит свое удовлетворение; развитие творческого мышления; развитие познавательных умений сформулировать проблему (объект конфликта), для адекватной оценки природы конфликтной ситуации, развитие восприятия, внимания; развитие знаний по философии, психологии, теории и практике конфликта;

- в эмоциональной сфере: научиться понимать свои эмоциональные состояния и причины, их порождающие; развитие адекватной самооценки, уверенности в себе;

- в мотивационной сфере: формирование отношения к педагогическому конфликту как средству разрешения объективного противоречия, свидетельствующего о несовершенстве какого-либо явления; формирование позитивного отношения к конфликтам, неприятие эмоциональных конфликтов.

- в волевой сфере: развитие инициативы, настойчивости, умения преодолевать трудности в учебной конфликтологической деятельности; развитие умения волевого субъективного контроля;

- в сфере саморегуляции: формирование интеллектуального вида рефлексии для обеспечения возможности снятия неопределенности трудной ситуации учебного взаимодействия; умение совершать свободный выбор в ситуациях нравственного выбора и ответственность; формирование навыков анализа конфликтных ситуаций, развитие самокритичности, разносторонности и осмысленности действий в конфликтных ситуациях учебного взаимодействия;

- в предметно-практической сфере: развитие умений решения конфликтологических задач по диагностике конфликта, т.е., наблюдение проявления кон-фликтогенов; определение по прямым и косвенным признакам природы конфликта, объекта конфликта и оппонентного круга; типа оппонента и типа конфликта; составление картографии конфликта; наблюдение проявления факторов, имеющих вероятное влияние на развитие возникшей конфликтной ситуации; формирование стилей конфликтного взаимодействиях в учебной конфликтологической деятельности;

- в экзистенциальной сфере: преодоление непродуктивных жизненных ориентаций; развитие представлений о собственных конфликтогенах; формирование образа «Я» в разных видах учебных конфликтов; формирование личностного конфликтного смысла и умений его определять в конфликтных ситуациях учебной деятельности.

Таким образом, у преподавателя создается основа для развития креативных профессионально важных качеств бесконфликтного взаимодействия, в частности, способности к видению проблем, открытость опыту, диалектичность мировоззрения и ряда других качеств, позволяющих эффективно управлять этим взаимодействием. Конфликтологическая компетентность как владение системой знаний о педагогическом конфликте создает предпосылку для формирования стремлений применения полученных знаний в профессиональной деятельности, для решения проблем самосовершенствования как индивидуального, так и профессионального

уровня. Все это связывается с феноменом готовности преподавателя вуза к разрешению конфликтных ситуаций и эффективному управлению педагогическим конфликтом в профессиональной учебной деятельности.

По мере освоения профессии преподаватель приобретает определенные, только для него характерные способы решений профессиональных конфликтологических задач и в процессе взаимодействия ему важно осознавать уникальность и неповторимость каждого отдельного человека, строить свое профессиональное общение с ним, учитывая его индивидуальные, возрастные и психологические особенности. Специфика профессиональной деятельности преподавателя такова, что ему необходимо уметь ориентироваться в конфликтной среде, направлять негативные последствия противоречивого взаимодействия в нужное русло. Следовательно, процесс формирования конфликтологической компетентности должен быть основан на ведущих положениях теории управления педагогическим конфликтом, предполагающих симптоматику, диагностику, прогнозирование, профилактику, предупреждение, ослабление, урегулирование и разрешение конфликта.

Таким образом, для формирования конфликтологической компетентности преподавателя вуза в области управления педагогическим конфликтом необходимо обладать знаниями о студенте, о различных его социальнопсихологических, статусных, возрастных и других особенностях. Нами делается заключение, что конфликтологическую компетентность преподавателя вуза следует рассматривать как одно из важнейших педагогических условий эффективного управления педагогическими конфликтами. В этой статье нами определены компетенции личности преподавателя по формированию учебной конфликтологической деятельности будущего специалиста, т.к. это становится основой для формирования умений видеть, понимать, и эффективно управлять педагогическим конфликтом в конкретной ситуации с конкретным субъектом профессионального педагогического взаимодействия.

Библиографический список

1. Конфликтология [Текст]: учеб. пособие для вузов/ под ред.В.П. Ратникова-М.: Юни-ти, 2007.- 511 с.

2. Мириманова, М.С. Конфликтология [Текст]: учеб. пособие для вузов/ М.:Академия, 2004.- 320 с.

3. Анцупов, А.Я. Конфликтология [Текст]: учеб. пособие для вузов/ А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов- М.: Академия, 1999.- 318 с.

4. Журавлев, В.И. Основы педагогической конфликтологии [Текст]: учеб. пособие для вузов/ М.:Юнити, 1995.- 354 с.

5. Гришина, Н.В. Психология конфликта[Текст]: учеб. пособие для вузов/ СПб.:Питер, 2007.- 464 с.

6. Козырев, Г.И. Введение в конфликтологию [Текст]: учеб. пособие для ву-зов/М.:Владос, 1999.- 176 с.

7. Самсонова, Н.В. Формирование конфликтологической культуры специалиста и технология ее формирования в системе вузовского образования [Текст]: моногра-

фия/Калининград: Изд-во КГУ, 2002.- 308 с.

8. Каджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст]: учеб. пособие для вузов/ Г.М. Каджаспирова, А.Ю. Каджаспиров- М.:Академия, 2000.-176 с.

9. Анцупов, А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях [Текст]: учеб. пособие/ А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский - СПб.:Питер, 2007.-288 с.

10. Байчорова, А.М. Формирование конфликтологической компетентности как составляющая психологической подготовки современного педагога [Текст]: сб. науч. ст./Вестник Университета Российской Академии Образования, 2009.-№4.-с.162-164.

Bibliography

1. Antsupov, A.Ya. Conflictology [Text]: Study Guide for Higher Schools / A.Ya. Antsupov, M.I. Shipilov. - M.: Akademiya, 1999. - 318 p.

2. Antsupov, A. Ya. Conflictology in Diagrams and Comments [Text]: Study Guide for Higher Schools / A. Ya. Antsupov , S.V. Baklanovsky. - St. Petersburg: Peter, 2007. - 288 p.

3. Baychorova, A. M. Conflictological Competence Forming as a Contemporary Teacher’s Constituent of Psychological Training [Text]: Coll. Articles / A.M. Baychorova // Herald of the University of the Russian Academy of Education, 2009. - № 4. - P. 162-164.

4. Conflictology [Text]: Study Guide for Higher Schools / Edited by V.P. Ratnikov -M.: Unity, 2007. - 511 p.

5. Grishina, N. V. Psychology of Conflict [Text]: Study Guide for Higher Schools / N.V. Grishina. - St. Petersburg.: Peter, 2007. - 464 p.

6. Kadzhaspirova, G. M. Pedagogical Dictionary [Text]: Study Guide for Higher Schools / G. M. Kadzhaspirova, A. Yu. Kadzhaspirov. - M.: Akademiya, 2000. - 176 p.

7. Kozyrev, G. I. Introduction into Conflictology [Text]: Study Guide for Higher Schools / G.I. Kozyrev. - M.: Vlados, 1999. - 176 p.

8. Miramanova, M.S. Conflictology [Text]: Study Guide for Higher Schools / M.S. Mira-manova. - M.: Akademiya, 2004. - 320 p.

9. Samsonova, N. V. Specialist’s Conflictological Culture Forming and Technology of its Formation in the System of Higher School Education [Text]: Monograph / N.V. Samsonova. - Kaliningrad: Publishing House of KSU, 2002. - 308 p.

10. Zhuravlev, V. I. Foundations of Pedagogical Conflictology [Text]: Study Guide for Higher Schools / V.I. Zhuravlev. - M.: Unity, 1995. - 354 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.