Научная статья УДК 316.6316.48
https://doi.org/10.24412/2658-638X-2021-4-81-87 NIION: 2018-0077-4/21-055 MOSURED: 77/27-024-2021-04-254
Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки
Группа научных специальностей: 5.3. Психология
Шифр научной специальности - 5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности
Социально-психологические феномены управления конфликтами в деятельности сотрудников органов внутренних дел
Дмитрий Александрович Лопатин1, Дмитрий Викторович Попов2
1 Восточно-Сибирский институт МВД России, Иркутск, Россия [email protected],
ORCID: 0000-0002-6607-6302
2 Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, Россия [email protected]
Аннотация. Анализ ряда вопросов профессиональной подготовленности кандидатов, впервые принятых на службу в органы внутренних дел, в связи с особыми условиями их деятельности в современной высокодинамичной социальной обстановке позволил выявить ряд соответствующих проблем: недостаточная психологическая и профессиональная готовность сотрудников ОВД (далее - сотрудников) к применению административных мер принуждения; неумение защитить себя при агрессивных действиях правонарушителей; несовершенство законодательства, заключающееся в неоднозначном толковании ряда положений нормативных правовых актов; незначительная ответственность нарушителей за противоправное поведение, в том числе и в отношении сотрудников правоохранительных органов. Эти обстоятельства, несомненно, влекут за собой последствия в виде нормативной безнаказанности правонарушителей и недостаточной правовой защиты полицейских.
Именно отсутствие должного уровня профессиональной психологической и правовой подготовки приводит к тому, что у сотрудника нет четкого алгоритма действий в рассматриваемых ситуациях. Незнание ответа на вопросы гражданина вызывает у сотрудников стресс и автоматическую защитную оборонительную реакцию. Таким образом, то эмоциональное состояние, которое приводит к агрессивности как психологического, так и физического характера в адрес гражданина, зачастую обладающего довольно провокационным настроем. В примерах четко прослеживаются такие негативные реакции сотрудников, как снижение сознательного контроля над своим поведением и повышенная эмоциональная возбужденность. Поэтому, кроме необходимого наличия запаса элементарных знаний, следует обращать внимание на построение своей речи, а также профессиональных навыков выхода из подобных конфликтных ситуаций.
Ключевые слова: конфликтология, служебный конфликт, полиция, аттитюд, атрибуция, аттракция, межличностная перцепция, психология, профессионализм, ОВД
Для цитирования: Лопатин Д. А., Попов Д. В. Социально-психологические феномены управления конфликтами в деятельности сотрудников органов внутренних дел // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 4. С. 81-87. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2021-4-81-87.
Original article
Socio-psychological phenomena of conflict management in the activities
of law enforcement officers
Dmitry A. Lopatin1, Dmitry V. Popov2
1 East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Irkutsk, Russia [email protected],
ORCAD: 0000-0002-6607-6302
2 St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, St. Petersburg, Russia sparklpopochs@
gmail.com
© Лопатин Д. А., Попов Д. В., 2021
Abstract. The analysis of a number of issues of professional preparedness of candidates who were first accepted for service in the internal affairs bodies, due to the special conditions of their activities in a modern highly dynamic social environment, revealed a number of relevant problems: insufficient psychological and professional readiness of police officers to use administrative coercive measures; inability to protect themselves from aggressive actions of offenders; imperfection of legislation, consisting in an ambiguous interpretation of a number of provisions of regulatory legal acts; minor liability of violators for illegal behavior, including in relation to law enforcement officers. These circumstances undoubtedly entail consequences in the form of normative impunity of offenders and insufficient legal protection of police officers.
It is the lack of a proper level of professional psychological and legal training that leads to the fact that the employee does not have a clear algorithm of actions in the situations under consideration. Ignorance of the answer to the citizen's questions causes stress and an automatic defensive defensive reaction among employees. That is, the emotional state that leads to aggression, both psychological and physical, against a citizen who often has a rather provocative attitude. The examples clearly show such negative reactions of employees as a decrease in conscious control over their behavior and increased emotional excitement. Therefore, in addition to the necessary stock of elementary knowledge, you should pay attention to the construction of your speech, as well as professional skills to get out of such conflict situations.
Keywords: conflictology, service conflict, police, attitude, attribution, attraction, interpersonal perception, psychology, professionalism, ATS
For citation: Lopatin D. A, Popov D. V. Socio-psychological phenomena of conflict management in the activities of law enforcement officers // Psychology and pedagogy of service activity. 2021;(4):81-87. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2658-63 8X-2021-4-81 -87.
Специфика деятельности сотрудников органов внутренних дел - это сфера разнообразных коммуникаций взаимодействий различных людей, в ходе которых они вынуждены демонстрировать свои социальные статусы жизненные позиции потребности, а также их согласовывать. Конечно, такое взаимодействие неизменно включает эмоционально напряженные ситуации, конфликты. Как минимум, такие ситуации представляют собой столкновение сторон, мнений, сил. Если же подчеркнуть социально-психологическую специфику кризисных ситуаций взаимодействия между людьми, то сотруднику органов внутренних дел чаще всего приходится иметь дело с межличностным конфликтом как наиболее острым способом разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия между людьми, заключающимся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающимся негативными эмоциями, переживаемыми ими по отношению друг к другу.
Для успешного управления конфликтами сотрудникам органов внутренних дел на основе социально-психологических закономерностей необходимо понимать сущность и функции такого понятия, как «аттитюд», и его место в причинных факторах конфликтов.
Аттитюд (англ., фр. attitude - поза, лат. artitudo -пригодность, соответствие). Термин используется в разных областях: состояние готовности к моторному действию, выраженное в позе (напр., готовность к нападению или бегству - в этологии; поза - в балете). Начало изучения аттитюдов в социальных науках положено американскими психологами У. Томасом и Ф. Знанецким (20-е годы ХХ в.), кото-
рые определили аттитюд как предрасположенность человека (его устремленность) к определенным социальным ценностям (деньгам, славе, близким и чужим людям). Г. Олпорт (1935) под аттитюдом понимал состояние психологической готовности человека к направленному реагированию, основанное на опыте. В отечественной социальной психологии термин «аттитюд» переводится как социальная установка и часто отождествлялся с понятием «установка», введенном и разработанном в рамках общей психологии создателем грузинской школы психологии Д. Н. Узнадзе. (1961, 1966). Установки по Д. Н. Узнадзе -бессознательная готовность, предрасположенность к определенному восприятию и поведению, основанная на прошлом опыте.
Аттитюд в социальной психологии - предрасположенность субъекта к определенному социальному поведению, заранее готовый способ реагирования. Предрасположенность касается всех сторон психического: от восприятия и оценки до организации поведения и действий определенным образом, включает в себя как осознаваемые, так и неосознаваемые основы для реагирования.
Аттитюд обычно представляется как структура, состоящая из 3-х компонентов:
1) когнитивный - обеспечивает познание на основе стереотипа устойчивой когнитивной структуры (шаблона);
2) аффективный - позволяет производить эмоциональную оценку, формировать широкий диапазон отношения от симпатии до антипатии и безразличия к значимым (не значимым) для нас другим людям, и явлениям;
3) поведенческий - готовность к определенному (одобряемому) поведению и действию.
Функции аттитюда:
1) адаптивная - позволяет приспосабливаться к требованиям среды;
2) когнитивная - легкость распознания на основе устойчивых когнитивных структур (стереотипов, шаблонов);
3) оценочно-экспрессивная - выражение отношения к значимым событиям и явлениям;
4) защитная - защита от переживаний относительно людей и событий, к которым мы имеем негативное отношение.
Структуру и функции аттитюда чрезвычайно важно учитывать в конфликтах. Методологический анализ и эмпирические исследования, практика работы с профессиональными конфликтами, и особенно с конфликтами в правоохранительной деятельности, позволила нам определить место аттитюдам и установкам как одному из причинных факторов конфликта. Установочные факторы конфликта - это те феномены и его проявления, которые обусловлены установками, т. е. все то в конфликте, что воспринимается конфликтантами на основе предубеждений и заданной готовности к восприятию (некритичного и не проверенного реальностью). Это относится к образу оппонента, пониманию особенностей и причин его поведения, причин устремленности к тем или иным результатам и др.
В известных классификациях выделяют пять причинных факторов конфликтов: информационные, поведенческие, отношений, оценочные и структурные. Вместе с тем, некоторые исследования показали целесообразность выделения группы установочных факторов, а практика урегулирования конфликтов на основе медиации подтверждает прикладную значимость их учета.
Для измерения аттитюдов используются методы контент-анализа, фокус-группы, шкалы социальной дистанции Е. Богардуса, шкалы Терстоуна, Лейкер-та, Гутмана, семантический дифференциал Ч. Осгуда и др. Результаты измерения аттитюдов используются в психологических исследованиях личности, в широком спектре социально-психологических исследований: от выявления социально психологических явлений в группах и коллективах, до исследований в социальной практике (политика, социальное научение, управление конфликтами и др.). Измерение аттитюдов при помощи большинства названных процедур является лишь примерной ориентировкой, поскольку проблема надежности подобных измерений находится в развитии. В практической деятельности, например, медиации, нет необходимости строгого измерения аттитюдов. Медиатору достаточно выдви-
нуть и проверить гипотезу относительно указанного причинного фактора применительно к контексту конфликта.
Потребности практики (например, личностные проблемы людей, их стереотипы, мешающие развитию человека, успешности его профессиональной деятельности, социальной адаптации, конфликты людей) вызывают необходимость изменения аттитюдов. Изменение аттитюдов имеет теоретические обоснования и широкий спектр методических приемов, техник влияния. Для изменения аттитюдов широко применяются наработки, основанные на концепциях бихевиористской направленности (социальное научение - К. Ховланд), когнитивистского направления (когнитивный диссонанс - Л. Фестингер, Т. Ньюком). Вместе с тем внедрение в область аттитюдов далеко не всегда предсказуемо. Непродуманность и неосторожность могут привести к вызову совершенно противоположных чувств и реакций. Так, успокоительная речь врача чаще вызывает тревогу и беспокойство у пациента, чем его безмятежность. Подобные эффекты (эффект бумеранга) встречаются в политике, деятельности руководителя - там, где есть широкая аудитория, где объективно нет возможности получать оперативную обратную связь от каждого адресата о его восприятии, вызываемых у него переживаниях, а сами действия по изменению убеждений, мыслей и чувств являются недостаточно профессиональными. В полной мере это относится и к деятельности сотрудников органов внутренних дел.
Человек может сознательно стремиться к изменению собственных аттитюдов, что достигается на основе личностного развития в процессе обучения, психологического консультирования, психотерапии и др. Для изменения аттитюдов широко используются современные методы обучения с активным использованием обратной связи, например, тренинги различной направленности и содержания. Эффективность изменения зависит от авторитетности источника, особенностей информации (значимость для субъекта) и его собственной активности. В современных условиях актуальной проблемой является формирование устойчивых аттитюдов для противостояния негативному влиянию, вредным и пагубным привычкам (курение, употребление наркотиков, противоправное поведение граждан).
Использование установочных факторов в работе с конфликтами позволяет проводить более глубокий и всесторонний анализ и оценку конфликтов, выдвигать дифференцированные идеи и гипотезы при работе над соглашениями, достигать большей удовлетворенности сторон.
Во многом успешность управления конфликтами на основе психологических закономерностей опре-
деляется пониманием сущности и функции такого понятия, как «атрибуция», пониманием факторов атрибуции, и их роли в конфликтах.
Атрибуция (от англ. attribution - приписывание, наделение) - феномен приписывания следствий причинам. Исследования атрибуции особенно актуальны в условиях социального взаимодействия, особой формой которого выступают конфликты. Приписывание причин поведения людей происходит на основе достраивания их свойств и особенностей (атрибуция каузальная) или трактовка причин своего или чужого поведения на основе особенностей ситуации (атрибуция ситуационная). А поскольку в структуре конфликта присутствуют обе эти составляющие, то именно в конфликтах в полной мере проявляются свойства атрибуции каузальной и ситуационной. Через процесс атрибуции происходит объяснение поступков и качеств людей, интерпретация их поведения, которые являются результатом непосредственного социального восприятия (межличностная перцепция). Атрибуция также характеризует свойственные данному человеку тенденции приписывания ответственности за происходящее с ним либо внешним причинам, либо собственным свойствам (локус контроля). Закономерности атрибуции касаются широкого класса явлений: от межличностного восприятия и самовосприятия -до восприятия социальных событий и событий в физическом мире. Атрибуция объективно вызывается необходимостью интерпретации свойств воспринимаемого объекта и своих собственных особенностей в условиях дефицита воспринимаемой информации, неясности причин того или иного поведения, тех или иных действий.
В процессе атрибуции часто используются механизмы согласованности (как вел себя наблюдаемый в подобной ситуации), единодушия (как об этом могут думать и вести себя другие люди), различимости (как повел бы себя известный человек в других обстоятельствах) и оценки (когда информации недостаточно для оценки по имеющимся критериям, ее влияние, вес уменьшается).
Начало исследованиям атрибуции положено Ф. Хайдером (F. Heider, 1958) в 50-х годах ХХ в. В это время понятие атрибуции использовалось для интерпретации на основе приписывания (достраивания) намерений или личностных особенностей, вытекающих из наблюдения за поведением и оценкой внешних обстоятельств. Ковариационная модель Келли (Kelley, 1967) дополняет исследования Хейдера в направлении более точного определения внешних или внутренних причин атрибуции. Для этого, полагает Келли, следует учитывать три характеристики:
1) как наблюдаемые вели себя в подобных ситуациях (фактор сходства, согласованности);
2) насколько стабильно поведение данного человека по отношению к подобному стимулу в других ситуациях (фактор стабильности, постоянства);
3 ) насколько типично поведение данного человека в других ситуациях (фактор исключительности).
С возрастанием активности исследования атрибуции в 1970-е годы проблема выходит за рамки социальной психологии. Атрибуцию изучает общая, возрастная, политическая, юридическая, клиническая и другие отрасли психологии. Обнаруживаются новые закономерности атрибуции. Частным случаем атрибуции является диспозиционная атрибуция -игнорирование, свобода от стереотипных, заранее готовых способов реагирования на других людей и ситуации. Данная атрибуция основана на развитой самостоятельности, опыте собственного свободного поведения и независимости интерпретации.
Выявленные причинно-следственные связи при исследовании атрибуции используются для разработки приемов практического влияния и изменения социальных установок, мотивационных процессов, эмоций и чувств, отношения к ответственности, межличностным отношениям в широком смысле и конфликтным в частности и других аспектов самопознания. В современных исследованиях атрибуции особое место занимают проблемы ответственности за успехи и неудачи, связанные с индивидуальной или совместной деятельностью, конфликтами другими аспектами социального взаимодействия.
Сотрудникам органов внутренних дел при управлении конфликтами также необходимо знание ошибок и эффектов атрибуции. Ошибка соответствия или фундаментальная ошибка атрибуции - склонность преувеличивать влияние личностных характеристик при недооценке влияния даже существующих ситуативных причин (Джонс, 1 979). Одна из возможных причин - типичная ошибка при наблюдении за поведением человека - обычно внимание фиксируется на действиях человека, а контекст ситуации уходит на второй план, является второстепенным. Эта типичная ошибка в условиях конфликтного взаимодействия приводит к усилению установочных причинных факторов конфликта, может создавать тупики в переговорах и сложности в достижении соглашений. В конфликтологической практике на основе технологии медиации существуют возможности всестороннего объективного анализа всего контекста конфликта, и на этой основе - приведения сторон к прочным соглашениям относительно как существа проблем и предмета спора, так и бережного отношения к личностным аспектам.
Атрибуция оказывает влияние на изменение поведения, особенности восприятия, формирует проницательность и умение анализировать причинно-
следственные связи при социальном взаимодействии, обеспечивает целостность, структурность и системность восприятия, что особенно важно в условиях конфликтов.
Знания и представления сотрудников органов внутренних дел об аттракции и межличностной перцепции, повышает их эффективность в управлении конфликтами.
Аттракция (англ. attraction; лат. attrahere - тянуть, притягивать) — механизм социальной перцепции, проявляющийся в свойствах человека располагать к себе, привлекать и вызывать доверие (аттрактивность). На основе аттракции возникает привязанность, дружба и более глубокие межличностные отношения. Ряд исследований аттракции направлен на выявление влияния внешней привлекательности в политике, при принятии судебных решений и др. Влияние аттракции важно учитывать при формировании первого впечатления о человеке (межличностная перцепция).
Межличностная перцепция — процесс восприятия и понимания людьми друг друга при их взаимодействии в ситуациях (условиях) различных видов общения и совместной деятельности, обеспечивающий социальное познание и регуляцию взаимоотношений. Как синоним употребляется термин «социальная перцепция». В. Н. Куницына под социальной перцепцией понимает «процесс, возникающий при межчеловеческом взаимодействии на основе естественного общения и протекающий в форме восприятия и понимания одним человеком другого».
Существенными сторонами межличностной перцепции является активный и деятельный характер процесса восприятия, наличие обратной связи и оценки воспринимаемого, формирование представлений и образа воспринимаемого человека, особенностей интерпретации поведения, возникновение и развитие отношений, влияние установок и др. Особое значение межличностная перцепция имеет в конфликтах. Вообще восприятие и понимание людьми друг друга протекает с учетом внутренних закономерностей каждого из названных процессов. Так, для характеристики и понимания сущности категории «межличностное восприятие» в ряде исследований выделены эффекты ореола, стереотипизации, проекции, отмечается влияние содержания установок (предубеждений), действие факторов превосходства и снисходительности. Существенными являются проблемы первого впечатления, имиджа и самопрезентации. В основе межличностного понимания лежат такие базовые процессы, как принятие и эмпатия, значительная часть которых осуществляется на неосознаваемом
уровне. Большую роль в межличностном понимании играет проблема определения причинности и интерпретаций.
Современная ситуация нацеливает сотрудника органов внутренних дел на кардинальное изменение отношения к особенностям собственной профессиональной коммуникации, а также месту и роли в ней конфликтного взаимодействия. Прежде всего, профессиональное общение должно рассматриваться как одно из универсальных средств достижения результата профессиональной служебной деятельности. Конфликты, неизменно возникающие (в силу специфики деятельности) в рамках профессионального взаимодействия с различными категориями граждан, должны приобрести статус социально-психологического феномена, в рамках которого сотруднику органов внутренних дел необходимо эффективно функционировать. Поэтому, если у сотрудника доминирует обыденное (негативное) понимание конфликта и его последствий, то его следует корректировать в сторону научно обоснованных, психологически грамотных ориентиров.
Таким образом, знание сотрудниками органов внутренних дел сущности и закономерностей таких социально-психологических феноменов, как аттитюд, атрибуция и аттракция, проявляющихся своеобразно в конфликтах, позволяет более полно проводить анализ и оценку конфликтов, успешнее проводить проверку и реализацию выбранных стратегий управления конфликтами.
Библиографический список
1. Денисов, О. И. Развитие конфликтологической компетентности руководителей : дисс. ... канд. психол. наук / О. И. Денисов. М., 2001. 168 с.
2. Конфликтология : учебник / под ред. А. С. Кармина. СПб. : Издательство «Лань», 1999. 448 с.
3. Комлев, Ю. Ю. Основы конфликтологии: теория, анализ и управление конфликтами в ОВД : учебное пособие / Ю. Ю. Комлев. Казань : КЮИ МВД России, 2011. 188 с.
4. Душкин, А. С. Психология управления конфликтами в деятельности сотрудников органов внутренних дел: теория и практика : монография / А. С. Душкин, А. В. Липницкий. СПб. : Изд-во СПб ун-та МВД России, 2019. 164 с.
5. Тренинг преодоления конфликтов : учебник / под ред. Н. Н. Васильева. СПб. : Речь, 2007. 174 с.
6. Юренкова, В. А. Психология конфликта : учебное пособие / В. А. Юренкова, А. С. Душкин, С. Е. Кораблев. СПб. : Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014. 128 с.
7. Узнадзе, Д. Н. Общая психология / Д. Н. Узнадзе ; пер. с грузинского Е. Ш. Чомахидзе ; под ред. И. В. Имедадзе. М. : Смысл; СПб. : Питер, 2004. 413 с.
8. Лопатин, Д. А. Тактические и правовые основы действий сотрудников наружных служб органов внутренних дел в конфликтных ситуациях : учебно-методическое пособие / Д. А. Лопатин, Т. Д. Кельдасов. Иркутск : ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2021. 51 с.
9. Душкин, А. С. Психологические особенности профессионального общения сотрудников органов внутренних дел с различными категориями граждан : учебно-практическое пособие / А. С. Душкин, В. А. Юренкова, С. Е. Ко-раблев. СПб. : Изд-во СПб ун-та МВД России, 2017. 87 с.
10. Цой, Л. Н. Конфликтологическая компетентность / Л. Н. Цой // Московская школа конфликтологии. [Электронный источник]. URL: http: /conflictmanagement.ru /konfliktologicheskaya-kompetentnost (дата обращения: 06.11.2020).
11. Кузнецов, С. В. Тактический тренинг перед заступлением на службу как форма практической подготовки сотрудников полиции / С. В. Кузнецов, А. Н. Волков / Актуальные вопросы совершенствования тактико-специальной, огневой и профессионально-прикладной физической подготовки в современном контексте практического обучения сотрудников органов внутренних дел // Материалы международной научно-практической конференции. СПБ. : Санкт-Петербургский университет МВД России, 2019. С. 209-212.
12. Митяева, А. М. Конфликтологическая компетентность будущего специалиста как предмет научного исследования / А. М. Митяева // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 2 (46). С. 273-280.
13. Зазыкин, В. Г. Конфликтологическая компетентность как фактор развития профессионализма государственных служащих / В. Г. За-зыкин // Материалы научно-практической конференции «Российское государство и государственная служба на современном этапе». М. : РАГС, 1998. С. 264-266.
14. Моруга, А. В. Девиации в системе социального управления в России: автореф. дисс. ... канд. социол. наук: 22.00.08 / Моруга Алексей Владимирович. Москва, 2011. С. 155.
15. Стрижов, Е. Ю. Факторная структура нравственной надежности личности / Е. Ю. Стрижов // Вестник Тамбовского государственного университета. 2007. № 12 (56). С. 135-140.
Bibliographic list
1. Denisov, O. I. Development of conflictological competence of managers: diss. ... cand. psychological sciences / O. I. Denisov. M., 2001. 168 p.
2. Conflictology : textbook / edited by A. S. Karmin. St. Petersburg : Publishing House «Lan», 1999. 448 p.
3. Komlev, Yu. Yu. Fundamentals of conflictology: theory, analysis and conflict management in the Department of Internal Affairs : textbook / Yu. Yu. Komlev. Kazan : KUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2011. 188 p.
4. Dushkin, A. S. Psychology of conflict management in the activities of law enforcement officers: theory and practice : monograph / A. S. Dushkin, A. V. Lipnitsky. SPb. : Publishing House of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2019. 164 p.
5. Training for overcoming conflicts : textbook / edited by N. N. Vasiliev. St. Petersburg: Speech, 2007. 174 p.
6. Yurenkova, V. A. Psychology of conflict : a textbook / V. A. Yurenkova, A. S. Dushkin, S. E. Ko-rablev. SPb. : Publishing House of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2014. 128 p.
7. Uznadze, D. N. General Psychology /
D. N. Uznadze ; translated from Georgian by
E. Sh. Chomakhidze ; edited by I. V. Imedadze. M. : Sense; St. Petersburg : Peter, 2004. 413 p.
8. Lopatin, D. A. Tactical and legal bases of actions of employees of external services of internal affairs bodies in conflict situations: educational and methodical manual / D. A. Lopatin, T. D. Keldasov. Irkutsk : FGKOU IN the VSI of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2021. 51 p.
9. Dushkin, A. S. Psychological features of professional communication of employees of internal Affairs authorities with different categories of citizens : textbook / A. S. Dushkin, V. A. Yurenkova, S. E. Ko-rablev. SPb. : Publishing house of St. Petersburg University of MIA of Russia, 2017. 87 p.
10. Choi, L. N. Conflictological competence / L. N. Choi // Moscow School of Conflict Management. [Electronic source]. URL: http: /conflictmanagement. ru /konfliktologicheskaya-kompetentnost (accessed 06.11.2020).
11. Kuznetsov, S. V. Tactical training before joining the service as a form of practical training of police officers / S. V. Kuznetsov, A. N. Volkov / Topical issues of improving tactical-special, fire and professionally applied physical training in the modern context of practical training of law enforcement officers // Materials of the international scientific and practical conference. SPB. : Saint Petersburg Uni-
versity of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2019. pp. 209-212.
12. Mityaeva, A. M. Conflictological competence of a future specialist as a subject of scientific research / A. M. Mityaeva // Scientific notes of the Oryol State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2012. No. 2 (46). pp. 273-280.
13. Zazykin, V. G. Conflictological competence as a factor in the development of professionalism of civil servants / V. G. Zazykin // Materials of the scien-
tific and practical conference «The Russian state and public service at the present stage». Moscow: RAGS, 1998. pp. 264-266.
14. Moruga, A.V. Deviations in the system of social management in Russia: autoref. diss. ... cand. Social sciences: 22.00.08 / Moruga Alexey Vladimirovich. Moscow, 2011. p. 155.
15. Strizhov, E. Yu. Factor structure of moral reliability of personality / E. Yu. Strizhov // Bulletin of Tambov State University. 2007. No. 12 (56). pp. 135-140.
Информация об авторах
Д. А. Лопатин - старший преподаватель;
Д. В. Попов - научный сотрудник.
Information about the authors
D. A. Lopatin - Senior Lecturer;
D. V. Popov - Researcher.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 23.11.2021; одобрена после рецензирования 13.12.2021; принята к публикации 17.12.2021.
The article was submitted 23.11.2021; approved after reviewing 13.12.2021; accepted for publication 17.12.2021.
Профайлинг. Технологии предотвращения противоправных действий : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность» / [Н. Д. Эриашвили и др.] ; под ред. Н. Д. Эриашвили, М. Е. Каменевой. 5-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2020. 191 с.
Рассмотрены нормативно-правовая база, теоретические основы и возможности практического применения технологий профайлинга в целях предотвращения террористических актов путем оперативного выявления их угрозы. Представлен общий методологический подход к разработке профайлинга для различных участков (этапов) проведения ре-жимно-контрольных мероприятий. Показаны возможности использования направлений прикладной психологии для выявления лиц, имеющих противоправные намерения. Изложены базовые требования к подбору и обучению сотрудников, применяющих технологии профайлинга.
Для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность», «Социальная психология», работников правоохранительных органов, ведомственных служб безопасности и охраны, взаимодействующих предприятий и организаций.
Профайлинг
Те кнологии п редатвра щеп ия противоправных действии
Пятое надзнне